Классный час "Жизнь - это труд"
классный час (10 класс) на тему

Шашукова Аник Валерьевна

Классный час для 10 класса. Доказать учащимся значимость труда в жизни человека, способствовать профессиональной ориентации подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час в 10 классе "О труде"63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДАТА:________________

Классный час: «Жизнь – это труд»

Цели: доказать исключительную значимость труда в жизни человека; способствовать профессиональной ориентации  подростков.

Задачи:

-  расширить  знания подростков о значении труда в жизни человека, о профессиях;

-   воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;

- формировать позитивное отношение к  труду, уважение к людям труда;

-  развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.

План классного часа.

  1. Самая большая ценность – жизнь.
  2. Жизнь – это труд.
  3. Что труд даёт человеку?

- Труд – средство достижения жизненных целей.

- Труд – источник радости и удовольствия.

- Труд – основа профессиональной деятельности.

- Труд  красит человека.

- Труд – источник общения.

- Труд закаляет человека духовно и физически.

  1.  Игра «Закончи пословицу»
  2. Цените время.
  3.  Подведение итогов.

Ход классного часа.

      I. Оргмомент. (Слайд 1), (Слайд 2)   Учитель. «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем».  Эти слова принадлежат русскому учёному, академику Д.С.Лихачёву  [с. 22].

Но что есть жизнь? Определений много. И среди множества определений сегодня хочется выделить одно.

II. (Слайд 3) «Жизнь есть труд. Она требует серьёзного отношения к себе, и всякое легкомыслие терпимо  ею только до времени, но время принесёт с собой жестокое наказание тем, которые относились к жизни невнимательно или легко, холодно или недостаточно активно… Она поставит в счёт каждый ваш ложный и неосмотрительный шаг».  Именно такое определение жизни дал писатель А.М.Горький.

.         Ученик.       Не позволяй душе лениться!

                              Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

             Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться».

  III. (Слайд 4)    Учитель. Что труд даёт человеку?

(Слайд5)    1. Труд – средство достижения жизненных целей.   «Можно по-разному определить цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание». – Так утверждал  Д.С. Лихачёв в письме «В чём смысл жизни» [с. 23].  

Цели бывают разные.  Лев Николаевич Толстой своим близким людям давал такой совет: «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, жертвуя низшие цели высшим».

 Цели сами по себе не осуществляются.   А что для этого нужно? Чтобы ответить на данный вопрос,  давайте послушаем сказку.

                                                          Орёл и пустыня.

В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые сыпучие пески  -  ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко-высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орёл:

 -  Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.

И реши орёл преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.

Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе:

-  Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей родной пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса.

И каждое новое утро опять заставало орла за работой.

Учитель

-  Какую цель поставил орёл?

- Что, по-вашему, нужно орлу для достижения своей цели?

 (Примерные ответы детей:  план действий, силу воли, желание много трудиться…)

Учитель.

Для достижения цели, как видите, нужно немало, и одно из средств достижения поставленной цели – это труд.

- Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?

(Примерные ответы детей: да цель орла можно назвать высокой, так как он думал не только о себе…)

Учитель.

Каждый человек должен иметь высокие цели и много трудиться для их достижения. Академик Д.С.Лихачёв считал, что «надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

 Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

 Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже….  Уметь извиняться, признавать перед другим ошибку – лучше, чем юлить и врать» [с. 23 – 24].

«Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности. Он ставит себе цель, достойную человека» [с.27].

Ставя перед собой различные жизненные цели, человек мечтает о счастье.  Но как получить счастье? Послушайте внимательно стихотворение известной поэтессы Вероники Тушновой и постарайтесь ответить на данный вопрос.

Ученица.              Сто часов счастья…

Разве этого мало?

Я его, как песок золотой,

намывала,

собирала любовно, неутомимо,

по крупице, по капле,

по искре, по блёстке,

создавала его из тумана и дыма,

принимала в подарок

от каждой звезды и берёзки….

