Разработка цикла уроков развития речи с использованием метода этической беседы
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Паутова Татьяна Евгеньевна

 

Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессии. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания школьников очень высока.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных, горячо любящих свою родину людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина,  способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

 Решение этой задачи осуществляется  на разных уроках и внешкольных мероприятиях, используются разнообразные методы, в том числе и метод этической беседы на уроках развития речи.

В рамках фестиваля "Звёздный Юбилейный" мной были даны открытые уроки развития речи С использованием метода этической беседы: урок 1. Тема:"Духовно-нравственный стержень русского человека", урок 2. Тема: "Моя малая родина - город Юбилейный", урок 3. "Тема :" Ваше благородие, госпожа, чужбина..."     

Хочу поделиться своим опытом и предлагаю вашему вниманию планы-сценарии уроков и презентации к этим урокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx51.8 КБ
Файл prezentaciya_papo.part1_.rar1.39 МБ
Файл prezentaciya_papo.part2_.rar1.39 МБ
Файл prezentaciya_papo.part3_.rar808.65 КБ

Предварительный просмотр:

              Проект

     Разработка цикла

 уроков развития речи

   с использованием

   метода этической

          беседы

                                                                         

                                                   Слушатель курсов «Развитие  

                                                   речевых навыков на уроках русского

                                                   языка учащихся 5-9-х классов», группа 233:

                                                    Паутова Татьяна Евгеньевна, учитель

                                                    русского языка и литературы

                                                     

                                                    Научный руководитель: профессор

                                                    кафедры филологии ПАПО, доктор

                                                    исторических наук, к.ф.н.

                                                     Лайне Светлана Васильевна  

                                   

                                 

                                   

                                     Москва

                                     

                                       2011  

Содержание

Вступление…………………………………………………………………2

  1. Цикл уроков развития речи, посвящённых теме воспитания любви к Родине, русскому языку, литературе; формированию ответственного отношения к исторической памяти……………………………………….4
  1. Урок 1. Тема «Духовно-нравственный стержень русского человека»…………………………………………………………….4
  2. Урок 2. Тема «Твоя малая родина»………………………………...8
  3. Урок  3. Тема «Ваше благородие, госпожа чужбина, …»……….12

Заключение………………………………………………………………...17

Список использованной литературы……………………………………..18

Вступление

                                                                            Вместе  с языком образовывать

                                                                и развивать все духовные способности.

                                                                                                            Ф.И. Буслаев

Эпиграфом к урокам развития речи можно смело взять слова «Учись учиться, фантазировать, творить!» (Е.В. Любичева, Л.И. Болдырева. «Учиться языку как искусству»).

Они обращены не только к школьникам, но и к нам, учителям. Сотворчество, сопричастность к деятельности как способу проникновения ребёнка в неповторимый целостный мир языка и речи; отношение к языку как к искусству – вот главный принцип уроков развития речи. Учитель и ученик выступают здесь как соавторы, исследователи, творцы и фантазёры.

Ученик должен осознавать, что созданный им текст -  единый организм, в котором каждое слово должно быть на своём месте; что есть некие общие приёмы речевого творчества.  Это своего рода игра – игра со словами. В  ней главное – поиск и выбор вариантов, ритмов, слов…  А что есть слово? Слово – это «начало всех начал». Уметь говорит – значит уметь общаться, то есть понимать другого. Это умение мыслить и чувствовать, сопереживать, слушать и вести диалог. Недаром про хорошего собеседника народная мудрость гласит: «С ним побеседовал – душу отвёл».  Но важно ещё не только уметь говорить, но  и уметь правильно, грамотно выражать свои мысли, произнесённые вслух,  письменно!

Здесь как раз и нужно вспомнить о поиске вариантов, ритмов, слов. Ведь этот отбор не простой, а поистине волшебный. Тут всё играет роль: сцепление предложений, заманчивая сеть метафор, блистательный фонтан эпитетов,  удивительных ассоциаций...

Главное – избежать банальных штампов  и безликости слова.  Уроки развития речи и должны стать для учащихся теми волшебными истоками творчества, призванного сохранить родной русский язык, воспитать любовь к родине, уважение к историческому прошлому и настоящему государства, в котором живёшь.

Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессии. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания школьников очень высока.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных, горячо любящих свою родину людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина,  способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

 Решение этой задачи осуществляется  на разных уроках и внешкольных мероприятиях, используются разнообразные методы, в том числе и метод этической беседы на уроках развития речи.

  1. Цикл уроков, посвящённых теме воспитания любви к Родине, русскому языку, литературе; формированию ответственного отношения к исторической памяти

  1. Урок 1. Тема «Духовно-нравственный стержень русского человека»

Цели:

прививать интерес и любовь к русскому языку и литературе;  развивать речевые навыки учащихся, мыслительные способности; воспитывать любовь к Родине, формировать ответственное отношение к исторической памяти родной земли

Задачи:

учить определять тему, стиль, тип речи произведения; показать, что языковые средства выразительности способствуют выявлению идеи текста

Оборудование:

карточки с фрагментами текстов, необходимых для раскрытия темы урока, толковые словари; портреты тех поэтов, чьи стихотворения служат иллюстрацией к указанной теме урока; учебник, рабочие тетради, словарики учащихся.

Примечание. Две микротемы  можно дать для выступления подготовленным  ученикам.

                            Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.  (Звучит концерт №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова    )

Русский язык… Его история неотделима от истории народа; он, как зеркало, отражает все этапы развития общества. Язык объединяет поколения ныне живущие и давно ушедшие…Русский язык называют «родным» языком.

- Почему?

Учитель. Запишите в свой словарик:      Слайд 1

«- Родина – 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.

- Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Русский язык»,1991).

3.Беседа с классом.

Учитель. Послушайте, как оценивали значение Родины и патриотизма известные русские поэт и писатель.        Слайд 2

     

 Мила нам добра весть о нашей стороне,

 Отечества и дым нам сладок и приятен.

                                                         (Г.Р. Державин)

«Историческое значение каждого русского  великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма». 

                                                           (Н.Г. Чернышевский)

Трудная судьба выпала России. Столетиями ей приходилось  защищаться от кочевников, поляков, немцев,  шведов, литовцев, французов… О патриотизме россияне знают не понаслышке. Летописи сохранили для нас скупые, но страшные факты разорения русских земель из-за вражеского нашествия, примеры великого героизма русичей. «Слово о погибели русской земли» дышит высоким лиризмом и гражданским мужеством неизвестного автора, с восторгом рассказывающего о красоте русской земли и её богатстве до ужасного нашествия татаро-монгольских орд.    

                                                                          Слайд 3

« О, светло светлая и украсно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, холмами крутыми, высокими дубравами, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

                                         (Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986., с.134,135).

3.1 Выступление подготовленного ученика:

1812 год. Французы маршем прошли всю Европу, почти не встретив сопротивления. Наполеон мечтает о Москве, Кремле, о покорении России. Вся страна поднялась против захватчиков. Ратником дворянского ополчения был и Василий Андреевич Жуковский.                                            Слайд 4

Перед сражением под Тарутином, охваченный патриотическим воодушевлением, он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов». Там есть такие строки о Родине:

         Страна, где мы впервые

         Вкусили сладость бытия,

          Поля, холмы родные,

          Родного неба милый свет,

          Знакомые потоки,

          Златые игры детских лет

          И первых лет уроки,

          Что вашу прелесть заменит?

          О, Родина святая,

          Какое сердце не дрожит,

          Тебя благословляя!

  3.2.Выступление  подготовленного ученика:

   А великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов  (1814 – 1841) свою любовь к   России назвал «странною».                                              Слайд 5

 (Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина», учащиеся получают карточки с текстом стихотворения).

                             Родина

         Люблю отчизну я, но странною любовью!

         Не победит её рассудок мой.

         Ни слава, купленная кровью,

         Ни полный гордого доверия покой,

         Ни тёмной старины заветные преданья

        Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Учитель. Это всё он считает обычным для русского человека. Но что же вызывает у поэта слёзы грустного умиления? Что так трогает его сердце?

                           (продолжение чтения)

              Но я люблю – за что, не знаю сам? –

              Её степей холодное молчанье,

             Её лесов безбрежных колыханье,

             Разливы рек её, подобные морям…

             Просёлочным путём люблю скакать в телеге,

             И взором медленным пронзая ночи тень,

            Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

            Дрожащие огни печальных деревень.

