Этические беседы.
классный час (5 класс) на тему

Клюшкина Алена Вадимовна

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon eticheskie_besedy.zip125.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Благодарность

                                             Спасибо тому, кто кормит и поит,                    а   вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.                                                                                  (Русская пословица)

Беседа:

Древнеиндийская мудрость гласит: «Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: Ученик – учителя, женатый сын – мать, разлюбивший муж – жену, достигший цели – помощника, выбравшийся из чащи – проводника, больной – врача». Как следует поступать первым? вторым?...  Для чего?

  1. Что такое благодарность?

       Благодарность – признательность за доброе отношение, помощь.

      Благодарность – это память сердца.                              (П. Буаст)

В прекрасном русском слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, творю благополучие, щедро отдаю частицу своей души. В слове «спасибо», ставшем формулой человеческих взаимоотношений, выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро.

       Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности.

                                                                                                           (Ж. Лабрюйер)

        2. Кому (чему) в жизни и за что может (должен) быть благодарен человек? Бывали ли вы благодарны кому-нибудь за что-либо? Расскажите, что вы чувствовали при этом? Как воспринимали вашу благодарность те, кого вы благодарили? Поясните смысл пословиц.

                                             Пословицы

  1. Доброе дело без награды не остается.

2. За добро добром платят.

        3. За добро не жди добра.

4. И собака помнит, кто ее кормит.

 5. На лихо жди лихо, на добро – добро.

6. Своего спасибо не жалей ,а чужого не жди.

3. Как вы относитесь к неблагодарным людям? Какой стала бы наша жизнь, если бы все люди были неблагодарными?

    В народе говорят: худший из людей – неблагодарный человек. Неблагодарность – не только дремучее невежество души, но и само по себе зло. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к нам с добротой и пониманием, а потому, что она обедняет нашу собственную душу. Неблагодарность – самая страшная глухота. Когда забываешь сказать спасибо, забываешь своего учителя или того, кто в трудную минуту стал тебе опорой, кто приютил, согрел, поддержал, сотворил добро.

                                                                                                        (В. Сухомлинский)

4. Вспомните и запишите слова, которыми люди выражают свою благодарность. Как часто вы пользуетесь этими словами?

                                                                                                             Задание 1

Причитайте индийскую сказку, ответьте на вопросы и сочините продолжение.

                                           Награда

         Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

        - Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня ин неволи, я щедро тебя отблагодарю.

          Путнику захотелось получит награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

         -Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

Страшно стало путнику.

         -Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть та награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

         -Она и есть, - ответил тигр.

         -Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник. –Давай спросим кого-нибудь – награда это или нет?

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

         -Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

         -Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

         -Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.

         -Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник.

Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.

       -Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

       -Злом! – отвечает корова. Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

       Выслушал ее тигр и сказал путнику:

       -Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

       -Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…

                                                                                                                          Вопросы:

1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?

2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?

3. За добро нужно платить? А чем платят за зло?

4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром? Сочините продолжение сказки.

                                                                                                                           Задание 2

       Прочитайте изречения. С какой точкой зрения вы согласны? Обоснуйте свое мнение в сочинении, выбрав одно из изречений в качестве эпиграфа.

       Благодарность – это готовность признать полученное благодеяние и оплатить за него.                                                                                   (Д. Локк)

      Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимает.

                                                                                                (Л. Вовенарг)

       Прочитайте стихотворение И. Киселева, напишите сочинение, самостоятельно сформулировав тему.

       Благодарю, Земля, благодарю

За то, что видел озеро, зарю,

За все вокруг, что знаю, слышу, вижу,

За эти дали светлые твои –

Пока мне хватит крови и любви,

Ни словом, ни поступком не обижу.

Простите нас, деревья и трава!

Мы забываем, повзрослев едва,

Что общим корнем связаны слова:

Народ, и благородство, и природа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое здоровье - здоровье нации. Этическая беседа

Представлена этическая беседа, направленная на сохранение своего здоровья. Что такое здоровье, какого человека называют здоровым, почему говорят: мое здоровье - здоровье нации - на эти вопросы должны ...

Разработка цикла уроков развития речи с использованием метода этической беседы

Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...

Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?

Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме  толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Классный час - этическая беседа "Искренность"

Классный час на тему "Искренность". Форма проведения - этическая беседа, направленнная на формирование нравственных ценностей у обучающихся.Методическая разработка классного часа помещена в сборник ма...

Классный час в форме этической беседы "свобода -это..."

Представлен классный час в форме этической беседы о свободе, как о категории выбора и меры ответственности....