Конкурс чтецов для 5-10 классов, посвященный 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова
методическая разработка по литературе на тему

Данный материал включает разработку конкурса чтецов по лирике Н.А. Некрасова и оценочный лист для жюри.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ                                                                            ШКОЛА - ИНТЕРНАТ V ВИДА  Г. ЗЕРНОГРАДА

Конкурс чтецов для 5-10 классов,

посвященный 190-летию со дня рождения

Николая Алексеевича Некрасова

                                             

                                            Подготовила и провела:

                                                учитель русского языка и литературы

                                                                    Скидело О.С., II кв. категория

                                              30 ноября 2011 г.

Цель: укрепление и расширение представлений школьников о жизни и творчестве   великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

Задачи:

  1. развитие навыков осознанного восприятия поэтического, биографического и музыкального материалов;
  2. развитие навыков публичного выступления;
  3. развитие навыков выразительного чтения поэтических текстов;
  4. обогащение эмоциональной сферы обучающихся.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор; «Стихотворения. Поэмы» Н.А.Некрасов, М.: Дрофа, 2002; песня «Коробейники»; видеофрагменты из телепередачи «Из истории российской журналистики» (4-4 Некрасов 2-2,  2007); из музыкальной комедии "Сватовство гусара", созданной по мотивам водевиля

Н. А. Некрасова "Петербургский ростовщик"; из телепередачи «Пленницы судьбы. Авдотья Панаева»; из телепередачи «Библейский сюжет. Н.А. Некрасов. Сеятель».

Ход мероприятия

Слайд 1. Звучит мелодия из передачи «Из истории российской журналистики» ( 4-4 Некрасов 2-2,  2007)

Ведущий 1. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Наш конкурс чтецов посвящается этому знаменательному событию.

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, услышим те стихотворения поэта, кото рые вошли в сокровищницу русской классической литературы.

Но начнем, конечно же,  с рассказа о жизни и творчестве великого поэта.

Ведущий 2.   Слайд 2. Русский писатель: поэт, прозаик, драматург; критик и издатель. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю – 28 ноября) 1821 в местечке Немирове Подольской губернии в семье небогатого мелкопоместного дворянина. Слайд 3. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, служил офицером. Мать - Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого помещика Херсонской губернии, была прекрасно воспитана.  

Ведущий 1.   Слайд 4.  Отец поэта был груб и малообразован, крестьяне ненавидели его за жестокость. Не любила его и семья. Он бил детей, несправедливо обращался с женой. Неприютно, страшно было жить в доме. 

 

Ведущий 2.Мать поэта – удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная женщина. Елена Андреевна – полная противоположность своему грубому и ограниченному мужу. Всю свою любовь и нежность она отдавала детям, серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла на фортепиано и пела.

Ведущий 1.   Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней он проводил долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна была и первой ценительницей его ранних стихотворных опытов. Она мечтала, чтобы её сын стал образованным человеком, и подала ему мысль о необходимости поступить в университет.

Через всю жизнь пронес Некрасов любовь и благоговейное отношение к своей матери и с поразительной, щемящей нежностью воспел её во многих своих стихотворениях.  Слайд 5.

Ведущий 2. Детство Некрасова прошло в родовом имении отца – в деревне Грешнево  Слайд 6.  (ныне село Некрасово), куда переселился отец после того, как ушел в отставку. Сельцо Грешнево было расположено неподалёку от города Ярославля, на берегу Волги  Слайд 7.  Прогулки по волжским берегам были  любимым занятием маленького Николая.

  Чтец 1.   Грешнево было окружено лугами и полями  Слайд 8, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса  Слайд 9, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек.

Чтец 2.  В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

Чтец 3.  Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии.

Чтец 4. Уже в раннем детстве Некрасов был сильным и смелым, умел грести и плавать, метко стрелял из ружья Слайд 10, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд. Но в конце концов добился своего: сделался хорошим наездником.

Ведущий 1.     Когда поэту исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию Слайд 11. Там он учился 5 лет. В эти годы Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечением  читает Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах.

Ведущий 2.  Слайд 12  В 1838 г. Некрасов будучи 16-летним юношей поехал в Петербург для определения в дворянский полк. В Петербурге он познакомился с группой студентов и, отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, решил готовиться к вступительному экзамену, чтобы учиться дальше. В 1839 пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал.

Ведущий 1. Слайд 13  В течение двух лет Некрасов, определившийся вольнослушателем в университет, посещал лекции на филологическом факультете.  Средств к существованию не было, так как отец лишил сына всякой поддержки. Из воспоминаний Некрасова…

Чтец 1. "Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь".

