Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 6-8 классов "Дорогою добра"
методическая разработка (6, 7, 8 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как   высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

            Таким образом,  важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование морали и нравственности, принятие личностью базовых национальных ценностей, главной из которых является Доброта.

Мы, педагоги, должны создавать необходимые условия для освоения обучающимися важнейших нравственных ценностей, понимания значения нравственности в выборе  морально ответственного поведения.

            Анализ состояния развития морали и нравственности современных подростков, диагностика сформированности важнейших базовых нравственных ценностей  демонстрирует отсутствие четких границ между добром и злом. Современная жизнь подчас создает условия для непринятия детьми моральных норм, непонимания значимости нравственных ценностей.

            Я считаю, что детей нужно учить быть добрыми. Необходимо выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы учащийся смог присваивать положительный нравственный опыт социума, проживать такие высокоморальные моделируемые воспитательные ситуации, при которых личность осознает себя носителем базовых нравственных ценностей. 

            Воспитание, основанное на личностно-ориентированной технологии, способно решать поставленные цели и задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дорогою добра"34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Черных Алена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

 МАОУ «СОШ №40» г. Новоуральска

Методическая разработка воспитательного события

для учащихся 6-8 классов «Дорогою добра»

Актуальность выбранной темы воспитательного события

        В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как   высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Таким образом,  важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование морали и нравственности, принятие личностью базовых национальных ценностей, главной из которых является Доброта.

Мы, педагоги, должны создавать необходимые условия для освоения обучающимися важнейших нравственных ценностей, понимания значения нравственности в выборе  морально ответственного поведения.

        Анализ состояния развития морали и нравственности современных подростков, диагностика сформированности важнейших базовых нравственных ценностей  демонстрирует отсутствие четких границ между добром и злом. Современная жизнь подчас создает условия для непринятия детьми моральных норм, непонимания значимости нравственных ценностей.

        Я считаю, что детей нужно учить быть добрыми. Необходимо выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы учащийся смог присваивать положительный нравственный опыт социума, проживать такие высокоморальные моделируемые воспитательные ситуации, при которых личность осознает себя носителем базовых нравственных ценностей.  

        Воспитание, основанное на личностно-ориентированной технологии, способно решать поставленные цели и задачи.

Классный час на тему «Дорогою добра»

(для учащихся 6-8 классов)

Цель: привести учащихся к пониманию добра как вечной нравственной ценности, формировать этические нормы поведения в общения друг с другом, развить эмоционально-ценностную сферу учащихся.

Задачи:

  1. способствовать формированию представлений  учащихся о добре, о значении добра для гармонии и счастья;
  2. способствовать принятию учащимися важней        шей базовой национальной ценности, национальных духовных традиций;
  3. пробудить личную социальную активность учащихся, развивать их положительную самооценку;
  4. воспитывать стремления совершать добрые дела.

Прогнозируемые личностные результаты:

  1. развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  2. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  3. Воспитание доброжелательности и нравственной отзывчивости.

Прогнозируемые метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия.
  3. Готовность вести конструктивный диалог на основе взаимоуважения.

Прогнозируемые предметные результаты:

  1. Знание, понимание и принятие обучающимися нравственных  ценностей – доброта, милосердие, миролюбие.
  2. Осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни.

Оборудование:

  • сердечки с мини-сочинениями о доброте;
  • «поляна добрых дел»;
  • пословица над доской «Доброе дело питает душу и тело»;
  • плакат-светофор «Дорога добра»;
  • подарки (календари, созданные в программе «Фото-шоп», изображающие дорогу добра);

Время проведения: академический час. 

Ход внеклассного мероприятия.

  1. Орг. момент

Классный руководитель. Добрый день! Сегодня у нас праздник. На наше мероприятие пришли гости. Это ваши родители и учителя школы. Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей! Я рада, что мы вместе. А начать мне хочется с притчи. Послушайте, пожалуйста, повествование.

  “Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

 Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

 Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

  • вопрос для обсуждения в группах: Что ответил ему мудрец? Почему?

(ответы детей)

 Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Классный руководитель: Как вы думаете, почему? 

(потому что все в руках человека. Он сам выбирает,  совершить доброе дело или впустить в свое сердце зло)

Классный руководитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе?

(речь пойдет о доброте)

Классный руководитель: Как вы думаете, актуальной ли является эта тема сегодня?

(ответы детей)

  1.  Тестирование.

Классный руководитель: Итак, речь пойдет о доброте.  А давайте посмотрим, как вы оцениваете себя. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: добрый ли вы человек? (гости тоже подключаются к работе!)

