ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
статья на тему

Комарова Людвига Вазиховна

Одной из актуальных проблем обеспечения индивидуально-личностного развития ребенка, лишенного естественных семейных условий и домашнего воспитания является необходимость разработки программно-методического комплекса, в котором должны быть определены целевые ориентиры воспитательной деятельности учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_komarovoy_l.v.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ААЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Комарова Л.В.

заместитель директора Центра №3 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

г. Санкт-Петербург

Одной из актуальных проблем обеспечения индивидуально-личностного развития ребенка, лишенного естественных семейных условий и домашнего воспитания является необходимость разработки программно-методического комплекса, в котором должны быть определены целевые ориентиры воспитательной деятельности учреждения.

В детском доме №8 Выборгского района, в котором воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей от 3 до 18 лет, реализуется программа воспитания, развития и социальной адаптации воспитанников, где главным целевым ориентиром является достижение положительных результатов в развитии ребенка и его успешная интеграция в обществе.

Программа воспитания, развития и социальной адаптации разработана коллективом педагогов с учетом особенностей жизнедеятельности образовательного учреждения, где основными ключевыми идеями выступают следующие положения:

1.        В современных социально-экономических условиях сиротство одно из тяжелых социальных и педагогических проблем общества. Потеря семьи разрушает для ребенка естественный ход психофизического и личностного развития, затрудняет социальную адаптацию, выстраивает вокруг его искусственные барьеры для полноценного построения собственной семьи, создает множественные личностные проблемы. Мы полагаем, что одна из важнейших задач в воспитательной деятельности состоит в необходимости разрыва непреложной взаимосвязи: сиротство - ограниченные возможности для успешной социализации в обществе.

Программа воспитания, развития и социальной адаптации направлена на восстановление в детях веры в собственные силы, развитие способности к достижению жизненного успеха, убежденности в своей необходимости и значимости. Принципиально важно укрепить в детях чувство базового доверия к окружающему природному и социальному миру, к взрослым, находящимся рядом с ним в детском доме.

2.        Детский дом для ребенка, оставшегося без попечения родителей, является семейным домом, призван заменить ребенку семью. Создание семейной культуры жизнедеятельности детского дома выдвигается как одно из важнейших условий в реализации программы. Семейная культура жизнедеятельности в детском доме предполагает создание малых разновозрастных групп (семейные группы) и реализацию квартирного способа распределения помещений для жизни и учебы воспитанников, организация дополнительных помещений для обеспечения психологической и эмоциональной разгрузки. Создание семейной обстановки обеспечивается соответствующим подбором сотрудников, созданием атмосферы доброжелательности, эмоционального комфорта с сочетанием разумной требовательности, пониманием и выполнением обязанностей и правил принятых в детском доме. Реализация программы диктует необходимость создать индивидуально-семейный стиль общения всех участников воспитательного процесса, создать «семейные традиции» в пространстве детского дома, конкретной группы, конкретного ребенка.

3.        Воспитанники детского дома нуждаются в психолого-педагогической, медико-социальной помощи и поддержке. Это выдвигает важнейшую задачу в рамках реализации программы воспитания, развития и социальной адаптации - обеспечить максимальное и качественное индивидуальное сопровождение развития ребенка.

Создание психолого-педагогической медико-социальной службы сопровождения (ППМС - сопровождение) в условиях детского дома с включением команды специалистов: учитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель, врач, старшая медицинская сестра, педагог дополнительного образования обеспечит всестороннее изучение личности воспитанника, его интересов и склонностей, позволит координировать деятельность специалистов для совместного и комплексного решения проблем воспитания и развития детей. Работа службы направлена на помощь в выборе наиболее целесообразных путей решения жизненных и личностных проблем ребенка. Основными принципами взаимодействия участников сопровождения являются: непрерывность сопровождения, проблемный метод работы, представление интересов ребенка, совещательный характер рекомендаций.

