"Милосердие. Что это такое?"
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Киряева Людмила Сергеевна

Классный час - диспут, ориентирован на подростков 14-17 лет. Основная цель: воспитание духовно - нравственных качеств личности, развитие критичности мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie.rar1.21 МБ

Предварительный просмотр:

ОКУ «Курский Центр для несовершеннолетних»

Воспитатель Киряева Людмила Сергеевна

Классный час: «Милосердие. Что это такое?»

Цель: формирование нравственных качеств личности.

Задачи: Развивать связную устную речь, способность выражать свои мысли, обогащать словарный запас н. летних. Дать н. летним понятие «милосердие», заставить их задуматься над необходимостью участия и сострадания к окружающим людям; помочь им придти к выводу, что главным в общении является «золотое правило нравственности»; разъяснить, что термин «милосердие» является не церковным, а общечеловеческим.

Возраст: 15-18 лет.

Предварительная работа: чтение книг Б. Ганаго «Детям о вере», «Детям о душе», «Детям об образе Божьем». Проведение занятий, посвященных теме доброты, сострадания, участия.

Оборудование: плакаты             «От добра добра не ищут».

 «Цветы, как люди, на добро щедры,                            

И, щедро нежность людям отдавая,                             «Поступай с другими так,

Они цветут, сердца отогревая,                                           как ты хотел бы,

Как маленькие теплые костры.  К.Жане.»                      чтобы поступали с тобой.»

Мини – плакаты с высказывания великих людей.

Презентация (компьютер, проектор, экран).

Ход мероприятия.

Слайд 1. (Тема занятия)

Вводное слово воспитателя о теме занятия. Разъяснение, что сегодня занятие пройдет в форме диспута, подобного тому, как мы видим на телеэкране. Диспут – это спор, а «в споре рождается истина».

Для обсуждения будет предложено несколько вопросов, на которые участники будут пытаться найти ответ. Для начала, предлагается участникам определить, что принято понимать под словом «милосердие».

Слайд 2.

(Ответы: сострадание, участие, жалость, внимание к окружающим, помощь нуждающимся или животным и т. д.)

Слайд 3.

Воспитатель:  Правильно, милосердие состоит из двух слов: «милое сердце», то есть это добро. Сформулируем определение «милосердия».

Милосердие – принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро, заботится и помогать.

Адресуется не только людям, но и всему живому.

Слайд 4.

Воспитатель:  Кто нуждается в милосердии?

Слайд 5.

(ответы воспитанников)

Воспитатель обобщает:

Слайд 6-10.

Слайд 11.

Воспитатель: 

Милосердие – это оказание моральной и действенной помощи тем, кто в этом нуждается.
Милосердие – это активная доброта.

Таким образом, в милосердии нуждаемся все мы. Милосердие есть добро, необходимо творить добро.

Вспомним русскую пословицу «От добра добра не ищут».

Слайд 12.

(Воспитанникам предлагается объяснить ее значение).

Воспитатель:  (Обобщает ответы воспитанников) Пословица означает, что совершать добро человек должен бескорыстно, не ожидая в ответ платы или другого дела.

Воспитатель:  Понятие «Милосердие» весьма многогранно. Часто, совершая какой-либо поступок, человек уверяет, что совершает его во имя добра, во благо великих целей.

Коснемся некоторых острых вопросов.

Слайд 13.

ВОПРОС 1.

Воспитатель:   Наше общество стремится быть милосердным, и, поэтому, отменили смертную казнь. Но разве милосердно, что человек, совершивший преступление,  до конца жизни мучается в тюрьме, в нечеловеческих условиях, «пришили» бы сразу, да и дело с концом.

(Ответы воспитанников, возникает несколько точек зрения.)

 Воспитатель ведет ход диспута, он задает группе вопросы:

-Представьте, сколько денег тратится на содержание заключенного в течение тех 10-15 лет, которые он будет доживать в тюрьме? Не лучше ли направить эти деньги в детские дома, интернаты?

-Отбирая жизнь у убийцы или насильника, мы уподобляемся ему. Значит и нас надо казнить, кто это будет делать? И кто останется, потом жить на земле, если все друг друга казнят?

-Раньше были палачи, есть они и сейчас в других странах. Они выполняют вердикт суда, это их работа. Это верно, но имеет ли право судья выносить смертный приговор?

-Представьте, что в заключении оказался ваш родственник или близкий знакомый, какую меру пресечения вы предпочтете для него?

Комментарий воспитателя: Большинство из присутствующих имеет по данному вопросу двоякое мнение, если чужого человека можно расстрелять, то близкого – нет, лучше пожизненный срок. То есть, в этом случае мы применяем «золотое правило нравственности: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Слайд 14.

ВОПРОС 2.

Воспитатель:  Ситуация: человек умирает, и всем ясно, что он умрет и ничем нельзя ему помочь. И, тем не менее, ему поддерживают жизнь месяц, два, год.…А не милосерднее было бы, чтобы он не мучился, не доживал свой век как растение. Отключить его от аппаратов искусственного дыхания, а сэкономить деньги потратить на тех, кому можно помочь, на маленьких детей? Эвтаназия – споры по этому вопросу не прекращаются уже много лет.

(Ответы воспитанников, возникает несколько точек зрения.)

 Воспитатель ведет ход диспута, он задает группе вопросы:

-Кто будет отключать аппараты или вводить смертельную дозу лекарства, или решать, что это необходимо сделать. Убийцы эти люди или нет?

