«Классный час в системе воспитательного процесса общеобразовательного учреждения»
статья на тему

Миронова Елена Викторовна

Данная статья будет полезна классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»

Педагогический совет

«Классный час в системе воспитательного процесса общеобразовательного учреждения»

Выступила: Заместитель директора по ВР,

учитель  иностранных языков

                                                   Миронова Е.В.

2013г.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни…

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы…»

       Проблема воспитания новых поколений  с каждым годом звучит всё

острее. В условиях школы большая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит нам педагогам и, конечно же, классным руководителям.

«Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». 

   Школьники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности.

Воспитание  – процесс, обеспечивающий преемственность ценностей, неразрывность исторического времени, целостность общества. Качество воспитания зависит от того, чем определяется смысл воспитательной работы. Смысл воспитательной работы – в ее результативности. Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи различных форм и средств.

Источниками и средствами воспитания наших школьников

являются:  внеурочное и неформальное общение педагога с

воспитанниками, личный пример, занятия в кружках, секциях, рассчитанные

на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни; научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и

всего общества в целом, воспитать в каждом человеке  личность.

Итак, основной формой воспитательной работы является кл час. Он является основой для духовно-нравственного воспитания обучающихся, создаёт условия для формирования качеств личности.

Классный час состоит из трех основных частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей.

Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы.

В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Место тематических классных часов в системе воспитательного процесса

Классные часы имеют несомненное преимущество перед другими формами работы со школьниками. Во время классного часа преподаватель имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех учеников класса. Каждый ученик может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и интеллектуально. Наблюдения, которые можно сделать на классном часу, очень полезны для воспитательной работы преподавателя.

На классном часу высказывается мнение не только учителя, но и самих школьников, что очень важно для подростков, которые порой к словам сверстников прислушиваются более охотно, чем к взрослым. Таким образом, классные часы более эффективны по сравнению с другими уроками. Здесь можно добиться таких результатов в воспитательной работе, которых не удается получить в ходе многочасовой индивидуальной работы с учеником.

Серьезные тематические классные часы позволяют учителю увидеть класс в естественной атмосфере общения, адекватно оценить каждого ученика с психологической точки зрения и выработать правильную тактику воспитательной работы с классом.

Воспитательные цели классного часа

Тематические классные часы имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа — дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

Понятия классного часа 1) Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев)2) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.(Н.Е. Щуркова)3) Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

Традиционный классный час Цель: усвоение учащимися принятых ценностей, норм, образцов поведенияСодержание: определение темы и содержания выбирает педагогДеятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учительПри анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации

Личностно-ориентированный классный час Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельностиСодержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют учащиесяОрганизация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успехаПри анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия

Что такое классный час? Во-первых, это внеурочная воспитательная деятельность; Во-вторых, это фронтальная (массовая) работа с детьми; В-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; В-четвёртых, это общение классного руководителя с детьми

Определение понятия Классный час – гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

     Шаг за шагом, действие за действием - и стали более отчетливыми наши представления о характерных чертах личностно-ориентированного классного часа. Вот наиболее яркие отличия его от традиционного классного часа:

     Если при традиционном классном часе целевые установки связаны с усвоением учащимися принятых в обществе ценностей, образцов поведения, то личностно-ориентированный классный час связан прежде всего с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.

При личностно-ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными организаторами,  акцент делается  на активном и заинтересованном участии каждого ребенка. В то время, как при традиционном классном часе главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Бели при анализе и оценке эффективности традиционного классного часа обращается внимание на объем информации, передаваемой детям, то при анализе эффективности личностно-ориентированного классного часа в первую очередь учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение информации, влияние на развитие его творческих способностей.

Итак, личностно-ориентированный подход учитель может реализовать, если будет придерживаться следующих правил:

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.

2. Организовать   «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях.

3. Исключить принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребенка, а устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

4. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих.

5. Завоевывать уважение и доверие учеников.

Дискуссионные формы проведения классного часа: диспут; дискуссия; конференция; круглый стол; гостиная; салон; лекторий

Мероприятия состязательного характера: конкурс; викторина; клуб веселых и находчивых; смотр; презентация; турнир

Творческие формы классных часов: праздник; фестиваль; выставка; устный журнал; концерт; Спектакль

Игровые формы классных часов: ролевые игры; интеллектуальные игры

Мероприятия по психологическому просвещению: тренинг

Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных

граждан, создают условия для формирования гражданских чувств.

Проведение классных часов имеет ряд особенностей:

Информация, полученная детьми, должна вызывать у них вполне определенное

отношение, затрагивать не только ум, но и душу. Переживание информации, а не

только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный

облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события,

радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень

часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для

последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы

позволили сформировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.

В отличие от других знаний, знания в воспитательной области обязательно

должны быть:

• эмоциогенными, то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на

формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное

отношение к окружающему;

• информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах

социальной действительности, помогать ориентироваться в окружающем мире,

знакомить с общими представлениями о природных и общественных явлениях;

• регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в

деятельности.

Такие знания могут иметь выход в конкретной деятельности во время

проведения классных часов. Предлагаемая тематика и содержание классных часов

являются логичным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Определение дистанционного обучения. Деятельность при ДОТ. Типы уроков с примененеием ДОТ....

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Одной из актуальных проблем обеспечения индивидуально-личностного развития ребенка, лишенного естественных семейных условий и домашнего воспитания является необходимость разработки программно-методиче...

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

Выступление на заседании МО школы «Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения»

Привлечение родителей к участию в жизни школы, где обучается ребенок , всегда было делом непростым. В данном выступлении я рассказываю об активизации роли родителей в учебно-воспитатель...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «вКОНТАКТЕ» В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (обмен опытом)

Если у вас есть желание экономить время, которого у педагога так не хватает, если вы хотите привлечь к жизни школы  как можно больше школьников и их родителей, если вы заинтересованы в повышении ...

Реализация направлений деятельности РДШ в рамках воспитательной программы общеобразовательного учреждения

Становление РДШ предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки инициатив обучающихся, с учетом сложившегося опыта и традиций воспитательной деятельности. Российское д...