классный час: "Из Ленинграда - потомкам"
классный час (6 класс) на тему

Гамова Оксана Викторовна

Вводная часть.

    Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне. Этому есть масса причин:

  • мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны;
  • параграфы перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не затрагивают эмоциональную сферу;
  • почти не осталось в живых очевидцев событий,
  • родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, учащиеся не смотрят.

     Поэтому  только школа  в состоянии ликвидировать этот пробел в воспитании подрастающего поколения.

     Данный классный час предназначен для учащихся 5 класса.

   

Основные цели:

  • формирование у  учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
  • изучение роли  операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.

Оснащение: мультимедийный проектор, стол, свеча, кусочки хлеба.

Интерьер музея; полумрак, дети рассаживаются полукругом.

Действующие лица: ведущий(это может быть учитель, а может и ученик старших классов), мальчик, девочка, девушка(ученица старшего класса). Слова  и стихи раздаются заранее. Проводится предварительная репетиция.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx30.61 КБ
Office presentation icon iz_leningrada_-_potomkam.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Из Ленинграда - потомкам»

                           Выполнила:

учитель высшей категории

Гамова Оксана Викторовна

Вводная часть.

    Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне. Этому есть масса причин:

  • мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны;
  • параграфы перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не затрагивают эмоциональную сферу;
  • почти не осталось в живых очевидцев событий,
  • родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, учащиеся не смотрят.

     Поэтому  только школа  в состоянии ликвидировать этот пробел в воспитании подрастающего поколения.

     Данный классный час предназначен для учащихся 5 класса.

   

Основные цели:

  • формирование у  учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
  • изучение роли  операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.

Оснащение: мультимедийный проектор, стол, свеча, кусочки хлеба.

Интерьер музея; полумрак, дети рассаживаются полукругом.

Действующие лица: ведущий(это может быть учитель, а может и ученик старших классов), мальчик, девочка, девушка(ученица старшего класса). Слова  и стихи раздаются заранее. Проводится предварительная репетиция.

Ход работы.

Ведущий:

 

 

Слайд 1-2

Более 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору великой отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Девятисотдневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений.
Ленинградцы до конца остались верными родине.
Город-герой – вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.

Давайте вспомним, как это было.

 Ведущий:

Слайды 3-11

На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гении русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие.

Это имя – как гром и как град Петербург, Петроград, Ленинград.

Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей.
Дворцовая площадь, Таврический дворец и Смольный, легендарная «Аврора», Нарвская, Невская заставы. Величественен, прост и прекрасен Ленинград, и небо над ним светлое и ясное. А помните?

Ведущий:

Слад11( Рёв самолетов, свист бомб)

22 июня 1941 го да фашистская Германия напала на СССР. Речь  сегодня пойдет об одном геройском эпохальном эпизоде этой страшной войны. Блокада Ленинграда  8 сентября 1941 - 27 января 1944. 900дней ужаса, отваги, голода, выживания.

Ведущий:

Слайды 12-14  

На Ленинград, обхватом с 3-х сторон, шёл Гитлер силой 40 дивизий.  8 сентября 1941 г фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве.

            Сумеете ли вы оценить и понять всё, что выстрадали Ленинградцы в эти суровые, страшные, блокадные дни?
900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встаёт сразу за этими строками – 900 героических дней.

            Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. «После поражения России нет никакого смысла в дальнейшем существовании этого большого населенного пункта».
Город подвергся страшнейшим испытаниям и пыткам. Враг рассчитывал, что голодные, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать и в конце концов сами сдадут оккупантам город.

   Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили 35 км. Баррикад, 4170 домов, 22 тыс. огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство на крышах домов, оборудовали медпункты.

Ведущий:

Слайды 17-20                        

Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.

 Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш»

Мальчик

На развороченном пути стоит мальчишка лет 5.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
– Где твоя мама, мальчик?
– Дома.
– А где твой дом, сынок?
– Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он точно знает: хлеба нет

Ведущий

Слайды 21- 24                        

Зимой 1941 – 42 г.г. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах, с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду и потом под обстрелом доставлять её домой.

