Исторический час «Когда на Кубани шли бои »
классный час (9 класс) на тему
Исторический час «Когда на Кубани шли бои »
Предмет: история
Возрастная группа: учащиеся 9-х классов
Цель создания:
1. Систематизировать и актуализировать знания учащихся о родном крае в годы Великой Отечественной войны.
2. Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков наших земляков в военное время.
3.Формирование навыков самопрезентации и выступления перед аудиторией.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, звуковое сопровождение, плакаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_chas_-_kogda_na_kubani_shli_boi.doc | 1000 КБ |
Предварительный просмотр:
Исторический час «Когда на Кубани шли бои »
Предмет : история
Возрастная группа: учащиеся 9-х классов
Цель создания:
1. Систематизировать и актуализировать знания учащихся о родном крае в годы Великой Отечественной войны.
2. Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков наших земляков в военное время.
3.Формирование навыков самопрезентации и выступления перед аудиторией.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, звуковое сопровождение, плакаты.
План :
1. Воздушные бои на Кубани. Герои воздуха.
2. Самолёты ВОВ.
3. «Ночные ведьмы» .
4. Викторина ,, Кубань в годы Великой Отечественной войны”
Ход мероприятия:
Звучит песня «Священная война», сл. В. Лебедев-Кумач, муз.
А. Александров.
1. Воздушные бои на Кубани. Герои воздуха.
Первый ученик
Сегодня лётчик боевой
Пришёл к могиле братской.
Поправив прядь
Седых волос,
Он поклонился низко
И положил букет из роз
К подножью обелиска.
Стоял он долго недвижим
В своей большой печали.
И чётко,
Властно перед ним
Воспоминанья встали.
Как будто было всё вчера:
Война, бои, зарницы.
В степях горели хутора,
Посёлки и станицы.
Сражались люди на воде
И под водой сражались,
Сражались люди на земле
И в небо поднимались -
И в небе
Смертный бой вели.
Вели зимой и летом
Бои
За честь родной земли,
За жизнь
Страны Советов. ( Беляков И.В – поэт Кубани)
Учитель:
Весной 1943 года напряженные воздушные сражения вспыхнули на самом южном участке Советско-германского фронта, на Кубани, в небе которой шли непрерывные воздушные бои гигантских размеров, в которых участвовало одновременно сотни самолетов. Здесь шла смертельная борьба за господство в воздухе, решался вопрос, кому будет принадлежать небо.
В такой напряженной обстановке 14 апреля 16-й гвардейский истребительный авиаполк, после длительной учебы и освоения новых скоростных машин, перелетел из Закавказья на Краснодарский аэродром, где вошел в состав 216 истребительной авиадивизии (впоследствии ставшей 9-ой гвардейской трижды орденоносной Мариупольско-Берлинской истребительной авиадивизией), которой командовал генерал-майор А.В.Борман, старый, опытный летчик и тонкий знаток людей. Дивизия входила в состав 4-й воздушной армии под командованием генерал-майора К.А.Вершинина.
Самые напряженные воздушные бои начались 17 апреля. В этот день противник при поддержке крупных сил авиации перешел в наступление против наших войск, оборонявшихся на плацдарме в районе Новороссийска. Это была знаменитая «Малая Земля». Вражеская авиация на этом участке имела численные перевес и располагалась бесспорным превосходством в базировании. Её истребительные части размещались в 15-25 км от линии фронта. Наши же истребители вынуждены были летать с более удаленных аэродромов. Используя благоприятные возможности, немецкая авиация захватила на этом участке фронта инициативу в воздухе. Оборонявшиеся Советские войска оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Чтобы удержать плацдарм, им была необходима сильная поддержка с воздуха. В первый же день на этой большой воздушной битвы у Новороссийска над маленьким клочком советской земли совхоза Мысхако, разыгрался бой, который надолго запомнился всем летчикам полка. Дело было после обеда. Командир эскадрильи, широкоплечий, почти двухметрового роста, с волевым лицом, умными серо-голубыми глазами, светлой курчавой бородой – гв.ст.лейтенант В.Фадеев повел ударную группу, состоящую из восьми истребителей в район Мысхако. Ведомым его был высокий, всегда жизнерадостный, но суровый к врагам лейтенант А.Труд. Вторую группу, группу прикрытия из четырех самолетов вел старший лейтенант Г.Речкалов. Воздушный бой шел южнее Новороссийска – над бухтой и морем. Перевалив через горы, и когда патруль набрал нужную высоту, Труд, оглянувшись в сторону Анапы, увидел, что с моря, со стороны солнца несколькими волнами шли немецкие пикирующие бомбардировщики, а над ними комариной стаей вились «мессершмитты». Первыми к району Мысхако подошли двенадцать пикирующих бомбардировщиков и девять «МЕ-109». По приказу В.Фадеева четверка Н.Искрина пошла на «МЕ-109», А В.Фадеев атаковал «Ю-87».
