Классный час "Было такое, ребята, было", посвященный 60 летию освоения Целины
классный час (8 класс) на тему

Стрижак Ирина Александровна

Цель: раскрыть понятие целина, целинник.

Привитие учащимися бережного отношения к хлебу.

Воспитание уважения к труду хлеборобов.

Рассказать о трудностях и трудовом подвиге хлеборобов.

Воспитывать патриотизм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselina_klassnyy_chas.docx315.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Было такое, ребята, было…», посвященный 60-летию Целины

Цель: раскрыть понятие целина, целинник.

Привитие учащимися бережного отношения к хлебу.

Воспитание уважения к труду хлеборобов.

Рассказать о трудностях и трудовом подвиге хлеборобов.

Воспитывать патриотизм.

Ход классного часа. Перед началом демонстрируется видеоролик «Едут новоселы»

Учитель. Сегодняшняя наша встреча посвящена 60 годовщине со дня начала освоения целинных и залежных земель. У встречи такое интересное название.  Это строки из песни о целине :

Было такое, ребята, было,

Ветром морозным в палатках знобило,

Было….

Нас целина полюбила.

 

1.Ты поклонись земле своих отцов.

Ее красе такой неприхотливой,

 безлюдью и бестравью солонцов,

над речками заснувшим сладко ивам,

ее полям, проселкам и лесам,

 ее закатам долгим и багряным...

Ты поклонись,и предков голоса

вдруг зазвучат светло и первозданно

Учитель. Среди значимых крупных исторических событий середины прошлого столетия на постсоветском пространстве, особое место занимает освоение целинных и залежных земель. В соответствии с решением партии и правительства Советского Союза весной 1954 года в Казахской ССР начали осуществляться перемены, приниматься широкомасштабные меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства, основная суть которых заключалась в распашке целинных и залежных земель и введение их в сельскохозяйственный оборот, в увеличение производства зерновых культур. Большой хлеб,    значительный  рост   в республике промышленного производства, машиностроения, строительства, развитию экономики, а также   образования, здравоохранения, культуры, спорта – вот что дала Казахстану целина.

2.Что это значит – «целина»?

А целина – это когда

Земля на двадцать Даний

От пыльных бурь исцелена,

Заполнена хлебами.

И, значит, - близится страда:

Токов пылятся острова,

Ладоней чёрных жернова

Колосья нежно мелют,

И, золотом живым зерна

Звеня, смыкается волна,

И краем сонного гумна

Басы машины стелют.

И хлеб, и пот – одним ручьём,

И, значит, целиной сочтём

Тот край, где хлеб всему ценой.

И, знать, налиты целиной

В пекарнях каравайный зной

И герба колос золотой…

3.Вечно юная планета –

Молодых сердец весна.

Нежной памятью согрета,

Не забудется  она.

Это снежное раздолье

И тревожит, и манит.

Срок настал: как славно поле

Спелым колосом звенит!

Как хотите назовите

Время то и имена.

Золотою хлебной нитью

Их венчала Целина.

Учитель. Освоение целинных и залежных земель было решено развернуть в Казахстане, Сибири, Урале, Поволжье, Северном Кавказе. Движение за освоение Целины в Казахстане возглавил Л.И.Брежнев. С этого момента начинается всесоюзное движение за подъём целины. Устремились эшелоны с первоцелинниками, мощной сельскохозяйственной техникой, транспортными средствами и строительными материалами. На полустанках и станциях их узнавали по размашистым меловым надписям на вагонах: “Даешь Целину!”  

Просмотр слайд-шоу. Песня «Шумят хлеба»

В республику по комсомольским путёвкам прибывает около 14 240 комсомольцев и молодёжи. Главным образом из Украины, России. Из самого Казахстана на освоение целины, направлено 9656 комсомольцев. Но если в 1954г на целину ехала в основном молодежь, то в 1955г на целину  прибывают семьи колхозников из Украины, Белоруссии и других братских республик. Всего за 1955г в республику прибыло около 20 тыс. семей.   За первый период освоения целены в республики было основано 337 новых совхозов.

