Конспект занятия "Лабиринты прав и обязанностей"
классный час ( класс) на тему

Зайкова Елена Владимировна

Материал предназначен для формирование правовой культуры обучающихся 9-11-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правовое воспитание школьников39.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБИРИНТЫ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

(занятие по правовой культуре обучающихся)

Цель: формирование правовой грамотности обучающихся.

Задачи:

  1. Выработка установок на законопослушное поведение.
  2. Получение правовых знаний.
  3. Формирование собственной гражданской ответственности и позиции.
  4. Закрепление навыков внутригрупповых коммуникаций.

Форма проведения: работа в группах; каждая группа располагается за отдельным столом. В группе 5-7 человек.

Условия проведения занятия: класс (любое учебное помещение), столы, стулья, карточки-задания, презентация «Лабиринты прав и обязанностей», компьютер, медиа-проектор, экран, бумага, ручки.

Обучающиеся: 9-11 классы.

Время занятия: 45 минут.

Организатор занятия: Елена Владимировна Зайкова, учитель профориентации.

Тезис занятия «Нет прав без обязанностей,

нет обязанностей без прав»

Ребята!

         Все вы являетесь гражданами нашей страны, Российской Федерации. Как в любой стране вы, как ее  граждане, должны обладать правовой культурой и правовыми знаниями. В настоящее время социальному продвижению личности способствуют : во – первых, образование (и чем оно престижнее, тем выше шансы сделать, например, карьеру), во – вторых правовая культура личности – т.е. знания, правила поведения человека в обществе, которые позволяют ему поддерживать на высоком уровне свой социальный статус.

         Получение правовых знаний начинается со школьной скамьи, где изучая определенные дисциплины, вы уже познакомились основными правами и обязанностями, гражданина. И если в отношении гражданских прав огромное количество информации мы получаем из самых различных источников, то о наших гражданских обязанностях и видах ответственности мы иногда забываем.

      Сегодня мы вспомним об этих двух категориях-понятиях (права и обязанности), попробуем определить, что их них является самым важным и значимым для гражданского общества.

    Нашу встречу я предлагаю построить следующим образом:

- 10 минут мы посвятим теоретической части,  в которой вспомним основные понятия из области правовых знаний;

- большая часть нашего занятия будет посвящена групповой работе; группы  должны будут выполнить различные задания.

     В итоге мы определи знатоков права, а также получим определенные знания, которые очень вам пригодятся в дальнейшей жизни.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

       На протяжении длительного времени,  создавая науку о праве, исследователи пришли к выводу: что существует конфликт прав и обязанностей.  Однако важно прийти к пониманию того, что этот «конфликт» неизбежен, так как «нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав». Другими словами, права и обязанности человека и гражданина тесно взаимосвязаны, причем, это правило распространяется как на права и обязанности, закрепленные в законах государства, так и на моральные нормы и правила этикета. Нарушение этого невидимого баланса между нашими правами и обязанностями приводит к ответным действиям со стороны самого человека, других людей, общества в целом.

       Высший юридический закон нашего государства – Конституция. Именно она гарантирует гражданам равные права, свободы  и накладывает  обязанности. Что такое право?

     Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. В.И. Даль в своем толковом словаре дает такое объяснение: «Данная кем-либо или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия. Но власть и воля в условных пределах».

        Что такое обязанности?

        Обязанности – это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности.

         Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

        Можно образно представить эти категории следующим образом:

- «Права»: Ты можешь пойти налево, можешь пойти направо или прямо, или в любую другую сторону, каким угодно образом.

- «Права гражданина»: Ты можешь пойти куда захочешь и как захочешь, при условии, что не нарушишь права других.

- «Обязанности»: Ты должен пойти туда, куда должен пойти (пока оставим за рамками рассмотрения, кто и почему так решил).

      Поэтому, имея права, мы также несем и определенные обязанности.

      Важным инструментов правового статуса гражданина РФ является такое понятие как «юридическая ответственность». Когда мы не выполняем конституционные обязанности, мы можем быть привлечены к юридической ответственности.

      Юридическая ответственность – применение мер принуждения к лицам, совершившим правонарушение. Определять меру принуждения, предусмотренную законом, могут только правомочные органы в установленном для этого процедурном порядке.