-А если прикован к медицинским компьютерам будет кто-то из ваших родных или близких, какого будет ваше мнение?)

Комментарий воспитателя: Мы все хотим иметь надежду, если речь идет о нечужих для нас людях. Мы применяем снова, и так делать мы должны всегда, «золотое правило нравственности: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Мы православные люди, и мы должны помнить, что никто не имеет права лишать человека жизни.

Слайд 15.

ВОПРОС 3.

Как вы считаете, «милосердие» - это достаточно недавнее изобретение, или это древнее понятие?

(Ответы воспитанников.)

Комментарий воспитателя: В библии сказано, что Адам и Ева должны были возделывать Рай, быть послушными Богу, любить и беречь друг друга. Это были первые правила, которые получили люди для жизни.

Слайд 16.

ВОПРОС 4.

Как вы считаете, «милосердие» - это сугубо Христианское понятие, или оно свойственно для людей всех концессий.

(Ответы воспитанников.)

Комментарий воспитателя:

Слайд 17.

Вот что мы читаем в учении буддистов (Будда – значит «просветленный»).

Достичь полной духовной свободы можно, выполняя восемь заповедей буддийского образа жизни – Благой восьмеричный путь.

  1. Праведное знание – свободное от суеверий и предрассудков.
  2. Праведное мышление – стремление ума к доброй воле, миролюбивости, отказу от ненависти и злобы.
  3. Правдивая речь – ложь, болтовня, сплетни недопустимы.
  4. Праведное действие, которое охватывает все поведение. Особенно тяжелыми поступками считаются убийство, воровство, ложь, пьянство, супружеская измена. А добродетельными – щедрость, смирение, благонравие, нравственная чистота.
  5. Праведное занятие означало, что способ зарабатывать на жизнь не должен приносить вреда другим людям.
  6. Праведные усилия – это способность подавлять злобные порывы, развивать в себе благородные мысли, волевые устремления.
  7. Праведное сознание означает: надо тщательно взвешивать свои мысли, эмоции и поступки.
  8. Праведное самообладание, сосредоточение – размышления над сутью жизни, движение вперед в духовных поисках.

           Слайд 18.

          А вот что говорится в Суннах, которые являются для большинства мусульман непререкаемым сводом законов, столь же авторитетным, как и сам Коран. Сунна – это кодекс нравственности для мусульман (кстати, слово «мусульманин» происходит от слова «муслим» - отдавший себя Аллаху).

Посланник Аллаха сказал: «Люби бедных; всегда взирай на тех, которые стоят ниже тебя, и не взирай на тех, которые стоят выше тебя; не проси никогда ничего ни у кого; храни верность родственникам, хотя бы они и причинили тебе горе; говори всегда правду, как бы она  ни была горька; не позволяй себя совращать оскорблениями с пути Аллаха».

Посланник аллаха сказал: «Тот из вас, кто увидит злодеяние, пусть остановит его своей рукой; если он не в состоянии сделать это – то своим языком, если не в состоянии сделать и это – то своим сердцем, что является самой слабой степенью веры».

Воспитатель:  Вспомним Десять заповедей, которые завещал всем христианам Иисус Христос.

(Ответы детей). 

Слайд 19.

Комментарий воспитателя:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему…

Почитай отца твоего и мать твою.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего,… ничего, что у ближнего твоего».

Комментарий воспитателя: Мы видим схожесть, родственность основных постулатов современных ведущих мировых религий. Понятия милосердия, сострадания, участия близки им всем. Вне зависимости от того, к какой концессии люди относятся, какую религию исповедуют, они должны заботиться о тех, кто их окружает.

Воспитатель:   Предлагаю вашему вниманию несколько высказываний выдающихся людей разных времен и эпох. Как вы понимаете эти слова?

Воспитанники обсуждают предложенные цитаты.

Слайды 20 – 23.

  1. «Велико ли, мало ли зло, его не надо делать» Эзоп.
  2. «Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. А на добро, добром» Конфуций.
  3. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» Л.Ван Бетховен.
  4. «Ни один злой человек не бывает счастлив» Ювенал.
  5. «Жизнь злых людей полна тревог» Д.Дидро.
  6. «Если не хочешь страха – не чини зла» Кабус.

 Воспитатель:  Каждый из вас должен помнить, чтобы он не делал, какой бы поступок не совершал или не планировал, он должен руководствоваться «золотым правилом нравственности»:

Слайд 24.

«поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

            Воспитатель:  В заключение сегодняшнего диспута хочу прочитать вам одно стихотворение:

             Слайд 25.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

К.Жане

          Слайд 26. (спасибо за внимание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»

Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им.  Н.В. Склифосовского....

Классный час " Нужно ли нам сейчас милосердие?"

В этом  конспекте подобран материал о милосердных людях, продуманы вопросы, приглашающие детей к обсуждению этого вахного вопроса....

Родительское собрание "Что такое милосердие?"

Разработка  родительского собрания на тему "Воспитание милосердия в детях через личный пример родителей"...

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Классный час "Поговорим о милосердии"

Классный час направлен на обучение учащихся  пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей. Формирование представлений о милосердии....

Родительское собрание "Наполним милосердием сердца"

В материале данного родительского собрания рассмотрено понятие " милосердие", воспитание положительных моральных качеств подростков....