Выступление по теме самообразования: "Агрессия. Разрешение конфликтов".
методическая разработка (6 класс) на тему

гейнц светлана валерьевна

Отчёт по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_po_teme_samoobrazovaniya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме самообразования

Тема: Агрессия. Разрешение конфликтных ситуаций.

           В подростковом возрасте нередко возникают проблемы общения сверстников. Практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств остальных учеников класса.

           Травля, распространенная в ученической среде, вызывает у меня протест и сильное возмущение, но в тоже время я как учитель не могу ничего с этим поделать. В такой ситуации я испытываю смешанное чувство гнева и собственного бессилия. По данным исследователей 25% хотя бы иногда пытаются игнорировать проблему, в то время как большинство детей ждут от них реальных действий. Многие школьники считают, что учителя не способны их защищать.

           Я не желаю закрывать глаза на происходящее, мириться со своим бессилием и некомпетентностью в данном вопросе. Поэтому решила определить для себя данную проблему как тему самообразования на текущий учебный год.

        Проблема состоит в поиске способов разрешения конфликтных ситуаций между учащимися классного коллектива.

        Цель: научиться разрешать негативные конфликтные ситуации между учащимися классного коллектива.

        Задачи:

  1. Изучить понятия «агрессия», «агрессивного поведения», причины агрессивного поведения и тд.
  2. Выявить способы разрешения конфликтов.
  3. Описать причины и способы разрешения конфликтов.
  4. Составить систему мер, направленных на решение данной проблемы.
  5. Провести работы направленные на профилактику проявления агрессивного поведения.

        Гипотеза:  Если я разработаю систему мер воздействия на классный коллектив, с целью разрешения и профилактики конфликтных ситуаций, то это поможет мне понизить уровень конфликтности личности и уровень конфликтности в классном коллективе.

        План работы:

1. Определить цели и задачи работы.

2. Изучить: - методическую литературу по данной проблеме;

                     - имеющийся опыт других учителей.

3. Сбор и обработка информации.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

        В ходе работы с литературой по данному вопросу были изучено понятие агрессии, виды агрессии,  агрессивного поведения, их особенности.         Проанализировав различные источники, я пришла к выводу, что причинами, порождающими детскую агрессию, являются следующие факторы:

  1. Несформированность моральных норм (недостатки нравственного воспитания).
  2. Борьба ребенка за свои права, за достижение желаемого результата.
  3. Авторитарный стиль воспитания.
  4. Деформация системы ценностей в семейных отношениях.
  5. Средства массовой информации и т. д.

        Для профилактики агрессивного поведения необходимо:

  1. Провести работу с семьей:

  а) диагностика семейных отношений и степени их дисгармоничности;

            б) психокоррекция (индивидуальная и групповая работы с подростком и родителями).

       2.   Максимально сократить период свободного времени (на основе особенностей характера и способностей полростка сформировать круг его интересов).

        3. Включить подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых (дать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых).

        4. Устранить проявления агрессивного поведения по отношению к подростку со стороны окружающих (родителей).

         5. Отмечать положительные и отрицательные стороны каждого ребенка, не выделяя недостатки одного и достоинства другого.  

          6. Назначить подростка на какую-либо «должность»  в классном коллективе («наложить» на него определенные обязанности и поручения).

          7. Прислушиваться к чувствам детей, поощряя их откровенность.

        Также было изучено понятие конфликта, выявлены способы разрешения конфликтов, причины возникновения конфликтов.

        Работа, направленная на профилактику возникновения конфликтных ситуаций в классе.

        I этап. Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста «Опенка собственного поведения в конфликтной ситуации".         Учащимся раздаются листы ответов, в котором они должны проставить балл для каждого варианта.

        Учащимся нужно представить себя в конфликтной ситуации и представить свое обычное поведение в ней. Если учащемуся свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения. Если подобным образом учащийся ведет себя:

        часто — поставить 3 балла, иногда — 2 балла, редко — ] балл.

1.    Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю,    что    не    прав,    даже    если    не    могу   по верить в это окончательно.

 5.  Избегаю противника.

6. Желаю во, что бы то ни стало добиться своих целей.

7.  Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам

другую сторону.

 14.    Предлагаю мир.

15.    Пытаюсь обратить все в шутку. Лист ответов

«А»

«Б»

«В»

«Г*

«Д»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

        II этап. Обработка результатов. Нужно подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации:

        «А» — «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

        «Я» — «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

        «В» — «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

        «/» — «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

        III этап. Предлагается обсудить следующие вопросы:

-   В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?

-   Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?

-   Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

-   Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

-   Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя прав и чувства достоинства всех людей, участвующих в конфликте?

-   Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?

        IV этап. Для выявления некоторых причин возникновения конфликтов между людьми предлагается ответить на вопросы еще одного теста — «Уровень конфликтности  личности», раздает листы ответов и инструкцию.

