Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с портфолио" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Шадрина Светлана Ивановна

 

Структура и содержание рабо­чей программы соответствуют  требованиям федерального государствен­ного образовательного стандарта основного общего образования.

В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Ведение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Цель обучения: создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся,  оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.

Задачи:

  1. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
  2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
  3. Развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентации;
  4. Создавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
  5. Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения
  6. Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой

Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность)

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика". Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем  выпускника) школы.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.

Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabocha_programma.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

   «Рассмотрено»

Руководитель МО

____/ Козенцова Е.Г./

Протокол №____от

«___» _______        2015 г.

     «Согласовано»

Заместитель директора по УВР  МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова»

  ____        /Карпова О.Н/

       «Утверждено»

 Директор  МБОУ «СОШ    

 №9 имени М.И. Баркова»

     ____/Антонцева И.Г./

  Приказ №        ______ от

  «___» ________        2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шадриной Светланы Ивановны

Ф.И.О  

I квалификационная категория

категория

по внеурочной деятельности,

клуб «Работа с портфолио», 5 класс

название, предмет, класс

         

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности клуба «Работа с портфолио» для обучающихся 5 класса составлена на основе рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Работа с портфолио» Васильевой Е.В, МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов», 2013.

Структура и содержание рабочей программы соответствуют  требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Ведение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Цель обучения: создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся,  оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.

Задачи:

  1. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
  2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
  3. Развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентации;
  4. Создавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
  5. Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения
  6. Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой

Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность)

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика". Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем  выпускника) школы.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.

Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.

Виды контроля

Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Для изучения личностных особенностей используют анализ творческих работ учеников (сочинения, рисунки), тесты. Тесты позволяют судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний, они не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку школы, себя, окружения, его моральные позиции.

Формы организации образовательного процесса

Данная внеурочная деятельность имеет четкую направленность. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы.   В качестве методических приемов могут быть использованы  беседы,  тренинги,   самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы: индивидуальные занятия; занятия в группах,  встречи со школьным психологом и социальным педагогом; практическая работа (заполнение папки «Портфолио», участие в конкурсах. Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ «СОШ № 9 имени М.И.Баркова» отводит 34 часа в год  (1 часа в неделю, 34 учебные недели)  для внеурочной деятельности «Портфолио» в 5 классе на этапе среднего (полного) общего образования.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты обучения

  • уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;
  • сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность
  • быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;
  • работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
  • быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
  • понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.

Метапредметные результаты:

  • работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.);
  • общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
  • владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы,  формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
  • решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;
  • быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;

Предметные результаты:

  • совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности
  • уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.
  • уметь анализировать собственные результаты,  находить пути усовершенствования своих пробелов
  • уметь систематизировать информацию и раскладывать документы (творч. работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки «Портфолио»

Учебно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

клуб «Работа с портфолио»

предмет

Классы: 5 А,Б,В             

Учитель: Шадрина Светлана Ивановна

Количество часов

Всего  34    час; в неделю   1  час.

Плановых контрольных уроков _____, зачетов _____, тестов  .

Административных контрольных уроков         __      .

Рабочая программа по внеурочной деятельности клуба «Работа с портфолио» для обучающихся 5 класса составлена на основе рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Работа с портфолио» Васильевой Е.В, МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов», 2013.

программа

Учебник  

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

  1. Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
  2. Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение.2012.
  3. Личностный портфель школьника . З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011.
  4. Компьютерная программа «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников.» Серия «Административное управление образовательным учреждением».Издательствово «Учитель». 2012.  


п/п

Раздел

Тема

Кол-во

час

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

Практические работы

Дата

1

Портфолио как способ саморазвития ученика

Что такое портфолио.

1

комбинированный

Знать что такое портфолио и его назначение

Фронтальная беседа, устный опрос,

Анкетирование

3.09

2

Структура портфолио: перечень разделов

1

комбинированный

Уметь структурировать своё портфолио

Фронтальная беседа

10.09

3

Типы портфолио.

Какой тип выбрать?

