Воспитательная система класса
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Чаплыгина Жанна Васильевна

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_5-9.docx70.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Содружество

«Одноклассники. Ру»

Воспитательная система класса

6701_1[1]

                                                                     

               

    Чаплыгина Жанна Васильевна,

    классный руководитель 5 «в» класса,

    преподаватель- организатор ОБЖ

г. Железногорск 2015г.

                                  ПАСПОРТ

Название учреждение, заявившее воспитательную систему класса

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»,

(МОУ «СОШ №6»)

Руководитель учреждения

Ерохина Ирина Николаевна,

директор МОУ «СОШ № 6»

Разработчик и руководитель воспитательной системы класса

Чаплыгина Жанна Васильевна

Полное название

Содружество «Одноклассники.ру»»

Направленность

Социально-педагогическая

Модель

Воспитательная система класса

Количество учащихся

16 учащихся

Возраст учащихся

10-11 лет

Сроки реализации

5 лет, с 2015-16 уч.г.  по  2019-2020 уч.г.

Адрес

г. Железногорск, Курская область, ул. Л.Голенькова , д.15

Цель

создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой  личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты

Задачи

  1. содейстовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
  2. развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской);
  3. создать условия для самовыражения обучающихся;
  4. способствовать коррекции поведения «проблемных» детей.

Кадровое обеспечение программы

  1. -администрация школы
  2. -классный руководитель
  3. -учителя-предметники,
  4. -родители,
  5. -педагоги дополнительного образования
  6. -социальный педагог
  7. -психолог

Ожидаемые результаты

  1. повышение социальной активности обучающихся;
  2. увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере деятельности;
  3. усвоение школьниками гражданских, патриотических, нравственных норм поведения;
  4. самоутверждение класса в школьном коллективе;
  5. формирование ученического самоуправления в классе.

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

      Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Главное в воспитательной работе - характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. 

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка. 

Цель программы: 

создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой  личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

Задачи: 

  • содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
  • развивать ключевые компетенции личности (учебные, исследовательские, коммуникативные, организаторские);
  • создать условия для самовыражения обучающихся;
  • способствовать коррекции поведения «проблемных» детей;
  • вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.

В основе теории следующие принципы: 

- гуманизация обучения и воспитания;

- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом;

- опора на положительное в воспитании;

-  учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; 

- единство воспитательных воздействий.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).

Программа  позволяет школьникам проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в общении  и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет  ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем мире. Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи, класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

  • Познавательное.
  • Гражданско-патриотическое.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Духовно-нравственное.
  •  Трудовое.

Познавательное направление

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

  1. Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
  2. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
  3. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

Формы.

  1. Внутриколлективные  конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
  2. Интеллектуальные марафоны, бои, ринги.
  3. Спецкурсы и факультативы
  4. Участие в олимпиадах, проектной деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи:

1.        Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.

2.        Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

3.        Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.

4.        Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.

5.        Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни

6.        Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.

Формы:

1.        Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.

2.        Организация и проведение тематических классных часов и бесед;

3.        Организация и проведение встреч с интересными людьми.

4.        Организация и проведение встреч с участниками войны;

5.        Организация и проведение экскурсий;

6.        Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет к праздничным датам и т.п.

Духовно-нравственное воспитание

Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

 Задачи:

1.        Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.

2.        Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.

3.        Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

 Формы:

1.        Организация и проведение семейных вечеров.

2.        Формирование и развитие классных традиций.

3.        Организация и проведение тематических бесед, классных часов.

4.        Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

5.        Организация и проведение классных праздников.

6.        Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.

Спортивно – оздоровительное

Цель:  развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать  формированию ответственности за природу, окружающий мир

Задачи:

1.        Создание условий для физического развития учащихся.

2.        Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

3.        Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

4.        Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

Формы:

1.        Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.

2.        Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.

3.        Организация и проведение походов, поездок.

4.        Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.

5.        Организация и проведение встреч с интересными людьми

Трудовое воспитание

Цель: способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать  организаторские способности

 Задачи:

1.        Воспитание потребности трудиться.

2.        Воспитание ответственности за выполненную работу.

  Формы:

1.        Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.

2.        Организация и проведение дежурства по классу, по школе.

3.        Организация и проведение семейных вечеров.

4.        Организация и проведение походов, поездок;

5.        Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.

6.        Организация и проведение трудовой практики.

Работа с родителями

Цели и задачи работы с родителями обучающихся:

  • изучить воспитательные возможности семей;
  • формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
  • вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
  • активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.

Функции воспитательной системы.

1) Развивающая - изменение мотивации учебной деятельности, развития творческой личности, способной к самореализации.

2) Интегрирующая - взаимодействие всех участников как единого воспитательного пространства, расширение внутришкольных и внешкольных связей.