            Люблю дымок спалённой жнивы,

            В степи ночующий обоз

            И на холме средь жёлтой нивы

                    Чету белеющих берёз.

                    С отрадой, многим незнакомой,

                    Я вижу полное гумно,

                    Избу, покрытую соломой,

                    С резными ставнями окно;

                    И в праздник, вечером росистым,

                    Смотреть до полночи готов

                    На пляску с топотом и свистом

                    Под говор пьяных мужичков.

                                                         1841 г.

Вопросы к учащимся:

- Почему свою любовь к Родине Лермонтов называл «странной»?

- Назовите родное, истинно русское, подмеченное поэтом и волнующее его.

Учитель.  А вот как видит и чувствует Родину Алексей Константинович  Толстой (1817 – 1875), другой русский поэт и писатель:  Слайд 6

                                 Край ты мой, родимый край,

                                 Конский бег на воле,

                                 В небе крик орлиных стай,

                                 Волчий голос в поле

                                Гой ты, родина моя!

                               Гой ты, бор дремучий!

                               Свист полночный соловья,

                               Ветер, степь да тучи!

                                                           1856 г.

Учитель. Завершим нашу подборку стихотворений о Родине известным четверостишием Фёдора Ивановича Тютчева (1803 – 1873). Слайд 7

                                  Умом Россию не понять,

                                  Аршином общим не измерить;

                                  У ней особенная стать –

                                  В Россию можно только  верить.

                                                                     1866 г.

4.Итоги урока.

    Рефлексия. Как вы считаете, в чём заключается духовно-нравственный стержень русского человека?


1.2.Урок 2.

Тема «Твоя малая родина – г. Юбилейный»

Цели:

прививать интерес и любовь к русскому языку и литературе;  развивать речевые навыки учащихся, учащиеся должны выработать в себе умение выступать на определённую тему;  развивать мыслительные способности; воспитывать любовь к Родине, формировать ответственное отношение к исторической памяти родной земли

Задачи:

уметь определять  стили и  типы речи и грамотно использовать в своих письменных работах; развивать навыки письменной речи в сочинениях на свободную тему.

Оборудование:

написанные  дома и творчески оформленные    

сочинения на тему «Город, в котором я живу…».

                                 Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о таком понятии, как «малая родина».

- Кто из вас может объяснить, что оно означает?

                (Варианты ответов учащихся).

Слово учителя. Действительно, для каждого человека это понятие обозначает разное, но обязательно тёплое, близкое, РОДНОЕ!

                             С чего начинается родина?

                             С картинки в твоём букваре,

                             С хороших и верных товарищей,

                             Живущих в соседнем дворе.

                           

                              А,  может, она начинается

                              С той песни, что пела вам мать –

                             С того, что в любых обстоятельствах

                              У вас никому не отнять!

На предыдущем уроке мы читали стихотворения  и высказывания известных русских поэтов и писателей  о нашей великой Родине. А ведь и о нашей малой родине тоже написано немало стихотворений. Их авторы – наши земляки… (Звучит гимн г. Юбилейного)

Выступление учащихся. Выразительное чтение отрывков стихотворений (наизусть).

Слово учителя. .А теперь, пожалуйста, приготовьте свои домашние  работы, и мы вместе послушаем, как вы расскажете о своей малой родине, о том скромном  небольшом подмосковном городе, в котором вы живёте. Предлагаю вам при рассказе придерживаться следующего плана:

1.Судьба Родины и мой край. Страницы истории.

2. Моя родина сегодня:

                          - население;

                         - занятия земляков;

                        - знатные люди – мои земляки;

                         - природа.

Тезисы выступлений по указанным разделам плана.

