Программа по профессиональной ориентации 8Б
рабочая программа (8 класс) на тему

Цель программы: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, осознанного выбора профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, профконсультации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_prof.orientatsii_8b.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»

«Принято»

Решением

педагогического совета

Протокол № 1 от

«01» сентября 2015г

       «Согласовано»            

        зам. директора по УР      

     ________ О.В.Райш          « ___» __________2015 г.                  

           «Утверждаю»

          директор МБОУ «СШ № 8»

           _________Н.В.Купавцева

               «____» __________2015г.

Приказ №632 от 01.09.2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ДЛЯ 8 «Б»  КЛАССА

(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

                    Составитель:

учитель английского языка

Османова Наида Хасавовна

г. Нижневартовск

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

программа занятий по профориентации

8 «Б» класс 0,25 часа в неделю

Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для подростков. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. Проведение тренинга является одним из наиболее привлекательных способов предоставления возможности подросткам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Нормативно-правовое обеспечение программыпо профориентации:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
  • Концепцией Модернизации российского образования
  • Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования
  • Региональной программой введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующей программы среднего (полного) общего обучения.

Основные понятия и термины

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2)  Профессиональное консультирование  — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

3)  Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Цель программы: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, осознанного выбора профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, профконсультации учащихся.

Задачи:

  1. Активизировать внутренние психологические ресурсы старшеклассников для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Формировать у учащихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. Возраст членов группы – 13-15 лет. Количество – 15-25 человек. При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:

  • профориентационные игры;
  • игровые профессиональные упражнения;  
  • групповая дискуссия;
  • использование конструктивной обратной связи.

Программа составлена из 9 занятий, каждое из которых равно по продолжительности академическому часу, что позволяет проводить ее на классных часах. Одно из занятий (6) требует для проведения компьютерный класс с подключением в сеть Internet, для формирования опыта у подростков самостоятельного поиска необходимой информации для поступления и выбора профессии.

Календарно – тематическое планирование занятий программы:

п\п

Тема

Цели

Форма работы

Дата проведения

1

«Хочу-могу-надо»

формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту

Интерактивноезанятие

16.09

2

Мир профессий

Расширение представлений о мире профессий, знакомство с различными профессиями, формирование собственных представлений о желаемом виде деятельности

Профориентационная игра

14.10

3

Профессиональная ориентация: как сделать выбор.

Выявление профессиональной направленности способностей учащихся.

групповая дискуссия

18.11

4

Встреча с представителями ННТ

Ознакомление с правилами поступления и с профессиональной подготовкой.

Беседа

16.12

5.

«Рассказы о профессиях»

знакомство с практическим опытом, ощущениями реальных людей от выбранной профессии, сплочение коллектива, создание доверительных отношений.

Доклад, презентация, рассказы профессионалов (родителей)

13.01

6.

«Исследование Internet-возможностей»

формирование опыта самостоятельного поиска необходимой для поступления, профессионального обучения информации. Знакомство обучающихся с проверенными сайтами, на которых можно обнаружить всю необходимую информацию.

Проведение компьютерной диагностики онлайн

10.02

7

Игра «ассоциация»

Исследование истинного отношениия школьников к разным профессиям, коррекция предубеждений.

Профориентационная игра

16.03

8

Профориентационная игра «три судьбы»

помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.)

Профориентационная игра

20.04

9

Посещение городского центра занятости и трудоустройства

Ознакомление с миром профессий, с их особенностями и востребованностью на рынке труда

экскурсия

18.05

Список литературы

  1. Бендюков М.А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб./  М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 1997. 336 с.
  2. Бутко Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России/Бутко Е.Я.//Профессионал. 1994. №3-4. С.3-18.
  3. Гейжан Н.Ф. Работа профтехучилищ по профориентации молодежи на строительные профессии/Гейжан Н.Ф., Иванюк М.И. м.: «Высшая школа», 1993. 48 с.
  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е доп. и дораб./Климов Е.А. М.: «Просвещение», 1990. 159 с.
  5. Пряжников Н.С.,   Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников Уч. пособие/М.: ИД "Первое сентября", 2004
  6. Пряжников Н. С.Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, опросники. 8-11 классы, 2008 г.288 стр.
  7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, Путеводитель выпускника  М.: Генезис 2005. - 144 с.
  8. Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости/ Под ред. Н.Б. Богдановой. М.: Российский учебный центр ФСЗ России. 1995. 170         
  9. Черникова Т.В.Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус , 2006, 256 стр. Учебно-методическое пособие.

