Родительское собрание в 5 классе «Насилие в отношении детей: меры профилактики».
методическая разработка (5 класс) на тему

Фоменко Юлия Викторовна

Родительское собрание направлено на предотвращение насилия над детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_nasilie.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

                             Родительское собрание в 5 классе

               «Насилие в отношении детей: меры профилактики».

Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн

Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы - перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно
написано родителями.
Альберт Лиханов

Задачи собрания:

  1. Показать родителям актуальность обсуждаемой проблемы;
  2. Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия;
  3. Убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;
  4. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения собрания: лекция с элементами беседы.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя.

                    Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьезной темы – насилие и как уберечь наших детей от насилия, как защитить своего ребенка от любого воздействия со стороны и не навредить самим.

Проблема насилия над детьми в семьях сегодня более чем актуальна для многих стран, в том числе и для России, несмотря на усовершенствование системы защиты прав ребенка. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом растет.  Ежедневно на страницах газет и в сети интернет появляется информация об изнасиловании и избиении детей.

    Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но открыто обсуждать эту проблему стали только недавно.

      Изучение этой проблемы представляется важным в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое состояние и общее развитие детей и может повлиять на всю дальнейшую жизнь.

          В настоящее время мало кто из людей задумывается о своих поступках, действиях, часто мы даже не подразумеваем, что делаем кому-то больно, мы можем обидеть человека не только физически ―ударив его, но также и словесно – оскорбить, унизить. На самом деле мы совершаем насилие над окружающими нас людьми, это могут быть наши близкие ―родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, но также и люди, которых мы даже совсем не знаем. Очень часто мы планируем свои действия, но когда все идет не по плану, мы начинаем искать виновных, обвинять их в наших проблемах, но мы очень редко считаем виновными в своих ошибках нас самих. Под наши срывы могут попасться и дети ―маленькие, добрые существа, которые еще совсем не понимают, что люди могут не только добрыми, но и злыми.

Прежде чем перейти к рассмотрению видов насилия, надо определиться с понятием «насилие над детьми», что понимают ученые под этим термином. Итак, насилие  – это проявление эмоционального, физического или сексуального доминирования по отношению к несовершеннолетним лицам.

         Ученые выделяют несколько видов насилия:

  1. Физическое насилие
  2. Сексуальное насилие
  3. Психологическое насилие.

Физическое насилие

Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.

Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.

Формы физического насилия:

  • избиение, истязание;
  • удары;
  • пощечины;
  • прижигание горячими предметами;
  • вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;
  • принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;
  • попытки удушения или утопления ребенка.

Кроме того, физическое насилие почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Установлено, что физическому насилию чаще подвергаются мальчики, чем девочки. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста.

Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:

  1. Поведение родителей:
  • родители поздно обращаются за медицинской помощью, или инициатором обращения являются другие люди;

• дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, например, про нагноившуюся рану говорят, что ребенок только что упал;

•  обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, например, что он ударился сам;

•  обвиняют других детей;

• отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

  1. Внешний вид ребенка:
  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.);
  • задержка физического развития, отставание в росте и весе;
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).
  1. Психологические и поведенческие особенности детей:
  • Появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, тики, энурезы и другая неврозоподобная симптоматика.
  • Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
  • Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Формы сексуального насилия:

  • демонстрация ребенку половых органов;
  • все виды сексуальных контактов;
  • вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок и пр.)

Чаще сексуальное насилие над детьми совершается лицами с низким социально-экономическим статусом. В отличие от физического насилия, жертвами сексуального злоупотребления, как правило, бывают девочки. Они в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики.

Важно отметить, что при сексуальном насилии в семье дети, как правило, не получают физических повреждений. Сексуальное принуждение в семье – это не единичное событие, а медленно развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый процесс.

   Американские специалисты по насилию над детьми в семье Стин и Монетти выделяют следующие фазы процесса сексуального принуждения над детьми в семье:

1) Фаза соблазнения: повышенное внимание взрослого к одному из детей, выполнение всех его желаний, подарки и подкупы, прямые и косвенные знаки особой симпатии.

2) На фазе сексуальной активности соблазнитель уже предъявляет ребенку непомерные требования. Такие предложения, как «Если я выполняю все твои желания, то и ты должен исполнять все, что я хочу», создают обстановку, провоцирующую ребенка на ответные действия, а вопросы типа:  «Ты, конечно, все расскажешь маме, не так ли?» - затормаживают его сопротивление.

3) В фазе усиленного сохранения тайны виновник для удовлетворения своих потребностей вынужден всячески охранять жертву, чтобы не допустить эмоциональной близости с ней кого-либо еще. Это достигается сведением к минимуму контактов жертвы с другими людьми, что позволяет избежать каких-либо высказываний  ребенка о происходящем.

4) Фаза раскрытия (разоблачения) наступает, как правило, случайно, неожиданно. Только в некоторых, исключительных случаях ситуация становится известной по инициативе виновника или благодаря  преднамеренному признанию жертвы. Как правило, первым, кому ребенок решается все рассказать, становятся все же не взрослые, а другой ребенок – ровесник.

5) Фаза супрессии, наступающая непосредственно после раскрытия, характеризуется тем, что виновник, не желая быть до конца разоблаченным всю вину за совершенное насилие на ребенка, которого делает инициатором возникшего в семье кризиса.

Признаки сексуального насилия в семье:

1. Изменения в выражении сексуальности ребенка:
• поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
• соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
• необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), проституция.

2. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
• замкнутость, изоляция, уход в себя;
• депрессивность, грустное настроение;
• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
• частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
• трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста;
• отчуждение от братьев и сестер;
• терроризирование младших и детей своего возраста;
     3.  Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
• резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
• прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

4.  Изменения самосознания ребенка:
• падение самооценки;
• мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

5.  Появление невротических и психосоматических симптомов:
• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
• боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

Формы психологического (эмоционального) насилия:

Отвержение. Означает отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

Отказ в эмоциональном отклике. Представляет собой пассивную форму отказа ребенку в теплых чувствах и заключается в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком.

Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.

Унижение. Означает прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме, или запугивание. Включает принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).

Преднамеренная физическая или социальная изоляция. Представляет собой запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в кладовой, сарае или туалете.

Эксплуатация. Это использование слабости либо невинности ребенка. Наиболее ярким примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Неприятие и постоянная критика ребенка. Бывает явное и неявное неприятие. Явное неприятие встречается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, либо если ребенок не соответствует начальным ожиданиям родителей, например, в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик, или наоборот.

Неявное неприятие обнаружить гораздо сложнее. В таких семьях ребенок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Например, для матери ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.

Отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе. Эмоционально отвергнутые еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, чем желанные дети, чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются.

 Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Признаки психологического насилия:

  1. Особенности психического состояния и физического развития ребёнка: задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).
  2. Особенности поведения ребёнка: беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.
  3. В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения родительской жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в семье первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике. Работа в школе  по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях: профилактическом, диагностическом и коррекционном.
  4. Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.
  5. Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:
  6. 1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.
  7. 2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.
  8. 3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.
  9. 4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.
  10. Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строиться в двух направлениях:
  11. 1. Работа с родителями.
  12. 2. Работа с детьми.
  13. Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

         В заключении хотелось бы сказать, чтобы в жизни ваши дети встречались только с добром и положительными эмоциями, потому, что добро лечит сердце, а зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь.

 

  1. Беседа с родителями по теме собрания.

        (родители высказывают свое мнение по теме собрания, идет обсуждение)

В конце собрания родителям раздаются памятки.

                                     Памятка родителям

                                   Родители помните!!!!!!!!!

Порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества!

  • Они преподают ребенку урок насилия.
  • Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.
  • Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
  • В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
  • Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
  • Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
  • Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:

  • что он не заслуживает уважения;
  • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
  • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
  • что насилие - это проявление любви;
  • что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
  • что от взрослых нет защиты.

И помните что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе.Тема: «Отношение родителей к школьным отметкам ребенка»

Мой 24-летний опыт работы в школе высветил проблему отношения родителей к школьным отметкам ребенка. Неоднократно убеждалась в необходимости разговора с родителями на эту тему. В первую очередь такой ...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Воздействие внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка".

Презентация была составлена в качестве ознакомительного материала к родительскому собранию на тему: "Воздействие внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка". Классный руководитель обр...

Родительское собрание в 7 классе. Тема: «Отношения с детьми»

Предварительная подготовка. • Провести с учащимися следующую работу: Попросить детей продолжить неоконченное предложение (на выбор) «Если бы я был моими папой (мамой, бабушкой, дедушкой,… ) то….»...

Родительское собрание " Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников" по профилактике суицида

Цель - координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников.Задачи:· осмысление значимости психического здоровья школьника как компонентае...