В песне, которую вы сегодня услышали до начала классного часа, поется о том, как парень обещает ввести свою возлюбленную “молодой хозяйкой прямо в новый дом”. Не обижаясь на поэта, человек он эмоциональный, должны сказать прямо: такого не было. Поначалу не было в целинных совхозах, как говорится в народе, ни кола, ни двора. Поднимались первые борозды. Вбивались первые колышки на землях новых совхозов. Люди жили в палатках, дома строились одновременно с работой в полях. В Москве в музее революции хранится вместительная палатка прославленной теперь на всю страну бригады первоцелинников. В ней – стол со скамейками, на столе – миска, кружка, ложки, чайник. В стороне – небольшая железная печь с трубой, выведенной наружу. В палатке нет коек, их и не было –первопроходцы обходились без них. За первые три года на целинные земли Казахстана прибыло 640 тысяч новоселов - механизаторов, строителей, инженеров и техников, агрономов и специалистов сельского хозяйства. Признаться, они жили в очень трудных условиях, им пришлось жить в палатках. Не было тепла, воды, дров, угля, условия были, можно сказать экстремальные. Нередко ближайшая железнодорожная станция находилась в сотнях километрах. Но ни бездорожье, ни суровые погодные условия Северного Казахстана не могли остановить патриотов-целинников.

Читаю отрывок из книги «Целина» о Василии Рагузове.

4.Не боюсь я в стихах повториться.

 Хлеб не знает предела похвал,

 Если рожь на поле колосится,

 Значит кто-то всерьез недоспал.

Зори ранние, свет полуденный,

 Хлеборобской заботы тропа,

 Перебродят и пламенем зерна,

 Запылают в колосьях снопа.

Ничего нет на свете вкуснее,

 Благородней работы жнеца,

 Если рожь где-то жемчугом зреет,

 Кто-то трудится в поте лица.

Не боюсь я в стихах повториться.

 Хлеб не знает предела похвал.

 Если надо кому поклониться-

 После мамы я хлеб бы назвал.

Учитель   За короткий срок с 1954 по 1960 год распахано 24 млн. гектаров целинных и залежных земель, создано около 500 новых совхозов с тысячами отделений, ферм, бригад. В результате этих мер производство зерна увеличилось в республике со ста тысяч пудов (до освоения целинных земель) до миллиарда и более пудов уже на второй год после начала освоения Целины. Первый миллиард хлеба Казахстан получил уже в 1956 году. Страна стала крупным регионом, державой зернового производства.

5. Даланың арынан,
Даланың таңынан,
Даланың жанынан өседі,
Нан - жемісі ол кешегі.
Нан – өмір,
Жеміспен алып келген кешегі.
Нанға пірім деп,
Жырым деп табынан.

За успехи в освоении целинных и залежных земель более 250 тысяч целинников были удостоены высоких наград, а 650 из них получили звание Героя Труда. Недалеко от нас, в селе Старый Колутон, живет один из первоцелинников – Дитюк Владимир Абрамович, Герой социалистического труда. Молодым 18-летним парнишкой приехал он на целину из Украины – и остался здесь на всю жизнь. Читаю о нем  из книги «Хлеб»

6.Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

7.Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род — веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах,
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле.
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

По стопам многих хлеборобов пошли их дети. Во многих семьях хранятся документы прошлого века. Деды рассказывают своим внукам о том далеком времени.

8.В шкатулке грамота хранится,

За освоенье целины.

 Вдруг полыхнет пером жар – птицы,

 И годы юные видны.

 И двадцати нет за спиною.

 Зато душа полным – полна.

 Такое солнце надо мною –

 Сгорела, словно степь, спина.

 Уборка придавила круто,

 Но сердцу вольно и легко.

 Зерно в любое время суток,

Несется Иртышом – рекой.

Учитель   Ребята, а кто-нибудь из ваших родных  поднимал целину? (рассказы Вики Горлиной, Темирбулата Горбунова, Данила Демедюка)

Учитель Я тоже хочу рассказать вам о нашей семье – отец моего мужа – Стрижак Анатолий Семенович, приехал на целину вместе со своим отцом в далеком декабре 1954 года. Было ему тогда 19 лет. Молодой тракторист с головой окунулся в работу. Выполнял он ее на совесть, не боялся трудностей. Поэтому, когда  совхоз  получил 2 новых кировца, один из них доверили Анатолию. На нем он проработал 25 лет. Казахская земля стала для украинца, приехавшего из-под Полтавы, родной, он прикипел к ней душой. В 1957 Анатолий женился, вместе с женой вырастили 3 дочерей и сына.  Ударный труд был отмечен многочисленными грамотами и наградами. (показываю)

На нашей встрече присутствует первоцелинник, наш односельчанин, Смирнов Геннадий Михайлович. Давайте предоставим ему слово. (подарок на память  о встрече)

Учитель Нурсултан Абишевич Назарбаев в своём выступлении сказал: «Сила и мощь тысяч людей и миллионов рук, творивших эпопею целины, которая навсегда останется в нашей памяти и глубинах души, воодушевляют нас и в нынешние дни. Мы продолжаем добрый путь, превратив в традицию караван изобилия из миллиарда пудов. Пропитанное потом поколений хлеборобов зерно, словно золотая река, льется в закрома Родины. Об этом мы сегодня говорим с особой гордостью. Те годы, которые сделали Казахстан хлебной житницей, большим аграрным краем, а золотой колос – неиссякаемым источником изобилия и благополучия, стали нашей достойной биографией. И эту общую летопись бескрайних просторов казахской земли мы создавали своим ратным трудом».

9.В полях растоплен желтый воск...
А может, это снится?
Я поднимаюсь в полный рост -
У самых глаз пшеница.
В колосьях - зернышко к зерну -
Все воедино слиты.
Они теперь войдут в казну,
Как золотые слитки.
Ложатся с хрустом на стерню
Тугие эти стебли.
Ну как словами объясню
Я эту связь со степью?
Скользят комбайны по жнивью, -
По спеющим разливам.
Я здесь не просто так живу, -
Живу,
чтоб быть счастливым.

10.Что я для Родины сделаю?
Я ещё только  в седьмом

Может, руками умелыми
В будущем выстрою дом,
Может, пойду в композиторы,
Стать музыкантом  смогу,
С песнями и друзьями
Смело в дорогу пойду.
Жизнь удивительной повестью
Ясно рисуется мне.
Только работать по совести
Нужно в великой стране!

Учитель Никогда не забудет страна подвиг тех, кто не жалея своих сил, заложил основу нашей с вами жизни. Надо понимать, что достигнутое в годы целины далеко не являлось пределом совершенства. Возможности поднятой целины огромны, но ее резервы до сих пор не исчерпаны.  Многие из вас, окончив школу, уедут в город, а многие решат связать свою жизнь с землей, с селом, продолжат дело отцов, дедов. Я желаю вам, чтобы несмотря ни на какие трудности, вы приносили пользу своей Родине.  

C:\Users\qwertyu\Pictures\DCIM\100OLYMP\P4260115.JPG

        

Ақмола облысы  

Астрахан ауданы

Новый Колутон орта мектебі ММ

Акмолинская область

Астраханский район

ГУ Новоколутонская средняя школа

 «Было такое, ребята, было...»

Открытый классный час для 5-7 классов, посвященный 60-летию Целины

Подготовила и провела

Стрижак И.А., клас-

сный руководитель 7 класса

        

2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы

музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...

сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы

музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...

Классный час "Великий подвиг Ленинграда", посвященный 70-летию освобождения от блокады.

В классном часе использованы материалы иллюстративного и документального характера. Использовалась и презентация....

Классный час в начальной школе, посвященный 700-летию Сергия Радонежского

Материал для классного часа составлен автором в стихотворной форме, поэтому воспринимается детьми 1-6 класс легко. Конкурсы и задания разнообразят классный час. материал можно использовать на уроках и...

урок истории Казахстана"Освоение целины"

Основная часть урока.1)«Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей». Актуально ли данное высказывание? Обоснуйте ответ.(слайд 1,2)2) Составить рассказ по основным выдержкам.(характери...

Классный час в 5 классе посвященный 20 - летию Конституции РФ

Классный час в 5 классе посвященный 20 - летию Конституции РФ...

Классный час в 9 классе, посвященный 100-летию со дня рождения К.Симонова

Классный час в 9 классе, посвященный 100-летию со дня рождения К.Симонова...