Программа воспитательной работы
материал на тему

Савицкая Инна Анатольевна

Программа воспитательной работы с классным коллективом  разработана классным руководителем на пятилетний период. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его особенностей, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы классного руководителя и ученического, педагогического коллективов, родителей; представлены меры по изменению содержания и организации воспитательного процесса, управления им с ориентацией на достижение нового качества воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3

Программа воспитательной работы с классным коллективом на период с 2011 по 2016 год:

«Позитивная адаптация, социализация и интеграция ученика к будущей жизни»

Классный руководитель

Савицкая Инна Анатольевна


Программа воспитательной работы с классным коллективом на период с 2011 по 2016 год:

«Позитивная адаптация, социализация и интеграция ученика к будущей жизни»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана классным руководителем на пятилетний период. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его особенностей, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы классного руководителя и ученического, педагогического коллективов, родителей; представлены меры по изменению содержания и организации воспитательного процесса, управления им с ориентацией на достижение нового качества воспитания.

Программа воспитательной работы с классным коллективом в условиях школы  направлена на гуманизацию воспитательного процесса в школе, через воспитание уважительного отношения к школе, ее истории, традициям и людям, чьи судьбы с ней связаны.

Воспитание в школе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности.

Воспитание сегодня рассматривается в контексте процесса социализации человека, т.е. предлагает сознательное действие, направленное на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Что является основной функцией школы? Это создание условий для позитивной адаптации, социализации и интеграции ученика к нынешней и будущей жизни. Создание таких условий осуществляется через включение ученика в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, практической деятельности.

В процессе социализации решаются две группы задач: социальная адаптация и социальная автоматизация личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведение и отношениях, которые соответствуют самооценке личности, представлению о себе. Социализация учащегося предполагает создание комплекса условий, выделяющих три сферы – деятельность, общение, самопознание.

Развитие личности представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития:

1.Между потребностями ученика и возможностями их удовлетворить;

2.Между потенциалом ученика и возможностями его реализации;

3.Между целями, которые ставит перед собой ученик и условиями их достижения.

Воспитание рассматривается как управление процессом развития личности и индивидуальности.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагога, представления о результате педагогической деятельности.

Реальные цели формируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. Для определения основных противоречий, вытекающих из целей и задач, направлений работы, необходимо провести анализ работы с классным коллективом за предыдущие годы. 


Анализ работы

Задача проблемного анализа состояния воспитательной работы - конкретизировать и структурировать проблему и определить пути решения. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется».

С данным классным коллективом я работаю с 2011 года при переходе класса из начального звена в среднее. В классе на тот период было 29 человек, из них мальчиков – 18, девочек – 11. Подавляющее большинство детей воспитывалось в полных семьях, в доброжелательной обстановке. В коллективе сформирован позитивный интерес к учебному процессу. Учащиеся ответственно относятся к учению. В классе есть отличники и хорошисты, которые составляют большинство класса.  Коллектив имел достаточно сформированный культурный уровень. Еще одна особенность -мальчики класса входят в состав сборной по хоккею.

При работе в 5-6 классах основной целью являлось: продолжить формирования единого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, организацию совместной деятельности; создание благоприятных условий для успешной адаптации и индивидуальное развитие каждого учащегося (учащихся). Ставились следующие задачи:

1.Продолжить формирование единого коллектива учащихся, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя и учащихся, учителей-предметников, социального педагога, психолога, педагогов-организаторов, тренера и родителей для достижения поставленной цели;

2.Организация внеурочную деятельность с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся;

3.Продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей, характера;

4.Воспитание гордости за свою школу, уважительного отношения к её традициям и истории.

Работа с классным коллективом была начата с изучения особенностей класса, социальной среды, в которой проживают учащиеся класса, взаимоотношений в классе, состояния воспитания в семье, особенностей индивидуального развития каждого ученика.

Учитывая полученные результаты исследований, была построена работа в классе.

По окончании 5-9 классов из анализа воспитательной работы были получены следующие результаты:

уровень качества образования составил:

класс        

Учебный год

Кол-во учащихся

Кол-во отличников

Кол-во хорошистов

% качества

% успеваемости

5

2011-2012

29

3

19

85

100

6

2012-2013

20

2

10

50

100

7

2013-2014

19

2

10

52

100

8

2014-2015

19

2

8

48

100

9

2015-2016

18

2

7

50

100

уровень воспитанности класса составил:

класс

учебный год

высокий (%)

средний (%)        

низкий (%)

5

2011-2012

52

40

8

6

2012-2013

61

39

-

7

2013-2014

61

37

2

8

2014-2015

57

43

-

9

2015-2016

59

41

-

Данные анализа показывают стабильный уровень качества знаний и возросший уровень воспитанности, что говорит о высоком потенциале данного коллектива.