      Правонарушение - это виновное противоправное действие, носящее общественно опасный (вредный ) характер, совершенное лицом, способным самостоятельно отвечать  за свои поступки.

      Основным рычагом предотвращения правонарушений является принцип неотвратимости наказания.

     Виды правонарушений – преступление и проступок.

     Проступки – такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности:

- дисциплинарные - прогул, неисполнение служебных обязанностей;

- административные – действия, посягающие на установленный законом порядок;

- гражданско – правовые  -  правонарушения в области имущественных и т.н. духовных прав (нарушение правил чести, достоинства человека его, избирательных прав).

      Преступления – общественно опасное, противоправное и  наказуемое деяние, запрещенное уголовным законодательством. Общественная опасность состоит в том, что наносится вред или создается угроза причинения  вреда, конституционному строю, основным правам и свободам гражданам

      Есть несколько классификаций преступлений по уголовно-процессуальному кодексу РФ:

- против личности,

- в экономической сфере,

- против общественного порядка,

- против государственной власти,

- в сфере  военной службы,

- против мира и безопасности;

      По характеру преступления могут быть: корыстными (взятки, кражи), экономическими, насильственными, терроризм. По степени тяжести преступления классифицируют: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие.

      Виды ответственности за преступления:

-  уголовная (связанная с конфискацией имущества, арестом, лишением свободы, пожизненным заключением);

-  материальная (связанная с возмещением работником причиненного организации материального или финансового ущерба).

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

        Задание № 1. На двухцветных карточках представлены перечни прав и обязанностей граждан РФ. Соотнесите каждому виду права соответствующие гражданские обязанности. (приведен вариант правильного соотношения).

ПРАВО

ОБЯЗАННОСТЬ

1. Образование

А. Получать основное общее образование

2. Защита чести и достоинства

Б. Не осуществлять вмешательство в частную жизнь граждан

3. Безопасность

В. Проводить собрания и митинги мирно, без оружия, без принуждения участия в них других людей

4. Частная собственность на землю

Г. Пользоваться земельным участком в целях, установленных законом и действующим актом

5. Благоприятная окружающая среда

Д. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

6. Частная собственность на имущество

Е. Платить законно установленные налоги и сборы

7. Участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями

Ж. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

8. Свобода мысли и слова

З. Не заниматься пропагандой социального, расового, национального, религиозного превосходства

9. Неприкосновенность жилища

И. Не осуществлять проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц

10. Воспитание детей, забота о детях

К. Заботиться о нетрудоспособных родителях

11. Охрана здоровья и медицинская помощь

Л. Информировать о фактах и событиях, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан

12. Литературное, художественное, научное, техническое творчества

М. Не присваивать чужое авторство произведения или вещи

13. Судебная защита прав и свобод

Н. Соблюдать Конституцию РФ

      Задание № 2. Сформулировать три тезиса на вопрос: «Почему люди совершают преступления?» (ответы детей).

    Ребята! На данный период времени Вы являетесь детьми. Согласно Семейному кодексу РФ гражданин, не достигший возраста 18 лет, считается ребенком. Вы уже имеете права, но вы  имеете уже и обязанности.

       Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, а точнее возраст, с которого ребенок получает то или иное право или для него наступают обязанность и ответственность.

      Задание № 3. Ответьте на вопросы поочередно в каждой группе. Команды имеют право на обсуждение вопроса в течение 5 сек.

  1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
  2. Имеет право на жизнь /с рождения/.
  3. Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
  4. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
  5. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
  6. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
  7. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
  8. Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.
  9. Быть автором художественного произведения / с рождения/.
  10. Вправе посещать школу /с 6 лет/.
  11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
  12. Может быть квартиросъемщиком / с 18 лет/.
  13. Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
  14. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.
  15. Обладает активным избирательным правом / с 18 лет/.

    Давайте подробнее разберемся в правах и обязанностях, не забывая, что прав без обязанностей не бывает. Но разберем мы на конкретных примерах. Возьмем несколько прав, которые касаются несовершеннолетних. Вам необходимо будет сформулировать обязанности к каждому виду права.

  1. Право на образование.

      Гражданин РФ имеет право на образование. Каждый ребёнок, достигший возраста 7 лет, должен идти в школу, учиться. Вы имеете право учиться в любой школе; никто не может запретить вам ходить в школу или другое образовательное учреждение, если это не наносит вред вашему здоровью.

Вопрос  № 1. В каком учреждении реализуется право на образование? (ответы детей):

1. школа;

2. учреждения дополнительного образования (кружки, секции, курсы);

3. театр;

4. музей.

Работа в группах. Вопрос  № 2. В каких ситуациях нарушается право на образование? (для каждой группы по одной ситуации).

1.  Николай живёт в деревне, в которой нет школы. Ближайшая школа находится в городе, но автобус из деревни в город сломался. Николай не может посещать школу.

2.  Алексей заболел, и мама оставила его дома во время учебных занятий в школе.

3. Во время уроков Оля постоянно отвлекает Аню, мешает ей слушать учителя, выполнять задания.

Вопрос № 3. Сформулируйте основные обязанности несовершеннолетних, касающиеся образования.(ответы детей)

  1. Право на уважительное отношение.

     Люди должны относиться уважительно друг к другу. Никто не имеет права унижать, оскорблять другого человека. Поэтому, где бы вы не находились -  в школе или дома, библиотеке, на улице - вы должны внимательно следить за своим поведением, речью, чтобы случайно не оскорбить или обидеть кого-нибудь.

Работа в группах. Вопрос № 1. Выберите ситуацию, в которой нарушается право на уважительное отношение. (для каждой группы по одной ситуации).

1.Сергей  - ответственный ученик, всегда вовремя выполняет задания, а Дмитрий привык надеяться на других. Однажды он попросил у Сергея списать домашнее задание, но тот ему отказал. Дмитрий разозлился и начал оскорблять одноклассника словами «зубрила, ботаник, жмот».

2. Мама попросила Марину  убраться в ее комнате, но та отказалась, сказала, что хочет полежать, посмотреть телевизор. Мама назвала дочь лентяйкой.

3. В классе Виктор был самым маленьким, на уроках физкультуры во время игры в баскетбол ему было трудно бороться с соперниками за мяч. Его часто дразнили: «Коротышка, клоп, мелочь».

Вопрос № 2. Сформулируйте основные обязанности несовершеннолетних, касающиеся уважительного отношения к другим людям. (ответы детей)

  1. Право на собственное мнение.

       Мнение - это суждение каждого человека по тому или иному вопросу.

Работа в группах. Вопрос № 1. Определи, в какой ситуации не учитывается мнение собеседника. (для каждой группы по одной ситуации).

1. Папа сказал Андрею, что в воскресенье необходимо на приусадебном участке посадить картофель. Андрей ответил: «Мы достаточно зарабатываем и вполне можем вместо того, чтобы садить картофель, покупать его в магазине. Я не пойду на огород».  Папа тогда оставил сына без компьютера на несколько дней.              

2. Светлана и Людмила подруги. Однажды Светлана  пришла в школу в новом джемпере, который недавно сама выбрала в магазине.  Людмиле джемпер не понравился, она сказала подруге, что у нее нет вкуса и чувства стиля, и при других одноклассниках посмеялась над ее обновой.

3. 9-ые классы после выпускного вечера решили отправиться в поход. Их маршрут пролегал вдоль высоковольтной линии электропередач (ЛЭП). Александр сказал, что этот путь, хоть и короткий, но опасный и предложил пойти другим путем.

Вопрос № 2. Есть не только обязанности, но и морально-этические требования, которые необходимо соблюдать в общении с другими людьми. Сформулируйте их.(ответы детей)

       Существует несколько правил, как отстаивать своё мнение:

- в разговоре с собеседником постарайся его внимательно выслушать, не перебивай, не торопись делать свои выводы;

-  в разговоре, даже если тебя не поняли, нельзя кричать. Крик – это не признак твоей правоты;

- никогда никого не оскорбляй, как бы собеседник или тема разговора  не казался тебе неприятным; помни о «точке невозврата», когда после сказанных обидных слов и оскорблений люди расставались навсегда и становились врагами;

- всегда в разговоре будь тактичным, деликатным, «подбирай слова» приемлемые для твоего слушателя и ситуации;

- самое главное – помни: не всегда твое мнение нуждается в высказывании. (иногда лучше промолчать, чем обидеть человека).