  • На ваших столах находятся сигнальные карточки. Красный цвет означает «нет». Желтый – «не знаю», зеленый – «да».

Классный руководитель: Результаты ваших оценок положите, пожалуйста, перед собой. Да, о  себе практически каждый может сказать: «Я – добрый человек». А давайте проверим истинность ваших представлений о своем уровне доброты. (Работа с тестом).

  • В зависимости от своего ответа выберите карточку: зеленая -  3 уровень. Желтая – 2 уровень, красная – 1 уровень .
  • Соответствует ли цвет после тестирования цвету вашей первой карточки? Давайте поместим ваши карточки на  наш плакат: «Дорогою добра». (Различные цвета размещаются на макете светофора: зеленый, красный, желтый цвет будут отражать уровень развития этого качества в участниках мероприятия)
  1. Работа с лексическим значением

Классный руководитель:  Когда вы отвечали на вопросы анкеты, вы руководствовались своими предоставлениями о доброте. Что же такое доброта? Вы работали дома и писали размышления на эту тему. Ваши сочинения на столах. Пожалуйста, выберите самые, на ваш взгляд, яркие суждения и прочитайте.

(работа с сочинениями)

Классный руководитель: А теперь проанализируйте ваши работы в группах. Найдите точки соприкосновения в ваших суждениях и выведите понятие доброты.

(ответы групп)

Классный руководитель: О доброте размышляли великие писатели. Послушайте, пожалуйста, эти высказывания.

Читают подготовленные заранее ученики: Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

 Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

 Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».

 Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».

 Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

 Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

Словарь С.И. Ожегова. «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Классный руководитель: Получается, что и в ваших размышлениях, и в размышлениях ваших родителей, и в размышлениях великих писателей  есть общее. Почему?

(потому что это понятие вечное. Это вечная нравственная ценность!).

Классный руководитель: Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Что помогает миру быть! Как вы считаете, мудрые ли это высказывания?

(ответы детей)

Классный руководитель: А где хранится мудрость народа? В каком жанре устного народного творчества она, мудрость, заключена?

(в пословицах).

Классный руководитель: Есть множество пословиц о доброте. Давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете суждения о доброте. Работа в группах «Собери пословицу»

(работа в группах)

  1. Проявление доброты

Классный руководитель: Через что проявляется  доброта в нашей жизни?

Я зачитаю слова из известного стихотворения: (эти слова вы можете видеть на экране)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова - дела важны?

Дела – делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М.Лисянский.

 Классный руководитель: Через что проявляется Доброта в общении?

(через слова)

(на ватман, который заранее помещен на доску,  прикрепляется лепесток со словом «слова»).

Классный руководитель:  Через какие слова?

(ответы детей, родителей)

 (слова- комплименты, слова- приветствия, слова, проявляющие внимание к собеседнику, слова- просьбы, слова, демонстрирующие культуру речи, слова прощания и благодарности.)  

 

 Классный руководитель: А что ещё важно в общении? Ведь слова можно произносить по-разному. Например, можно так сказать слово СПАСИБО, что человек больше никогда не проявит к вам это чувство.

(в общении важна интонация).

 (на ватман прикрепляется лепесток со словом «интонация»).

Классный руководитель: Послушайте, пожалуйста, притчу великого русского педагога В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра.  Нечем  воды  достать  и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? - спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? - спросил внук деда.

- И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды. напился.   Поблагодарил   и   поехал,   а   ведро   оставил

привязанным у колодца.

 -А это что за человек? - спросил внук.

- Обыкновенный человек, - ответил дед.

Классный руководитель: Через что проявляется Доброта в этом рассказе?

(через поступки)

(на ватман прикрепляется лепесток со словом «поступки»).

Классный руководитель:  Можно ли сказать, что дед с внуком – обыкновенные люди? Почему?

(делать добро – естественно для человека).

Классный руководитель:  А мы с вами обыкновенные люди?

(ответы детей)

Классный руководитель: А какие поступки вы совершаете? Проанализируйте свой обычный день. Скажите, пожалуйста, какие добрые поступки вы можете совершать в течение дня? Поступки записываем на цветочках. (Работа в группах)

  • Вы видите на доске плакат с изображением планеты. Она недостаточно красочная. Как украсить планету?

(цветочками)

Прикрепляем  цветочки на планету!!!

  • Вы знаете, что поступки могут быть разными.

Давайте представим себе такую жизненную ситуацию.

