Главные вкладки

    Методическая разработка.Внеклассное мероприятие с детьми 12 -15 лет.Тема : «Доброе – это прекрасное в действии».
    план-конспект занятия (6 класс) на тему

    Дианова Ирина Александровна

    «Урок благотворительности» для учащихся 12-15 лет.

    Цель занятия:

    Формирование  духовно – нравственных  ценностей на примере жизни благоверных и преподобных святых Петра и Февронии  Муромских.

     

    Задачи:

    • Познакомить детей с понятием благотворительность.
    • Познакомить детей с жизнью и христианским подвигом святых Петра и Февронии Муромских во имя любви к ближнему.
    • Воспитывать уважение и сострадание, зародить в душах детей желание заниматься благотворительностью.
    • Расширять знания детей о людях, оставивших значимый след в истории страны, воспитывать патриотические чувства.
    • Прививать такие качества, как милосердие, доброта,  сопереживание;
    • Воспитывать чувства ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки.
    • Воспитание чувства радости и удовлетворения от  благородной миссии – помощь людям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект28.46 КБ
    Файл презентация713.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    «Центр внешкольной работы»

    Методическая разработка.

    Внеклассное  мероприятие с детьми 12 -15 лет.

    Тема : «Доброе – это прекрасное в действии».

    Автор: педагог дополнительного образования

    Ирина Александровна Дианова

    «Урок благотворительности» для учащихся 12-15 лет.

    Тема: «Доброе - это прекрасное в действии».

     «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

    В.О. Ключевский

    Цель занятия:

    Формирование  духовно – нравственных  ценностей на примере жизни благоверных и преподобных святых Петра и Февронии  Муромских.

    Задачи:

    • Познакомить детей с понятием благотворительность.
    • Познакомить детей с жизнью и христианским подвигом святых Петра и Февронии Муромских во имя любви к ближнему.
    • Воспитывать уважение и сострадание, зародить в душах детей желание заниматься благотворительностью.
    • Расширять знания детей о людях, оставивших значимый след в истории страны, воспитывать патриотические чувства.
    • Прививать такие качества, как милосердие, доброта,  сопереживание;
    • Воспитывать чувства ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки.
    • Воспитание чувства радости и удовлетворения от  благородной миссии – помощь людям.

    Оборудование: магнитофон, компьютер, проектор, тесты, презентация  «Житие святых Петра и Февронии  Муромских»,   аудиозапись песни «Пётр и Феврония»   в исполнении хора  «Пересвет» .

    Плакаты:

     «Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь».

    Цицерон

    «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером».

    Сенека

    «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».

    Аристотель

    «Доброе - это прекрасное в действии».

    Жан Жак Руссо

    Технологическое сопровождение урока:

    • информационные технологии, ИКТ;
    • личностно-ориентированные  технологии;
    • технология воспитания духовной культуры;
    • технология педагогического сотрудничества.

    Ход урока:

    – Ребята, здравствуйте! Пожалуйста, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и ещё раз поздоровайтесь. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнём наш разговор на очень интересную тему

    1. Объявление темы и постановка задач занятия.

    -Сегодня наш урок посвящен благотворительности. Мы поговорим о том, что такое благотворительность, кто может заниматься и занимался благотворительностью, вспомним жизнь и дела милосердия преподобных святых Петра и Февронию, о том какие добрые дела можем делать мы с вами.

    Слайд со словами «благотворительность» и «милосердие».

     -Давайте все вместе вдумаемся в суть слова “благотворительность”. Вы только вслушайтесь в эти две составляющие: благо – по толковому словарю Ожегова “- добро, то, что дает достаток, удовлетворение” и творить – “создавать, делать, совершать”.

             Идеи благотворительности не новы для России, первые упоминания о благотворительной деятельности относятся к 10 веку. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. Корни российской благотворительности лежат в самом основании и развитии российского государства. Начало положил царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций в 1775 году. К 1860 году таких организаций было около 100, за тридцать последующих лет их число перевалило за 2000, а к 1902 году их было уже более 11 тысяч. 25 % этих организаций финансировалось из государственной казны, остальные – из средств частной благотворительности и добровольных пожертвований.

