Главные вкладки

    Классный час "Ответственность. Обязанности. Права"
    классный час на тему

    Костина Нелли Иосифовна

    Цель:

    • продолжить формировать у  учащихся  понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человека
    • закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; о гражданских правах и обязанностях
    • познакомить учащихся с различными видами ответственности
    • развивать правовое мировоззрение и нравственные представления
    • продолжить формировать  чувство ответственности за свои поступки и действия, уважительное отношение друг к другу
    • обобщить знания детей об основных правах ребёнка
    • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kl._chas_otvetstvennost.doc96.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час (5 класс)

    «Ответственность. Обязанности. Права»

    Цель: 

    • продолжить формировать у  учащихся  понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человека
    • закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; о гражданских правах и обязанностях
    • познакомить учащихся с различными видами ответственности
    • развивать правовое мировоззрение и нравственные представления
    • продолжить формировать  чувство ответственности за свои поступки и действия, уважительное отношение друг к другу
    • обобщить знания детей об основных правах ребёнка
    • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

    Задачи:

    • помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки
    • содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий
    • способствовать развитию у школьников  чувства ответственности
    • убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения
    • воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки
    •  способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога

    Ход занятия:

     Слайд 1: В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».

    На прошедшем классном часе я просила вас ответить на вопрос «Что такое ответственность?». И вы мне ответили, так как понимаете это чувство. У всех ответы были разными. Кто-то понимает, что такое «ответственность», а кто-то не совсем.

    Сегодня мы попытаемся ответить на этот сложный и несложный вопрос, мы узнаем, с какими ещё понятиями связано чувство ответственности.

    Слайд 2: «Ответственность. Обязанности. Права»

    Какие обязанности и за что несете Вы ответственность: до поступления в школу? в начальной школе? сейчас? (Слайды 3-5)

    Слайд 6: Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.

    Слайды 7 – 12:

    – Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке?(Болтливость.)

    – Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина?(Жадность.)

    – Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость.)

    – Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание.)

    – Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность.)

    – Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Глупость.)

    Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

    – Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

    – Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?

    Признать ошибку потрудитесь

    И перед другом извинитесь.

    От этого авторитет

    Ваш вовсе не сойдет на нет.

    Ф. Гинзбург

    Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность. (слайд 13)

    Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.

    Административная ответственность (слайд 14) наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11–14 лет – спецшкола, 14–18 лет – спецпрофучилище, с 14 лет – исключение из школы. Административная ответственность наступает за:

    • приобретение, хранение, употребление наркотических средств
    • жестокое обращение с животными
    • повреждение транспортных средств
    • повреждение государственного имущества (например: порча имущества школы)
    • распитие спиртных напитков
    • нарушение правил дорожного движения
    • нарушение устава школы
    • мелкое хулиганство и т.д.

    Материальная ответственность (слайд 15) за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.

    Уголовная ответственность (слайд 16) наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:

    • грабежи, разбои, хищение
    • умышленное убийство
    • действия сексуального характера
    • угон автотранспортных средств
    • ложное сообщение об акте терроризма и т.п.

          Итак, можно сделать в ы в о д:

    – ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;

    – вы должны сами отвечать за свои ошибки;

    – вы всегда можете пробовать, главное – действовать;

    – у вас всегда есть выход из ситуации;

          – у вас есть выбор.

         Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

    Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека (слайд 17) – заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых.

     В каких документах говорится о правах и обязанностях детей?

    (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)

    Как вы считаете, что такое право? (слайд 18)

     (Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

    Выделены ли права ребенка из прав человека? Если да, то почему? 

    (ребенок нуждается в особой заботе, потому что он слабее взрослых)

    Как вы считаете, наша страна Россия – правовое государство? Почему вы так считаете?

    Может ли быть в бесправном государстве разговор, о  правах ребенка?

    Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть президентская программа, кто знает, как она называется? («Дети России») – слайд 19.

    Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок? 

    • на гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства.

    Какие права имеет ребенок, поступивший в школу?

    • бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения.

    Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет? 

    • участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.

    Каждое право является по отношению к другому человеку или по отношению к себе обязанностью. Какие обязанности вытекают из следующих прав? 

    • Право на образование (каждый обязан учиться).
    • Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права).
    • На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других).
    • На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей).
    • На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения).
    • Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других).
    • Право на ошибку (учиться избегать ошибок).
    • На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду).
    • Жить без насилия (не применять насилия к другим).

    Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить кто прав, а кто не прав (слайд 20 – ситуация 1): 

    Ситуация 2: 
    Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне история Санкт-Петербурга, если я космонавтом буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.

    Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать?

    Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право иметь свои взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете, как касается? меня за Вашу двойку знаете, как наказали?

    Кто прав?

     (Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека).

      Ситуация 3:
    На перемене в одной из школ между подростками Птичкиным  и Сидоровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Птичкину телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья?

    (В действиях Сидорова  усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Сидоров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в полицию в отдел по делам несовершеннолетних).

    Закончить нашу беседу я хочу словами Станислава Ежи Леца (слайд 24) «Незнание закона не освобождает от ответственности, но знание - часто».

    Кл. руководитель 5а Костина Н.И.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час Наши права и обязанности

    Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...

    Классный час "Наши права и обязанности".

    Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...

    Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

    Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

    Классный час «Имею право, но обязан»

    Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТЦель: - воспитание правовой грамотности учащихся;            - учить учащихся определять...

    Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

    Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

    Классный час "Мои права и обязанности"

    Разработка классного часа "Мои права и обязанности" для учащихся 6 класса. Мероприятие очень интересное, сопровождается презентацией, наглядным материалом на доске, а так же видеоматериалами (фрагмент...

    Классный час Наши права и обязанности

    Целью данного классного часа является воспитание правовой культуры подростков. Для достжения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развести понятия  "право",  " права" , "...