Сколько дней проводила

за счастьем в погоне

на продрогшем перроне,

в гремящем вагоне,

в час отлёта его настигала

на аэродроме,

обнимала его, согревала

в нетопленом доме.

Ворожила над ним, колдовала…

Случалось, бывало,

что из горького горя

я счастье своё добывала.

Это зря говорится,

что надо счастливой родиться.

Нужно только, чтоб сердце

не стыдилось над счастьем трудиться,

чтобы не было сердце

лениво, спесиво,

чтоб за малую малость

оно говорило «спасибо».

Сто часов счастья!

Чистейшего, без обмана….

Сто часов счастья!

Разве этого мало?                                        

Учитель. Так как же стать обладателем счастья?

(Примерные ответы детей:  для того, чтобы быть счастливым,  нужно много трудиться,  счастье – это тоже труд,    над счастьем нужно трудиться).

Учитель. Да, ребята, над счастьем нужно трудиться.  Это ещё одно доказательство утверждения, что жизнь – это труд.

(Слайд 6)    2. Труд – источник радости и удовольствия.  Д.С. Лихачёв по этому поводу сказал: «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий» [с. 14].

 Кто-то из вас, усомнившись,   может сказать – ну разве может быть радостью труд?  Да, может. Но это касается не  всех людей.  Познать и испытывать радость труда могут только  люди  трудолюбивые, выработавшие в себе привычку трудиться с детства. Это счастливые люди. Именно о них писал Д.С.Лихачёв. Привычку трудиться, как и любую другую, выработать не так просто. Для этого нужно проявить силу воли, твёрдость характера.  Многие из вас часто  бросают начатое дело, столкнувшись с теми или иными трудностями, обвиняя себя в бездарности и убеждая – зачем стараться, всё равно ничего не получится. Это глубочайшее заблуждение. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает.  Уместно вспомнить  пословицу: терпенье и труд всё перетрут.

Сегодня ваш главный труд – это учение. Давайте вновь обратимся к творчеству Д.С.Лихачёва

 «Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто  нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы.

 … Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда». Такие строки находим  в  письме «Учитесь учиться»   [с. 08 – 109].

Читаем далее.

 «И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?»  [с. 110].

В этом же письме находим и ответ на поставленный вопрос.

 «Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные так же чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребёнку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков»  [с.110].

(Слайд 7)  3. Труд – основа профессиональной деятельности.      Поле окончания школы вы будете приобретать профессиональные знания, далее работать в той или иной профессии.       От труда зависит материальное благополучие человека, его семьи.

Кто-то из вас уже определился с выбором будущей профессии, кто-то ещё в поиске….    Что бы узнать немного больше о профессиях, я предлагаю вам игру. Каждый из вас выбирает профессию, называет три главных атрибута этой профессии. Именно по этим атрибутам другие дети должны будут отгадать задуманную вами профессию. Например:

Сумка, газеты, телеграммы (почтальон),

Люди, управление, музыка (дирижёр).

Как видите, профессий много разных. Можно ли сказать, что работа бывает престижная и не престижная?  Можно ли стесняться работы? (Ответы детей рознятся).

Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

(Слайд 8)   4. Труд красит человека. Чтобы понять это, послушайте коротенький рассказ  К.Д.Ушинского «Два плуга».

                                        Два плуга.

  Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без  всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

 - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

 - От труда, мой милый, - отвечал тот.  – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Учитель. - Что случилось с плугами? Почему?

- Кого подразумевает К.Д.Ушинский под плугами?

- Как,  по-вашему, труд влияет на человека?      (Ответы детей)

Вывод:  труд красит человека.

         Ученик.      Будь беспокойным! Бойся

Без радостей прожить и без забот…

Тебя в болото праздности и лени

Покой неотвратимо засосёт.

Ты плесенью покроешься, коростой,

Тебя источит раньше срока ржа,

Самовлюблённой сделается, чёрствой

Твоя душа, покоем дорожа.

Будь беспокойным! Не считай отрадой

Благополучья собственного рай.