1.Судьба Родины и мой край. Страницы истории

2.Моя родина сегодня

                                                                              Слайд 8

Козлов  Илья: «История города начинается с незапамятных времён. При археологических раскопках 1993-1994 гг. близ деревни Максимково на р. Клязьме были найдены наконечники стрел, железные орудия труда, а также домашняя утварь III -   V веков н.э. Согласно архивным изысканиям город образовался на стыке нескольких поселений. Большая часть этих земель принадлежала известному роду Шереметевых…»

Панасян  Игорь: « В XIX в. Появилась железнодорожная линия (узкоколейная), соединяющая фабричный район Ивантеевки с местом добычи торфа  (ныне г. Королёв) и обеспечивающая его топливом. Со строительством узкоколейки связана одна из известных страниц отечественного кинематографа – здесь в 1931 г. Снимался первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» о судьбе беспризорников, воспитывавшихся в трудовой коммуне Костино..»

Шевчук  Вика: « Современная история Юбилейного – города военной науки – начинается с сентября 1939г., когда в Болшеве было открыто Московское Краснознамённое военно-инженерное училище, курсанты которого в полном составе  в годы Великой Отечественной войны  ушли на фронт. Многие погибли  и в память о них одна из улиц города носит название «Героев курсантов».

Гафиуллина  Надя: « Бурный рост космических исследований  определил создание в 1972 г. ЦНИИ военно-космических сил имени М.К. Тихонравова…»

Христенко Вика: «…Посёлок стал городом, военные городки – микрорайонами.  Улицы были названы в память выдающихся людей, живших и работавших здесь. Например, первого  начальника НИИ – 4 Нестеренко А.И., одного из основоположников практической космонавтики Тихонравова М.К….»

Привожу один из вариантов выполнения задания к данному уроку. (Стиль сохранён)

                           Сочинение

                Я живу в городе Юбилейный.                     Слайд 9

В школу я хожу по улице Героев Курсантов. Она так названа в честь курсантов, находящегося раньше в нашем городе, военного училища. Защищая нашу Родину, очень многие погибли на фронте во время Великой Отечественной войны.

Наш город очень зелёный и красивый, особенно осенью. Много здесь деревьев. Разные они, но все интересны. Высокие тополя медленно и с гордостью не торопятся сбросить свою листву. Молодых дубков и не увидишь сразу, узнать, что они там, среди деревьев и кустов, можно лишь по тёмно-коричневым листьям, разбросанным по асфальту. Кустики вдоль дороги словно молодцы, выстроились в ряд. Их коротко подстриженные, кудрявые головы укрыты зелёными листиками. И не скоро ещё облетит с них листва. Золотые берёзки бросаются в глаза издалека. Как нежно выглядят они в своих жёлтых нарядах! Они опустили ветки и печалятся, что скоро придут холода.

А в сквере около озера каких только деревьев не увидишь. Плакучая ива раскинула свои ветки над водой и будто бы обняла ими свою подругу берёзку, которая растёт рядом с ней. Высокие, зелёные ели в своей несменной одежде. И вся эта красота завершается живой изгородью из кустарников, листья на которых сейчас стали красными. Это так красиво, и я вам советую полюбоваться этим зрелищем.

  1. Слово учителя.

Вы все справились с письменной работой – сочинением. Давайте обратимся немного к теории:

- Какие  стили  речи вы использовали  в вашей работе?

- Какие признаки указывают на эти  стили?

- Какие типы речи можно определить в вашем тексте?

- Дайте краткую характеристику каждому типу речи, используя в качестве примера текст вашего  сочинения. (Ответы учащихся).

4.Итоги урока.

Слово учителя. Работая над сочинением, вы использовали разную литературу: учебники по истории, краеведческий материал, местные газеты. Но самое главное, я думаю, вы узнали из рассказов ваших родных, большинство из которых и сейчас живут и работают в нашем любимом городе.

Вы сегодня были очень внимательными и чуткими писателями, слушателями. Может быть, именно поэтому вам удалось так тепло, душевно и искренне рассказать о своей малой родине.

Рефлексия. Что я понял…  Какое впечатление…

Домашнее задание. Перечитать рассказ В.М. Шукшина «Критики».


1.3. Урок 3. Тема «Ваше благородие, госпожа чужбина…»

 Цели:

Расширить представления школьников о взаимосвязи между национальным сознанием народа и отражением его в идиоматических оборотах; прививать интерес и любовь к русскому языку и литературе;  развивать речевые навыки учащихся, развивать мыслительные способности; воспитывать любовь к Родине, формировать ответственное отношение к исторической памяти родной земли.