С первой же атаки Фадеев зажег один бомбардировщик, остальные начали рассыпаться в стороны, наспех, неприцельно освобождаясь от бомб, чтобы побыстрее уйти от возмездия. Разбившись на пары, истребители Фадеева стремительно атаковали гитлеровцев, не давая им опомниться. Бой шел с явным преимуществом гвардейцев. Один за другим упали в воду два горящих «мессершмитта». Тогда на помощь «юнкерсам-87» фашистское командование выслало еще двенадцать «МЕ-109» и четыре «Фоке-Вульфа-190». Эти «фоккеры» - новинка гитлеровской авиации – с мощным вооружением – четырьмя пушками – встретились летчикам полка впервые.
Бой длился 20 минут, и летчики 16 гвардейского вышли победителями. Два истребителя, и одного бомбардировщика – пикировщика сбил В.Фадеев, сержант И.Савин – два «Ме-109», А.Труд, А.Табаченко, Г.Речкалов – по одному «мессершмитту», М.Сутырин – одного «фоккера». У врага было численное преимущество, и, несмотря на это, он потерял девять своих самолетов. По соотношению сил, по результатам проведенного боя, этот воздушный поединок, стал переломным моментом для воздушных бойцов полка. Все летчики почувствовали себя сильнее фашистов в мастерстве, в тактике, не говоря уже о духе. С этого дня они стали хозяевами в небе. Закрепляя достигнутые успехи, и как бы подтверждая свое мастерство, 24 апреля группа гв.капитана Покрышкина сопровождала штурмовиков в район Федотовка (ю-з. Новороссийска). При подходе к цели, группа заметила на высоте 3500 метров четырнадцать «МЕ-109», которые пытались перейти в атаку на штурмовиков. Вступив в бой с противником, летчики сбили 9 «МЕ-109». Самолеты сбили: гв.капитан Покрышкин, гв.ст.лейтенант Фадеев, лейтенант Искрин, ст.лейтенант Речкалов, гв.лейтенант Труд, сержант Табаченко. Наших потерь не было.
Господство в воздухе, завоеванное, на Кубани советскими летчиками, фашистской Германии не удалось вернуть до конца войны. Командующий 18-ой армией генерал-лейтенант К.Р.Леселидзе писал о действиях советских летчиков: «Массированные удары нашей авиации по противнику, пытавшемуся уничтожить десантные части в районе Мысхако, сорвали его планы. У личного состава десантной группы появилась уверенность в своих силах».
К весне 1943 г. советская авиация пополнилась самолетами новейших марок. Советский тыл давал своей фронтовой авиации отличные машины и в том количестве, которое было нужно для победы над врагом. В частности, на вооружении истребительных соединений, действовавших на Кубани, находились лучшие по тому времени самолеты — Як-7 и Ла-5.
Воздушные бои на подступах к Новороссийску, в районах станиц Крымская, Киевская, Молдавская, за полуостров Тамань, вот далеко не полный перечень боевых дел на Кубани, в которых непосредственное участие принимали гвардейцы. Здесь была полностью отработана тактика боя пары истребителей, определены задачи ведущего и ведомого, разработана и применена по предложению Покрышкина знаменитая «Кубанская этажерка», где каждая ступенька выполняла свою строго определенную роль.
Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов.
В воздушном сражении, длившемся более двух месяцев, летчики показали образцы героизма, самоотверженности и отваги. Здесь, на Кубани указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, четырем летчикам полка было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»: гв.майору П.Крюкову, гв.капитанам В.Фадееву (посмертно), А.Покрышкину и ст.л-ту Т.Речкалову.
Воодушевленные боевыми успехами, они стремились приблизить час Победы, скорее освободить Родину от немецко-фашистских поработителей, не щадя своей крови и жизни. Замечательный человек, мужественный и бесстрашный боец, настоящий патриот В.И.Фадеев 5 мая 1943 года в небе между станицами Абинской и Крымской принял бой с 10-ю «мессершмиттами». Двоих стервятников Вадим сбил. Но сам погиб в неравном бою, героически сражаясь до последнего патрона, до последнего дыхания. Никогда не изгладятся в памяти однополчан имена воздушных воинов, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины: И.Савина, А.Голубева, Н.Мочалова, Д.Сапунова, Н.Островского, С.Вербицкого и других.
В небе Кубани впервые во всем блеске проявился талант будущего трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина. С Кубани пошла слава о Героях Советского Союза: В.И.Фадееве, Г.Речкалове, А.Труд, С.Лукьянове. Высокую отвагу в воздушных боях проявили летчики полка: А.Федоров, И.Сутырин, Н.Искрин, Г.Голубев, А.Клубов, П.Кетов, Н.Трофимов, К.Сухов, Н.Старчиков, П.Табаченко, В.Бережной, В.Жердев и многие другие.
Второй ученик
Александр Иванович Покрышкин
1.Александр Покрышкин (6.03.1913 – 13.11.1985) – второй по результативности летчик стран Антигитлеровской коалиции, трижды герой Советского Союза. По официальным данным лично сбил 59 самолетов, скорее всего, сбил на порядок больше, так как из зачета выбыли победы 1941 года, сгоревшие вместе с архивами полка, а также вражеские машины, которые Покрышкин записывал на своих ведомых, стимулируя их таким образом. Он стал настоящей грозой немецких летчиков.
Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое первое звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги»
В большинстве боев Покрышкин в первую очередь старался сбить лидера, этот опыт он вынес из боев 1941-42 годов. Таким образом, часто уже в начале боя удавалось деморализовать противника. Некоторые историки приписывают ему создание новой техники воздушного боя вошедшей в историю, как «Кубанская этажерка».
28 апреля 2005 года в центре Краснодара состоялось поистине примечательное событие – открытие первого в России памятника А. И. Покрышкину
Третий ученик
Вадим Иванович Фадеев
Вади́м Ива́нович Фаде́ев (25 декабря 1917 года — 5 мая 1943 года) — Герой Советского Союза, летчик-истребитель, гвардии капитан, командир эскадрильи.
К концу апреля 1943 года капитан Фадеев совершил 394 боевых вылета, провёл 43 воздушных боя и лично сбил 17 самолётов противника и 3 в группе. Итог: 20 сбитых самолетов противника.
Незадолго до гибели были направлены документы на присвоение ему звания Героя Советского Союза.
5 мая 1943 года выполняя задание на прикрытие своих войск в районе станицы Крымская на самолёте P-39 оторвался от звена Александра Покрышкина и был замечен группой Ме-109. Пара рассыпалась и завязался бой. Фадеев был ранен и потянул домой. Его ведомый, Андрей Труд, не мог оторваться от Ме-109 и не смог обеспечить прикрытие ведущего. Фадеев смог посадить самолёт в плавнях реки Адагум, но скончался от потери крови. Его тело нашли только 11 июля.
24 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Фадееву Вадиму Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Похоронен в центральном парке села Киевское Крымского района Краснодарского края.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.