  Остановилось движение трамваев и автобусов. На работу людям приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни, дерева на гробы не было. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.

Девочка  

Да, мы не скроем: в эти дни

 Мы ели землю, клей, ремни;

 Но, съев похлёбку из ремней,

 Вставал к станку упрямый мастер,

 Чтобы точить орудий части,

 Необходимые войне.

 Но он точил, пока рука

 Могла производить движенья.

 И если падал -  у станка,

 Как падает солдат в сраженье

Ведущий:

Блокада – далеко это слово
От наших с вами мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

Ведущий:

(на экране – портрет Тани)

Слайды 25-26

(Стук метронома).

Девочка

(озвучивает записи

 дневника Тани)

Ведущий:

Многие знают печальную историю 11 – летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая, дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у неё родных и сделала сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной  книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

«Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама умерла 13 мая в 7 – 30 утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник.

Семья Савичевых была большая и дружная. Жили в большом старинном доме на Васильевском острове — на углу 2-й линии и Большого проспекта, недалеко от Академии художеств. Отец Тани, по профессии пекарь, рано умер, и хозяйкой в доме была мать — Мария Игнатьевна. Она работала швеей. Были у Тани бабушка — Евдокия Григорьевна, два дяди, братья отца, Василий Родионович и Алексей Родионович (дядя Вася и дядя Леша); два брата — Лека и Миша, две сестры — Женя и Нина. Таня, самая младшая, родилась в 1930 году.

Когда началась война, Мария Игнатьевна стала шить обмундирование для фронтовиков, рукавицы для «окопников». Леку в армию не взяли из-за зрения — он работал судомехаником. Миша ушел в партизаны. Женя, старшая сестра, работала на заводе, перешедшем на выпуск корпусов мин. Нина была конструктором на Невском машиностроительном заводе имени Ленина. Дядю Васю и дядю Лешу, которые защищали Петроград от банд Юденича, на фронт не взяли по возрасту, и они несли службу в МПВО.

Первая запись появилась в дневнике Тани 28 декабря 1941 года: «Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го; 17 марта — Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля; 10 мая — дядя Леша; мама — 15 мая».

Последние записи — без даты:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Но Савичевы умерли не все. Остались живы Нина и Миша. Нина Николаевна Савичева (Павлова) сначала со стройбатом работала на Ладоге, потом уехала на Большую землю, а Миша воевал в Гдовском партизанском отряде. Они вернулись после снятия блокады Ленинграда и отыскали Танин след, когда ее уже не было в живых. Нина нашла ее дневник в шкатулке, где хранились семейные реликвии, и передала его в Музей обороны Ленинграда.

Этот дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников. Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии.

Ведущий

Слайды  27 -28

Вызовом врагу была работа 30 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды и идти приходилось часто, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Девочка

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

Ведущий  

В августе 1941 года,когда последние пути, ведущие из Ленинграда в страну, были перерезаны и заняты немцами, кольцо блокады плотно сдавило город, радио было почти единственным средством общения города со страной. Только по радио узнавала Россия, что делается в Ленинграде. Она должна была знать о нём правду! Ведь немцы, бешено штурмуя город, ежедневно на весь мир кричали о том,что с минуты на минуту Ленинград будут взят,ведь в занятых уже районах Ленинградской области немецкие газеты печатали обширные извещения о ''падении Ленинграда'', помещали- разумеется, смонтированные-снимки: эсэсовец стоит на посту у Гостиного двора. Ведь немецкое командование громогласно назначила сроки торжественного парада на Дворцовой площади и офицерского банкета в ресторане ''Астория''.У них ведь,как известно, даже билеты на этот банкет были заготовлены…

Девушка

(сидя за столом, на котором зажжена свеча и положен кусочек хлеба)

Из дневника ленинградской девушки Лидии Ильиной:''2 января 1942 года. Второй день 1942 года начался для меня в абсолютной темноте. Масло в коптилке всё догорело, и пришлось всё делать ощупью. Раскрыла светомаскировку с окон и пользовалась лунным светом и спичками.

