Классный час "Дети войны"
классный час (5 класс) на тему

Чаплыгина Жанна Васильевна
В 5 «В» классе в группе продленного дня в рамках месячника патриотического воспитания воспитателями Чаплыгиной Ж.В. и Дударек Ю.В. было проведено мероприятие «Дети войны», способствующее духовно-нравственному развитию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny_stsenariy.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дети войны

Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:

 Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий.

 Мы дети войны.

 Нам с пелёнок досталось

 Познать беспределы невзгод.

 Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

 От гари чернел небосвод.

 От взрывов и плача земля содрогалась.

 Не знали мы детских забав.

 И летопись лет страшных в память вписалась.

 Боль, отклик у Эха нашла.

Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

1: «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел…»

2: «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:

-Ира, мне надо тебе рассказать…

-Мама, я не хочу…

Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет»

3: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляла солдата маленькая девочка.

4: «…осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»

Ведущий.

 Война. Страшней нет ничего на свете,

 «Для фронта всё!» — девиз страны таков,

 Трудились все: и взрослые, и дети

 В полях и у мартенов, у станков.

 Станки «малолетки», как крепости брали,

 На цыпочки встав во весь рост.

 И навыки взрослых они обретали.

 Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.

 Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Ведущий.

 Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи — медалями «За оборону Ленинграда».

В 2010 году девочке — блокаднице на Пискарёвском кладбище .  

Ведущий.

 Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Большой земли — он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным — 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) — это была суточная норма.

показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.

Ведущий.

Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

 

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

(звучит фонограмма 7 симфонии Рахманинова)

1 реб.  Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и  гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу.  Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

2 реб. Освенцим ,Дахау, Майданек, Бухенвальд ,Треблинка, Орадур , Лидице, Бабий Яр, Хатынь  - это названия концлагерей, созданных фашистами.

1 реб.  В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2  миллионов детей…

Звучит фонограмма №1. (Люди мира на минуту….)

2.  Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-

   Не осуждая,не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

 - Чулочки тоже снять  мне, дядя?

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется,  он в землю врос:

Глаза как у моей  Неминьи -

.Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь,  спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат,  солдат, что если б дочка

Твоя  вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

-Чулочки тоже, дядя,   снять?

 Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала,

Родина?

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо-

Ты помнишь, Родина?

Зверства фашистов вызывали желание мстить. Среди защитников нашей Родины, которые, боролись  с оружием в руках, были и дети. Дети, попавшие на фронт или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек – подростков называли «сын полка». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги, за что награждались медалями и боевыми орденами.

Некоторые посмертно…

     

1:  Марат Казей . В 1941 году должен был пойти в 5 класс. Не пришлось. Его село в Белоруссии захватили фашисты. Из школы сделали казарму. Мать Марата была повешена за связь с партизанами. Гневом и ненавистью наполнилось его сердце. Он вместе с сестрой бежит в лес к партизанам и становится разведчиком.

   

2:  Марат проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

 

1:  Марат участвовал в боях, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Погиб  в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

2:  За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

3:  Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы. Она вошла в подпольную организацию "Юные мстители" и участвовала в дерзких операциях против врага.  Распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

4:   ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины.

3:    Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в фашистского генерала.. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

4:    Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной. Посмертно ей присвоено  звание Героя Советского Союза.

7:    Володя Дубинин родился и вырос в городе Керчь. Когда город был захвачен, небольшой партизанский отряд укрылся в Керченских каменоломнях.    Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры, среди них был  Володя Дубинин.

8:    Фашисты пытались замуровать партизан в каменоломнях. Похоронить их заживо в камне. В конце концов, остался только один маленький выход на поверхность. В него мог пролезть только ребенок.

7:    Этим ребенком, которого чаще всего и посылали в разведку,   за боеприпасами, водой, питанием и был Володя. Сломить волю партизан было невозможно. Керчь была освобождена. Отряд вышел на поверхность

8:     Володя Дубинин стал участвовать в разминировании города . 4 января 1942 г. взрыв вражеской мины оборвал  его жизнь.

Фонограмма  Реквием

2.Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

1. Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны - боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания!

(Минута молчания) фонограмма №2.

Мы сегодня открыли для себя еще одну страничку, связанную со второй мировой войной. И думаю, что еще раз убедились в словах Л.Толстого, что война – это преступление против разума. Но это двойное преступление, если люди приучились именно на войне проявлять свои лучшие качества и таланты, такие как мужество, выносливость, товарищество, беззаветное служение Родине. Ведь все эти качества даны человеку совсем для других дел – для любви к ближнему, для жизни, для самосовершенствования, для созидания  на земле, а не для разрушения.

 В каждом человеке солнце, только дайте ему светить. В каждом орленке времен войны был талант. Каждый орленок хотел взлететь, но война – это другие обстоятельства. И каждый из них сделал то, что должен был сделать. Давайте еще раз подумаем о них и о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».

15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "

Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...

Классный час "Война на дорогах"

Классный час о правилах дорожного движения....

Классный час "Война 1812 года", 5 класс

Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса...

Классный час Война 2012 года

Классный час Война 2012 года...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Классный час. Война 1812г.

Презентация подготовлена для проведения урока мужества "Герои прошлых лет... Война 1812г."...

Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"

Презентация для классного часа  разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...