Ведущий 2.  Слайд 14  Несмотря на постоянные лишения он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал литературно-журнальную деятельность: он давал уроки, писал статейки для "Литературного прибавления к Русскому Инвалиду" и для "Литературной Газеты", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.

Ведущий 1.  Слайд 15  Первые стихи были написаны еще в годы учебы в гимназии. В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный "Н. Н.". Сборник успеха не имел и после критики В.Г.Белинского Слайд 16 в "Отечественных Записках" был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью

Ведущий 2.  Слайд 17  С 1840 Некрасов начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 - в «Литературной газете» и «Отечественных записках». Слайд 18 . В 1842-1843 Некрасов сблизился с кружком В.Г.Белинского. В 1845 и 1846 Некрасов опубликовал несколько альманахов.

Ведущий 1.  В конце 1846 Некрасов, вместе с Панаевым Слайд 19, приобрел у Плетнева журнал "Современник" Слайд 20, в который перешли многие сотрудники "Отечественных Записок", в том числе и Белинский.

Ведущий 2.

Решающая роль в становлении поэта принадлежит В. Г. Белинскому. Некрасов вспоминал:

Чтец 1.«Моя встреча с Белинским была для меня спасением. Ясно припоминаю, как мы с ним вдвоем часов до двух ночи беседовали о литературе. После этого я долго бродил по улицам в каком-то взбудораженном настроении, сколько для меня нового было в высказанных им мыслях».

Ведущий 1. В 1847-1866 Николай Алексеевич Некрасов являлся издателем и фактическим редактором "Современника" Слайд 21, на страницах которого печатались произведения лучших и наиболее прогрессивных литераторов того времени. Сейчас мы окажемся в некрасовской квартире на Литейном, в которой хозяйничала гражданская жена Некрасова Авдотья Яковлевна Панаева Слайд 22 и где собирались сотрудники журнала  Современник.

Видео 2.  Панаева 11.44-14.10

Ведущий 2. 1856 год ознаменовался выходом в свет сборника стихов Некрасова под названием «Стихотворения Н.А.Некрасова». Слайд 23 Сборник имел необычайных успех, был распродан за несколько дней. Поэт был на пике славы.

Ведущий 1.  По ритмике его стихи очень близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Послушайте песню «Коробейники» в исполнении Вадима Козина.

Звучит песня «Коробейники»

Ведущий 2.  Но Некрасов был не только поэтом, издателем, он был еще и драматургом. Посмотрите отрывок из музыкальной комедии "Сватовство гусара", созданной по мотивам водевиля (лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. ) Н. А. Некрасова "Петербургский ростовщик".

Видео3.  4.47- 6.56 (1/7 часть)

Ведущий 1. Слайд 24 В 1866 журнал "Современник" был закрыт и в 1868 Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок" (совместно с М.Е.Салтыковым; руководил в 1868-1877).

Ведущий 2. Слайд 25 В начале 1875 Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом Бильротом, приехавшим из Вены, результатов не дала.

Ведущий 1.Слайд 26 Умер Николай Алексеевич Некрасов от тяжелой продолжительной болезни 8 января 1878 (по старому стилю - 27 декабря 1877) в Петербурге.

Ведущий 2.Слайд 27 Похороны Н.А.Некрасова, состоявшиеся на кладбище Новодевичьего монастыря, приобрели характер общественно-политической манифестации: несмотря на сильный мороз, до места захоронения тело поэта провожала толпа в несколько тысяч человек.

Ведущий 1. Незадолго до смети Некрасов создает цикл  «Последние песни», в которых дает напутствие будущим поколениям.

Видео 4. Сеятель 16.20-17.23 Сеятель, напутствие

Ведущий 1. Слайд 28 Вот мы и перелистали страницы жизни и творчества Н.А. Некрасова, страницы удивительной некрасовской поэзии, полной огромной любви и со чувствия к простому народу.

А сейчас перейдем к конкурсу чтецов. Слайд 29  Перед  вами члены жюри, которые будут давать оценку правильности, выразительности чтения выбранных вами стихотворений. Это Багайскова О.Я., Неживенко Н.В. и Жебеленко В.В. Ребята, соберитесь, настройтесь. Не забывайте следить за речью. Желаю всем удачи.

Итак, начнем.

                  5 класс

  1. Каргина Анжелика «Дед Мазай и зайцы»
  2. Богачева Полина «Памяти Добролюбова»

 6 а

  1. Горячева Марианна «Как ты кротка, как ты послушна…»
  2. Сукшина Елена «Что ни год – уменьшаются силы…»
  3. Филимонова Алина «Свобода»

                  6 б

  1. а
  1. Павленко Сергей «Школьник»
  2. Демидов Александр «Праздник жизни – молодости годы…»
  3. Гирьянский  Дмитрий  «Замолкни, Муза мести и печали!»

