Роль учителя-предметника в профориентации учащихся.
методическая разработка (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Кошута Наталия Григорьевна

Материал состоит из нескольких составляющих: обоснование темы самообразования; анкеты для учащихся и родителей; дидактические материалы по профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_ankety.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВЛЕНО:

                                               Кошута Наталия Григорьевна,

                                                  учитель русского языка и литературы,

                                             украинского языка и литературы

                                      МБОУ «Петровская школа № 2»

                                Красногвардейского района

              Республики Крым

Актуальность темы самообразования.

Тема: Роль учителя-предметника в профориентации учащихся.

Профориентация — очень объемное понятие. Например, современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», «успешную карьеру».

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

  • профинформация,
  • профагитация,
  • профпросвещение,
  • профдиагностика,
  • профотбор,
  • профконсультация.

Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

         Профессиональное самоопределение – процесс  формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики.

Для выбора профессии учащемуся необходимо

  • ясное представление о самом себе,
  • своих способностях, умениях, интересах, притязаниях,
  • ограничениях и их причинах,
  • возможностях и перспективах в различных профессиональных сферах,
  • самостоятельное определение выбора профессии,
  • построение профессионального плана и его реализация. 

Формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в ходе профессиональной ориентации.  

Профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии. Поскольку формирование личности школьника имеет свою специфику на каждом этапе возрастного развития, разработка системы формирования его профессиональной готовности, профессиональной зрелости является прерогативой школы.

Цель профориентационной деятельности – актуализировать профессиональное самоопределение учащихся специальной организацией их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда и их соотнесение в процессе профессиональных проб.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся, вооружив их соответствующими знаниями и умениями, расширив границы самовосприятия, пробудив потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессиональной карьере.

Профориентационная работа прежде всего помогает подростку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху.

Понятно, что над реализацией поставленных целей и задач должна работать единая команда, состоящая из всех участников воспитательно-образовательного процесса: психологи, учителя, классные руководители, социальные педагоги, библиотекари, медицинские работники и, конечно же, родители. Только совместный труд принесет желаемый результат.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь.

Вашему вниманию представлены анкеты, которые помогут вам в выборе профессии для вашего ребенка.

При анкетировании родители и их ребенок независимо друг от друга отвечают на сходные по содержанию вопросы, отражающие различные стороны выбора профессии. Смысл задания заключается в том, чтобы родители могли сравнить свое мнение и мнение сына (дочери) по вопросам подготовки к будущей профессии.

ИНСТРУКЦИЯ:

Вы можете указывать свои данные или же остаться анонимом. В первом случае Ваши ответы станут подспорьем в нашей дальнейшей профориентационной работе. Выбор за Вами!

После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их.

В некоторых случаях можно дать несколько ответов.

Анкета 1

  1. Вы обсуждали в семье вопрос будущей профессии Вашего ребенка?  

2. Едины ли Вы во взглядах на будущую профессию Вашего ребенка со своим мужем (женой)?

3. К какому профилю можно отнести будущую профессию Вашего ребенка?

4. Вы считаете, что Вашему ребенку для дальнейшего выбора профессии будут необходимы более глубокие знания по _________________(укажите название предмета (-ов) ?

5. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок обучался в классе с профильным изучением ___________(укажите название предмета (-ов) ?

6. Какая помощь школы необходима Вам для решения данного вопроса?

Анкета 2  (9 класс)

Ваша фамилия, имя, отчество ____________________________________________________

1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?

а) да, выбрал;                           б) выбрал, но еще колеблется;

в) не выбрал;                            г) не знаю.

2. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?

а) в профтехучилище;                б) в техникуме;                           в) в школе.

3. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?

а) полностью совпадает;                              б) совпадает в основном;

в) трудно сказать (не знаю);                        г) не совпадает.

4. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?

а) буду настаивать на своем;                        б) буду просить изменить свое решение;

в) трудно сказать;                                           г) соглашусь с его выбором.

5. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?

а) технические;                              б) математические;

в) литературные;                           г) лингвистические (к языкам);

д) биологические;                         е) педагогические;

ж) организаторские;                     з) художественные;

и) музыкальные;                           к) спортивные.

6. В какой области деятельности Вы советуете заниматься в дальнейшем?

а) производство;                        б) сфера обслуживания;

в) наука;                                      г) медицина;

д) педагогика;                            е) административная деятельность;

ж) искусство;                             з) спорт;                                                    

и) военное дело.        к) ДРУГОЕ (УКАЖИТЕ ЧТО ИМЕННО)

7. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?

а) углубленное изучение учебного предмета или области знаний;

б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;

в) работа в предметных и технических кружках;

г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;

д) не имеет определенных занятий.

8. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?

а) мнение родителей;

б) интерес к профессии;

в) способность к данной профессии;

г) возможность профессионального роста;

д) потребности города в кадрах;

е) материальное благополучие;

ж) условия труда.

з) ДРУГОЕ (УКАЖИТЕ ЧТО ИМЕННО)

9. Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?

а) ребенок здоров;

б) имеются отклонения в состоянии здоровья;

в) значительные отклонения в состоянии здоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.

Анкета 2  (10 класс)

Ваша фамилия, имя, отчество ____________________________________________________

1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?

а) да, выбрал;                           б) выбрал, но еще колеблется;

в) не выбрал;                            г) не знаю.

2. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?

а) полностью совпадает;                              б) совпадает в основном;

в) трудно сказать (не знаю);                        г) не совпадает.

3. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?

а) буду настаивать на своем;                        б) буду просить изменить свое решение;

в) трудно сказать;                                           г) соглашусь с его выбором.

4. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?

а) технические;                              б) математические;

в) литературные;                           г) лингвистические (к языкам);

д) биологические;                         е) педагогические;

ж) организаторские;                     з) художественные;

и) музыкальные;                           к) спортивные.

5. В какой области деятельности Вы советуете заниматься в дальнейшем?

а) производство;                        б) сфера обслуживания;

в) наука;                                      г) медицина;

д) педагогика;                            е) административная деятельность;

ж) искусство;                             з) спорт;                                                    

и) военное дело.        к) ДРУГОЕ (УКАЖИТЕ ЧТО ИМЕННО)

6. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?

а) углубленное изучение учебного предмета или области знаний;

б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;

в) работа в предметных и технических кружках;

г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;

д) не имеет определенных занятий.

7. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?

а) мнение родителей;

б) интерес к профессии;

в) способность к данной профессии;

г) возможность профессионального роста;

д) потребности города в кадрах;

е) материальное благополучие;

ж) условия труда.

з) ДРУГОЕ (УКАЖИТЕ ЧТО ИМЕННО)

8. Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?

а) ребенок здоров;

б) имеются отклонения в состоянии здоровья;

в) значительные отклонения в состоянии здоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.

Анкета  «Каким я вижу своего ребенка»

Вопросы для родителей:

1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка;

а) на следующий год после окончания школы;                      б) через 5-7 лет;

в) через 20 лет.

  1. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее.

  1. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.

  1. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?

  1. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?

  1. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?__________________

  1. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое__________)?

  1. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?

  1. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?

  1. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств:

выдержка,

аккуратность,

настойчивость,

лень,

целеустремленность,

самостоятельность,

дисциплинированность,

трудолюбие,

эгоизм,

инициативность,

скромность,

упрямство.

Анкета  «Каким я вижу себя»

Вопросы для школьника:

1. Кем бы ты хотел быть:

а) на следующий год после окончания школы;  б) через 5-7 лет;

в) через 20 лет.

2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?

3. Каковы твои увлечения?

4. Какие свои качества ты считаешь положительными?

5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?

6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое

(дописать)_________________________________________)?

7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое____________________________)?

8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?

9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны) ?

  1. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств:

выдержка,

аккуратность,

настойчивость,

лень,

целеустремленность,

самостоятельность,

дисциплинированность,

трудолюбие,

эгоизм,

инициативность,

скромность,

упрямство.

Анкета для родителей. "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

Инструкция.

Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.

3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).

4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),

7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.

10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.

11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).

12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.

13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.

14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.

15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.

16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Источник:

http://edunews.ru/professii/rating/visokooplachivaemie-russia.html#Spec9

Самые высокооплачиваемые профессии в России в 2014 году

Менеджер высшего звена

Человек, успешно занимающийся поиском клиентов, реализацией продукции, организацией пиар-кампаний и т.д. всегда на особом счету, ведь от его действий в немалой степени зависит размер прибыли всего предприятия.

Менеджер высшего звена руководит другими специалистами в сфере продаж, рекламы или строительства. Примечательно, что одновременно он может исполнять и их функции. Зарплата хорошего работника вполне сопоставима с заработком успешного частного предпринимателя.

Работник нефтегазовой сферы

Мастера по добыче нефти, бурильщики и инженеры по транспортировке полезных ископаемых.

Стоит ли поступать на одну из таких специальностей, ведь речь идет об узкопрофильной подготовке? Да, стоит, ведь именно сейчас наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров.

IT-специалист

IT (информационные технологии) – наиболее перспективная сфера деятельности, ведь уже сейчас без таких работников не обходится ни одна структура.

Главной задачей таких сотрудников является обеспечение защиты и сохранности информации. Кроме того, они создают базы данных, выявляют источники утечки данных, контролируют доступ к файлам. На многих предприятиях в перечень их обязанностей входит и обеспечение бесперебойного функционирования офисной техники.

Бизнес-консультант

(бизнес-тренер)

Люди, в обязанности которых входит информационное сопровождение физических и юридических лиц по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью.

Их задача – предложить оптимальное решение той или иной проблемы. Кроме того, представители этой профессии занимаются преподаванием в рамках семинаров и тренингов. Аудитор

Аудитор должен располагать обширным спектром знаний, ведь только в этом случае он сможет сделать заключение об эффективности работы той или иной организации с финансовой точки зрения. Кроме того, представители этой профессии занимаются консультированием по вопросам бухгалтерского учета.

Программист

В обязанности сотрудника входит создание, корректировка и настройка ПО.

Высококвалифицированный специалист в данной сфере ценится на вес золота, поэтому если у вас имеются соответствующие знания, умения и навыки, можете рассчитывать на очень высокую заработную плату.

Главный  бухгалтер

Тут мало высшего образования, поэтому многие дополнительно учатся по специальным программам.

Главный бухгалтер – это, наверное, самый яркий

пример занятости, для успеха в которой требуется обширный опыт.

Стоматолог

В обязанности входит осмотр полости рта, лечение/профилактика зубов и десен, консультирование пациентов.

Логист

Эти люди занимаются организацией и координацией транспортировки продукции от производства/склада до места отгрузки. Кроме того, они следят за тем, чтобы товар не простаивал. Объем перевозок постоянно растет, поэтому этот вид занятости весьма перспективен.

Работа часто предполагает использование узкопрофильного ПО, поэтому хорошее владение компьютером не помешает.

Шеф-повар

Лучшие представители этой специальности не менее известны, чем актеры кино или поп-группы, но даже если речь идет о среднестатистическом руководителе кухни ресторана, клуба и т.д., его заработная плата может вызывать только зависть.

Особенность профессии в том, что именно этот человек придумывает, ищет и совершенствует эксклюзивные рецепты, ради которых многие посетители готовы заказывать столик на несколько месяцев вперед.

На сайте   http://sozpr.narod.ru/index.htm   можно найти короткие статьи о популярных (востребованных) в настоящее время профессиях. Удачи!

Самая распространенная ошибка следование моде и предрассудкам.

  • На первое место ставьте

свои интересы и способности,

 только потом престижность профессии.

Уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба – профессионалы в своем деле.

  • Не выбирайте профессию под нажимом родителей или влиянием товарищей. Можно прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии – твое личное дело, никто не проживет за тебя твою собственную жизнь.

  • Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья.

В любом случае, не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что раз и навсегда определит твою судьбу. Впереди у тебя долгая жизнь, в которой наверняка найдется место и повышению квалификации, и освоению смежных специальностей, а то и радикальной перемене рода деятельности.

  • Выбранная вами профессия должна быть в первую очередь любимой, к ней должно лежать сердце,

а уже во вторую очередь

она  должна  быть высокооплачиваемой  и  модной.

Ведь мода пройдет, ставки зарплаты изменятся,

а профессия у вас останется.

Можно, конечно, всегда быстренько переучиться или перейти на другую работу, но лучше быть специалистом в какой-то одной области, накапливать багаж знаний и умений в данном направлении.

Тогда цены вам не будет, а работодатели будут "драться" за вашу кандидатуру. 

О модных тенденциях

знать надо,

но гнаться за ними не стоит —

лучше выбирать по душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Выступление учителя предметника на родительском собрании "Роль родителей в повышении качества знаний обучающихся"

В выступлении рассматриваются вопросы снижения качества знаний обучающихся в сельской школе, анализируются причины, предлагаются решения...

роль классного руководителя в профориентации учащихся

роль классного руководителя в профориентации учащихся...

Родительское собрание "Роль семьи в правильной профориентации учащихся"

Тема собрания выбрана не случайно: нужно помочь детям выбрать правильный дальнейший жизненный путь. И помочь в этом должны в первую очередь родители. А родители должны быть знакомы с современным ...

Статья. Роль взаимодействия учителя-предметника и школьной театральной студии

В данной статье я делюсь интересным,на мой взгляд, опытом нескольких лет плодотворного сотрудничества с нашей школьной театральной студией....

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...