Команда самоуправления как один из способов воспитания самостоятельности классного коллектива
статья на тему

Азыраа Аида Кара-ооловна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_8_doklad.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  с. ЭРЗИН

Доклад

«Команда самоуправления

 как один из способов

воспитания самостоятельности

классного коллектива»

в рамках конкурса педагогических чтений «Золотые зёрна»

Подготовила:

Азыраа А.К.

Эрзин-2014г.

Доклад

                                                                                         То, что мы собрались вместе, - это только начало;

                                                                                          То, что мы продолжаем оставаться вместе, –

                                                                                                                                               это уже достижение;

                                                                                           То, что мы вместе, - это настоящий успех!

                                                                                                                                                         Генри Форд

Введение

        Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений. Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества.

        Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.

        Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное – деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

        Модель самоуправления, выстроенная на основе идей «педагогики успеха», позволяет проектировать работу школы по созданию условий для гармонического развития достойной личности, удовлетворения ее потребностей в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь – это опредмеченный результат.

        Иначе говоря, деятельность, направленная на успех.

        Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, мы опираемся на следующие принципы:

 • педагогическое руководство;

 • предметность деятельности, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива;

 • единое планирование, то есть создание единого плана воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутриклассной и внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса;

 • выборность и составленность органов самоуправления, то есть в одни органы его члены будут избираться, в другие будут входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления;

 • сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;

 • построение самоуправления снизу вверх;

 • участие всех учащихся в системе самоуправления;

 • согласие, то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.

Понятие «команды»

        Сегодня в лексику руководителей прочно входят понятия «команда», «организационная (корпоративная) культура».

        «ХХI век – век совместной профессиональной деятельности, время коллективов, формирующихся ad hoc, для достижения какой-либо цели, в целом, время команд». (M.Ross Weisbord). Так в чем же их привлекательность?  Таким вопросом задаются многие руководители, организаторы, на стороне не остаются и руководители в сфере образования. Даже появился термин «педагогическая команда» и соответствующие исследовательские работы на данную тематику. Работая с детскими коллективами в течение 8-ми лет с 2005-го года, не раз задумывалась над вопросом формирования «команды самоуправления классного коллектива».

        Поэтому данное исследование посвящено разработке идеи превращения ученических (классных) коллективов муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ в такие команды, по-настоящему сотрудничающих, заинтересованных в общем результате совместного труда. Деятельность таких ученических коллективов современных учреждений образования определяется понятием «команда самоуправления».

         В работе раскрыто содержание понятия «команда самоуправления» и выделены стадии ее формирования в классном коллективе образовательных учреждениях. В рассмотренной литературе, посвященной данной теме, под понятием «команда» разные авторы дают разные формулировки, то есть понимают разные по своему составу группы людей. Так, в работе Жуковского И.В. под «педагогической командой» понимается  группа исключительно только педагогов, а в учебном пособии «Инновационный менеджмент в управлении школой» Светенко Т.В. и Галковской Г.В. под словосочетанием «педагогическая команда» понимается группа специалистов, т.е. не только педагоги, но и все работники школы, от бухгалтеров до рабочего персонала. Я же опиралась на определение,  данное в учебном пособии «Инновационный менеджмент в управлении школой» и, учитывая особенности определений понятия «команда», которые дают разные авторы и отечественные и зарубежные, я попыталась сформулировать единое определение «команды самоуправления», как одного из способов воспитания самостоятельности классного коллектива общеобразовательной школы.

         Команда самоуправления – это автономная группа детей – активистиов, организованных для совместной деятельности ради достижения общей цели,  приверженных единому подходу, взаимозависимых, взаимодополняющих  друг друга, ограниченных во времени и количестве, разделяющих ответственность за полученные результаты.

        Выделяются следующие виды команд, наиболее характерных для образовательного учреждения:

– стратегическая;

– оперативная;

– оптимизационная (организационно-воспитательная);

– команда управления.

        Данная экспериментальная команда самоуправления является оперативной, созданной на время, квалификация членов которой связана со спецификой выполняемого задания: они привлечены для совместного изучения сложных или критических ситуаций, выработки рекомендаций и для их внедрения. В данном случае в помощь классному руководителю при работе с классом в целом.

        Для достижения цели исследования одной из поставленных задач была – изучить современные подходы к процессу формирования команд в образовательных учреждениях. Изучены такие современные подходы, как стадии формирования педагогических команд, разработанные:

I. Цинаревой Т.А.:

1. Формирование состава команды;

2. адаптация;

3. функционирование;

4. расформирование или преобразование для работы над новым проектом. При этом этапы формирования педагогической команды она делит на два больших раздела: проблема и результат.