  1. Право на отдых.

       Каждый человек обладает правом на отдых. После занятий в школе вы можете прийти домой и отдохнуть. В школе вы отдыхаете на переменах.

Работа в группах. Вопрос № 1. Выбери ситуацию, в которой нарушается право на отдых. (для каждой группы по одной ситуации).

1. По соседству с Виктором в соседних домах живут пожилые люди. В воскресенье у юноши был День Рождения, который продолжился за полночь. Во дворе громко играла музыка, слышались крики. Вскоре в небо полетели салюты.

2. Компания друзей-одноклассников в июньский день решила отдохнуть на природе. Друзья развели костер, стали готовить шашлыки. Через некоторое время появился сотрудник органов  лесного правопорядка, велел компании потушить костер и отправиться домой.

3. Во время урока Екатерина сообщила, что устала решать задачи; сначала легла на парту, а потом попросилась у учителя погулять по школе, отдохнуть.

 

Вопрос № 2. Сформулируйте основные обязанности в реализации права на отдых других людей. (ответы детей).

  1. Право на безопасность.

       Каждый гражданин имеет право на безопасность в сфере экологии, на рабочем месте, общественную безопасность, непосягательство на личное здоровье и жизнь, физическую целостность и неприкосновенность; право не подвергаться пыткам и истязаниям.

Работа в группах. Вопрос № 1. Найдите ситуации, где нарушается право людей безопасность. (для каждой группы по одной ситуации).

1.Семнадцатилетний Андрей сел за руль отцовского автомобиля, рассчитывая на свой «профессионализм» на высокой скорости выехал на магистраль.

2. Елена обратилась к стоматологу по поводу разболевшегося зуба. Во время лечения ей было очень больно, она часто ойкала, стонала, и врач каждый раз просила ее немного потерпеть.

3. Виктория  опаздывала  на спортивную секцию, пешеходный перекресток был далеко, и девушка решила перейти дорогу в ближайшем месте. Не заметив приближающийся транспорт на дальней полосе дороги, она  еле сумела отскочить от машины, а вот водителю пришлось резко затормозить. Автомобиль врезался в придорожный указатель.

Вопрос № 2. Назовите обязанности людей в сфере безопасности. (ответы детей).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Ребята, сегодня мы уделили внимание основам правового статуса личности. Правовая грамотность, как никогда, особенно важна сегодня любому человеку. Что же является важным: наши права или наши обязанности?( ответы детей).

     Давайте подведем итоги, прошу команды в листах учета результатов подсчитать набранные балы за правильные ответы. (озвучивание результатов, определение лучших знатоков права).

    Жизнь – это как любой юридический договор, в котором две стороны о чем договариваются. В договоре есть права и обязанности сторон. Уберите права или обязанности хотя бы  одной стороны, и договор потеряет юридическую силу. Так и в жизни: когда кто-то говорит о чужих «правах» — это значит, что кто-то не исполняет свои обязанности. Когда все исполняют свои обязанности, разговоры о «правах» не имеют смысла (вместо этого можно поговорить о «возможностях»).  Когда не нарушаются права и исполняются обязанности, говорят, что обществом правит закон. Хотя о нем можно сказать и такие слова:

ЧТО ТАКОЕ ЗАКОН?

Закон - на улице натянутый канат, 
Чтоб останавливать прохожих средь дороги, 
Иль их сворачивать назад, 
Или им путать ноги. 
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет! 
Никто и подождать не хочет! 
Кто ростом мал - тот вниз проскочит, 
А кто велик - перешагнет!

(Автор – В.А. Жуковский).

          Я хочу вам пожелать жить по закону, знать свои права и уважать права других людей. Честно исполнять свои обязанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности"

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности". Урок для 2 класса общеобразовательной школы....

Конспект урока – презентации «Права и обязанности школьников»

Знакомство детей с правами и обязянностями школьников....

План-конспект урока физической культуры по теме: "Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитаны команды"

Цель урока: Теоретические сведения: Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитана командыЗадачи урока:1.Повторить технтку  броска в кольцо2.  Ведение мяча, передвигаясь ...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...

Конспект урока "Права и обязанности человека"

Разработка открытого урока по Обществознанию...