Из опыта работы: "Ситуационный классный час"
консультация (5, 6 класс) по теме

Парникова Елена Юрьевна

Мой опыт использования в своей работе технологии индивидуального рефлексивного воспитания  будет интересен классным руководителям. Ситуационные классные часы дают возможность учащимся анализоровать свое поведение, формировать и развивать индивидуальное сознание и его коррецию. В приложении вы сможете ознакомиться с конспектами  классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_individualnogo_refleksivnogo_vospitaniya.docx367.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа-интернат №2» г.Рязани

Из опыта работы:

«Ситуационный классный час»

Подготовлено воспитателем

Парниковой Еленой Юрьевной

2015 год

       Основные  формы  учебно-воспитательного  процесса – урок,  классное  собрание  и  классный  час.  В  зависимости    от  применяемых  технологий  они  могут  развивать  ученика,  но  могут  и  не  быть  таковыми.  Применение  технологий  и  методики  коллективного  воспитания  хорошо  отработаны  во  всех  школах, однако  следует  отметить,  что  рефлексия  и  наблюдения  за  изменениями  в  поведении  детей  обычно  не  проводятся.  Эти  технологические  звенья  являются  обязательными  при  проведении  коллективных  творческих  дел.

   Воспитание  в  коллективе  и  через  коллектив -  это  адаптация  ребенка  к  внешним  требованиям,  к  внешней  регуляции  своего  поведения,  например  к  правилам  социума  и  под  контролем  социума.  Но  в  поведении  ребенка  многое  зависит  от  его  сознательной  саморегуляции,  самосознания,  формируемых  и  развиваемых  самим  учащимся  в  процессе  воспитания.

На  сегодня  необходима  такая  технология,  которая  будет  направлена  на  формирование  и  развитие  индивидуального  воспитания  или  его  коррекцию,  т.е  сознательную  волю,  сознательную  саморегуляцию  человека.  Поэтому в  своей  деятельности  я стала  применять  технологию  и  методику  индивидуального  рефлексивного  воспитания.

Для  технологии  и  методики  индивидуального  воспитания  использую  такую  форму, как  ситуационный  классный  час.  Жизнь  любого  человека  в  целом  состоит  из  ситуации,  т.е.  из  таких  событий,  явлений,  фактов,  которые  оказывают  влияние  на  его  поведение  и  в  которых проявляются  характер,  привычки,  культура  поведения.   Методика,  применяемая  мною,  позволяет  анализировать    собственное  поведение  в  ситуациях  «после  событий»,  чтобы  учиться  на  собственном  опыте  или  разрабатывать  стратегию  поведения  на  будущее.  Технология  ситуационного  классного  часа  включает  в  себя  такие  компоненты,  как  цель;  информацию;  «Я – позиция»;  причина  «Я – позиции»;  «Я – позиция»  и  общественно

значимая  норма;  рефлексия;  свободный  выбор.  Это  технологические  компоненты  непосредственно  ситуационного  классного  часа,  а  затем  два  компонента,  лежащие  как  бы  за  его  пределами:  мотивация  и  реальный  результат. При  традиционном  подходе  к  процессу  воспитания  дети  отчуждаются  от  самоанализа,  от  принятия  собственных  решений,  от  ответственности,  от  осмысления  собственных  неудач  и  ошибок  -  все  это  дается  в  готовом  виде  сверху,  то  технология  и  методика  индивидуального  рефлексивного  воспитания  устраняют  этот  главный  педагогический  недостаток. Основой  технологий  служит  структура  развивающего  метода,  так  как  именно  развивающий  метод  помогает  каждому  ученику  выходить,  как  минимум,  на  уровень  применения  знаний  в  сходных  ситуациях,  а  как  максимум – на  применение  знаний  в  измененных  ситуациях,  т.е.  на  творческий  уровень.    

   В  своей  деятельности  я  сочетаю  технологии  и  методики  индивидуального  и  коллективного  воспитания  и  стараюсь  грамотно  их  использовать  на  основных  воспитательных  формах – классных  часах.  На  классном  собрании  принимается  коллективное  решение,  обязательное  для  всех.  Таким  образом  формируется  общественное  сознание  и,  следовательно,  формы  мышления.  Классный  час  дает  возможность  выбора  поведения  каждому  ученику  в  результате  собственной  работы  над  собой.  Основное  назначение  классного  часа – формирование  и  развитие  индивидуального  сознания  и  его  коррекция.  Указанные  формы  работы  с  учащимися  позволяют  перейти  от  функционального (по  частям)  к  целостному  воспитанию  личности  и  человека.  Личность  характеризуется  общественной  направленностью  сознания  человека,  а  индивид – индивидуальной  направленностью  сознания.  Эти  крайности  не  должны  быть  нормой.  Именно  в  сознании  должна  быть  заложена  золотая  середина,  гармония,  и  это  достигается  воспитанием  с  использованием  современных  технологий.

 Исходя  из  главной  цели  воспитания  -  развитие  нравственного  сознания  -  и  структуры  развивающего  метода,  я  считаю  для  эффективности  классного  часа,  классного  собрания  или  иного  воспитывающего  мероприятия   придерживаться  следующих     критериев:

- включенность  каждого  воспитанника  в  деятельность  по  принятию  решения,  подготовке  и  проведению  воспитывающего  мероприятия.  Участие  каждого  ученика  в  процессе  принятия  решения,  подготовки  и  проведения  того  или  иного  дела  устанавливаем  методом  наблюдения  или  путем  беседы  с  учащимися  в  процессе  мероприятия  или  после  него;

  - активность  каждого  воспитанника  в  общении  и  взаимодействии  между  собой  во  время  проведения  мероприятия;

- подготовленность и чёткая организация мероприятия;

-познавательная  ценность  мероприятия (анализируется  самими  участниками  в  процессе  рефлексии:  что  нового,  значимого,  полезного,  интересного  было  для  каждого);

 - эмоциональная  сопричастность  к  собственной  деятельности  и  деятельности  своих  товарищей (внутренние  переживания,  проявляющиеся  в  эмоциях  во  время  действия);

- высокий эстетический уровень мероприятия;

- положительная  самооценка  мероприятия  его  участниками;

-  влияние  мероприятия  на  позитивные  изменения  в  поведении  детей (наблюдение  после  проведения  мероприятия).

Основными методами с помощью  которых проводится оценка мероприятия по указанным критериям, являются наблюдение, беседа, рефлексия.

 При  работе  по  технологии  и  методике  индивидуального  рефлексивного  воспитания  существенную  роль  играют  ограничения  в  деятельности  классного  руководителя,  учителя.  Переход  от  авторитарной  в  своей  основе  педагогики  к  демократической,  гуманистической  требует  критического  осмысления  некоторых  методов  и  подходов.  

Необходимо  помнить,  что  эти  технология  и  методика  переносят  проблемы  на  плечи  самих  детей,  делая  их  ответственными  за  свой  выбор,  за  свое  решение.  Не  следует  давать  оценку  событиям (хорошо,  плохо,  целесообразнее),  включать  детей  в  самооценку  на  основе  сравнения  своего  поступка, поведения  с  нормами  жизнедеятельности.  Не  критиковать  выбор  позиции  ученика.  На  ситуационных  классных  часах  при  работе  в  группах  детей  стараемся  объединить  таким  образом,  чтобы  в  группе  были  дети  с  позитивными  и  негативными  отношениями  к  тем  или  иным  явлениям,  например  рядом  с  учащимися,  нарушающими  те  или  иные  Правила  внутришкольной  жизни,  сидят   учащиеся  их  выполняющие.  Все  конкретное,  а  не  абстрактное  обсуждение  ситуации:  вместо  слов  «мы»,  «все»,  должно  звучать  «я  так  поступаю»,  «я  так  думаю».  Для  побуждения  ребенка  к  самовоспитанию,  к  саморегуляции,  к  самоуправлению  собой  существуют  различные  способы,  но  я  выбрала  одно  из  них  - самооценку. Логика  здесь  следующая: пока  я  (ученик)  не  знаю  и  тем  более  не  осознаю  (не  понимаю),  каким  я  должен  быть  и  не  сравню  себя,  например,  с  эталоном  поведения,  я  ориентируюсь  на  факторы  влияния,  исходящие  от  окружения.  И  поскольку  такие  влияния  противоречивы – школа,  семья,  социальная  среда,  средства  массовой  информации,  то  и  поведение  ученика  противоречиво.  Но  это  до  тех  пор,  пока  у  ученика  не  появятся  внутренние  точки  опоры -  стремления,  готовность,  убеждения  (в  старших  классах).

 Если  человек  с  раннего  детства  не  научится  оценивать  качество  своей  работы,  то  трудно  ожидать  от  него  самоконтроля  за  качеством  своей  работы,  потому  что  привычка  ждать  оценки  со  стороны  приводит  к  тому,  что  в  отсутствии  внешнего  контроля  поведение  человека  становится  непредсказуемым.

 Воспитательный  процесс  является  эффективным  тогда  и  только  тогда, когда  он  в  системе.


Приложение 1

Ситуационный классный час

Тема:  художественная  книга  в  моей  жизни.

 Цель:  самоанализ  отношения  к  художественной  книге  и  ее  роли  в  жизни  человека.  До  начала  классного  часа  (за  один  день)  провели  исследование – анкетированием.

                                                       Анкета  

1.Нравится  ли  тебе  читать  художественные  книги?

 Да,  не  очень, нет,  не  знаю.  

2.Какой  библиотекой  ты  пользуешься  при  выборе  книг?

 Районной,  школьной,  домашней,  у  товарища.

 3.Назови  одну-две  прочитанные  тобой  последние  книги?

 4.Когда  это  было?  

 5.В  какое время  ты  обычно  читаешь  книги?

 До  классного  часа  просмотрели  формуляры  в  школьной  библиотеке.  

 Информация:  классный  руководитель  сообщил  результаты  анкетирования,  не  называя  «плохих»  чтецов.  Дал  характеристику  круга  чтения  по  материалам  просмотра  формуляров  в  школьной  библиотеке.  

«Я-позиция».  

Причина  «Я-позиции».  Учащиеся  по  кругу  отвечают  на  следующие  вопросы:

 - как  каждый  из  вас  относится  к  чтению  книг  и  почему;

 -припомните  название  книги,  которую  вы  прочитали  последней  и  когда  это  было;

- книги  каких  жанров  вы  любите  читать  и  почему.

 

«Я-позиция» и   общественно  значимая  норма.  Учащиеся  в  группах  готовят  ответы  на  вопросы:  

1.Можно  ли  книгу  заменить  радио,  телевидением  или  нет  и  почему?

 2. Назовите  две-три  причины,  мешающие  вам  постоянно  читать  книги?  3.  Что  имел  в  виду  М. Горький,  говоря: «Любите  книгу,  она  источник  знаний»?

C:\Users\Сергей\Desktop\школа-интернат\шки фото\P1060510.JPG

 Дискуссия.  Вначале  каждая  группа  высказывает  свою  точку  зрения  по  каждому  вопросу,  а  затем  все,  кто  хочет.

C:\Users\Сергей\Desktop\школа-интернат\шки фото\P1060503.JPGC:\Users\Сергей\Desktop\школа-интернат\шки фото\P1060505.JPG

  Рефлексия.  Учащиеся  отвечают  на  вопросы:

  1. Изменилась  ли  ваша  точка  зрения  на  художественную  книгу  или  нет  и  почему?

  2. Что  для  вас  было  важным,  чего  нет  при  обсуждении  темы  и  почему?

Свободный  выбор.  Классный  руководитель  предлагает  каждому  сделать  выбор  в  чтении,  говоря,  что  ответы  на  вопросы  жизни  можно  получить,  лишь  читая  книги.  

Мотивация.  Это  действия  классного  руководителя  после  классного  часа:  поддержка  вниманием  тех  учащихся,  которые  приняли  решение  улучшить  свои  результаты,  изменить  поведение.

 Реальный  результат.  Это  отслеживание  (чаще  всего  методом  наблюдения)  изменений  в  поведении  детей  после  проведенных  классных  часов.

Приложение 2

Ситуационный классный час

Тема  классного  часа: «Итоги  3 четверти».

Основания  для  конструирования  технологии-природный  механизм  мыслительной  деятельности  и  структура  развивающего  метода

Технология  ситуационного  классного  часа

Методика  классного  часа.  Педагогическая  цель:  коррекция  поведения  через  изменение  структуры  и  содержания  мысли-цели  относительно  учебных  результатов.

1.Структурирование  внутренней  речи (мысли)  и  ее  первичное  закрепление  во  внешней  речи

Информация (3мин). Размещение  учащихся (в круге). Изложение  «Я-позиции». Причина «Я-позиции» (7 мин).

Демонстрация  сравнительной  таблицы  уровней  успеваемости  за 1  и  2-ю четверти. Учащиеся  по  кругу  отвечают  на  вопросы: 1.Удовлетворены  ли  вы  своими  результатами,  почему?

2.Что  каждому  из  вас  мешает  лучше  учиться?

 3.Что  может  помочь  вам  в  учебе?

2.Соотнесение  первичной  структуры  внешней  речи  со  структурой  более  высокого  уровня.

«Я-позиция»  и  общественно  значимая  норма.  Работа  учащихся  в  группе  по  4 человека (в  одной  группе  учащиеся,  имеющие  разные  позиции  в  отношении  своих  результатов. (7мин)

Группам  дается  задание (записаны  на  доске) – подготовить  ответы  на  вопросы: 1.В  жизни  существуют  две  точки  зрения  на  ученье:  учиться надо,  можно  не  учиться.  Выберите  свою  точку  зрения  и  докажите  ее.

 2.Укажите  две-три  основные  причины,  мешающие  Вам  лучше  учиться.

 3. Что  надо  делать,  чтобы  устранить  указанные  причины?

Конфликт-препятствие

Дискуссия (10 мин)

Каждая  группа  высказывает  свои  точки  зрения  по  каждому  вопросу,  а  затем  те,  кто  имеет  другие  взгляды  на  обсуждаемые  вопросы.

Перевод  внешней  речи  во  внутреннюю  и  снова  ее  возврат  во  внешнюю  речь.

Рефлексия (5мин).  Учащиеся  по  кругу  отвечают  на  первый  вопрос,  а  на  второй,  третий – ответы  от  групп.

1. Что  вы  считаете  полезным  для   себя  в  этом  обсуждении  и  почему?

 2.Что  понравилось,  почему?

3. Что  не  понравилось,  почему?

Перевод  внешней  речи  во  внутреннюю

Свободный  выбор.  Речь  классного  руководителя (2-3мин)

Заключение  кл. рук.:  каждый  из  вас  хотел  бы  улучшить  результат.  Это  естественное  и  хорошее  желание.  Но  эту  задачу  решить  трудно.  Можно  работать в  новой  четверти  так  же  и  тогда  трудно  ожидать  улучшения,  но  можно  воспользоваться  теми  советами,  которые  здесь  прозвучали.  В  таком  случае,  я  думаю,  результаты  будут  такими,  какими  вы  хотите  их  получить.  Желаю  вам  успеха.  Через  месяц  мы  вернемся  к  обсуждению  промежуточных  результатов  и  посмотрим,  что  вам  удалось  сделать.  Классный  час  окончен.

Мотивация

Побуждение ученика к позитивному поведению

Поддержка вниманием, помощью, заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своём поведении

Мониторинг

Отслеживание изменений в поведении детей

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию"

Обобщение опыта классного руководителя 7 класса по теме:"Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,способствующих духовно-нравственному воспитанию"...

Из опыта работы Формирование классного коллектива через проектную деятельность

Коллективная деятельность, общее интересное дело, имеющее конечный результат, способствуют объединению и сплочению любого коллектива, особенного детского. Одним из интенсивных методов включения подрос...

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

Из опыта работы «Роль классного руководителя в профессиональном определении школьников»

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у школьников психологичес...

Творческий портрет классного руководителя (из опыта работы над классным самоуправлением)

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для кла...

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...

из опыта работы как классного руководителя

из опыты работы как классного руководителя...