Методическая разработка внеклассного мероприятия "Человек. Земля. Космос"
методическая разработка на тему

Ковалева Елена Анатольевна

Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на формирование патриотизма  и активной гражданской позиции студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_ko_dnyu_kosmonavtiki.docx196.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан

ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по ВР

ГБОУ СПО

«Уфимский лесхоз-техникум»

_______________Зарипова А.А.

«_____»_____________201__ г.

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

              Разработал

              классный руководитель

              группы 22 ТЭМ

              Ковалева Е.А.

г. Уфа 2015 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК № 2

Протокол №______ от «___»_________ 20____г.

Председатель  ЦК____________ Латыпова В.Р.

Ковалева Е.А.

«Человек. Земля. Космос».  Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия.

Аннотация

Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на формирование патриотизма  и активной гражданской позиции студентов.

Рецензент

Преподаватель ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум», классный руководитель группы 21 ТД   Жданова А.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

4

Целевой компонент внеклассного мероприятия

7

Организационно - деятельностный компонент внеклассного

мероприятия

Структура внеклассного мероприятия

8

10

Содержательный компонент внеклассного мероприятия

11

  1. Организационный момент

11

  1. Ход мероприятия.

11

  1. Заключение.

23

Оценочно – аналитический компонент внеаклассного мероприятия

24

Заключение  

25

Библиографический список

Список электронных ресурсов

26

26

Приложения

27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Человек. Земля. Космос»   составлена  преподавателем  ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум» Ковалевой Е.А. и относится к разделу тем патриотического воспитания Программы воспитательной работы, реализуемой в учебной группе студентов образовательного учреждения.  

Выбранная тема актуальна и представляет интерес для обучающихся техникума. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Содержание методической разработки направлено на достижение такой цели как формирование у студентов  патриотизма  и активной гражданской позиции, и полностью соответствует требованиям Федеральных государственных стандартов образования в системе СПО. Данное мероприятие  предполагает воздействие на эмоциональную, когнитивную, ценностно-ориентационную и поведенческую сферу личности; организацию эффективного взаимодействия основных участников воспитательного процесса. При составлении методической разработки  учитываются возрастные особенности студентов.        

Методическая разработка  имеет чёткую логическую структуру. В ней последовательно выполняются целевой, содержательный, организационно-деятельный и оценочно-аналитический компоненты внеклассного мероприятия.

Методическая разработка может быть рекомендована к использованию при проведении классных часов, внеаудиторных и внеучебных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание студентов  в системе начального и среднего профессионального образования.

 Внеклассное мероприятие «Человек. Земля. Космос»  является одной из составляющих цикла классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание студентов Программы воспитательной работы, реализуемой в учебной группе студентов образовательного учреждения.    

Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-патриотическое воспитание и  формирование  социальной      ответственности и развитие нравственных качеств личности, а также приобщение обучающихся к системе культурных ценностей.

Актуальность проблемы патриотического воспитания и данного мероприятия связана с тем, что основными функциями патриотизма гражданина России являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества».

Решая проблему патриотического воспитания студентов, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. И хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Цель: формирование чувства патриотизма  и активной гражданской позиции студентов.

Задачи:

- расширение знаний и представлений о  покорении космоса и трудностях, связанных с этим;

- содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала студентов, его творческих и других способностей;

- расширение кругозора  и формирование мировоззрения студентов, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, формирование навыков коллективной работы в группе;

- формирование навыков социального и толерантного поведения студентов;

- развитие наглядно-образного мышления учащихся;

- формирование и развитие информационно - коммуникационной компетентности студентов.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ        ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Дата: 07 апреля 2016 г.                                          Время: 15 ч.00 мин.

Место: аудитория № 45 ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»

Продолжительность мероприятия:  70 мин.

Участники: классные руководители, студенты учебных групп 21 ТЭМ и 22 ТЭМ  ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»

Возраст студентов: 18-20 лет

Гости: зам. директора по ВР ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум» А.А. Зарипова, заведующий отделением ТЭМ И.В. Набиев, классные руководители и преподаватели ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум».

