Спортивный туризм как основа воспитательной деятельности
опыты и эксперименты ( класс) на тему

Глущенко Татьяна Сергеевна

Данная работа была представлена на  конкурс " Самый классный классный"  и получила большое одобрение жюри. В ней я подробно описала, как спортивный туризм охватывает все направления воспитательной работы: патриотическое,  гражданско-правовое, духовно-нравственное, воспитание ЗОЖ, трудовое и.т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

Глущенко Т.С.

Спортивный туризм

как основа воспитательной деятельности

Бутурлиновка 2013

Содержание

1.Введение ……………………………………………..3

2. С чего всё начиналось................................................4

3.Воспитание ЗОЖ как основа содержания воспита-

тельной работы………………………………………....5              

4. Заключение………………………………………….12

Изменить свою сущность нельзя, можно

лишь направить ко благу различные особенности

характера, даже недостатки, -в этом

и заключается великая книжная тайна

и задача воспитания.

Жорж Санд

Введение

 Я решила начать свою работу с этих слов не случайно. Мне кажется, что они очень хорошо характеризуют то, чем занимается педагог, а в нашем случае - классный руководитель, работая с детьми. Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые, он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую он должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразусь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности. Работа современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она актуальной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – всестороннее развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования. Что касается меня, то я  имею не очень большой опыт как классный руководитель. Мой педагогический стаж составляет всего 7 лет, но я хочу поделиться с вами  своими методами работы и подходами к воспитанию детей, которые дали мне на практике положительный эффект.  

                                        С чего всё начиналось?

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные со школьными годами. Память воскрешает имена учителей, но среди прочих с особой теплотой мы вспоминаем тех,  с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он, действительно, ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы, да и любого учебного заведения. Каждый  ребенок  мечтает оказаться на месте взрослого. Наверное, нет такого школьника, который не  представлял бы себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения, он умеет все: и правильно учить, и интересно рассказывать, и помочь  кому–то в трудной ситуации, и поругать за плохие оценки и за невыученные уроки, и посоветовать, и позаботиться и заступиться за слабого. Я в этом смысле, не исключение. Моя педагогическая деятельность началась именно с детских впечатлений, которые оставили неизгладимый след в моём сердце. Уже в школе я для себя решила, что буду педагогом. Другой вопрос: что я буду преподавать? Он решался гораздо труднее. Я помню своего классного руководителя как порядочного, искреннего и никогда не унывающего человека, поэтому  мне всегда хотелось быть на него похожей. Однако современные представления детей несколько иные, поэтому первое, что я сделала, став классным руководителем,- провела анкетирование.  Студентам был предложен один-единственный вопрос: каким должен быть современный классный руководитель? Ознакомившись с ответами, для себя я сделала следующий вывод: классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать ребёнку в реализации  его психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим, надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим! Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно - развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ему чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и от благодарности окружающих. Учитель - носитель культурных ценностей, открывающий ребенку окружающий мир, должен выступать в роли помощника, защитника его интересов и прав, доверенного лица, носителя педагогической поддержки. Личность воспитывается личностью. В процессе становления как классного руководителя мне помогли следующие советы:

  • дисциплина – та область педагогики, где мы особо нагрешили;
  • ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя интереснее, чем они для нас;
  • к ученику нужно идти вместе с ним;
  • успех определяют: позиция “дети - не виноваты”, подход -человеческий, способ – творческий;
  • ощутите ненависть к “двойке”, сделайте все, чтобы её не было, и вы – новатор.

Воспитание здорового образа жизни  как основа содержания воспитательной работы

В Бутурлиновском механико-технологическом колледже, где я работаю, воспитание осуществляется по пяти направлениям: гражданско-правовое, патриотическое, профессионально-трудовое, духовно-нравственное и культурно-эстетическое, а также воспитание здорового образа жизни. Выделять какое-то одно направление для работы, считаю для себя нецелесообразным, поэтому, пытаюсь брать из каждого направления понемногу. Мне довелось работать  с группами, основной коллектив которых составляют юноши, поэтому  пришлось существенно корректировать свой план воспитательной работы, учитывая интересы и увлечения своих мальчишек. Как мне удалось это сделать? Ответ прост - спортивный туризм.

Именно он является эффективным средством физического воспитания. Его ценность определяется стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди разных слоев населения, и в этом плане спорт имеет международное значение. Но он не сводится лишь к физическому воспитанию. Спорт имеет самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетичное и другие значения. Современный спорт занимает важное место как в физической, так и духовной культуре общества. Как общественному явлению, ему присущи разнообразные социальные функции. А это и воспитательная, и оздоровительная, и познавательная, и функция улучшения взаимоотношения между народами и государствами, и многие другие.

Поскольку я  человек очень лёгкий на подъём, для меня эта деятельность вовсе  не обременительна. Наоборот, она дарит радость и массу других положительных эмоций. Как правило, воспитание здорового образа жизни, не является одним из главных направлений воспитательной работы, но я считаю его приоритетным. И отталкиваюсь именно от него.

Попытаюсь объяснить, что я имею ввиду. Спортивный туризм — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Спортивный туризм (СТ) в России и ряде сопредельных стран является видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий.

Спортивный туризм (прежде всего спортивные походы) является командным видом спорта, в котором сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, спортивной дисциплины, самосовершенствования и взаимной передачи знаний и опыта. Данное направление пользуется  особой популярностью в нашем колледже. Стало хорошей традицией совершать походы на длительные расстояния. А где, как не в трудных походных условиях, и проявляется истинная сущность человека. Это своеобразная проверка на дружбу, преданность, выносливость и пригодность.

Увлечение спортивным туризмом позволяет познакомиться с культурой и бытом различных стран и народов, с замечательными и часто даже уникальными уголками природы, интересными достопримечательностями, получить удовольствие от общения, приобрести надежных товарищей.

Кроме того, такого рода воспитание стало возможным благодаря скаутскому отряду Святителя Тихона Задонского, который существует у нас в колледже. Ряды скаутов постепенно пополняются, после каждого нашего путешествия.

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.

  • Патрульная система или система микрогрупп.
  • Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы)- специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
  • Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга— исследовательской деятельности.
  • Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
  • «Обучение через дело» - метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда  под основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
  • Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Всё соответствует  целям и задачам, которые преследует каждый классный руководитель.

Ежегодно  нам  с группой удаётся провести летние каникулы в скаутских лагерях на Черноморском побережье в окрестностях города Новороссийска.   Это дало нам уникальную возможность близко познакомиться с историей города-героя Новороссийска, посетить мемориал “Малая земля”, музеи военной техники под открытым небом, посмотреть места, где проходили военные сражения и были затоплены военные корабли. Уже в этом году, 3 января,  мы провел зимние каникулы в скаутском лагере “Рождественская звезда”, где  совершили поход к могилам невинно убиенных, отслужили молебен и почтили их память минутой молчания. На мой взгляд, это и есть то, что называется патриотическим и духовно-нравственным воспитанием. Ведь патриотизм - это отношение граждан к своей Отчизне - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам Родины, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культуре, традициям.

Хочу, чтобы у вас сложилось правильное мнение о том, что значит заниматься спортивным туризмом. Это не просто прихоть или увлечение, не несущее за собой никаких обязательств - нет, как раз наоборот. Только представьте себе, насколько сложна жизнь в лагере! Ведь это ежедневный режим, благодаря которому дети привыкают делать всё в определённое время, дежурные исполняют свои непосредственные обязанности, готовя обед и убирая посуду. Каждый пытается как-то приспособиться к условиям, мягко говоря, не очень подходящим для жизни. А именно это и есть трудовое воспитание.

Ведь трудовое воспитание - не что иное, как процесс организации  трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов. Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.