Трое друзей пошли на речку купаться. Миша заплыл слишком далеко и стал тонуть. Спасать утопающего бросился Коля, а Ваня испугался и просто смотрел, не зная, что делать. Миша поблагодарил Колю и коротко бросил Ване: «Ты предатель! Я тонул, а ты… Ты мне больше не друг». Коля же сказал Мише: «Да, Ваня поступил нехорошо, что не помог нам, но он очень испугался». Кто осудил Ваню, а кто дал оценку его поступку?

(осудил Коля, дал оценку поступку Миша)

Классный руководитель: А может ли бездействие человека стать дурным поступком?

(обсуждение)

Задание для групп: проанализируйте ситуацию

Петя не смог выполнить домашнее задание по математике. Утром перед уроками он попросил  списать у Васи. За списанное задание он получил «5».

Вопрос: как вы думаете, правильно ли поступил Вася, дав списать работу?

(ответы детей, родителей)

Послушайте продолжение истории:

На следующем уроке состоялась контрольная, и Петя не смог справиться с заданием, за что получил соответствующую оценку.

- Значит, дать списать – доброе дело? Принесло ли оно пользу?

(нет, это недоброе дело, т.к. оно не может принести пользу)

- А как можно было поступить, чтоб свершилось доброе полезное дело?

(ответы детей)

- А как легче?

(ответы детей, родителей)

- В чём причина, что не все люди идут более сложным путём, чтоб действительно свершилось доброе, полезное дело?

- Потому что,  проявляя доброту к окружающим нас людям, нам приходится чем-то жертвовать

(на ватмане появляется стебель)

  • А чем может пожертвовать человек ради ближнего?

(ответы: временем, достатком, жизнью).

Конечно, в основе добрых дел обычно лежит самопожертвование.

Вспомним героев Великой Отечественной войны, вспомним героев, отдавших свои жизни ради спасения детей сравнительно недавно:

Рассказ подготовленного родителя:

1 сентября 2004 года террористы захватили школу в г.Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 338 человека, из них 186 детей, были убиты. Бойцы из отрядов Альфа и Вымпел пожертвовали своими жизнями ради спасения детей: 10 из них погибли. 3 сентября 2005 года на мемориальном кладбище «Город ангелов», где были похоронены большинство жертв теракта, состоялось открытие памятника  «Древо скорби».

Родитель: Доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря – способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Ребята, научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

Классный руководитель: Какие заповеди исполнили те, кто отдал свои жизни ради спасения детей?

(ответы)

Классный руководитель: Попробуйте составить заповеди доброго человека. (работа в группах)

- Оказывается, в жизни не так легко быть добрым. Жертвовать – это трудно. Но человечество с давних времён стремится сохранить добро в своей жизни. Почему?

(ответы)

Вывод участников: Доброта – качество, необходимое для жизни, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость;

Предлагая свою помощь другим, можно рассчитывать на помощь окружающих; Добрые поступки надолго сохраняются в памяти людей. Но для того чтобы творить добро, нужно понимать, что  единственным критерием определяющим его проявление есть внутренняя оценка человеком своих поступков  в отношении людей.

Классный руководитель:  Является ли человек от рождения добрым или же нужны условия, чтоб человек стал добрым?

(ответы)

  • Кто может воспитать способность быть добрым?

(на ватмане появляются корни: семья, школа, друзья)

  •  Можно ли развить это чувство?

Классный руководитель: Посмотрите, мы оформили замечательный цветок доброты. Давайте еще раз прокомментируем его составляющие!

(ответы участников мероприятия)

  1. Посадим цветы!

Классный руководитель: Вы знаете, ученые советуют хотя бы 5 минут в день говорить добрые слова. Биологи когда-то давно провели эксперимент с водой. Вы, наверное, знаете, что перед тем как посадить растение, его семена замачивают в воде для того, чтобы оно лучше взошло. Так вот для одних семян использовали воду, на которую наговорили добрые слова, а для других – воду, на которую наговорили злые слова. Как вы думаете, каков был результат? Давайте и мы с вами попробуем сделать это. Но я не хотела бы, чтобы на сегодняшнем мероприятии звучали плохие слова. Давайте поступим так. Вот для этих семян используем обычную воду. А для этих ту, на которую наговорим самые добрые слова. Итак, эстафета добрых слов. Каждый из присутствующих получая емкость с водой, произносит доброе слово. И мы посадим эти семена. И посмотрим на результат весной.

Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться. И сегодня мы с вами учимся быть добрыми и не стесняться проявлять свою доброту.

А чтобы вы не забывали, как можно проявлять доброту и каким человеком быть, давайте еще раз обратимся к вашим советам-заповедям. И составим памятку для доброго человека.

(работа в группах)

Очень хочется, чтобы рядом с нами были только добрые люди. И я вам предлагаю поиграть.

  1.  Метафорическая игра.