Учитель:
2. Самолёты ВОВ
Як-7
Як-7 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Был разработан на заводе № 301 вскоре после начала войны по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ бригады ОКБ А. С. Яковлева во главе с ведущим инженером К. В. Синельщиковым, на базе учебно-тренировочного самолёта Як-7УТИ.
Производился Як-7 с 1941 года, всего было построено 6399 самолётов 18-ти различных модификаций, включая учебные и боевые. К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный Як-9, ставший впоследствии самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.
Выпущено: 1941 г. – 207 шт., 1942- 2431 , 1943 – 3296. 1944- 465. Всего за период войны – 6399 самолётов.
Ла -5
Всего произведено 10003 самолёта за период с 1942 -1945 гг.
Ла-5 — одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в 1942 г. в г. Горьком. Самолёт представлял собой одноместный моноплан цельнодеревянной конструкции с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Первоначальное название — ЛаГГ-5. Приказом НКАП № 683 от 8 сентября 1942 г.истребители ЛаГГ-5 были переименованы в Ла-5.
Самолеты Ла-5 и Ла-7 входили в число одних из самых лучших самолетов Второй мировой войны. Первые самолеты Ла-5 были сконструированы полностью из древесины, так как в начале войны в стране был дефицит легких сплавов на основе алюминия. Но к 1943 году появилась возможность изготовить силовой набор крыла самолета Ла-5 из алюминия и стали. Эти материалы давали возможность увеличить внутренний объем крыла, но при этом уменьшить массу конструкции. Чтобы уменьшить лобовое сопротивление сделали закрываемыми створки основных опор шасси, а заднюю опору сделали убираемой.
Ил-2
Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
Четвёртый ученик
3. «Ночные ведьмы»
Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23 672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы.
23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.
46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом.
Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе. Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!
Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы». Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться. Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина. За годы войны полк потерял 32 летчицы.
Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эти юные хрупкие девушки обрушивали смертельный груз на врага, уничтожали прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом - испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на "отлично".
Учитель:
4. Викторина :
,, Кубань в годы Великой Отечественной войны”
1. Назовите дату оккупации Темрюкского района фашистами.
Ответ: 24 августа 1942 г .- оккупации Темрюкского района фашистами.
2. Что означает выражение ,,Малая Земля” ?
Ответ: 4 февраля 1943 года на берегу Цемесской бухты высадился отряд спецназначения и занял оборону на плацдарме. Позднее плацдарм получил название "Малая Земля".
3. Сколько дней длилась оборона «Малой Земли»?
Ответ: более семи месяцев – 225 дней
4. Каким образом были связаны в период битвы за Кавказ г. Темрюк и г. Новороссийск?
Ответ: от Новороссийска до Темрюка протянулся мощный оборонительный рубеж - «Голубая линия».
5. Какие города Кубани за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами?
Ответ: Новоросийск, Туапсе, Сочи
6. Воплощением народного подвига в годы ВОВ стала судьба Е.Ф. Степановой из Тимашевска. Что вы знаете о ее семье?
Ответ: Девять сыновей Е.Ф. Степановой отдали жизнь за свободу и независимость Родины в борьбе с гитлеровским фашизмом
7. Когда фашистские войска оккупировали Кубань и заняли её столицу?
Ответ: в августе 1942 г.
8. В чём суть плана «Эдельвейс»?
Ответ: плана «Эдельвейс» состоял в том, чтобы окружить и уничтожить советские войска южнее и юго-восточнее Ростова и овладеть Северным Кавказом. Затем предполагалось обойти Главный Кавказский хребет с запада и востока, одновременно преодолев его с севера через перевалы. С выходом в Закавказье враг надеялся парализовать базы Черноморского флота, установить непосредственную связь с турецкой армией, 26 дивизий которой были уже развернуты на границах с СССР.
9. Какие самолеты в годы войны фашисты называли «Рус-фанер» и какова их роль в освобождении Кубани?
Ответ: легкий ночной бомбардировщик У-2 (По-2). Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере.
10. Назовите период оккупации города Темрюка в период ВОВ?