Подготовительный этап: 

В подготовительной работе данного внеаудиторного мероприятия классному руководителю:

 - нужно подготовить учебную аудиторию;

- дать задание студентам своей группы выучить стихи, прочитать литературу на тему «Покорение космоса»;

- подготовить техническое оснащение, оборудование и видеоматериал;

- подготовить вымпел «Звездный корабль» для награждения.

Оборудование:

  1. Столы, стулья
  2. Раздаточный материал для конкурсной программы (на каждого студента):
  • листы бумаги;
  • ручки.

Техническое оснащение:

  1. Ноутбук
  2. Мультимедийный проектор качества HD

Кабель VGA для мультимедийного проектора – 10м

  1. Экран для проецирования изображения
  2. Колонки

Форма и методика проведения:

Мероприятие построено на совокупности следующих интерактивных

форм и методов воспитания:

Интерактивные формы и методы

Целевые установки формы и метода проведения

 внеклассного мероприятия

Просмотр видеоматериала

Умение работать с интерактивными методами

Викторина

Настройка студентов на восприятие предлагаемого материала и умения концентрировать внимание и умственных способностей в короткий срок

Сообщение – рассказ

Вовлечение студентов к выслушиванию и пониманию других, формирование личностной зрелости студентов

Просмотр презентации

Умение работать с интерактивными методами

Чтение стихов

Обучение студентов самостоятельно работать с материалом;

формирование ораторского искусства

Конкурс

«Звездный корабль»

Обучение самостоятельному анализу ситуации, формирование у студентов умения разбираться в сути проблем, предлагать возможные решения и выбирать лучшее из них.

Оформление учебной аудитории

ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»:

  1. Книжная выставка на тему: «Космос». Литературный материал об исследовании космоса, о первых полетах, о людях, работающих над созданием летательных аппаратах, космических станций…
  2. Стенд: «Из чаши мудрости»…(высказывания великих людей о покорении космоса)
  3. Стенд: «Фотоархив». Копии фотографий  космоса, космических летательных аппаратов, космонавтов.

Видеоматериал:

  1. Листы календаря с историей покорения космоса.
  2. Презентация «Человек. Земля. Космос»

СТРУКТУРА  

открытого внеклассного мероприятия

«Человек. Земля. Космос»

Этапы

мероприятия

         Целевая установка

  Период

  времени

Организационный момент

Воспитание организации

1 мин.

Видеоматериал

«Календарь»

Психологическая подготовка к мероприятию;

- обучение  выслушиванию и пониманию мнения других;

- формирование личностной зрелости студентов.

10 мин.

Викторина - разминка

Работа по формированию коллектива группы, групповой культуры;

- развитие навыков взаимодействия с другим коллективом группы;

- расширение  возможностей общения студентов между собой.

5 мин.

Сообщение – рассказ «История покорения космоса»

Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы;

- обучение  выслушиванию и пониманию мнения других;

- формирование личностной зрелости студентов.

20 мин.

Просмотр презентации

Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы;

- формирование личностной зрелости студентов.

5 мин.

Чтение стихов

Формирование у студентов уважительного отношения друг к другу.

8 мин

Конкурс

«Звездный корабль»

Развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении;

Умение работать в коллективе и команде;

Уважать успех товарищей.

20 мин.

Анализ

мероприятия

Совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания;

- формирование у студентов  умения самоанализа, самооценки.

1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Приветствие и вводное слово классного руководителя: Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего мероприятия.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?” Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.

  1. Ход мероприятия.

     Классный руководитель:  Человечество издавна стремилось к звездам. С незапамятных времен люди мечтали о полетах на Луну, на планеты, к далеким и таинственным мирам.      

Что же влекло их? Прежде всего, дерзновенность, желание постигнуть неведомое, фантазия...

Людей всегда манили дали, Их вечно звали океаны... Давайте вспомним, как начиналось освоение космоса.

(«Календарь»: Просматриваются листы календаря, на которых сделаны соответствующие рисунки.)