Ужасом веет от современной жизни. Народ продолжает умирать. Сегодня попались мне навстречу четыре гроба. Ждем прибавки хлеба с 1 числа, но напрасно. Большинство людей ходят по улицам, как тени. Всё чаще попадаются изнурённые восковые лица с опухшими  подглазниками. Лица закопчены сажей от всевозможных фитильков и коптилок.

5 января. Из продуктов осталось только 50 грамм чечевицы, две картофелины и сто граммов коноплянного масла. Сегодня съем одну картофелину. Завтра -другую и масло с хлебом. Послезавтра-чечевицу. А потом буду сидеть на одном хлебе. Больше ничего нет. Потерять сейчас карточки- это могила.

Ведущий

Слайд 29

Снабжение города и войск удалось наладить по «Дороге жизни» (через Ладожское озеро), но только в осенне-зимний период.  В январе 1943 года блокада была прорвана на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера 14 января 1944 войска Ленинградского, Волховского (генерал армии К. А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (генерал армии М. М. Попов) фронтов перешли в наступление (27 января окончательно ликвидировали блокаду) и к марту 1944 отбросили противника на 220-280 км от Ленинграда. В июне-августе 1944 в ходе Выборгской и Свирско-Петрозаводской операции были разбиты финские войска и снята угроза Ленинграду с севера.

Ведущий

Слайды 30-33

Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.

Видеофильм.

2-3 ученика ( девочки и мальчики0

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй:
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Ведущий. Слайд 35

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Спасибо за участие! Я надеюсь, что сегодняшний разговор оставил в ваших сердцах и душах  много чувств, эмоций о трудной победе наших людей в этой страшной, ужасной войне. Вы прочувствовали насколько, стойко люди выдерживали страшные годы: голода, смерти, невыносимых условий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из Ленинграда – потомкам ….

Слайд 2

Город – Герой Ленинград

Слайд 4

Вводная часть. Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне. Этому есть масса причин: мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны; параграфы перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не затрагивают эмоциональную сферу; почти не осталось в живых очевидцев событий, родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, учащиеся не смотрят. Поэтому только школа в состоянии ликвидировать этот пробел в воспитании подрастающего поколения. Данный классный час предназначен для учащихся 5 класса. Основные цели: формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан; создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины; воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам; развитие творческих способностей учащихся; повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству. Оснащение: мультимедийный проектор, стол, свеча, кусочки хлеба. Интерьер музея; полумрак, дети рассаживаются полукругом. Действующие лица: ведущий(это может быть учитель, а может и ученик старших классов), мальчик, девочка, девушка(ученица старшего класса). Слова и стихи раздаются заранее. Проводится предварительная репетиция.

Слайд 5

Блокадный Ленинград 8 сентября 1941 – 27 января 1944

Слайд 6

Первый день догорал… Как потом оказалось, Впереди оставалось ещё 900… В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду. Они пытались захватить город с налета, но были отбиты.Тогда враги окружили город плотным кольцом.

Слайд 16

ВСЕ ПОМНИТСЯ, НИЧТО НЕ ПОЗАБЫТО , ВСЕ ПОМНИТСЯ, НИКТО НЕ ПОЗАБЫТ! И ДНЕМ, И НОЧЬЮ В ЧАШЕ ИЗ ГРАНИТА СВЯТОЕ ПЛАМЯ ТРЕПЕТНО ГОРИТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада ЛДенинграда"...

Классный час "Блокада Ленинграда"

В работе предлагается классный час  посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час   5 класса«Блокада Ленинграда»...

классный час "Блокада Ленинграда"

В этом году страна отмечала 69-ю годовщину снятия Блокады Ленинграда. И я решила рассказать и показать учащимся те страшные годы, в которых жили люди....

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградц...

Классный час "Блокада Ленинграда"

В данной разработке представлен материал, посвященный страшным дням блокады города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся узнают о планах немецкого командования, о героическом подвиге...

Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара

quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...