              На протяжении всей своей истории, во все времена, в стране находились «человеколюбивые люди». Благие дела ими творились без всяких принуждений и объявлений. Это был вполне естественный процесс, делать людям добро – в крови наших предков.  В былые времена имена благотворителей, меценатов были широко известны по всей России. Русские купцы и промышленники почитали за честь жертвовать самые значительные суммы на подобные цели. Вовсе не помышляя о народной славе. Просто болели душой за матушку-Россию и желали ей всех благ и процветания.

              И до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной.

    - Как вы думаете, ребята. Почему?

    - Кому из вас известны фамилии и имена благотворителей?

    Краткая характеристика понятия « благотворительность».

                Благотворительность - это тот вид деятельности, который изначально определяется как добровольный.

             Беседа.

    1.Ребята, расскажите, как вы понимаете слово «благотворительность»?

    2.Благотворительность - творить благо.

    3.Что значит «творить»? – делать, создавать.

    4.Что значит «благо»? – добро.

    5.Осуществлять благотворительность – это делать людям добро.

    6.Кто занимался и занимается благотворительностью?

    Разнообразие благотворительности велико: подать кружку воды и накормить нищего,  восстановления Храмов и т.д. Это зависит от каждого человека, от его желания. Сейчас столько людей нуждается и даже не в деньгах, а в помощи! Сколько больных лежит прикованными к постели и не имеют никого, кто бы накормил, напоил, обмыл.

    Слайд – «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

     Истинная благотворительность невозможна без опоры на христианские ценности – бескорыстие, милосердие, смирение… «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: эта цитата из заповеди Христовой – единственно верное объяснение цели благотворительности, единственный верный путь для благого дела.

      Благотворительность  еще называют милосердием.

    - Как вы понимаете это слово?

       Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Дела милости телесной следующие: накормить голодного, напоить жаждущего, поделиться одеждой, посещать больных.

     Благотворительность выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и бесприютных детей и призрение дряхлых, увеченных и неспособных к труд.

    Есть еще вид благотворительности - меценатство – это покровительство наукам, искусству, культуре, материальная поддержка деятелей искусства.

     Последнее время вы часто слышите слово – спонсорство – это материальная помощь людей и организаций для благих дел, финансирование каких-то мероприятий.

     Иногда вы можете услышать слово – филантропия – в других странах так называют благотворительность.

    На Руси в старину часто использовали слово – призрение – это форма благотворительности, попечение о неимущих и больных, о сиротах, это значит дать приют и пропитание тем, кто в этом очень нуждается.

    Мозговой штурм:

     - Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)

    Помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

    - Как вы думаете?

    - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ХОТЯ БЫ ОДНО ЧТО – ТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВАМИ, ДЕЛАЕТ ЭТО ПО ПРИНУЖДЕНИЮ ИЛИ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ? (Учащиеся высказывают свое мнение)

    Я предлагаю обсудить правила поведения на уроке и в жизни вообще:

    Происходит обсуждение  ( Используется слайд )

    - Доверяй людям

    - Будь добр с людьми

    - Будь вежлив

    - Будь уважительным к чужому мнению

    - Не будь жестоким

    - Не причиняй другим боль

    - Будь общительным, активным

    - Будь искренен

    - Выполняй «Золотое правило общения».

    - Знакомство с жизнью и делами милосердия

    - Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Доброе дело питает душу и тело»

    Существует «Золотое правило общения»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

    - Давайте вспомним жизнь и дела милосердия благоверных и преподобных святых Петра и Февронии Муромских.

    «Повесть о Петре и Февронии"  - «Повести от житиа святых новых чудотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Евфросинией, благослави, отче» – так в полной версии именуется «Повесть о Петре и Февронии», составленная Ермолаем Прегрешным (Ермолаем-Еразмом) сразу же после канонизации святых в 1547 году.

    Написана в15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это не единственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков "Повести..."

    - Кто является прототипом главных героев повести?

     - И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А  еще спустя сто лет в конце 12-начале13 века Муром прославили святые Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы.

     Показ фрагмента из фильма "Муромские святые" или «Пётр и Феврония Муромские. История вечной любви»

    (Рассказы заранее подготовленные учениками)

          Святой Пётр вызвался защитить семейное счастье своего брата, муромского князя Павла. Пётр с помощью меча, найденного при таинственных обстоятельствах, убивает змея и спасает семью брата. Но во время поединка змеиная кровь обрызгала Петра, и победитель покрылся язвами.