Инструкция. При ответе на вопрос выберите один вариант ответа под конкретной буквой, обведите ее кружком в листе ответов. Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

\

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Вопросы

1. Характерно ли для вас стремление к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а)    Нет.

б)    Когда как.

в)   Да.

2. Есть      ли      в      вашем      коллективе      люди,      которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

а)   Да.

б)    Ответить затрудняюсь.

в)    Нет.

3. Кто вы в большей степени?

а)    Пацифист.

б)    Принципиальный.

в)    Предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а)    Часто.

б)    Периодически.

в)    Редко.

З. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а)    Разработал бы программу развития на год и убедил бы всех в ее выполнимости.

б)    Изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами.

в)    Чаше советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно? а)    Пессимизм. 6}    Плохое настроение. в)    Обида на самого себя.

7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а)    Да.

б)    Скорее всего, да.

в)    Нет.

8.Относите     ли     вы     себя     к    людям,     которым    лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а)   Да.

б)   Скорее всего, да.

в)    Нет.

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе?

а)    Раздражительность.

б)    Обидчивость.

в)   Нетерпимость критики со стороны других.

10. Кто вы в большей степени?

а)    Независимый.

б)   Лидер.

в)    Генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши Друзья?

а)    Экстравагантным.

б)    Оптимистом.

в)    Настойчивым.

12. С чем вам чаше всего приходится бороться?

а)    С несправедливостью.

б)   С бюрократизмом.

в)    С эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно?

а)    Недооцениваю свои способности.

б)    Оцениваю свои способности объективно.

в)    Переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

а)    Излишняя инициатива.

б)    Излишняя критичность.

в)    Излишняя прямолинейность.

        V этап. Подведение результатов: подсчитав общую сумму баллов, учащиеся могут определить свой уровень конфликтное: 14—17 баллов — очень низкий, 18—20 баллов — низкий, 21—23 баллов — ниже среднего, 24—26 -баллов — ближе к среднему, 27—29 баллов — средний, 30—32 балла — ближе к среднему, 33—35 баллов — выше среднего, 36—38 баллов — высокий, 39—42 балла — очень высокий.

        VI этап. Обсудив с детьми результаты теста, классный руководитель предлагает ребятам научиться разрешать конфликты.

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе — улучшение их отношений.

Сначала классный руководитель вместе с ребятами формулирует правила разрешения конфликта, записывая их на доске.

        Следующий шаг: анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа). Разбив ребят на группы, классный руководитель предлагает им в течение 5—10 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

        С учетом изученного материала и выше изложенного, я разработала систему мер, направленную на профилактику агрессии и возникновения конфликтов в классе:

1.Провести тестирование, направленное на определение уровня конфликтности в классе.

2. Провести тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

3. Тестирование  «Уровень конфликтности  личности».

4. На основе полученных данных организовать и провести классный час: «Агрессия. Разрешение конфликтных ситуаций».  

5. Провести индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

6. Организовать КТД.

7. Вести постоянное наблюдение ситуации в классе: за детьми, являющимися «агрессорами» и «жертвами».

8. Провести работу с детьми по вопросам: «Как выйти конфликтной ситуации?» (тренинг), «Развитие коммуникативных навыков и контактности», «Командная работа», «Укрепление взаимного доверия» (система игр).

      С целью разрешения и профилактики конфликтных ситуаций, я разработала систему мер воздействия на классный коллектив. Провела определенные тестирования, выявила для себя определенные факты. Организовала подготовку и проведение классного часа по данной теме. Регулярно провожу индивидуальные беседы по данному вопросу. На данном этапе дети заняты в организации КТД, ведется активная подготовка. Наблюдения показывают, что данная система мер оказывает положительное влияние на ребят. Планирую продолжать работу в этом направлении и совершенствовать свои знания и навыки в данном вопросе.

        Литература:                                                                                 

1. Деличсевич С.А. Основы превентивной психологии. – М. 1993.

2. Исаев Д. Д., Журавлёв И.И. Дементьев В.В. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. 1997.

3. Нершанина Н. Проблемы профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика. — 1981.

4.  Лансаенко И.И. Борьба с групповыми правонарушениями. — Киев, 1981.

5..  Семенюк Л.М.  Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М. 1996.

6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 5 – 11 классы. М.: «ВАКО», 2003.

7. Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина  Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие. – М.: АРКТИ.2006.

8. Юдина И. Г. Когда не знаешь как себя вести….. Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конфликты. Разрешение конфликтов.»

Классный час на тему: «Конфликты.         Разрешение     конфликтов.»...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"

Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфлик...

Методическая разработка урока по теме: «Пути мирного разрешения конфликтов» “Practice of Peaceful Conflict Resolution”

Урок посвящен проблеме  мирного разрешения конфликтов в современном мире и формирование толерантности мышления....

Выступление на МО "Участие социального педагога в разрешении конфликтов" из опыта работы"

Выступление на МО "Участие социального педагога в разрешении конфликтов" из опыта работы"...