     Лист 1.  I—II вв. н.э. Древнегреческий ученый и инженер Герон Александрийский предложил механизм, работавший на реакции струи водяного пара. Это был - «предок» реактивного двигателя.

Лист 2. 1680 г. Первое в России «Ракетное заведение». Петровская ракета, применявшаяся без изменений почти 150 лет.

Лист 3. 1881 г. Н.И. Кибальчич, находясь в заключении, создал проект космического корабля.

Лист 4. 1903 г. К.Э. Циолковский, основоположник теории космонавтики, создает математический аппарат для описания полета ракет.

     Классный руководитель:  После Октябрьской революции многие ученые и конструкторы, горячо верившие в осуществление идей Циолковского, стали работать над их дальнейшим развитием и претворением в жизнь. Уже в 1931 году в Москве, Ленинграде, Харькове, Тифлисе, Баку, Архангельске, Новочеркасске и других городах страны появляются группы по изучению реактивного движения, в 1933 году по решению правительства был создан впервые в мире Реактивный научно-исследовательский институт. 

Лист 5. 1933 г. Полигон в Нахабине под Москвой. Запуск созданной под руководством М.К. Тихонравова  первой отечественной жидкостной ракеты.

     Лист 6. В 1957 году создана первая космическая ракета, и 4 октября этого года в Советском Союзе выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

     Классный руководитель:  Человек впервые разорвал цепи земного тяготения. Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники.

 Первый спутник имел форму шара диаметром 0,58 м, масса его составляла 83,6 кг. Два радиопередатчика, позволявшие изучать условия прохождения радиоволн в ионосфере, дали возможность получить новые сведения об атмосфере.

     Лист 7. 1957 г. Первый космический пассажир - собака Лайка.  Второй спутник был запущен 3 ноября 1957 года.  Он представлял собой последнюю ступень ракеты-носителя общей массой 508,3 кг.  Важнейшие эксперименты, проведенные на втором спутнике, - биологические.  На его борту находилась собака Лайка.

     Классный руководитель:  Целью биологического эксперимента являлось изучение основных физиологических функций животного на различных участках полета. Неоднократные полеты животных позволили комплексно исследовать воздействие факторов космического полета – стартовых перегрузок, длительной невесомости, радиации – на живой организм. На втором искусственном спутнике впервые проводились прямые исследования космических лучей и излучений Солнца, неосуществимые с Земли.

  Лист 8. 1957 г. С. П.Королев - главный конструктор первых ИСЗ, ракетоносителей, космических кораблей.

      Классный руководитель:  Третий советский искусственный спутник, запущенный 15 мая 1958 года, массой 1327 кг, стал первой комплексной научной геофизической лабораторией. На его борту были установлены 12 научных приборов. С их помощью проводились прямые измерения давления и состава верхней атмосферы, определялись характеристики магнитного и электростатического полей Земли и ионосферы, регистрировались микрометеорные частицы. 

     Лист 9. 1959 г. Начаты исследования Луны. «Луна-3» сфотографировала обратную сторону спутника нашей планеты. В январе 1959 года в сторону Луны стартовал космический аппарат «Луна-1», прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат «Луна-2», а месяц спустя межпланетная станция «Луна-3» передала на Землю фотографии обратной стороны Луны.

     Лист 10. В феврале 1961 года был осуществлен запуск к Венере межпланетной автоматической станции «Венера-1».

Викторина - разминка.

1. Можно ли для межпланетных полетов использовать  двигатели внутреннего сгорания?  (Нет. Так как для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве)

2. Почему внутри летящего по орбите корабля-спутника можно передвигаться только притягиваясь к неподвижно укрепленным предметам или отталкиваясь от них? (В условиях невесомости нет трения)

3. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом? (Нет, как только сосуд будет наклонен, вода от толчка вылетит из него в виде шариков и разлетится по кабине)

4. Можно ли во время космического рейса вскипятить на электроплите воду, налитую в сосуд не прикрытую крышкой? (Нет, так как образующиеся воды пара будут покидать кастрюлю и разноситься по кабине)

5. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, переговариваться обычным способом? (Нет, так как в открытом космосе нет воздушной среды, передающей звуковые колебания)

6. Кто первый предложил использовать принцип радиоактивного движения для создания летательных аппаратов? (Н.И. Кибальчич)

7. Когда был запущен первый искусственный спутник земли? (4.10.1957)

8. Как назывался космический корабль, на котором летал Гагарин? («Восток»)

      Классный руководитель:  17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен.  Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета.  В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам.  В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович.  5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром.  Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто.  Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин.  Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.

     Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

     Студент:  Заправлены в планшеты,
                           Космические карты
                           И штурман уточняет, в последний раз маршрут
                           Давайте-ка ребята, покурим перед стартом
                           У нас ещё в запасе четырнадцать минут.
                           Я верю друзья караваны ракет
                           Помчат нас вперёд от звезды до звезды
                           На пыльных тропинках, далёких планет
                           Останутся наши следы...

     Классный руководитель:  12 апреля 1961 г. Запущен космический корабль «Восток» с первым космонавтом на борту. Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Гагарин провел на околоземной орбите 1 час 48 минут, один раз облетев вокруг планеты на корабле «Восток-1». Приземлился он на берегу реки Волги. Этот день стал днем Космонавтики. 

     Студент:      Ах, этот день двенадцатый апреля,

                           Как он пронесся по людским сердцам!

                           Казалось, мир невольно стал добрее,

                           Своей победой потрясенный сам.

                           Какой гремел он музыкой вселенской,

                           Тот праздник, в пестром пламене знамен,

                           Когда безвестный сын земли смоленской

                           Землей-планетой был усыновлен.

     Классный руководитель:  Да, эта дата - 12 апреля 1961 г. - запомнится навсегда! Все радиостанции нашей страны сообщили...

Звучит сообщение Ю.Б.Левитана:  «Говорит Москва, говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 02 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире налете человека в космическое пространство.12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. Пилотом корабля является майор летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич».

Ставшее историческим гагаринское «Поехали!», первые 108 космических минут. Звучащее на весь мир русское имя: «Гагарин!» Оранжевый скафандр, белый гермошлем, руки, поднятые в торжественно-прощальном жесте. Таким он останется в нашей памяти навсегда.

Речь Гагарина, записанная на пленке: «Дорогие друзья! Близкие и незнакомые! Соотечественники! Люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито и сделано прежде, было сделано ради этой минуты...».

Студент:  (под музыку песни «Знаете, каким он парнем был» Н. Добронравов)

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звёздную открыл?

…Пламень был и гром,

Замер космодром,

И сказал негромко он:

Он сказал: «Поехали!»

Он взмахнул рукой.

Словно вдоль по Питерской,

Пронёсся над Землёй…

Студент:  Знаете, каким он парнем был!

Как поля родные он любил…

В той степной дали

Первый старт с Земли

Был признаньем ей в любви.

Студент:  Знаете, каким он парнем был!

На руках весь мир его носил…

Сын Земли и звёзд

Нежен был и прост,

Людям свет, как Данко, нёс…

 Студент:  Знаете, каким он парнем был!

Как на лёд он с клюшкой выходил!

Как он песни пел!

Весел был и смел…

Как азартно жить хотел!

 Студент:  Знаете, каким он парнем был!

Нет, не «был»! Ведь смерть он победил!

Слышишь дальний гром?

Видишь: это он

Вновь идет на космодром…

 Студент:  Говорит: «Поехали!»

И живой звездой,

Словно вдоль по Питерской,

Несётся над Землёй!

     Классный руководитель:  Впервые в истории человечества человек осуществил полет в космос! Это беспримерная победа над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума.

      В тот день ликовал весь мир. «Гражданин Вселенной» - так называли Гагарина люди на всех континентах Земли.

А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из разных стран мира для встречи с первым космонавтом.

     С освоением космоса связано неразрывно имя Сергея Павловича Королева – главного конструктора космических кораблей. Главный конструктор, как его называли космонавты, останется главным навсегда.