1

комбинированный

Уметь создавать необходимые разделы в портфолио

17.09

4

Примерный перечень творческих работ. Портфолио работ

1

комбинированный

Уметь формулировать собственные планы, предвидеть определённые результаты

24.09

5

Знакомство и создание разделов портфолио

1

комбинированный

Разработать  разделы портфолио согласно плана

1.10

6

Правило оформления портфолио

1

комбинированный

Знать правила оформления  и требования к оформлению разных видов портфолио

8.10

7

Работа с разделом «Мой портрет»

1

комбинированный

Сбор и оформление информации о себе

15.10

8

«Тайны моего характера»  ИКТ

1

комбинированный

Уметь строить монологическое и диалогическое высказывание, уметь слушать собеседника, задавать вопросы

22.10

9

Я и мой гороскоп

1

комбинированный

Уметь извлечь необходимую информацию, заполнить бланк

5.11

10

Работа с разделом «Моё имя» ИКТ

1

комбинированный

Сбор и оформление информации о себе

12.11

11

Работа с разделом «Мои друзья»

1

комбинированный

Сбор и представление информации

19.11

12

Работа с разделом «Мои увлечения»

1

комбинированный

Сбор и представление информации

26.11

13

«Мои любимые школьные предметы»

1

комбинированный

Уметь извлечь необходимую информацию, заполнить бланк

3.12

14

Работа с разделом «Моя семья»

1

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

10.12

15

«Моё гениалогическое древо»

1

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

17.12

16

Профессии моих родителей

1

комбинированный

Сбор и представление информации

24.12

17

Темперамент человека

1

комбинированный

Узнать об определении характера  человека и темпераменте человека; определить свой  вид темперамента

анкетирование

14.01

18

Создание презентации «Я и моё окружение»

1

комбинированный

Планирование рассказа о себе и своём окружении, разработка презентации

Фронтальная беседа, устный опрос,

21.01

19

Защита презентации «Я и моё окружение»

1

комбинированный

Представление собранной информации о себе и своём окружении

Фронтальная беседа

28.01

20

Работа с разделом «Моя учёба в школе»

1

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

Фронтальная беседа, устный опрос,

4.02

21

«Моя школа»

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

Фронтальная беседа, устный опрос,

11.02

22

«Мой класс»

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

Фронтальная беседа, устный опрос,

18.02

23

«Моё участие в жизни класса и школы»

1

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

Фронтальная беседа, устный опрос,

25.02

24

«Мои достижения»

1

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

Фронтальная беседа, устный опрос,

3.03

25

«Мои кружки, секции, клубы»

1

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

Фронтальная беседа, устный опрос,

10.03

26

«Моё культурное просвещение»

1

комбинированный

Сбор и представление информации в таблицу

Фронтальная беседа, устный опрос,

17.03

27

Создание презентации «Моя учёба в 5 классе»

1

комбинированный

Планирование рассказа об учёбе в школе, разработка презентации

Фронтальная беседа, устный опрос,

31.03

28

Защита презентации «Моя учёба в школе»

1

комбинированный

Представление собранной информации об обучении в школе

Фронтальная беседа

7.04

29

Мои планы на будущее: стратегии успеха

1

комбинированный

Формировать представление о том, как здоровье молодого человека соотноситься с его будущим

Устная беседа

14.04

30

Как правильно ставить цель и стремиться к ней?

1

комбинированный

Учить выделять главное, правильно распределять своё время, стремиться к определённым результатам

Устная беседа

21.04

31

Моё мнение

1

комбинированный

Узнать о способах эффективной аргументации и о том, как важно иметь своё мнение и уметь его отстаивать

тренинг

28.04

32

Толерантность

1

комбинированный

Узнать о понятии «толерантность», познакомиться с разными видами поддержки

тренинг

5.05

33

Жизненные ценности

1

комбинированный

Познакомить с понятием «Ценность», формировать положительное отношение к ценностям

тренинг

12.05

34

Итоговое занятие: подводим итоги

1

комбинированный

Устная беседа

19.05


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

 В результате изучения курса   ученик должен

знать:

  • Собственные индивидуально-психологические особенности
  • Что такое портфолио и для чего его нужно

уметь:

  • Уметь проводить самоанализ
  • Искать информацию в различных источниках и грамотно их оформлять  
  • Осуществлять речевой самоконтроль
  • Создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • Определять цели обучения;
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки

Учебно-методическое обеспечение

 образовательного процесса

  1. Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
  2. Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение.2012.
  3. Личностный портфель школьника . З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011.
  4. Компьютерная программа «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников.» Серия «Административное управление образовательным учреждением».Издательствово «Учитель». 2012.  

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...