Классный час в 9 классе, посвященный 100-летию со дня рождения К.Симонова
классный час (9 класс) по теме

Мартынюк Надежда Александровна

Классный час в 9 классе, посвященный 100-летию со дня рождения К.Симонова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 100_let_simonovu.docx97.65 КБ

Предварительный просмотр:

Столетие со дня рождения К.М.Симонова

 Цели:К.М. Симонов

Обучающие: знакомство со стихотворениями К. М. СИМОНОВА;

 показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;

 Развивающие: развивать познавательные способности учащихся;

коммуникативные и информационные компетентности;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

 воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.К.М. Симонов

 

Оборудование: портреты К.М.Симонова, выставка произведений К.М.Симонова.

Этап проведения:

Вступительное слово учителя о жизни и творчестве К.М.Симонова.

Чтение стихотворений К.М. Симонова.

В начале мероприятия 9 классу дается задание: проанализировать мероприятие, оценить чтецов.

1. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве К.М.Симонова.

100 лет назад (в 1915 г.) родился К.М. Симонов

     28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1915 года родился русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель военный корреспондент, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Герой Социалистического Труда.

     Имя Константина Симонова прочно ассоциируется с произведениями о Великой Отечественной войне

Ранние годы

Родился Константин 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Но первые годы жизни Симонов прожил в Саратове, Рязани. Родителями был назван Кириллом, но затем изменил свое имя и взял псевдоним – Константин Симонов. Воспитывался отчимом, который был военным специалистом и преподавал в военных училищах.

Обучение

Если рассматривать краткую биографию Симонова, важно отметить, что после окончания семи лет школы писатель обучался специальности токаря. Затем же в жизни Константина Симонова в 1931 году произошел переезд в Москву, после чего он работал на заводе до 1935 года.
Примерно в то же время были написаны первые стихотворения Симонова, а напечатали его произведения впервые в 1936 году.
После получения высшего образования в Литературном институте имени Горького (1938) и окончания аспирантуры, оправился на фронт в Монголию.

Творчество и военная карьера

В 1940 году была написана первая пьеса Симонова «История одной любви», а в 1941 году — вторая – «Парень из нашего города».
Обучался Константин Симонов на курсах военных корреспондентов, затем, с началом войны, писал для газет «Боевое знамя», «Красная звезда».
За всю жизнь Константин Михайлович Симонов получил несколько военных званий, самым высоким из которых стало звание полковника, присвоенное писателю уже после окончания войны.
Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». После войны в биографии Константина Симонова наступил период командировок: он ездил в США, Японию, Китай, два года жил в Ташкенте. Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы.

Смерть и наследие

Умер писатель 28 августа 1979 года в Москве, а прах его был развеян, согласно завещанию, над Буйничским полем (Белоруссия). Его именем названы улицы в Москве и Могилеве, Волгограде, Казани, Кривом Роге и Краснодарском крае. Также в его честь названа библиотека в Москве, установлены мемориальные доски в Рязани и Москве, названы его именем теплоход и астероид.

Хотелось бы подробнее остановиться непосредственно на творческой деятельности Симонова. Самым популярным произведение К.М. является стихотворение «Жди меня»

Это стихотворение завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (Валентине Серовой.). Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» — это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

Давайте послушаем это стихотворение и постараемся проникнуться теми чувствами, которые испытывал писатель:

Чтец 1: Жди меня, и я вернусь... (в исполнении Алины Гингольд)

 В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".

Чтец 2: Сын артиллериста (в исполнении Дарьи Фоминой)

Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его — тема Родины. Мы можем отнести это произведение к патриотической лирике. Образ Родины предстает в этом стихотворении двойственным: это и великая, гордая, мощная страна, и крохотный клочок земли, «припавший к трем березам». Именно он бесконечно дорог всем русским людям. Стихотворение построено в форме обращения поэта к своим современникам, солдатам, защищающим родную землю. При этом поэт не отделяет себя от них, он говорит от лица целого поколения. Крошечный уголок земли становится для него символом великой России. Начало и финал стихотворения антитетичны: три великих океана противопоставлены трем березкам. Но эти «три березы» — самое дорогое в жизни каждого русского человека, это символ нашей малой родины. Поэтому мы должны беречь и защищать это до конца. Малая родина у каждого своя, но напоминает она нам о большой и могучей стране.

Чтец 3:  Родина (читает Демина Екатерина)


Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем.

Чтец 4: Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины… (читает Шарифов Ильяс)

Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных — «Майор привез мальчишку на лафете…».

В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. 

Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных.

Чтец 5:  Майор привез мальчишку на лафете…  (читает Лукашов Евгений)

Другие произведения Симонова, такие как "Смерть друга", "Три брата", "Зима сорок первого года" и многие другие, вызывают в нас сочувствие к людям, пережившим войну. Но в то же время мы гордимся и восхищаемся их мужеством, их непоколебимой верой в победу.

Практически все стихотворения Константина Симонова о войне. Война… Человеческое горе. Страдания. А сколько искалеченных судеб, разрушенных надежд, несбывшихся мечтаний, сколько городов и деревень сожжено, сколько людей убито.  И  этот тяжёлый период только друзья и близкие могли помочь пережить все тяготы войны.