Ответ: С августа 1942 по сентябрь 1943 года, 400 дней город Темрюк находился в оккупации немецко-фашистских войск. За долгие тринадцать месяцев оккупации в городе и районе было расстреляно более двух тысяч человек и угнано на каторгу более шестнадцати тысяч местных жителей
11. Что вы знаете о немецком генеральном плане «Ост»?
Ответ: генеральный план «Ост», который предусматривал истребление 30 млн. русских, доведения рождаемости у русского и кавказских народов до более низкого уровня, чем у немцев.
12. Какова судьба поселка Михизеева Поляна ?
Ответ: 13 ноября фашисты расстреляли жителей поселка Михизеева Поляна Мостовского района - 207 человек, большинство которых - дети. Поселок сожгли.
13. Определите по изображению название самолётов СССР в период ВОВ.
Ответ: Як-7, Ла-5, Ил-2
14. За какой подвиг, совершенный при освобождении Тамани, Калинин Н. Н. получил звание Героя Советского Союза? Где установлен памятник Герою?
Ответ: При освобождении таманского полуострова в сложных боевых условиях приземлился на вражескую территорию, взял на борт своего командира – Героя Советского Союза Сивкова, самолёт которого был подбит и упал за линией фронта, и снова поднялся в воздух. За мужество и героизм Калинину Николаю Никитовичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Звучит песня «Поклонимся Великим тем годам…», сл. М. Львов, муз. А. Пахмутова;
Учитель:
В память павших своих земляков
Зажигаем потухшие свечи.
Пусть расправит неяркий их свет
Всех участников усталые плечи.
Поколенье, не знавших войны,
Как свою – вашу боль принимаем,
Чтобы не было больше беды,
Мы сегодня свечу зажигаем.
На этом наша беседа окончена. Спасибо учащимся , которые приняли активное участие в поиске и систематизации материала. Я надеюсь, что ваши знания о героях воздушных боёв на Кубани стали более глубокими. Ответьте на вопрос: ,,Что нового вы узнали на уроке” ….
Список источников
1. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 / Под. ред. Хлевнюк О.П. - М.: Академия, 2002.
2.«Великая Отечественная война»: энциклопедия.– М.: Сов. Энциклопедия, 1985
3 .«Внеклассные мероприятия в средних и старших классах».М.А.Петрухина. Издательство «Учитель»,2008г
4. 1.А.А. Данилов, Л.Г.Косулин «История России , 9класс», . Москва, «Просвещение», 2006г
5. Г. А. Деборин, Б. С.Тельпуховский. Итоги и уроки великой отечественной войны . Москва ,Мысль, 1970 год.
6. О.Е.Жиренко. «Классные часы», , Москва. «ВАКО», 2009г
8. http:// do.gendocs.ru/docs/index
9. http://festival.1september.ru/articles/532340/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературно-историческая игра "Кто? Где? Когда?"
Внеклассное мероприятие, расчитанное для учащихся 9-х классов для проведения его в рамках предметных недель. Разработка содержит интересные интегрированные задания по истории и литературе, направленны...
Культурно-исторические памятники мирового значения на Кубани и их исследователи
Урок кубановедения в 5 классе, расширяющий круг знаний учащихся о всемирно известных памятниках культуры, расположенных на территории нашего края....
Музейно-историческая станция квеста "Мой род, семья, династия в истории Кубани"
Разработка станции к краеведческому квесту...
"Что? Где? Когда?" - историческая викторина для учащихся 6 класса
Материал викторины способствует расширению знаний обучающихся по истории Древнего мира и средних веков в истории зарубежных стран и России. Викторина предусматривает командное участие....
Историческая викторина "Что? Где? Когда?"
Викторина для учащихся коррекционной школы 9 класса. Материал можно использовать для закрепления изученного материала....
Игра "Что? Где? Когда?" Кубань
Общая тема игры- интересные факты о Кубани....
Интеллектуальная историческая игра ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Методическая разработка внеклассного мероприятияинтеллектуальная историческая игра ЧТО? ГДЕ? КОГДА?...