     Королев был невысок, сутуловат, у него была короткая, сильная шея, и, смотря в небо, он никогда не закидывал голову, а взглядывал вроде как бы исподлобья, и от этого казалось, что он чем-то недоволен, озабочен. Он и был озабочен, когда смотрел в небо. Там, в небе, была его работа. Когда из солнечного кома огня поднималась космическая ракета, он не был сторонним наблюдателем. В эти короткие секунды укладывалась вся жизнь его, страсть его, боль неудач и восторг перед мощью человека, и горячая волна благодарности людям, вот этим, которые тут, рядом, и которые далеко, и радость до щекотки в горле от того, что люди эти дали ему и себе это счастье – счастье победы.

     Студент:     Нам каждый шаг

        к заветной цели дорог,

        Стучат сердца – звучит оркестров медь.

        Есть подвиги, величие которых

        Не сразу удается разглядеть.

     

     Студент:       Еще корабль космический на взлете,

                            Еще не знают жители планеты,

                            Что человек в космическом полете,

                            В огромной, уже взлетающей ракете.

     Классный руководитель:  Могучий грохот двигателей. Половодье огня и дыма. Уходящая ввысь ракета. Таким запомнилось это апрельское утро и  слова самого Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие совершенного нашим народом. Тогда был сделан самый сложный шаг в космос и к звездам, потому что он был первым. И именно наш соотечественник сделал его, начав тем самым звездный путь.

 (Звучит композиция «Время, вперед! ».)

Человечество никогда не забудет подвиг Ю.А.Гагарина.

     

Студент:         Пусть звёзды опять нам назначат свидание,

                              Мы слышим разряды космических вьюг…

                              Ты с нами, ты с нами идёшь на задание,

                              Первый, верный, испытанный друг!

                              Ты мир подружил с удивительной сказкою,

                              Сияет улыбка, как зорька во мгле…

                              От этой улыбки и доброй, и ласковой

                              Стало людям теплей на Земле.

 Студент:  В лесах за Владимиром сосны столетние,

И хмурое солнце под утро встаёт…

Не будет, не будет полёта последнего —

Помнят люди твой первый полёт.

Тебя вспоминают Парижа окраины,

Проспекты Москвы и рязанская рожь…

А дети на свете играют в Гагарина —

Значит, ты на планете живёшь!

 Студент:  Всё ближе, всё ближе нам небо бескрайнее,

И подвигам в жизни не будет конца.

Восходит над миром Созвездье Гагарина —

К правде, к свету стартуют сердца.

Классный руководитель:  Выход человечества в космос – закономерный процесс исторического развития: в нем отражена вечная потребность людей познавать тайны природы, искать новые сферы обитания. В наши дни полеты в космос стали обыденностью, закономерностью, мы этому уже не удивляемся. Так пусть в наших сердцах сохранятся благодарность и восхищение космонавтами, которые летают и работают где-то там, высоко…

Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда, и, я думаю, что именно этот день 12 апреля в недалеком будущем станет красной праздничной датой на все грядущие века. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса.

Просмотр презентации.

     Классный руководитель:  Это сегодня. А завтра?… Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему .

Студент:  Сыны и дочери планеты голубой
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства
Для спутников, ракет, научных станций.

Шагает эра космоса вперед!
Ракеты продолжают свой полет,
Стартуя с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.

Хранит в душе он первую любовь,
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.

     Студент:  Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.
Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:

Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки-Земли, —

Всех, кто с космической наукой
На век своей работой связан.
Народ своей любовью им обязан.
     

Студент:  Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужна!

Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердца.

Студент:  Да, -

В ряду десятилетий каждый год

Мы метим новыми

Космическими вехами.

Но помним:

К звездам начался поход

С Гагаринского

Русского

«Поехали».

Таким он остался до конца.

Конкурс «Звездный корабль».

     Классный руководитель:  Для проведения конкурса просим разделиться на две команды. Вам предстоит пройти три раунда. В первом и втором раунде три темы. Капитан называет тему и цену вопроса (номер). Если команда отвечает правильно, то ей засчитывается число баллов по, номеру вопроса. А в третьем раунде наберет больше очков та команда, которая быстрее и правильнее ответит на вопросы.