3) Управленческая - создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе профессиональном росте педагога, взаимоотношение всех участников воспитательной системы.

4) Корректирующая – коррекция поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Этапы построения модели воспитательной системы

 Успешность  развития   воспитательной системы  класса зависит от  умения классного руководителя  правильно определить  этапы  этого процесса  и в соответствии с  ними  избрать адекватные цели и средства  педагогической деятельности.

 Условно можно выделить четыре этапа  в развитии воспитательной системы класса:

  • первый этап - проектирование системы;
  • второй этап - становление системы;
  • третий этап - стабильное  функционирование  системы;
  • четвертый этап- завершение функционирования  или коренное  обновление системы.

      На первом этапе  преобладает  деятельность по изучению интересов, потребностей  и других  личностных характеристик   членов классного коллектива, проектированию  желаемого образа  класса, определению перспектив  жизнедеятельности   классного коллектива. Такая деятельность  в этот период является главным системообразующим фактором.

     На втором этапе  особое внимание  уделяется  укреплению   межличностных отношений, формированию  чувства «мы», апробированию  форм и способов  совместной деятельности , взращиванию традиций  классного коллектива.

       На третьем этапе  активно   развиваются   самоуправленческие начала, поэтому  появляются вскоре друг за другом  лозунги: « Делай, как лучшие из нас!»   Воспитательная система начинает  соответствовать   проектному замыслу ее создателей. Доминирующий  вид совместной деятельности  формирует индивидуальность  классного коллектива.  Жизнь классного сообщества  строится на основе традиций, сохраняемых  и поддерживаемых  большинством  членов коллектива.

       Доля четвертого этапа  характерны две тенденции: первая – постараться  сделать так, чтобы лучшее в жизни класса  стало достоянием всего  школьного  коллектива;  вторая – искать  новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в  классе.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» находится на улице Л.Голенькова. Недалеко от школы расположены центральная библиотека им. Носова, станция юных туристов, политехнический колледж, училище № 18, бассейны «Альбатрос» и «Нептун», МОУ «НОШ № 1». В учебных кабинетах школы имеются: демонстрационные материалы, компьютеры, теле-видео аппаратура, что помогает в работе педагогов с классными коллективами. Школа имеет спортивный зал и стадион, мастерские, актовый зал,  библиотеку и др.

          Школьник  в такой системе является и целью (ради его личностного развития создаётся система), и объектом  влияния, реализуемого через совместную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект  всех этих процессов, так как участвует в управлении ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы, ибо под её влиянием он превращается в человека воспитанного.

        Кроме образовательного учреждения на личностное развитие воспитанников оказывают влияние многие факторы: семья, социум, средства массовой информации, масс-медиа и т.д.  

Такие тенденции делают актуальной роль школы и классных руководителей в разработке развивающих программ и воспитательных систем, которая должна опираться на семью, её традиции и взаимоотношения, направленные на создание условий для воспитания социально-успешной личности. Семья и школа едины в своих интересах и социальном партнёрстве. Школа, как социальный институт  и семья, как основной социальный заказчик должны нести общую ответственность целенаправленного действия по воспитанию детей, с помощью которого ученик мог бы постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.

Опираясь на концепцию Г.К. Селевко и Шемшуриной А.И. о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, нужно сделать акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственный заказ на воспитание личности определен: в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:

- Конституции Российской Федерации;

- Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-фз

- Законе РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

- Законе Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

-Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);

- Законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);

- «Национальной доктрине образования в РФ» (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);

- «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393);

- федеральной программе развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);

- государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Р Ф на 2006-2010 годы»(постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);

- программе «Дети России» (2003-2006 гг.);

- в законодательных актах Курской области;

- в Уставе и локальных актах МОУ СОШ № 6 .

Социальный паспорт класса (2015-2016 учебный год)

                                                

                                                                       Класс: 5«в»

                                                Классный руководитель: Чаплыгина Ж.В.

                                                Социальный педагог: Радионова В.И.

  1. Количество учащихся -18 чел.

Количество девочек- 8 чел.; мальчиков -14\\8 чел.

Год рождения детей - 2003, 2004.

  1. Состав семей:

ФИО детей

Год рождения

ФИО родителей

Дом. адрес, тел.

Многодетные семьи (указать всех детей в семье, дату рождения, место учёбы)

-Масленникова Елена Романовна,

-Масленникова Екатерина Романовна,

-Масленникова Елизавета Романовна

-Кириллова Кристина Юрьевна

-Кириллова Анастасия Юрьевна,

-Кириллова Надежда Юрьевна

-Кириллов Александр Юрьевич

-Козлов Роман Сергеевич

-Козлов Александр Сергеевич

-Козлова Дарья Михайловна

15.11.2004

23.08.2006

09.08.2008

05.04.2004

05.04.2004.