Социальный состав семей:

Полные семьи          15           73%  

Неполные семьи        4        15%

Многодетные семьи    0

С низким материальным положением        1        8%

Из анализа социального положения семей класса мы имеем средний уровень развития, но с высокими требованиями в вопросах образования и воспитания.

За это время была проделана большая работа по изучению классного коллектива. Использовались индивидуальные методы работы (наблюдения, беседы, анкетирование) и коллективные (классные часы, совместные походы, поездки в  Москву,  родительские собрания). Совместные мероприятия с учениками начальной школы и учащимися среднего звена. Участие в районных, областных конкурсах.

Проводимые тесты по социометрии показывают, что в классе нет «отверженных». С учащимися класса  постоянно ведется работа с участием социального педагога, психолога и администрации школы. Особое внимание уделяется ребятам группы «риска» в плане нарушения дисциплины, пропусков уроков без уважительных причин, невыполнения домашних заданий.

Учащиеся класса регулярно участвуют в общешкольных мероприятиях: «День знаний», «День здоровья»,  «Новый год», «День защитника Отечества», «8 марта» и других мероприятиях.

Ребята активно принимают участия в районных конкурсах рисунков где заняли призовые места: Донин Михаил, Чумаков Никита.

 С 2011 года учащиеся класса Савицкая Полина, Шипикова Ольга, Данилюк Алина, Глушенков Владислав, Назарова Александра, Новикова Арина, Соловьев Антон принимали участие в районных олимпиадах по математике, физике, биологии, географии, химии, английскому языку, физической культуре,истории обществознанию, где занимали призовые места (Савицкая Полина, Шипикова Ольга) и имели поощрения. Савицкая Полина является победителем районного конкурса «Бородино-жемчужина России», те же обучающиеся заняли третье место в районном конкурсе презентаций «200-летие Бородинской битвы», «Можайск-моя малая Родина».

Мальчики класса входят в состав сборной команды по хоккею 1996 года рождения. Команда систематически занимает призовые места в турнире "Золотая шайба", турнирах Московской области и России. В 2008-2010 годах команда участвовала в международных турнирах, проходивших в Финляндии и Венгрии.

В связи с частым отсутствием мальчиков на уроках (тренировки, соревнования) успеваемость снизилась, но классным руководителем и учителями-предметниками ведется индивидуальная работа с каждым ребенком ,и количество хорошистов остается прежним.

В 2014, 2015 и 2016 учебном году особое внимание уделялось мероприятиям по здоровому образу жизни. Проводились классные часы "Сумей сказать нет", "Профилактика употребления наркотиков", "Предупреждение ДТП", "Противопожарная безопасность", "Что мы едим". На каждый классный час учащимися готовилась компьютерная презентация, викторины. Были приглашены специалисты из Госнаркоконтроля, сотрудники ОДН, МЧС. Особое внимание уделялось вопросам профориентации. Проводились беседы с представителями городских училищ, тестирование преподавателями Московского Университета «Синергия».

Патриотическая работа нашла отражение в следующих мероприятиях: классный час «Битва за Москву» (январь), создание альбома «Участие моей семьи в Великой Отечественной войне» (в течение года), посещение ветерана (в течение года), участие в митинге, посвященном Дню Победы, с возложением цветов к памятнику павшим героям, экскурсия в Бородино.

Ведется работа с детьми группы риска (Севостьянов Антон, Волков Антон, Чумаков Никита). С ними проводятся систематические профилактические беседы о правонарушениях и ответственности за них. Эти обучающиеся вовлекаются в жизнь класса и школы. Они принимали участие во всех вышеуказанных мероприятиях.

На протяжении обучении в 9 классе большое место отводилось трудовому воспитанию. Класс активно участвовал во всех субботниках по благоустройству школы и прилегающей территории. Особенно активные обучающиеся были награждены школьными грамотами.

Как классным руководителем мной проводятся анкетирование по вопросам: мотивации учения, изучения самооценки классного коллектива. Анализ проводимых анкет доводится до сведения учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе. Анализируя данные, мы видим, что основными потребностями со стороны родителей и учащихся являются:

Родители хотят, чтобы:

1.Ребенок имел возможность получить качественное образование;

2.Школа обеспечивала досуговую занятость детей, и в ней были созданы условия для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;

3.В школе уделялось большое внимание сохранению и развитию здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы:

1.В школе было интересно учиться;

2.Соблюдались права и уважалось достоинство личности ребенка;

3.В школе были созданы комфортные психолого – педагогические условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.

Систематизировав данные анализа работы за прошлые года и социальные ожидания, основными направлениями работы я выделяю следующие:

1.Сохранение и развитие здоровья детей;

2.Повышение качества образования, создания условий для успешного продвижения каждого ребенка в образовательном пространстве;

3.Поиск и создание условий для позитивной адаптации ученика к жизни;

4.Создание социокультурного пространства для реализации всех детских инициатив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...