II. Светенко Т.В. и Галковской Г.В., как и в работе И.В.Жуковского. В этап «адаптации» они включают «конфликт» и «установление норм»:

1. формирование;

2. конфликт;

3. установление норм;

4. реализация;

5. роспуск.

 III. Солововой С.А. в ее работе «Формирование педагогической команды в образовательном учреждении»:

1. Этап установления отношений

2. Этап стабилизации отношений.

3. Этап активной деятельности. .

4. Этап группового опыта.

5. Этап окончательного формирования команды.  

И в экспериментальной части, при формировании команды самоуправления, учтены результаты исследований всех авторов, но за основу взяты стадии развития команды, разработанные Жуковским И.В.

        Так, сформированная команда самоуправления в данный момент прошла первые три стадии формирования команды по Жуковскому И.В., сейчас находится на стадии реализации целей своей работы – работа с планом актива класса в помощь классному руководителю. Их работа рассчитана на год, 2013-2014 учебный год, поэтому команда будет расформирована в мае 2014 года. В процессе совместной работы с командой самоуправления установлены условия ее формирования на базе классного коллектива.

        Условия для формирования и дальнейшей деятельности команды выявлены в ходе проведения эксперимента и изучения состояния членов команды на каждом стадии развития. Экспериментальной площадкой послужила 6 «б» класс МБОУ СОШ с. Эрзин.

        Таким образом, в ходе эксперимента определены условия, способствующие формированию и дальнейшей деятельности команды самоуправления на базе классного коллектива школы. Такими условиями являются:

– обязательное наличие руководителя среди членов команды самоуправления, во избежание возникновения конкуренции за лидерство;

– обязательная постановка целей, в достижении которых должны быть заинтересованы все участники команды;

– четкое распределение функциональных обязанностей каждого члена команды;

– перспективность данной деятельности, т.е. каждый должен извлекать выгоду (учиться, самосовершенствоваться, чувствовать свою принадлежность к коллективу и т.д.);

– чувство равенства между членами команды.

        Таким образом, обобщены основные результаты проведенного теоретического и экспериментального исследований, позволившие сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы, решении поставленных задач.

Использованная литература

  1. Жуковский И.В. Особенности создания педагогической команды / И.В. Жуковский. – М., 2005
  2. Мусаева Э.Ц. Социально-психологическая адаптация молодых учителей в условиях сельской школы / Э.Ц. Мусаева. – М., 1996.
  3. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие. / Под ред. В.С.Лазарева. – М.: Педагогика, 1997. — 278с.
  4. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы /        В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1982. – 206 с.
  5. Светенко Т.В. Инновационный менеджмент в управлении школой / Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. – М.: АПКиППРО, 2009. – 92 с.
  6.  Светенко Т.В. Инновационный менеджмент в управлении школой: рабочая тетрадь / Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. – М.: АПКиППРО, 2009. – 48 с.
  7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива /                

      В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

  1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа /                        

     В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1969. – 134 с.

  1. Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив в средней школе /

     В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1958. – 207 с.

  1. Цинарева Т.А. «Формирование педагогических команд как средство повышения кадрового потенциала вуза» / Т.А. Цинарева. – М., 2010.
  2.  L/ Thompson (2000) Making the Team: A Guid for Managers, Prentise Hall, Upper Saddle River, NJ.
  3.  J.R. Hackman (1999) «Introduction: Work teams in organizations: An oriented framework», in: Hackman, op. cit.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.

В статье повествуется о формах воздействия на  безнадзорность, правонарушения,  наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....

«Команда самоуправления как один из способов воспитания самостоятельности классного коллектива»

Команда классного самоуправления - эффективный метод для классного руководителя!...

Проектная деятельность как один из способов воспитания читателя

Статья учителя литературы МБОУ СОШ №1 г Алдан Республики Саха(Якутия)Шевелевой Евгении Владимировны Проектная деятельность как один из способов воспитания читателяОдной из важнейших задач со...

Метод проектов как один из способов организации самостоятельной работы школьников на уровне среднего общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт на уровне среднего общего образования (ФГОС СОО) содержит концепцию создания среды обучения, направленную на «личностное развитие учащихся, п...

Геймификация как один из способов становления субъектности школьников на уроках английского языка и в классном коллективе через использование цифровых платформ в условиях реализации обновленных образовательных программ.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ...