Литературно-музыкальная композиция, посвящённая снятию блокады Ленинграда.
классный час (10 класс) на тему

Гапотченко Елена Степановна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leningrad._snyatie_blokady.docx48.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СНЯТИЮ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА П О С В Я Щ А Е Т С Я

I

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд «Виды Петербурга».

Стоит над Невой город

                        Большой и красивый,

                        Город – герой, город – солдат,

                        Город – труженик.

( звучит «Лунная соната» Л. Бетховен, проекция слайдов Санкт-Петербурга)

        

 (за кадром): Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

 (за кадром): Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ сойкости, непокорённости.

 

История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в  годы воины и жители блокадного Ленинграда.

На сцену выходят юноша и девушка.

         Когда я приезжаю в Ленинград,

                     Перед закатом солнца чайки стонут.

                     Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

                     Плывут в Неве и никогда не тонут.

         Из неба, из воды они глядят,

                     Напоминая мне и Ленинграду,

                     Что эти звёзды — слава всех солдат,  

                     Прорвавших  ненавистную блокаду.

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд

« Монументы в память о блокаде Ленинграда»

У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о блокадном Ленинграде.

                        

Былые годы в памяти не стерты,

Встают из тьмы воскресшие года.

И разделенье на живых и мертвых

Должно исчезнуть раз и навсегда.

 

Город Петра –

Гордость России и слава,-

Устоявший в неслыханном прежде бою,

Третий орден тебе

Приколола держава

На защитного цвета гимнастерку твою.

  

Им, героическим защитникам Ленинграда,

Им, участникам прорыва и снятия блокады,

Им, пережившим страшную блокаду,

Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых…

Вместе. Посвящается!

II

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Битва за Ленинград началась на 19 день от начала Великой Отечественной войны- 10 июля 1941 года, когда немецкие войска прошли более 600 км и подошли к реке Луге. До Ленинграда оставалось чуть более 100 км.

8 сентября 1941 года захватив Шлиссельбург, немцы вышли к Ладожскому озеру – началась блокада Ленинграда.

По «плану Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 года, фашисты хотели захватить Ленинград раньше, чем Москву.

30 августа 1941года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К тому времени там находилось свыше 2,5 млн. жителей, среди которых были женщины, старики, дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны. 8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.

Двадцать девять месяцев блокады,

Голод, мрак, обстрелы. Боль утрат.

Но к врагу не знали мы пощады,

Так ему был страшен Ленинград!

900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. 3 зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» ни на час не прекращали работы заводы: умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест труженики. Стояли насмерть бойцы.

В дневнике Геббельса от 10 сентября 1941 года написано: «Ленинград должен быть уничтожен почти научно обоснованным методом». Немецкие ученые получили задание: вычислить, сколько может продлиться блокада при существующем рационе питания, когда люди начнут умирать, вычислить, как будет происходить умирание и в какие сроки горожане вымрут все.

Звучит песня А. Розенбаума «На дороге жизни».

Попытки штурмом захватить город встретили упорное сопротивление и, понеся большие потери, 23 сентября немецкие войска перешли к осаде города и его уничтожению. В директиве фашистского военно-морского штаба «О будущности города Петербурга» № 1-а 1601/41 от 22 сентября 1941 года записано: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей… »  

В истории не первая осада,

Не первый голод, холод и пожарищ дым;

О том, что пережили люди Ленинграда,

Теперь все знают – было по плечу лишь им.

Для выполнения этой директивы фашистское командование сосредоточило 56 дивизий и 3 бригады это около 950 тысяч человек, свыше 7500 орудий, около 2000 танков и бронемашин, 6000 минометов и 1700 самолетов. На каждый квадратный километр Ленинграда выпущено 16 фугасных, свыше 320 зажигательных бом и 480 артиллерийских снарядов.

На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон.

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

Во тьме казалось: город пуст,

Из громких рупоров – ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,

В часы тревоги учащенный,

Но наше твердое «Живем! »

Не дремлет город осажденный.

Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. В новогоднем приказе 1942 года Гитлер благодарил войска за создание “ невиданной в истории человечества блокады”. Цинично и нагло заявил, что он будет теперь “спокойно выжидать”, пока Ленинград, сдавленный голодом, “как спелый плод, сам упадёт к его ногам”, “что город выжрет самого себя” и падёт голодной смертью.

Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома.

Слышится звук метронома.

В в осаждённом городе, часто не работало радио, тогда в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

В исполнении учащихся звучит песня «Метроном»

III

Ожесточенная борьба шла не только на подступах к городу. Существовал другой фронт – невидимый, он проходил в душе каждого ленинградца, и каждый ленинградец вел свой счет побед и поражений. Побед над собой над голодом, над страхом, а значит и над врагом. Здесь шел бой силы духа со смертью. Такой народ невозможно было победить.

(показ кадров кинохроники)

Покуда небо сумрачное меркнет,

мой дальний друг, прислушайся, поверь.

Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,

мы, смертью попирающие смерть.

Мы защищаем город наш любимый,

все испытанья поровну деля.

Клянусь тебе, что мы неистребимы,

за нами — наша русская земля.

Она могучая, она у нас большая.

Припомни-ка простор ее сплошной.

Клянусь тебе, мы подвиг совершаем

во имя всей земли своей родной.

Мы, ленинградцы, ныне держим знамя,

мы — Родины передовой отряд.

Весь шар земной сейчас следит за нами,

пароль и отзыв мира: «Ленинград».

Клянусь тебе, мы страшно будем биться,

клянусь тебе — мы скоро победим,

и даже смерть отступит, устрашится

и рухнет наземь остовом своим.    

О. Берггольц

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива.

Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация. Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.

Смерть входила во все дома. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

В декабре 1941г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах- люди шли куда- то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших- дома и на работе, в магазинах или на улицах.

Одна из выживших жительниц города вспоминала:

«Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают.».

Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся.

Враг силой не мог нас осилить, 

Нас голодом хочет он взять,

 Отнять Ленинград у России,

 В полон ленинградцев забрать.

 Такого во веки не будет

 На невском святом берегу,

 Рабочие русские люди

 Умрут, не сдадутся врагу.

Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Заря Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».

Все это называется –блокада.

И детский плач в разломанном гнезде…

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь родина согреет их везде.

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паек,

Нести домой. Не смеет неизменно

Его преследовать ребячий голосок.

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя нам слышать детских ножек бег.

Бомбоубежищ катакомбы

Не детям бы запоминать навек.

Они вернуться в дом. Их страх не нужен.

Мы защитим, мы сбережем их дом.

Мать будет матерью. И муж вернется мужем.

И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

…О, мы познали в декабре –

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесин.

IV

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

слайды «Дороги жизни»,  песня о Ладоге

Пеня о Ладоге

Петр Богданов

Сквозь шторм и бури, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Родней дороги не найти!

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, штормы, грозная волна…

Недаром Ладога родная

Дорогой жизни названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой

Грузили мы и в шторм и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Зимой машины мчались вереницей,

И лед на Ладоге трещал,-

Возили хлеб для северной столицы,

И радостно нас Ленинград встречал.

И знаем мы, кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень:

Растут и крепнут силы Ленинграда,

Растут и крепнут каждый день!

Когда пройдут года войны суровой,

Залечит раны город мой,

Народ вздохнет и песню с силой новой

Споет о Ладоге родной.

Эх, Ладога, родная Ладога,

Метели, штормы, грозная волна…

Дорогой жизни названа.

В ноябре1941 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

В первых числах декабря лед окреп, и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.

  

Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день.

…на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно… -

Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев. –

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Содержание стихотворения основано на реальном жизненном факте: «Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями.»

Дорогой жизни шёл к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Я хлеб…

V

Блокадную квартиру нельзя изобразить ни в одном музее, ни в каком макете или панораме, так же как нельзя изобразить мороз, тоску, голод…

Сами блокадники вспоминают разбитые окна, распиленную на дрова мебель.

На сцене сидит девочка за ящиком, служащим ей столом, и пишет. На ящике керосинка, зписная книжка. На заднике сцены дети держат «листы» записной книжки (полотна ткани с текстом). Один ребенок за кулисами со свечами.

 

Таня. Женя умерла 28 декабря 1941 года  в 12.30.

(первый ребенок роняет «лист» и берет зажженную свечу)

Таня. Бабушка умерла 28 января 1942 года в 3 часа дня.

(падает второй «лист», зажигается свеча)

Таня. Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.

(лист, свеча)

Таня. Мама… Мама умерла 13 мая 1942 года в 7часов 30 минут утра.

(лист, свеча)

Таня. Савичевы умерли.

(лист, свеча)

Таня. Умерли все.

(последний лист, свеча)

Таня (встает). Осталась одна Таня.

 

Таня исполняет отрывок песни Ю.Савичевой «Не забывай».

 

Композиция со свечами.

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.

(окончание «Вокализа» Рахманинова)

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против преступлений нацизма на Нюрнбергском процессе.

ПЕСНЯ О ТАНЕ САВИЧЕВОЙ

VI

 Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.

 Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.

 « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки.

Голод- всё!- восклицает врач- блокадница. И проверила она это не только на других- на себе самой. «Знаете, какая самая большая радость была? Это когда прибавили до трехсот граммов хлеба. Вы знаете? Люди в булочной плакали, обнимались. Это было светлое христово воскресенье.

Но и 300 граммов- это все ещё «смертельная форма».

VII

В январе 1942 года Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Однако немцы сумели создать здесь непроходимую оборону, а силы Красной армии были еще очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери,  но так и не сумели продвинуться вперед.

Основные бои велись на так называемом «Невском пяточке» - узкой полосе земли шириной 300-500 метров и длинной около 1 км. На левом берегу Невы. Весь пяточек простреливался врагом, и советские войска несли  тяжелые потери. Всего за 1941-1943 гг. на «Невском пяточке» погибло более 300 тысяч советских солдат.

Был год сорок второй,

Меня шатало

От голода,

От горя,

От тоски.

Но шла весна —

Ей было горя мало

До этих бед.

Разбитый на куски,

Как рафинад сырой и ноздреватый,

Под голубой Литейного пролет,

Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги жизни лед.

И где-то там

Невы посередине,

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине —

Отчетливо

Подобие креста.

А льдинка подплывала,

За быками

Перед мостом замедлила разбег.

Крестообразно,

В стороны руками,

Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой

На окаянном «Невском пятачке»,

А мальчик,

По-мальчишески неловкий,

В ремесленном кургузом пиджачке.

Как он погиб на Ладоге,

Не знаю.

Был пулей сбит или замерз в метель.

...По всем морям,

Подтаявшая с краю,

Плывет его хрустальная постель.

Моей душе покоя больше нету.

Всегда,

Везде,

Во сне и наяву,

Пока я жив,

Я с ним плыву по свету,

Сквозь память человечества плыву.

Город переживал трагические дни. Город казался черным. Черные сугробы на перекрестках. Тишина, глухая, беспробудная. Но город жил. 12 августа 1942 года в большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл мощно и слаженно. Исполнялась Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Она посвящена Ленинграду и ленинградцам.

        ( Звучит запись Седьмой симфонии Д. Шостаковича)

или        Звучит "Ленинградская симфония" Д. Шостаковича

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали, уснула,

А оказалось, умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.

 

- В далёком тревожном военном году,

  Под гром батарей, у страны на виду

  Стояли со взрослыми рядом

  Ребята у стен Ленинграда.

  

- И мы никогда не забудем с тобой,

  Как наши ровесники приняли бой,

  Им было всего лишь тринадцать,

  Но были они ленинградцы.

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

И в этом нет беды...

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

  

В январе 1943г. Красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 км. вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобожденной территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги

И первой победы отрада,
Сияла на лицах бойцов.
Мы поняли: у Ленинграда
 Разорвано нами кольцо.

VIII

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.

Целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград, каждый день несли  смерть и разрушения. И вот настал момент решительного удара

13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тысяч человек гражданского населения.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Вокализ   Рахманинова

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга.

Под шелестом опущенных знамён

  Лежат бок о бок дети и солдаты.

  На пискарёвских плитах нет имён,

  На пискарёвских плитах только даты.

  Год сорок первый…

  Год сорок второй…

  Полгорода лежит в земле сырой.

Я в море людском,
Иду Пискаревкою снова,
Где Вечная Скорбь
Торжественна так и сурова.
И горе, и гнев —
Мне с ними вовек не расстаться!
Шепчу, побледнев:
 «Простите меня, ленинградцы...»

Таня Савичева жила на 3-й линии Васильевского Острова, а школьница младших классов Валя Тонск жила все 900 дней Ленинградской блокады на 5-й линии Васильевского  острова.

Валентина Гавриловна Тонск выжила в блокадном Ленинграде, впервые её рисуки мир увидел спустя 65 лет спустя.

Посмотрите и вы на эти простые искренние рисунки маленькой девочки.

На экране работы Вали Тонск

И самый дорогой рисунок - «27 января. Полное снятие блокады».

  

IX

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение.

В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Не забудет наш город-герой,
Тот январский салют над Невой!

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…

Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!


Их радость велика,
Но Боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут.

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы… толпы… Шпиль над головой.

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица… лица. Выраженья глаз.

Счастье, радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город.

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

В истории России есть даты, которые никогда не померкнут в памяти нынешнего и будущего поколений нашего Отечества. Среди многих дат это 27 января 1944 года – полное освобождение Ленинграда отфашисткой блокады. Этот день отмечается как день воинской славы России.

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений.

Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости!

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.

Стой, как стоял, наш город величавый,

Над свежею и светлою Невой,

Как символ мужества, как  воплощенье славы,

Как разума и воли торжество.

И в ночи январской, беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе!

 

Вокализ   Рахманинова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий торжественной линейки, посвящённой снятию блокады Ленинграда

Сценарий составлен с учётом особенностей и возможностей школьников с умеренной умственной отсталостью....

литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию блокады Ленинграда

В композицию входят стихотворения, песни, музыка Шостаковича...

Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

Литературно-музыкальная композиция "День снятия блокады Ленинграда"..

Композиция предназначена для проведения классного часа и школьного мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда. Мероприятие рассчитано на учащихся 5 - 9 классов....

Сценарий концерта, посвящённый снятию блокады Ленинграда

Праздничный концерт для блокадников и учащихся школы....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.Задачи.1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастнос...