«Я в мире прав и обязанностей»
материал (5 класс)

Иваненкова Мария Сергеевна

«Я в мире прав и обязанностей», внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

НЕДЕЛЯ ПРАВА

Классный час « Я в мире прав

и обязанностей»

5 «А» класс

Классный руководитель

Иваненкова М.С.

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели:

  • обобщить знания детей об основных правах ребенка;
  • разделить понятия «права» и «обязанности»;
  • показать единство прав и обязанностей;
  • сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам;
  • побуждать детей к защите своих прав;
  • воспитывать уважение к правам других людей;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оформление:  Презентация «Права и обязанности детей»

20 ноября - Всемирный день прав ребенка – слайд 1

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.) - слайд 2

Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1) - слайд 3

Право на жизнь - слайд 4

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Человек имеет не только права, но и обязанности. (из Ст.29 Конвенции). (слайд 5)

План классного часа

1. Игра «Имена».

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Игра «Имена»

Социальный педагог: Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это

                                Всемирный день прав ребенка. (слайд 1)

В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Педагог называет свое имя, например: «Марина - миролюбивая». Педагог показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

II. Интерактивная беседа «Право на имя»

Социальный педагог: Ребята, а имеете ли вы право на свои имена?

Как вы считаете?

Ответы детей: «Конечно, имеем».

Социальный педагог: А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а

                                не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и

                                фамилии?

Примерные ответы детей:

 Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Социальный педагог: Да, это первый ваш документ. А что там еще записано,

                                кто знает?

Примерные ответы детей: Там еще записаны имена наших родителей.

Социальный педагог: Правильно, а еще там записано, что вы являетесь

                                гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

- В Конституции, законах, указах и т. п.

- Разрабатывали президент, депутаты и т. п.

III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Социальный педагог: Ребята, все права детей всего мира записаны в

                                специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». (слайд 2). Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. (слайд 3) Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира? (слайд 4)

IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Социальный педагог:  Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся

                                за консультацией к юристу.

Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что присутствующие здесь старшеклассники - юристы, они хорошо знают права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к ним за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены, а старшеклассники разъяснят нашему герою его права, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей».

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы старшеклассников:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Социальный педагог: Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже с ограниченными возможностями, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Социальный педагог:  Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

- Не все знают права детей.

- Не считают детей полноценными людьми.

- Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Социальный педагог:  Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Социальный педагог: Ребята, у каждого человека есть права. Но

                                пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Человек имеет не только права, но и обязанности. (из Ст.29 Конвенции). (слайд 5) Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности

Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок из жизни и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Социальный педагог: Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь

                                не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Социальный педагог: Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Социальный педагог: Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Социальный педагог:  Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Социальный педагог: Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он

                                прав?

Примерные ответы детей:

- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Социальный педагог: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои

 этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Социальный педагог: А что они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Социальный педагог: Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Социальный педагог: Ребята, понравилось ли вам выступать в роли

                        юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

        Ответы детей.

Социальный педагог:Вы правы, знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция "Я в мире прав и обязанностей"

Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция «Я  в мир прав и обязанностей», проводится  она в 7,8 классах. На конференции  представлен опыт реализации детских мин...

Презентация на конференцию "Я в мире прав и обязанностей"

На конференции  представлен опыт реализации детских мини-проектов – победителей конкурса «Я в мире прав и обязанностей»....

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности"

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности". Урок для 2 класса общеобразовательной школы....

Викторина " В мире прав и обязанностей"

Тема: Права и обязанности учащихся.             Цели: v формирование правового сознания учащихся посредством      о...

Открытый классный час на тему "В мире прав и обязанностей"

Конспект классного часа для учащихся 9-10 классов...

Сценарий воспитательного мероприятия "В мире прав и обязанностей".

Вашему вниманию предлагаю сценарий для воспитательного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню прав ребенка.Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию социальным педагогам, воспитателям....

Обучающее занятие с активом детского объединения "РИТМ" "В мире прав и обязанностей"

Обучающее занятие с активом детского объединения "РИТМ" "В мире прав и обязанностей"...