Задачи:

Углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; воспитывать бережное отношение к слову;  развитие умения строить связные высказывания и участвовать в выступлениях; воспитание языковой культуры личности.

Оборудование:

Плакаты с пословицами о родине, чужбине, высказываниями о русском языке; портреты А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Н.А. Некрасова; учебники по литературе.

Подготовка:

Выписать несколько русских пословиц о  родине и чужбине;  одну микротему готовит   учащийся;  инсценировка эпизода из драмы  А.С. Пушкина «Борис Годунов» (актёры – учащиеся).

                           Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя. На предыдущем уроке я попросила вас выписать по пять пословиц о родине и чужой стороне. Давайте послушаем, кто что сумел подыскать по теме и наиболее часто встречающиеся выпишем на доске

(учащиеся читают свои записи):                                            Слайд 10

  1. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  2. За морем теплее, да у нас веселее.
  3. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.
  4. Где кто родился, там и пригодился.

- Так что же такое «чужбина»?

«Чужбина – чужая страна» (из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова. М.: Русский язык, 1991., стр.886).

3. Работа по теме урока

3.1.Слово учителя.

Много русских живёт на чужбине. Кто не по своей воле, в изгнании, кто – добровольно.

Во Франции, Германии, Австралии, Америке, Испании, Португалии, странах Латинской Америки – по всему свету рассеялись русичи. Среди  них есть знаменитые  учёные, люди искусства, писатели, изобретатели, военные. Много добра, славы принесли они тем странам, где нашли приют.  Но даже объявленные «врагами народа», не признанные на Родине, они помогали России в годы её тяжких испытаний по мере своих сил и  возможностей.

Учащийся.                                                                           Слайд 11

В августе 1942 года советского полковника Мачина отозвали с фронта и направили на Аляску принимать американскую помощь – самолёты. Деловые отношения с американскими лётчиками складывались хорошо. Этому во многом способствовал инструктор, помогавший нашим лётчикам осваивать новую американскую технику. Это был Николай де Толли, праправнук русского легендарного полководца, героя Бородинского сражения Барклая де Толли. Николай де Толли прекрасно говорил по-русски и был большим другом России, не раз выручал наших лётчиков из трудных ситуаций, воевал против фашистов. На прощанье он сфотографировался с будущим генералом, Героем Советского Союза Мачиным. Этот снимок через много лет поместила на своих страницах  газета  «Правда» (7 декабря 1988г.) . Статный капитан де Толли добродушно, по-русски улыбается, стоя у боевой машины, франтоватый американский лётчик, русский по национальности.

Слово учителя.

Но есть и другие эмигранты – это добровольцы, рвущиеся на заработки. В основном это блестяще образованные люди, оказавшиеся «лишними» на Родине. Их в России не устраивает нищенское положение науки, отсутствие условий для реализации своего таланта. Они чаще всего отправляются в длительную командировку, «до лучших времён».

Журналисты кричат об «утечке мозгов» - и справедливо.  Ведь какой подарок зарубежным странам – получить блестящие научные кадры, ничего не затратив на их подготовку!

Есть ещё одна категория русских эмигрантов, так называемые «новые русские», - не таланты, не учёные, а разного рода аферисты, мошенники, внезапно разбогатевшие, пользующиеся несовершенством законов. У них не болит душа о России.  «Пусть хоть вся Россия провалится, лишь бы мне чай пить», так можно сказать об их намерениях, перефразируя одного из  героев Достоевского.

Как видите, по-разному ведут себя русские за рубежом, разное у них отношение к Родине, и поступки их нельзя оценить одинаково.

Давайте рассмотрим несколько примеров из истории России, которые нашли отражение и в нашей русской литературе.

Ведущий.                                                                           Слайд 12

В 1564 году сподвижник царя Ивана Грозного в походах на Казань князь Андрей Курбский бежал в Польшу: он опасался гнева царя за поражение русских под Невелем. Прошло 40 лет. Сын Курбского, вовлечённый в авантюру Самозванцем (Лжедимитрием I – Гришкой Отрепьевым),  решил послужить «сыну Грозного», помочь ему вернуть русский престол. Ведь он сам искренне верил, что это «чудом спасшийся сын царя».