                   7 б

  1. Реденко Владислав «Железная дорога» (отрывок)
  2. Шанога Дарья «Несжатая полоса»

                   8 класс

  1. Сезен Нежла «Внимая ужасам войны»
  2. Романова Лилия «Гадающей невесте»
  3. Куликова Елена «В полном разгаре страда деревенская»
  4. Мирошниченко Анастасия «Влюбленному»
  5. Лютова Алина «Так устал от мучительных дум»

                       9 класс

  1. Гаморкина Любовь «Памяти приятеля»
  2. Скориков Виталий «Я сегодня так грустно настроен»
  3. Сотников Александр «Ты всегда хороша несравненно»
  4. Петелин Вячеслав «Пророк»

      10 класс

  1. Бабина Анастасия «Если мучимый страстью мятежной»
  2. Половинко Александр «Горящие письма»
  3. Бондаренко Владислав «Я за то глубоко презираю себя…»

Слайд 30

Ведущий 1. Наше мероприятие – лишь малая дань уважения народному поэту.  

Я еще раз обращаюсь к вам от лица Н.А. Некрасова и призываю вас : Слайд 31 «Сейте разумное, доброе, вечное …». Что означают его слова?

Конкурс чтецов, посвященный 190-летию со дня рождения

Николая Алексеевича Некрасова

класс

Ф.И. участника

Название стихотворения

Место

1

5

Каргина Анжелика

«Дед Мазай и зайцы»

III

2

Богачева Полина

«Памяти Добролюбова»

II

3

6 а

Горячева Марианна

«Как ты кротка, как ты послушна…»

I

4

Сукшина Елена

«Что ни год – уменьшаются силы…»

II

5

Филимонова Алина

«Свобода»

I

6

7 а

Павленко Сергей

«Школьник»

II

7

Демидов Александр

«Праздник жизни – молодости годы…»

I

8

Гирьянский  Дмитрий  

«Замолкни, Муза мести и печали!»

I

9

7 б

Реденко Владислав

«Железная дорога» (отрывок)

I

10

Иванова  Дарья

«Несжатая полоса»

II

11

8

Сезен Нежла

«Внимая ужасам войны»

I

12

Романова Лилия

«Гадающей невесте»

II

13

Куликова Елена

«В полном разгаре страда деревенская»

II

14

Мирошниченко Анастасия

«Влюбленному»

II

15

Лютова Алина

«Так устал от мучительных дум»

III

16

9

Гаморкина Любовь

«Памяти приятеля»

III

17

Скориков Виталий

«Я сегодня так грустно настроен»

II

18

Сотников Александр

«Ты всегда хороша несравненно»

I

19

Петелин Вячеслав

«Пророк»

I

20

10

Бабина Анастасия

«Если мучимый страстью мятежной…»

II

21

Половинко Александр

«Горящие письма»

III

22

Бондаренко Владислав

«Я за то глубоко презираю себя…»

III

За актерское мастерство

класс

Ф.И. участника

Название стихотворения

Место

1

7 а

Гирьянский  Дмитрий  

«Замолкни, Муза мести и печали!»

I

2

9

Петелин Вячеслав

«Пророк»

I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...

сценарий проведения конкурса чтецов для 5-11 классов, посвящённый 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова

Конкурс чтецов для 5-11 классов, посвящённый поэтическому творчеству М.Ю.Лермонтова и приуроченный 200-летию со дня его рождения....

Утренник для учащихся 1-4 классов, посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова

Данное мероприятие способствует расширению знаний учащихся о творчестве С.В. Михалкова, воспитанию интереса к творчеству поэта....

Самоанализ урока литературы в 5 классе, посвященного 200-летию со дня рождения П.П.Ершова

Данный урок представлен в рамках недели творчества. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным уче...

Школьный конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…»,посвященный 195-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

Сценарий для проведения школьного конкурса чтецов, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. В данной разработке имеются слова для ведущих с кратким рассказом о жизни поэта. Примерная ...

конкурс творческих работ "Посоветуй книгу другу", посвященный 150-летию со дня рождения Максима Горького

Конкурс творческих работ "Посоветуй книгу другу", посвященный 150-летию со дня рождения Максима Горького...

Приказ № 30-о от 18 октября 2021 г. Об итогах муниципального этапа областного конкурса юных художников «Эти забавные животные», посвященного 120-летию со дня рождения Е.И.Чарушина.

Приказ № 30-о от 18 октября 2021 г. Об итогах  муниципального этапа областного конкурса юных художников  «Эти забавные животные», посвященного 120-летию со дня рождения Е.И.Чаруш...