Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок развития речи по СОТ "РКМЧП", в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_rya_kniga.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: Сочинение-рассуждение о книге.
Количество часов: 2
Цель урока: формирование коммуникативно-речевых умений школьника.
Задачи урока: отработка умений
- формулировать тезис рассуждения;
- приводить аргументы (доказательства);
- делать выводы.
Педагогическая технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Технологический приём: попс-формула.
Формы работы: фронтальная, парная.
П – позиция (тезис рассуждения)
О – объяснение (аргументы)
П – примеры (аргументы)
С – следствие (вывод)
Учебник Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009 г.
Ход урока.
П- ПОЗИЦИЯ (ТЕЗИС РАССУЖДЕНИЯ)..
Книга – наш друг и советчик (позиция должна быть сформулирована ясно и кратко).
Работа над вступлением сочинения.
Учитель:
Друг – это кто?
Учащиеся:
- Тот, кого мы любим.
- Тот, к кому прислушиваемся.
- Тот, у кого ищем совета.
- Кому доверяем.
- Тот, с чьим мнением считаемся.
Учитель:
Что для нас сделает друг?
Учащиеся:
- Посочувствует, поможет выйти из трудного положения.
- Научит, подскажет, как решить возникшую проблему.
- Порадуется вместе с нами.
- Поделиться своими знаниями.
- Помечтает вместе с тобой.
Учитель:
Можно ли книгу назвать другом? Найдём ответ в высказываниях упр. № 343,344.
(работа в парах)
ТЕЗИС (№ 343 С.Михалков) | Антитезис (№ 344 И.А.Гончаров) |
Авторы детских книг – самые большие ваши друзья. | Чтение – роскошь, дело, без которого легко и обойтись можно, а книга – вещь, назначенная для развлечения, от скуки и от нечего делать. |
О – ОБЪЯСНЕНИЕ (АРГУМЕНТЫ).
В объяснении должна быть ссылка на известных людей
Запись высказываний известных деятелей культуры (комментированное письмо, повторение изученных орфограмм и пунктограмм):
- Полюбите книги, и они, если вы захотите, могут перестроить всю жизнь. (Н.Смирнов-Сокольский).
- Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная от грубости и пошлости. (Н.Г.Чернышевский).
- Одни книги – это боеприпасы, другие – хлеб, третьи – засушенный цветок, и все они необходимы. (Эренбург И.).
- Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать. (французский просветитель Дидро).
- Я вспоминаю книги Островского и Толстого, Горького и Пушкина, Маяковского и Шолохова и говорю: «Спасибо вам, мои любимые писатели, первооткрыватели и учителя, наставники и товарищи! Спасибо вам за всё: за вдохновение, за школу, за уроки жизни!» (Ю.Гагарин).
- Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности. Любимая книга никогда не изменит и вернётся именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке. (В.Г. Лидин).
- Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. (А.Т.Твардовский).
- Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М.Горький).
Основная часть сочинения.
Учитель:
Что же даёт книга? Ответ ищем в записанных высказываниях и тексте упр. № 342
Учащиеся (работа в парах):
- Открывает огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников (№ 342)
- Позволяет глубже оценить свои поступки и поступки окружающих (№ 342)
- Помогает почувствовать всю прелесть русского языка (№ 342)
- Облегчит жизнь, поможет разобраться, научит (М.Горький)
- Не изменит, поддержит в трудную минуту (В.Г.Лидин)
- Избавит от невежества (Н.Г.Чернышевский)
- Перестроит всю жизнь (Н.Смирнов-Сокольский)
П – ПРИМЕР (АРГУМЕНТЫ).
Пример должен быть значимым для автора. В нём должна быть ссылка на личный опыт и мнение экспертов.
Учитель:
Какие книги ваши любимые? (общее рассуждение и примеры книг: названия и авторы). См. высказывание Ю.Гагарина.
Как и когда эти книги помогли вам? (Уроки жизни)
- В минуты грусти…..
- Заставили задуматься о……
- Научили……..
- Помогли разобраться в……..
- Дали знания о …….
С- СЛЕДСТВИЕ (ВЫВОД).
Кратко повторена суть позиции «Книга – наш друг и советчик», подведён итог рассуждения (итак, таким образом, как видим…).
Учитель:
Чьи мысли о книге совпадают с вашими? (примеры ответов: Дидро, И.Эренбург, А.Твардовский).
Самостоятельная работа над черновым вариантом сочинения.
Домашнее задание: сочинение- рассуждение о книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"
Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...
Урок развития речи с использованием картины А.А Рылова "Зелёный шум"
Цели: 1) рассмотреть речетворческую глубину слова «ветер» 2) описать картину И.Э.Грабаря «Зелёный шум» 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе 4) развить воображение учащихся, ассоциа...
Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)
Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...
Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)
Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе
Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе...
Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.
Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....