Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Белоусова Елена Ильинична

Урок развития речи  по СОТ "РКМЧП",  в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_rya_kniga.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Сочинение-рассуждение о книге.

Количество часов: 2

Цель урока: формирование коммуникативно-речевых умений школьника.

Задачи урока: отработка умений

  1. формулировать тезис рассуждения;
  2. приводить  аргументы (доказательства);
  3. делать выводы.

Педагогическая технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Технологический приём:  попс-формула.

Формы работы: фронтальная, парная.

П – позиция (тезис рассуждения)

О – объяснение (аргументы)

П – примеры (аргументы)

С – следствие (вывод)

Учебник   Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока.

П- ПОЗИЦИЯ (ТЕЗИС РАССУЖДЕНИЯ)..

 Книга – наш друг и советчик  (позиция должна быть сформулирована  ясно и кратко).

Работа над вступлением сочинения.

Учитель:

  Друг – это кто?

Учащиеся:

  1. Тот, кого мы любим.
  2. Тот, к кому прислушиваемся.
  3. Тот, у кого ищем совета.
  4. Кому доверяем.
  5. Тот, с чьим мнением считаемся.

Учитель:

   Что для нас сделает друг?

Учащиеся:

  1. Посочувствует, поможет выйти из трудного положения.
  2. Научит, подскажет, как решить возникшую проблему.
  3. Порадуется вместе с нами.
  4. Поделиться своими знаниями.
  5. Помечтает вместе с тобой.

Учитель:

     Можно ли книгу назвать другом? Найдём ответ в высказываниях  упр. № 343,344.

(работа в парах)

ТЕЗИС (№ 343 С.Михалков)

Антитезис (№ 344 И.А.Гончаров)

Авторы детских книг – самые большие ваши друзья.

Чтение – роскошь, дело, без которого легко  и обойтись можно, а книга – вещь, назначенная  для развлечения, от скуки и от нечего делать.

О – ОБЪЯСНЕНИЕ (АРГУМЕНТЫ).

    В объяснении должна быть ссылка на известных людей

     Запись высказываний известных деятелей культуры (комментированное письмо, повторение  изученных орфограмм и пунктограмм):

  1. Полюбите книги, и они, если вы захотите, могут перестроить  всю жизнь. (Н.Смирнов-Сокольский).
  2. Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная от грубости и пошлости. (Н.Г.Чернышевский).
  3. Одни книги – это боеприпасы, другие – хлеб, третьи – засушенный цветок, и все они необходимы.  (Эренбург И.).
  4. Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.  (французский просветитель Дидро).
  5. Я вспоминаю книги Островского и Толстого, Горького и Пушкина, Маяковского и Шолохова и говорю: «Спасибо вам, мои любимые писатели, первооткрыватели и учителя, наставники и товарищи!  Спасибо вам за всё: за вдохновение, за школу, за уроки жизни!» (Ю.Гагарин).
  6. Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности. Любимая книга никогда не изменит и вернётся именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке. (В.Г. Лидин).
  7. Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального  развития человека. (А.Т.Твардовский).
  8. Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру,  к человеку. (М.Горький).

Основная часть сочинения.

Учитель:

   Что же даёт книга?  Ответ ищем в записанных высказываниях и тексте упр. № 342

Учащиеся   (работа в парах):

  1. Открывает огромный,  прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников (№ 342)
  2. Позволяет глубже оценить свои поступки и поступки окружающих (№ 342)
  3. Помогает почувствовать всю прелесть русского языка (№ 342)
  4. Облегчит жизнь, поможет разобраться, научит (М.Горький)
  5. Не изменит, поддержит  в трудную минуту (В.Г.Лидин)
  6. Избавит от невежества (Н.Г.Чернышевский)
  7. Перестроит всю жизнь (Н.Смирнов-Сокольский)

П – ПРИМЕР (АРГУМЕНТЫ).

  Пример должен быть значимым для автора. В нём должна быть ссылка на личный опыт и мнение экспертов.

Учитель:

       Какие  книги ваши любимые? (общее рассуждение и примеры книг: названия и авторы). См. высказывание Ю.Гагарина.

       Как и когда эти книги помогли вам?  (Уроки жизни)

- В минуты грусти…..

- Заставили задуматься о……

- Научили……..

- Помогли разобраться в……..

- Дали знания о …….

С- СЛЕДСТВИЕ (ВЫВОД).

  Кратко повторена суть позиции «Книга – наш друг и советчик», подведён итог рассуждения (итак, таким образом, как видим…).

Учитель:

   Чьи мысли о книге совпадают с вашими? (примеры ответов: Дидро, И.Эренбург, А.Твардовский).

Самостоятельная работа над черновым вариантом сочинения.

Домашнее задание: сочинение- рассуждение о книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"

Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...

Урок развития речи с использованием картины А.А Рылова "Зелёный шум"

Цели: 1) рассмотреть речетворческую глубину слова «ветер» 2) описать картину И.Э.Грабаря «Зелёный шум» 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе 4) развить воображение учащихся, ассоциа...

Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)

Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.

Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....