                                                                                        Слайд 13

Инсценировка сцены разговора Самозванца с князем Андреем  Курбским

*****************************************************************

Самозванец. Ты родственник  казанскому герою?

Курбский. Я сын его.

Самозванец. Он жив ещё?

Курбский. Нет, умер.

Самозванец.

               Великий ум! Муж битвы и совета.

               Но стой поры, когда являлся он,

               Своих обид ожесточённый мститель,

               С литовцами под ветхий град Ольгин,

               Молва о нём умолкла.

Курбский.

                Мой отец

                В Волыни правил остаток жизни,

                В поместьях, дарованных ему

                Баторием. Уединен и тих.

                В науках он искал себе отрады;

                Но мирный труд его не утешал;

                Он юности своей Отчизну помнил

                И до конца по ней он тосковал.

Хитрый Самозванец (зовёт войско на Москву).

                Лишь дайте мне добраться до Москвы…

                                           когда корону предков  надену я…


Ведущий.

- В поход! В поход! Да здравствует Димитрий! – кричат литовцы и поляки, жадные до русского богатства.

Осень. Полки Самозванца у русской границы. Впереди два всадника: Самозванец и  сын Курбского, восторженный красавец. Он прискакал первым.

- Вот, вот она! Вот русская граница!  Святая Русь, отечество! Я твой! – и это говорит сын предателя, выросший на чужбине!                 Слайд 14

                       - Чужбины прах с презреньем отряхаю

                       С моих одежд – пью жадно воздух новый:

                       Он мне родной!.. теперь твоя душа,

                       О, мой отец, утешится, и в гробе

                       Опальные возрадуются кости!..

Курбский (с недоумением смотрит на мрачного Самозванца).

                       - Ужель и ты не возвеселишься духом?

                        Вот наша Русь; она твоя, царевич,

                        Там ждут тебя сердца твоих людей;

                        Твоя Москва, твой Кремль, твоя держава!

Самозванец.

                       - Кровь русская, о Курбский, потечёт!

                       Вы за царя подъяли меч, вы чисты.

                       Я ж вас веду на братьев…

(А.С. Пушкин. Борис  Годунов. – М., 1995. – стр. 51-53, 67, 68. Серия «Школьная библиотека».)


Слово учителя.

1914 год. Империалистическая война. Опять в России беда: революционная смута, разорение, беспорядки, нищета.                            Слайд 15

Сергей Есенин пишет стихотворение  «Гой ты, Русь моя родная!». Там есть такие строки:

                         Если крикнет рать святая:

                         «Кинь ты Русь, живи в раю!» -

                          Я скажу: «Не надо рая,

                          Дайте родину мою».

Поэта огорчают страдания народа:

                            Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

                            Лишь к тебе я любовь берегу.

                             Весела твоя радость короткая

                            С громкой песней весной на лугу.

1924 год. В России советская власть. Новая жизнь. Великий поэт оказался «лишним».  Сколько горечи в его стихах:

                              Моя поэзия здесь больше не нужна,

                              Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…

В стихотворении «Русь советская» он слово подводит итог своей судьбе, отказываясь воспевать революцию и её последствия:

                        Как есть всё принимаю.

                       Готов идти по выбитым следам.

                      Отдам всю душу октябрю и маю,

                       Но только лиры милой не отдам…

А даже отвергнутый Родиной поэт говорит о своей безграничной любви к ней:

                          Но и тогда,

                          Когда во всей планете                       Слайд 16

                          Пройдёт вражда племён,

                          Исчезнет ложь и грусть, -

                         Я буду воспевать

                         Всем существом в поэте

                          Шестую часть земли

                         С названьем кратким «Русь».

Не уехал Есенин за границу, хотя бывал там. Трагически погиб в любимой России…

В стихотворениях любимых русских поэтов, написанных более двух сотен лет назад, мы находим обращения и к нашему поколению.  В них – гражданская позиция великих поэтов России:

                            Не может сын глядеть спокойно

                            На горе матери родной,                      слайд 17

                            Не будет гражданин достойный

                            К отчизне холоден душой…

                                                  Н.А. Некрасов.