Представьте себе, что новой школы на планете, которую мы с вами раскрасили в начале нашего классного часа, требуются учителя. Метафорическая игра предполагает работу со сказкой. Выберите сказочного героя, который смог бы работать учителем в новой школе, и презентуйте его. (работа в расширенных группах, в которых находятся родители, ученики и учителя )

  1.  Дорогою добра!

2 года назад одна моя ученица написала размышление на тему «Дорогою добра» я бы хотела сегодня озвучить ее слова.

Дорогою добра

Обычный школьный день закончился.   Выбегаю из школы. Из окна младшего блока несутся  в мир  слова детской песенки «Всегда иди дорогою добра…».  Они   сливаются с моим настроением, и я, напевая, бегу домой. Нужно успеть на занятия в музыкальную щколу, сделать уроки.

         Уже много лет домой  я возвращаюсь   одной дорогой и  привыкла, что у соседнего дома на лавочке будет одиноко сидеть чья-то бабушка  с грустным выражением уставшего лица. Я всегда киваю ей головой, отчего-то прячу глаза  и …бегу мимо. А у нашего подъезда будет гулять женщина  с мальчиком моего возраста в  инвалидной коляске. Я не решаюсь  посмотреть на    него. Вдруг   подумает, что я смеюсь над ним. И я  бегу мимо.

Бегу, а в голове звучат слова песенки:

Всегда иди дорогою добра…

Дорогою добра!!! А какой  дорогой иду я? Неожиданный вопрос, возникший в голове, заставил  остановиться посреди многолюдной улицы.  Вглядываюсь в лица прохожих, и куда-то исчезают слова песенки. Усталые, хмурые, одинокие, прохожие   спешат по своим делам. Наверное, важным. И никому ни до кого нет дела. Ни до несчастной  бабушки  у подъезда, ни до мальчика-инвалида. Слышу раздраженный голос дамы. Она говорит по телефону: «Мама, я занята, приду домой, поговорим!» И я ловлю себя на мысли, что такую же фразу бросила недавно своей маме.

И мне становится страшно от внезапно  ослепившего открытия. В погоне за жизнью, славой, благополучием мы разучились жить,  быть добрыми, дарить радость близким. Наши сердца год от года все прочнее покрываются броней отчуждения, может, потому что мы старательно искореняем в себе способность дарить добро из страха прослыть слабыми? Может, думаем, что наша доброта покажется ненужной, унижающей?

И наши души черствеют. Дорога добра покрывается паутиной  зла. А смелые, добрые люди, что встречаются еще на нашем пути, вызывают неприязнь.  Может, потому что заставляют видеть  отражение нашей душевной немощи?

Что  происходит? Неужели мир рушится?

Нет. Так не должно быть! Наша планета должна жить и  будет жить, если не исчезнет доброта.

Шум улицы. Усталые лица прохожих. Одинокий мальчик. И такая простая, горькая истина, на миг ослепившая: на бегу можно остудить тепло души.  Почему я решила, что моя доброта покажется ненужной, навязчивой?

Я  подошла к мальчику в инвалидной коляске, сказала: «Привет! Можно, посижу рядом?»  и присела  на скамейку. Он несмело  заговорил со мной, путаясь в словах от неловкости и… радости. Мы проговорили долго.

В тот день я опоздала на занятия, но на душе было спокойно, светло и радостно,  а в сердце  звучали слова детской песенки. Это они помогли мне по-новому посмотреть на мир и растопили в моей душе лед. Я больше не  смогу пройти мимо чужого несчастья. Значит, наш мир будет жить, потому что доброта есть в сердце каждого человека! И не нужно ее прятать!

Классный руководитель: Очень бы хотелось, чтобы и вы не боялись проявлять свою врожденную доброту! Дарили ее окружающим. И тогда наша планета станет вот такой: цветущей и доброй!

Запомните, пожалуйста, слова  апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Рефлексия:

  • Как бы вы назвали сегодняшнее мероприятие?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Над чем вы сегодня впервые задумались?
  • Как бы вы оценили свой уровень доброты?
  • Ответьте, пожалуйста, на вопрос: если ваш одноклассник или просто знакомый попросил вас помочь отнести заболевшего котенка в ветлечебницу, а у вас важные для вас дела, согласитесь ли вы помочь? Для ответа воспользуйтесь сигнальными карточками: зеленый – да, желтый – не знаю, красный – нет!
  • Давайте разместим на наш светофор ваши карточки. Посмотрите, как много стало зеленого цвета!

 Я хочу, чтобы вы запомнили то, что  прочувствовали сегодня, и взяли с собой, уходя из класса. Всего вам доброго!