«Убе́й его́!» («Если дорог тебе твой дом…») — стихотворение Константина Симонова, написанное в июле 1942 года и опубликованное в газете «Красная звезда». 18 июля 1942 года — на следующий день после начала Сталинградской битвы. Фраза «Убей немца!» из стихотворения Симонова и написанной чуть позже публицистической статьи Ильи Эренбурга «Убей!» стала одним из самых  известных советских военных пропагандистских лозунгов во Второй мировой войне. Лозунг «Убей немца!» широко использовался в плакатах и — в качестве заголовка. В течение войны несчётное количество раз это стихотворение читали по радио и сбрасывали с самолётов напечатанным на листовках.

После окончания войны Симонов отказался от названия «Убей его!» и при многочисленных републикациях стихотворения называл его по первой строке — «Если дорог тебе твой дом…»

9 мая наш народ отмечает великий праздник - День Победы над фашистской Германией. Победа… Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественно и спокойно. Она пришла в образе солдата, который отдал свою жизнь, молодость ради жизни на земле. Она пришла и в образе солдатской матери с устало опущенными натруженными руками. Даже теперь, столько лет спустя после Победы, матери ждут сыновей

Чтец 6: Товарищ (1941) (читает Юдич Григорий)

Одно из немногих стихотворений, которое пересекается с природой, также о войне. Война длится уже несколько лет, солдаты стали забывать, как выглядят деревья, что бывают и другие цвета, кроме черных и серых красок.

Чтец 7:  Деревья (читает Каравайкин Леонид)

Константин Михайлович писал не только стихотворения, но и романы. Хочу немного рассказать о романе-эпопее «Живые и мертвые». Трилогия рассказывает о событиях 1941-1944 гг., охватывая практически весь тот период, на который пришлись самые тяжелые сражения. Вместе с главным героем Синцовым читатель переносится в самый разгар сражений, получая возможность заглянуть войне в лицо. При этом Симонов говорит не только о воинских подвигах — также он описывает и солдатские будни, и те подвиги, что совершались в тылу. Это также делает трилогию ценнейшим произведением — она показывает реалии военного времени, простых людей, которые становились героями, даже не замечая этого, жестокость, которой приходилось противостоять всему русскому народу.
«Живые и мертвые» — это достаточно сложное с эмоциональной точки зрения произведение. Рисуя военное время правдиво, честно, Симонов не бережет читателя, напоминает ему о том, насколько велик был подвиг советских солдат. В то же время главные герои эпопеи не могут не вызывать симпатии — автор показывает их в первую очередь не воинами, но людьми, которых ведет в бой понятие долга и чести, а не приказ свыше или агитация. Они самостоятельно оценивают степень своей ответственности, и именно это не дает им отступать.
Единственное отступление, которое позволяет себе Симонов — это хронологический порядок. Первые две части повествуют о событиях военного времени, тогда как третья рассказывает о том, что происходило незадолго до них. Этот сбой нисколько не портит книгу, ведь главное в ней — вовсе не интрига, а люди, вокруг которых она закручивается. И с этой точки зрения «Последнее лето» приходится как раз «к месту» — она полностью раскрывает характеры персонажей, позволяя как можно ближе узнать каждого из них.

9 класс выступает с анализом прошедшего мероприятия, с оцениванием чтецов.

Использованные источники

Симонов К. П. Стихотворения. Поэмы. – М.: Правда, 1982

Симонов К. Живые и мертвые: Роман в 3-х кн. – М.: Просвещение, 1982

Русская советская поэзия/ Редкол.: Г. Беленький, П.Николаев, А. Пузиков и др.; Сост и подгот. Текста В. Огнева и В. Фогельсова. – М.: Худож.лит., 1990

Великая отечественная война в лирике и прозе. Том I. –  Москва: «Дрофа», «Вече», 2002

Поэзия периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет. – Москва: «Советская Россия», 1983

http://all-biography.ru/alpha/s/simonov-konstantin-simonov-konstantin#ixzz3rZ8c1NvD
http://all-biography.ru/alpha/s/simonov-konstantin-simonov-konstantin#ixzz3rZ8WtaPi

http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-rodina-simonov/

http://scanpoetry.ru/poetry/4788

http://plesetsk-info.ru/uchebnyie-materialyi/urok-literatury-v-11-klasse-k-simonov-zhdi-menia/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов для 5-10 классов, посвященный 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова

Данный материал включает разработку конкурса чтецов по лирике Н.А. Некрасова и оценочный лист для жюри....

Утренник для учащихся 1-4 классов, посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова

Данное мероприятие способствует расширению знаний учащихся о творчестве С.В. Михалкова, воспитанию интереса к творчеству поэта....

Открытый урок по литературе, посвященный 100-летию со дня рождения К.М.Симонова 6 класс

Урок посвящен дню рождения писателя. Весь класс принимал участия в этом уроке. Проходил он в школьном музеи Боевой славы....

Самоанализ урока литературы в 5 классе, посвященного 200-летию со дня рождения П.П.Ершова

Данный урок представлен в рамках недели творчества. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным уче...

Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»

Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»...