02.11.2005

18.12.2007

13.10.2004

05.10.2004

27.05.2014

Масленникова Олеся Александровна,

Масленников Роман Александрович

-Кириллова Татьяна Петровна, -Кириллов Юрий Александрович

Козлова Елена Михайловна

Ул.21 Партсъезда, д.18, кВ.5

Ул.Ленина, д.5, кВ.35

Ул. Л.Голенькова, д.21, кВ.29

Неполные семьи (потеря одного из родителей)

1. Лунёв Владислав Юрьевич

06.01.2004

-Лунёва Светлана Алексеевна

Ул.Краснознамённая, 22, кВ.2

Неполные семьи (родители в разводе)

-Аверина Анастасия Евгеньевна

-Жеребцов Анатолий Евгеньевич

-Зимина Софья Игоревна

-Козлов Роман Сергеевич

- Петкевич Константин Павлович

-Шемяков Кирилл Евгеньевич

16.08.2004

02.09.2004

25.07.2004

13.10.2004

11.08.2004

27.11.2004

Шеховцова Диана

Юрьевна

Жеребцова- Борисова Валентина Анатольевна

-Полянская  Ирина Ивановна

-Козлова Елена Михайловна

-Петкевич Павел Алексеевич

-Крючкова Ольга Васильевна

-Шемяков Евгений Николаевич

Ул.Октябрьская, 1

Ул. Больничный переулок, д.8, кВ.39

Ул.Рокоссовского, д.58, кВ.12

Ул. Л.Голенькова, д.21, кВ.29

Ул. Мира, д.16/2, кВ.72

Ул. Мира, д.7, кВ.48(зарегистрирован), ул. Рокоссовского, д.58, кВ.48

Неполные семьи (матери-одиночки)

      ___

___

Отцы-одиночки

--------------

----------------

Неблагополучные семьи

     ----

Малообеспеченные семьи

-Жеребцов Анатолий Евгеньевич

-Козлов Роман Сергеевич

-Лунёв Владислав Юрьевич

- Петкевич Константин Павлович

                                                             

       02.09.2004  

13.10.2004  

06.01.2004  

11.08.2004    

Жеребцова- Борисова Валентина Анатольевна

-Козлова Елена Михайловна

-Лунёва Светлана Алексеевна

-Петкевич Павел Алексеевич

Ул. Больничный переулок, д.8, кВ.39

Ул. Л.Голенькова, д.21, кВ.29

Ул.Краснознамённая, 22, кВ.2

Ул. Мира, д.16/2, кВ.72

Дети, проживающие в детском доме

   ___

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой.

/

Дети,проживающие с родственниками без оформления опеки(родители в др. городе)

Дети из семей беженцев и переселенцев

____

Дети, входящие в группу «риска», склонные к правонарушениям

Дети=инвалиды

Родители-инвалиды

-Жеребцов Анатолий Евгеньевич

02.09.2004  

Жеребцова- Борисова Валентина Анатольевна

Ул. Больничный переулок, д.8, кВ.39

        Единственные дети в семье (количество):

        Имеют братьев и сестёр:

  1. Жилищные условия проживания семей:
  • Проживают в коммунальных квартирах (общежитиях): 4 семьи;
  • В отдельных квартирах: 10  семей
  • Арендуют жильё: -
  • В частных домах: 2 семьи.
  1. Образовательный уровень родителей:

мать                         отец

  • Имеют высшее образование:                    4                                    --------
  • Среднее специальное:                           12                                   16
  • Среднее:                                              -----                              ----------
  • Неполное среднее:                                   __                                    

      6.Состояние здоровья учащихся:

  • Находятся на индивидуальном обучении (фамилии)---------
  • Имеют хронические заболевания: 16 человек; 

Нарушено зрение: 3 человека

  1. Внешкольная деятельность учащихся:
  • В спортивных секциях: 4 уч-ся
  • Внеурочная деятельность ФГОС ООО -16
  • Кружок «Безопасное колесо»-16
  • Другие виды деятельности: 16 уч-ся.

Дата заполнения: 09.2015                        Подпись: Классный  руководитель                                                                                                    

                                                                                                                                      Чаплыгина Ж.В.

Основу деятельности воспитательной системы класса составляет годовой цикл коллективных дел:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Направление деятельности

Формы и методы работы

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условий и процесса их развития.

Психолого-педагогические диагностики и мониторинг:

  • составление индивидуальных характеристик воспитанников;
  • оформление «Карты увлечений» и интересов школьников и их родителей.

Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

  • Изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников.
  • Совместное определение с воспитанником и их родителями перспектив его развития.
  • Индивидуальные беседы и консультации.
  • Создание ситуации успеха.

Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.

  • Психолого-педагогические диагностики.
  • Определение перспектив и зоны ближайшего развития.
  • Тематические классные часы.
  • Индивидуальные беседы и консультации.

Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей обучающихся, реализации социально ценных и значимых интересов и потребностей школьников.

  • Реализация программы развития и адаптивных возможностей обучающихся.
  • КТД и мероприятия.

Взаимодействие с родителями, с целью проектирования индивидуального развития обучающихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.

  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Разработка и осуществление программы коррекционной деятельности.
  • Ведение Дневника личностных достижений (Портфолио) обучающихся.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги,  получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.  Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

                         Л. Кассиль

Сентябрь:

  • родительское собрание «Давайте познакомимся»;
  • анкетирование родителей;
  • уточнение сведений о семьях обучающихся («Банк данных»);
  • выборы родительского комитета и планирование его деятельности.

Октябрь:

  • посещение семей (по необходимости);
  • общешкольное родительское собрание;
  • диагностика воспитательных возможностей семей (приглашение школьного психолога);
  • «Дверь в детство» - совместное КТД-путешествие детей в детство их родителей.

Ноябрь:

  • письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности;
  • родительское собрание «Стили воспитания ребенка»;
  • экскурсионная поездка

Декабрь:

  • педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться»;
  • посещение семей (по необходимости);
  • ключевое дело – «Готовимся к Новому году».

Январь:

  • индивидуальные консультации

Февраль:

  • тематическая консультация для родителей мальчиков «Как вырастить настоящего мужчину»;
  • совместное КТД «Шоу сорванцов»;
  • посещение семей (по необходимости).

Март:

  • тематическая консультация для родителей девочек»;
  • час общения «Мамина Гостиная» - совместное мероприятие с детьми.  

Апрель:

  • письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности;

Май:

  • родительское собрание «Школа – до свидания! Школа – здравствуй!» - совместное планирование воспитательной деятельности на следующий учебный год;
  • КТД «Архив 5 «в» - совместное мероприятие с детьми;
  • анкетирование «Наши успехи»;
  • однодневный поход учащихся и родителей «Удивительное -рядом!»

                                                                                                                           

РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ:

  • организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
  • осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
  • знакомство учителей с условиями жизни детей и взаимоотношениями в семьях;
  • индивидуальные беседы ученика, учителя-предметника и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
  • выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

         Данная воспитательная система является системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год  несет определенную смысловую нагрузку.

5-й класс

 Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.

  • Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
  • Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
  • Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
  • Развитие навыков взаимодействия.
  • Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
  • Формирование ценностных представлений и отношений.

6-й класс

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Апробация элементов самоуправления (КТД).
  • Коллективное планирование.
  • Развитие чувства коллективизма.
  • Поощрение инициативы.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Формирование навыка коллективного анализа.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.

7-й класс

  • Развитие самоуправления учащихся.
  • Коллективное планирование, коллективный анализ.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Организация социально значимой деятельности.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

8-й класс

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Самоуправление учащихся.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие навыка социального проектирования.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

9-й класс

  • Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
  • Самоуправление учащихся.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Социальное проектирование.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

САМОУПРАВЛЕНИЕ КЛАССА

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

• актив класса;

• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый капитаном  класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Капитан выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Капитан  совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

 Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Сектор «Экологии» -  отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), за соблюдение учащимися гигиенических правил, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.

Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров,  составление развлекательной программы.

Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.

4.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

 «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • имеющую потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее реализации.

Модель выпускника – это образ личности, которой свойственны:

  • трансцендентность: осознание личностью самой себя как источника информации для других, как чьего-то собеседника, как «содержание жизни для других»;
  • эмпатийность: способность сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в другого человека, понимать «язык» собеседника, мир его ценностей, эмоционально откликаться на его внутренние проблемы;
  • конгруэнтность: искренность, естественность и открытость в общении, выражении своих чувств и переживаний, преодоление ограниченности и ригидности мышления, стремление видеть суть вещей, сосредоточенность на выполнение истинной деятельности, а не на её внешнем проявлении;
  • конструктивность: стремление решать проблемы и конфликты конструктивно, на не насильственной основе, познание закономерности явлений, восприятие разного рода противоречий как условие эволюции, как положительный фактор;
  • индивидуальная идентичность: осознание себя как уникального, неповторимого человеческого существа, имеющего собственное место в пространстве и временную протяжённость, являющегося носителем своего жизненного опыта, своих индивидуальных задатков, черт, свойств и характеристик, и отвечающего за собственную жизнь;
  • социальная идентичность: понимание своей причастности к другим людям, к обществу, прогрессивным культурным ценностям, социальным, групповым идеалам, умение пребывать в «событийной общности», умение сотрудничать с людьми, участвовать в совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...