                       …Пока свободою горим,

                           Пока сердца для чести живы,

                           Мой друг, отчизне посвятим

                           Души прекрасные порывы!

                                                  А.С. Пушкин. «К Чаадаеву»

-Дорогие ребята, вы обратили внимание на выделенные строчки  стихотворения А.С. Пушкина? Ведь вы их видите ежедневно, приходя в свою школу. Где? (Ответы учащихся).

- Правильно, над  дверями  нашей школы.

- Пожелаем Родине благополучия и мира, мудрой власти и сильной армии, счастья и трудолюбия россиянам.

И сами примем посильное участие в развитии России, когда вырастем.

4.Итоги урока

Итоги урока подводят сами учащиеся. Резюмируют прослушанный материал по следующим вопросам:

  1. родная сторона и чужбина;
  2. русичи в чужой стороне;
  3. любовь к родине  - одна из главных тем русских поэтов.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение  о родине, отчизне, выбрав самостоятельно, согласно своему  чувству, настроению.

Заключение

                                                               Как нет человека без самолюбия, -  так

                                                               нет человека без любви к отечеству, и эта

                                                               любовь даёт воспитанию верный ключ к

                                                               сердцу человека…

                                                                                                           К.Д. Ушинский.

В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе школы. Применение инновационных технологий в педагогической деятельности представляет этот процесс интересным.

 Реализуя план по воспитанию гражданских и патриотических качеств в учащихся, надо помнить, что ощущение себя гражданином начинается с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью, город, школу…

«Патриот», по точному определению Владимира Ивановича Даля, не только «любитель Отечества», но и «ревнитель о благе его». Любовь к Отечеству, Родине…  С чего начинается эта любовь? В чём она может проявляться?

Как отвечали на уроках и писали в своих творческих работах учащиеся, патриотизм, любовь к Родине начинается с человека, с любви и уважения, гуманного отношения к другим людям.

Следовательно, наша общая педагогическая  задача – это создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в прочной связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним.


Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – М.,1992

3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка., М.,1990.

4. Журналы «Воспитание школьников» №№4, 8,10. – М., 2004.

5.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и    практика обучения: 5- 7 классы: Книга для учителя. – М., 1991.

6. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. – М., 1991.

7. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. – СПб.: «Паритет», 2005.

8. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 2000.

9. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Книга для учителя: Из опыта работы. – М., 1995.

10. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2011

11.Тареева Л.И., Жданова А.И. Литература. 9-11 классы. Воспитание читателя. – Волгоград: Учитель, 2009.

12. Ушаков Н.Н. О межпредметных связях в преподавании русского языка. – М., 1997.

Русский народ силён и свят своей любовью к русской земле, вере православной, именно они и спасли русского человека в годы мучений. Они срослись с душой русского человека и наградили её навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом. Именно в этом, по-моему, и заключается духовно-нравственный стержень русского человека.

Я считаю, что духовно-нравственный стержень русского человека заключается в следующем:  русский человек по-своему самобытен и уникален. Все народы любят свою Родину. Но любовь русского человека к отчизне опирается на многовековые народные Святыни, традиционные ценности национального самосознания. Таким и был от века могучий русский патриотизм, т.е. горячая и святая любовь к Родине. Именно патриотизм не раз спасал Русь в тяжелейшие годины…

Пускай судьба не будет к вам суровой.

И как-нибудь в свой самый светлый час

Вы помяните добрым тихим словом

Всех тех, кто жил на свете ради вас.

Я знаю, это будет всё когда-то,

Потому прошу вас об одном:

Пусть и для вас всё это будет свято,

Как незабудки в поле за селом…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"

Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...

Урок развития речи с использованием картины А.А Рылова "Зелёный шум"

Цели: 1) рассмотреть речетворческую глубину слова «ветер» 2) описать картину И.Э.Грабаря «Зелёный шум» 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе 4) развить воображение учащихся, ассоциа...

Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)

Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...

Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.

Урок развития речи  по СОТ "РКМЧП",  в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула....

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Цикл уроков развития речи по описанию картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

Цель проекта:научить ребят творческой работе по написанию сочинения, используя разные виды искусства.Основные задачи проекта: научить учащихся подбору рабочего материала к сочинению; уметь составлять ...