И звание «Звездный корабль» получит команда, набравшая больше баллов по результатам всех конкурсов.

(для первого и второго  раунда названия тем и номерки вывешиваются на магнитной доске).

Первый раунд.

Космическая мозаика:

1.Как называется космонавт в США? (астронавт)

2.Как называется оборот спутника вокруг Земли? (виток)

3.Герои древнегреческой мифологии, которые поднялись над землей с помощью сконструированного ими летательного аппарата. (Дедал и Икар)

4.Слово, которое произнес Гагарин перед стартом? (Поехали!)

Летательные аппараты:

1.Управляемый летательный аппарат с двигателем, легче воздуха (дирижабль).

2.Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полетов в атмосфере (самолет).

3.Как называется корпус летательного аппарата (фюзеляж).

4.название космодрома в Казахстане (Байконур).

5.Заданное направление для ракет или самолета (курс).

6.Максимальная высота подъема ракеты (потолок).

Общие задания:

1.Как называется скопление водяных паров в атмосфере (облако).

2.Назовите одним словом мир звезд и галактик (Вселенная или космос).

3.Время полного оборота Земли вокруг Солнца (год).

4.Как называется замкнутая кривая, по которой одно тело движется вокруг другого? (орбита).

5.Повышается или понижается температура воздуха с высотой? (понижается).

6.Что такое «солнечная корона» (свечение вокруг Солнца).

Второй раунд

Живые существа и космос:

1.Первая женщина – космонавт (В.Терешкова).

2.Подопытное животное, используемое для изучения условий космических полетов (кролик).

3.Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю (Белка и Стрелка).

4.Советский конструктор первых ракетно-космических аппаратов (Сергей Павлович Королев).

Планеты Солнечной системы:

1.Сколько планет входят в Солнечную систему? (9)

2.Самся близкая к Солнцу планета (Меркурий).

3.Самая большая планета Солнечной системы (Юпитер).

4.На поверхности какой планеты самая высокая температура? (на Венере).

Обо всем:

1.Космонавты какой страны первыми шагнули на поверхность луны (США в 1969г).

2.Человек, который наблюдает за звездным небом, изучает жизнь звезд и планет (астроном).

3.Позывной первого космонавта («Кедр»)

4.Какая катастрофа считается самой крупной в истории космонавтики (взрыв во время запуска космического корабля «Челленджер» в 1986 году – 7 астронавтов, в 2003 году катастрофа шаттла «Колумбия» - 7 астронавтов).

     Жюри подводит итоги.

Подсчитывается число баллов у каждой команды.

     А пока каждый из участников и желающие из числа зрителей продолжите предложение:  

  • Мне понравилось потому что…
  • Мне не понравилось то, что…

  1. Заключение.

Подведение итогов и награждение победителей.

Победители награждаются вымпелом «Звездный корабль».

Классный руководитель:  Завершая наше мероприятие, мне бы хотелось узнать, понравилось ли оно Вам?

Предполагаемый ответ:

-Да.

- Конечно!

- Очень понравилось.

Классный руководитель:

- Что нового  подчерпнули Вы для себя?

Предполагаемый ответ:

- Меня впечатлил объем работы, выполненный учеными для освоения космического пространства!

- Мне понравился календарь «Как все начиналось»

- Мне понравилась презентация «Человек. Земля. Космос»

Классный руководитель:

- Мне было очень приятно с вами работать, и хотелось бы еще многим с вами поделиться… Я надеюсь, что Вы захотите еще многое узнать о изучении космического пространства. Для этого у Вас есть все необходимое: книги, интернет…и желание.

Я желаю Вам успехов в достижении целей! Всего Вам самого наилучшего! До свидания!

ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

В качестве критериев результативности внеклассного мероприятия выступили:

- личностное значение усваиваемой информации;

- влияние на самореализацию личностного  потенциала студента;

- развитие индивидуальности и творческих способностей студентов;

- влияние на развитие коллектива;

- комфортность и активность участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

В различных стратегических документах, посвященных теме развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, многократно определялась не только важность государственного внимания к сфере патриотического воспитания молодёжи, но и наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов – патриота своей Родины.

Научить патриотизму невозможно, но классный руководитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. Каждое мероприятие – это совместный плод труда преподавателя и студента. Смысл моей методической работы по формированию  чувства патриотизма  и активной гражданской позиции студентов состоит в том, чтобы помочь студенту самостоятельно прийти к этим понятиям, почувствовать себя патриотом, понять, в чем проявляется это чувство конкретно у них.

Я считаю, что мною проводится большая и сложная работа. Мои студенты упорно идут к достижению поставленной цели – стать настоящими патриотами своей Родины.  

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Адаменко, Н. Воспитываем патриотов России Текст. / Н. Адаменко // Народное образование. -2005. - № 5. - С. 23-25.
  2. Воспитание патриота и гражданина XXI века: Материалы научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодёжи. Текст. Шадринск, 2001. - С. 271 Глазунова, И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности. Текст.: дис. . канд. пед. наук / H.H. Глазунова. Липецк, 2002. - 184 с.
  3. Методическое пособие «Организация и проведение тематических часов общения», С.В. Бердюгина, Е.А. Литовченко, г. Омск-2006г.
  4. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня Текст. /В.И. Лутовинов // Педагогика. 2006. - № 5. - С. 52-59.
  5.  «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в современных условиях учебно-воспитательного процесса» К.В. Харченко, интернет-журнал «Науковедение» №3 2013г.

СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. http://rospatriotcentr.ru/ – официальный сайт ФГБУ «Роспатриотцентр».
  2. http://www.gospatriotprogramma.ru/ – официальный сайт Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011 - 2015 годы»
  3. Источники:  http://ekabu.ru/other/15868-gagarin-jurijj-alekseevich-50-foto.html  Фото Гагарина

http://www.atlasaerospace.net/centr.htm центрифуга

http://vkosmos.at.ua/photo/podgotovka_kosmonavtov/trenirovka_v_bassejne/7-0-32 тренировка в воде

http://universe-news.ru/?page=51&p=756 открытый космос

http://www.popmech.ru/article/3143-kosmos-058-novosti   Леонов

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/76125/Восход  Леонов фото

http://ria-sibir.ru/news/124?cdate=2005-7-8 Леонов портрет

http://persona.rin.ru/photo/f/10596/7/tereshkova-valentina-vladimirovna  Обед Терешковой

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/markov/07.html исследование Марса

http://etvnet.com/blog/denvistorii/2010-11-17  Луноход на Луне

 http://www.1001vopros.com/2010/05/05  Солнечная система

http://astrometric.sai.msu.ru/stump/html/3_015.html  На Марсе

http://darkdiary.ru/users/Olgerd/282439/comment/?lastcomment=0  Викинг-1

http://www.novopol.ru  Астронавты на Луне

http://marketgid.ru/pnews/318855 Поверхность Луны

http://www.moyareklama.ru/Орел/новости/103830 Кольца Сатурна

http://ru.wikipedia.org/wiki  Юпитер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Берегите землю"

Цели урока:- развивать в учениках аналитическое мышление при чтении философской сказки;- прививать и утверждать определенные взгляды на общественные понятия ,как добро и зло, долг и совесть, чес...

Методическая разработка "Путешествие в Космос"

В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: строение Солнечной системы, жизнь на нашей планете Земля, первые исследователи Космоса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, ЛЮДИ!»

сценарий внеклассного мероприятия, агитбригадды на тему экологии для младших школьников....

Методическая разработка "Волшебный мир космоса"

Цель: расширить знания детей  о космосе и космонавтах...

Методическая разработка «Человек в космосе»

Методическая разработка занятия«Человек в космосе»...

методическая разработка на тему:Космос

методическая разработка на тему:Космос...

Методическая разработка по теме" Космос"

Данная методическая разработка предназначена для использования в школах с углубленным изучением французского языка, по УМК А.С. Кулигиной, «Le français en perspective», в 6 классе по теме ...