Интернет-ресурсы по ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Наименование ресурса

Информация о ресурсе

Условие доступа

Смарт Курс -http://smart-course.ru/ 

Компания занимается вопросами осознанного выбора профессии и профориентации. Занятия проходят в различных форматах: очные и дистанционные программы, мастер-классы и встречи с представителями разных профессий, индивидуальные сессии по выбору профессии и групповые программы. Также, компания занимается подготовкой кадров в области профориентации и дополнительного образования подростков.

Проф.просвещение - бесплатно

Профессии СПО

Этот раздел поможет узнать о действующих федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессиям.

Проф. просвещение.
Бесплатно

Справочник профессий

Раздел поддерживает кадровое агенство "Профит-М". Дается описание профессий отдельных категорий служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи. Часть описаний в виде должностных инструкций.

Проф. просвещение.
Бесплатно.

Специальности СПО

Этот раздел поможет узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Проф. просвещение.
Бесплатно

Специальности ВПО

Этот раздел поможет узнать из действующих стандартов ВПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Проф. просвещение.
Бесплатно

ПСИ-ФАКТОР. Психотестодром

Информационный ресурсный центр по практической психологии предлагает 20 тестов, часть из которых может оказаться полезной для лиц, выбирающих себе профессию - Логический тест «Летающий крокодил», Ваши лидерские качества, Вы ведущий или ведомый?,Cклонны ли вы к деловому риску?, Способны ли вы быть руководителем?, Мерчандайзинг, Тест для рекламистов-копирайтеров, Психология рекламы.

Проф.консультирование,
Бесплатно.

Интернет ресурсы

1.        Специальности СПО http://www.edu.ru/abitur/act.20/index.php

2.        Специальности ВПО http://www.edu.ru/abitur/act.6/index.php

3.        Игры разума http://www.braingames.ru/

4.        ПСИ-ФАКТОР. Психотестодром http://psyfactor.org/tests/

5.        Электронный музей профессий   http://www.profvibor.ru/

6.         Профориентационная уроки «Экскурс в профессию»

http://www.moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

7.        Справочник профессий   http://www.rabotka.ru/infoworker/

8.         «Российское образование. Федеральный портал. Абитуриент»           http://www.edu.ru/abitur/index.php.

9.        «Профориентация: кем стать» http://www.proforientator.ru/profession

10.          Справочник обо всех высших учебных заведениях (ВУЗах) России: университетах, академиях и институтах. http://vuz.edunetwork.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)

           В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...

Программа "Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста"

Представлена программа по организации работы с допризывной молодежью (14-18 лет) в МБОУ "СОШ№29"....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ранней профессиональной ориентации коллективное музицирование (фортепианный ансамбль) 8 год обучения

Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответ...

Просветительская программа по профессиональной ориентации «Мое профессиональное будущее»

Программа «Мое профессиональное будущее» предназначена для учащихся 10 – 11 классов (16 – 18 лет).Содержание программы нацелено на воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профес...

Программа по профессиональной ориентации школьников.

Программа по профессиональной ориентации учащихся 9 классов. Можно использовать как факультативный курс....

Программа по профессиональной ориентации учащихся МКОУ Новотроицкой СОШ № 12

Программа по профессиональной ориентации нацелена на : оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработку у школьников сознательног...

Программа по предмету "Сольное пение" является частью дополнительной программы ранней профессиональной ориентации "Музыкальное исполнительство", срок реализации - 1 год.

  Учебный предмет "Сольное пение" занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе хорового отделения. Основная направленность настоящей программы - расширение у обучающи...