Особое значение имеют в лагере вечерние костры, каждый из которых всегда посвящён определённой тематике. Дети самостоятельно должны приготовить, в зависимости от задания, либо песню, либо инсценировку басни, либо провести игру, либо представить театрализованное представление. То есть поле для творчества – огромное. Так нам удаётся привлечь детей к активной культурной деятельности и развивать эстетический вкус. Сегодня, как никогда, актуальна проблема культурного воспитания подрастающего поколения. Падение нравственности, подмена истинных духовных ценностей и идеалов опустошающими, мнимыми «ценностями» и «идеалами» создают крайне неблагоприятную, а порой и выраженно опасную среду для развития личности современного человека. Подверженность влиянию псевдокультуры возрастает в подростковом возрасте, когда у детей начинают закладываться основы мировоззрения, эстетических, нравственных, трудовых, социальных установок личности, системы оценочных суждений. В этом возрасте проявляется активное стремление к идеалу, непримиримость ко злу. Однако эти качества сочетаются с неумением разбираться в сложных явлениях жизни, что делает детей особенно уязвимыми перед воздействием ложных ценностей эрзац-культуры. Поэтому именно в подростковом возрасте необходимо особое внимание уделять развитию у детей чувства прекрасного, формированию высоких эстетических вкусов, духовных идеалов и принципов совместного сосуществования людей, которые ведут к интеграции личности, способствуют формированию реальных ценностей и идеалов. Всё это невозможно без знакомства человека с культурными ценностями, без объяснения роли и значения культуры и культурного наследия. А это является ещё одним направлением в воспитательной работе классного руководителя.

Хочу вспомнить слова Льва Николаевича Толстого: “И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно”. Спортивный туризм- это отличная возможность познакомиться с людьми совершенно разных профессий, общение с которыми может дать тебе много, как в образовательном, так и воспитательном плане. Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что знакомство с некоторыми людьми в корне перевернуло мои представления и представления детей о жизни, и о том, как следует прожить её так, чтобы не было стыдно. Кроме того, мы видим детей в учебном заведении только с одной стороны, а вот их истинная сущность раскрывается как раз в экстремальных ситуациях. И уже сложившееся о них после очередного похода мнение и отношение к ним невозможно изменить. Я прихожу к выводу, что именно в таких условиях происходит воспитание демократической личности и формирование правосознания детей.

И самое важное, чему способствует спортивный туризм - воспитанию здорового образа жизни.

Современная молодежь имеет потребность в острых ощущениях, риске; потребность в выражении протеста и своей свободы и независимости, а также извечное желание попробовать что-то новое. Молодой человек, употребляющий наркотики, и человек, занимающийся экстремальным видом спорта либо туризмом, имеют сходную мотивацию, только пути ее реализации у них абсолютно разные. Здоровый образ жизни, особенно среди молодых людей - социально и личностно значимая проблема, которая на современном этапе развития общества приобретает особую значимость на всех уровнях развития социальной педагогики и реализации молодёжной политики: социальном, социально-средовом и индивидуальном.

Хочу отметить, что участие в спортивных походах начальных категорий сложности и в соревнованиях на дистанциях, как правило, не требует значительных финансовых затрат, в то же время  оно позволяет получить необходимые базовые навыки и удовольствие от участия в походах и соревнованиях. Занятие спортивным туризмом как комплексным видом спорта осуществляемым в сложной природной и общественной среде – и,  разумеется, несет в себе определенные риски и требует от каждого разносторонних знаний, умений, опыта и хорошей физической, технической и психологической подготовки.

Всё это и привлекает наших студентов.  В моей группе данное направление пользуется большой популярностью. Именно поэтому она является самой спортивной группой в колледже.

Заключение

Как я уже упоминала раньше, воспитательная работа в нашем колледже строится по пяти направлениям. Мне удалось объединить все эти направления, и помог мне в этом спорт.

Уже сейчас мы наметили, чем будем заниматься летом. Это участие в международном скаутском слёте “VIII Российское Джамбори скаутов-разведчиков России-Уральское измерение”, Международный слёт “ 400 лет под знаменем Романовых”, посвящённый 400-летию восстановления российской государственности и установления царской династии Романовых, скальный альплагерь «Домбай 2013».

Мне кажется, это поможет укрепить единство русской молодёжи, живущей в России и за рубежом, а нам, преподавателям, обменяться опытом воспитательной работы с молодёжью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

План воспитательной работы детского объединения "Спортивный туризм"

При составлении планов воспитательной работы у молодых специалистов часто возникают трудности. Вашему вниманию предлагается пример плана воспитательной работы детского объединения "Спортивный тур...

Программа внеурочной деятельности "Спортивный туризм"

Спортивный туризм является одним из базовых видов спорта рабочих программ физического воспитания учащихся в 5-8 классах . Он оказывает на организм школьника всесторонние влияние ; совершенствует...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивный туризм.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и ...