4.        Сотрудничество детского дома и школ, в которых обучаются воспитанники принципиально важная задача, решение которой во многом определяет успешность учебно-воспитательной работы, как в детском доме, так и в школе. Необходимо выстроить согласованную программу взаимодействия педагогов школ и педагогов детского дома, основанную на тесном личностном контакте в первую очередь воспитателя с классным руководителем и учителями, реализуя функции семейной среды детского дома по отношению к школе. Детский дом и школу должны связывал, партнерские отношения взаимопомощи в решении проблем обучения, воспитания, развития и социальной адаптации воспитанников детского дома и учащихся школ. Работа детского дома со школами партнерами строится на сочетании двух принципов:

- полного равноправия детей, имеющих родителей и воспитанников детского дома, особый статус детей-сирот не должен становиться предметом публичного обсуждения в присутствии детей;

- школа вместе с детским домом должна осознавать свою ответственность за создание необходимых психолого-педагогических и медико-социальных условий индивидуальной поддержки в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации воспитанников детского дома.

5.        Семейная культура жизнедеятельности детского дома предполагает развитие детского коллектива на принципах совместной деятельности, творчества и самоуправления.

Многие воспитанники приходят в детский дом, имея опыт жизни в детских неформальных объединениях (уличных); как правило, такие сообщества имеют иерархию отношений, находясь в них, дети обретают устойчивый опыт жизни в самоуправляемом детском объединении. Зачеркивать этот опыт нецелесообразно в силу естественной притягательности для подростка подобных сообществ. Важнее возродить во всей полноте культуру самоуправляемого и саморазвивающегося детского коллектива, в условиях которого каждый воспитанник получит поле для инициативы, творчества и социальной ответственности. Детский коллектив является субъектом управления своей деятельности, носителем определенных нравственных убеждений и регулирует поведение и взаимоотношения детей друг с другом. Программа воспитания, развития и социальной адаптации основывается на разработках отечественных педагогов и психологов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. И. Фельдштейн), в которых заявлены идеи построения модели самоуправления, на основе чередования социальных ролей и поручений.

6.        Создание в детском доме условий для полноценной социализации детей, их личностного, профессионального, культурного и семейного становления выдвигается как одна из важнейших задач в работе с воспитанниками. Процесс социализации рассматривается как освоение ребенком на базовом уровне всего комплекса социальных ролей: принятие себя как самоценности, как партнера другого человека, как члена семьи, как гражданина. Каждая из этих ролей полифонична, требует самостоятельного постижения, имеет общую ориентационную направленность, где основной задачей будет необходимость обеспечить расширение социальных контактов воспитанников через формирование индивидуального опыта социального творчества. Самостоятельную ценность в данном направлении приобретает Попечительский совет детского дома, принимающий на себя ответственность за формирование социального заказа, оценку деятельности дома, создания условий для расширения социального творчества воспитанников.

7.        Среда жизнедеятельности детского дома это обогащенная развивающая среда, которая должна отвечать задачам воспитания и соответствовать следующим требованиям: уникальность и специфичность; ценность чистоты, красоты, эстетики и целесообразности; эмоциональная привлекательность, яркость событийного плана. Сама по себе обогащенная развивающая среда и жизнь воспитанников детского дома должны стимулировать детские интересы, пробуждать творчество, желание созидать, создавать поле для развития ребенка, за счет предоставления выбора интересных дел.

8.        Реализация задач воспитания, развития и социальной адаптации воспитанников детского дома возможна при условии принятия ее всеми сотрудниками. Для успешной реализации программы необходимо обеспечить работу постоянно действующего семинара, где предметом обсуждения будут ключевые идеи и технологии реализации программы, проблемы, возникающие в ходе ее реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социализации и адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. "Ты не один"

Цель: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе....

Анализ изменений в решении жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в свете изменений в законадательстве РФ с 01.01.2013 г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396699","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396707","at...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...

ДОКЛАД «ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.."

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия  по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей." Предназначен для проведения занятий н...

Общая программа воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей

Данная программа разработана для воспитания детей проживающих в детских домах. Реализуется по модулям....