Дерзай! Работай! Ошибайся! Падай!

И всё сначала начинай!                               В.Алатырцев.

(Слайд 9)   5. Воспитатель. Труд  - источник общения.  Есть профессии, в которых умение общаться является основой профессионального успеха.  Назовите такие профессии.  (Ответы детей)

 В трудовом коллективе человек и  сам учится общению с другими людьми. А общение, как известно, великая роскошь.

(Слайд 10)  6. В труде человек закаляется духовно и физически.  Писатель Виталий Александрович Закруткин  утверждал:  «Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом». Именно в процессе труда человек воспитывает в себе ответственность, трудолюбие, силу воли, целеустремлённость.

 На слайде вы видите знаменитого штангиста, двукратного олимпийского чемпиона,  восьмикратного чемпиона мира Василия Алексеева. Василий Алексеев установил 80 мировых рекордов. Действующий рекорд по сумме упражнений в тяжелоатлетическом троеборье – 645 килограммов.   До сегодняшнего дня его достижения никто не может повторить Это ли не пример мужества и героизма, достигнутый титаническим трудом и  подтверждающий колоссальные возможности человека.

IV. Игра «Закончи пословицу».

Учитель. Ребята, я надеюсь, что вы убедились в исключительной значимости труда в жизни человека. И эта значимость позволяет утверждать:   жизнь – это труд.  О труде народ сложил много пословиц. Давайте вспомним некоторые из них. Сейчас я буду говорить начало пословиц. Ваша задача – их закончить.

  1. Деревья смотри в плодах,   …. (а человека в делах).
  2. Терпенье и труд ….. (всё перетрут).
  3. Под лежачий камень… (и вода не течёт).
  4. Маленькое дело лучше большого…. (безделья).
  5. Горька работа, да сладок … (хлеб).
  6. Не сиди, сложа руки…. (не будет и скуки).
  7. Любишь кататься…. (люби и саночки возить).
  8. Делу -  время, … (потехе – час).
  9. Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде).

V.  Цените время.

Учитель. Ребята, вы молоды и сейчас вам кажется, что времени впереди много, торопиться не надо. Но  вы можете ошибиться.  Цените время, не откладывайте дела на «потом».

                            Ах, как мы мало время бережём!

Нет, это я не к старшим обращаюсь.

 Они уж научились. Впрочем, каюсь, -

Кой кто поздненько вспомнил и о нём.

И лишь порой у юности в груди

Кипит ключом беспечное веселье.

Ведь времени так много впереди

На жизнь, на труд и даже на безделье.

                          Пусть будут вёсны, будут соловьи,

Любите милых горячо и свято,

Но, всё же, в труд идите, как в бои.

Творите биографии свои,

Не упускайте времени, ребята!

        Э.Асадов «Творите биографии свои»

  1. Подведение итогов.

Учитель. Вольтер сказал: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».

Обоснуйте данное утверждение.          (Ответы детей).  

(Слайд 11)   В заключение хочется вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Воспитывать детей нужно не для счастья, а для труда – это и принесёт им счастье».  Не забывайте, что жизнь – это труд. Трудитесь и будьте счастливы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Режим труда и отдыха"

Рекомендации для учащихся по правильному распределению своего времени....

Сценарий открытого классного часа «Герои труда Кубани»

Сценарий открытого классного часа «Герои труда Кубани»...

Беседа для классного часа. Рынок труда. Самые востребованные профессии

На сегодняшний день многих интересует, какие профессии наиболее перспективны для работы и успешного карьерного роста. Сегодня у нас пойдет разговор о профессиях, которые требуют наличие неких специаль...

Классный час "В труде - красота человека"

Труд красит человека, облагораживает его....

Классный час "Мир.Труд. Май"

Задачи урока:продолжить знакомить ребят с праздниками, которые отмечают в нашей стране;подробно остановиться на празднике 1 Мая (рассказать историю возникновения праздника, его значение);воспитать чув...

Классный час о труде "В мире профессий"

Классный час о труде  "В мире профессий"...