         Такова, казалось бы, была расплата за подвиг. Однако эти страдания принесли и награду герою, потому что болезнь становится причиной обретения Петром собственного семейного счастья.

          Пётр послал отрока искать лекаря, который бы мог исцелить болезнь князя. В селе Ласкове отрок находит крестьянскую девушку Февронию, которая поражает его мудростью и обещает исцелить князя при условии, что князь на ней женится. Пётр исцеляется с помощью изготовленной Февронией мази, но не выполняет поставленного ему условия - не хочет жениться на крестьянке.

          Тогда язвы появляются снова, и князю приходится жениться на Февронии. Однако боярские жёны возмущаются тем, что ими управляет простая крестьянка, и требуют её изгнания.

    Феврония соглашается уйти, поставив одно условие: она возьмет в княжестве то, что пожелает. Бояре не стали возражать, и Феврония увела с собой мужа. Вот то единственное, что нужно было благочестивой и мудрой жене.

          Но в княжестве после этого начинаются такие распри, что бояре вскоре стали просить Петра и Февронию вернуться.

          Прожив в счастливом супружестве долгую жизнь, Пётр и Феврония расходятся по монастырям, чтобы ещё лучше, в сосредоточенных молитвах, подготовиться к кончине и предстать пред Богом. В монашестве супруги получают имена Ефросиний и Давида.

          Любящие супруги просили Бога о том, чтобы умереть им одновременно, «в един час», и завещали сделать в одном камне два гроба с перегородкой и положить их обоих в этом гробу.

          Почувствовав приближение смерти, Пётр пишет записку Февронии, что он уже умирает. Но Феврония вышивала воздух* для храма и отвечала: «Погоди немного, я закончу». Второй раз просит супруг поторопиться, но в ответ Феврония опять просит потерпеть. И только после третьей записки Феврония втыкает в ткань иглу, обернув её остатком нити, и умирает.

    Но люди не захотели выполнить завещание святых супругов и похоронили их в разных местах: Февронию - вне города, у церкви Воздвижения Честного Креста женского монастыря, а Петра - внутри города, у соборной церкви Пречистой Богородицы. А двойной гроб оставался пустым в той же церкви.    Но наутро тела святых супругов оказались вместе. Люди перенесли их тела в прежние гробы, но они снова оказались вместе. Тогда всем уже стало ясно, что святые супруги должны оставаться неразлучными, и похоронили их в одной гробнице.

    Жизнь семейной четы, описанная в данной повести  — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.       Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об  отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

             В начале XVI века "по всем странам прошла весть, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним". В 1552 году муромские чудотворцы были канонизированы как русские святые, а день 25 июня по старому стилю (8 июля — по новому стилю) стали считать днем их памяти. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух муромских супругов.

      -Укажи, какие качества и достоинства святых супругов позволили сохранить им свою семью:

    Слайд

    • Мудрость Февронии
    • Настойчивость Февронии
    • Благочестие Петра
    • Благочестие Февронии
    • Терпение Февронии
    • Терпение Петра
    • Любовь Февронии
    • Любовь Петра
    • Милость Божия

        - Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.. В этом же храме есть ещё одна святыня — икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

    Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.

         С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи,  любви и верности.

         Благоверные князь Петр и княгиня Феврония  сохранили верность друг другу во всех испытаниях.

        Сегодня для каждого из нас это пример целомудрия, благочестия, заботы о ближних. Святые Петр и Феврония для нас являются образцом подражания, прославились делами благотворительности, а скончались они в один день и час  8 июля  1228года.

    -Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

    - Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?

    • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
    • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
    • Не хвались серебром, а хвались добром.
    • Кто добро творит, того бог отблагодарит.
    • Добрые умирают, да дела их живут.
    • Худо тому, кто добра не творит никому.
    • Доброе дело питает и душу и тело.
    • Делай другим добро - будешь и сам без беды.
    • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
    • За добрые дела добром платят.

    Возвращение к эпиграфу урока.

    - Отвечал ли эпиграф идее нашего урока? (Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают некоторые. Мы стараемся понять ее ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего).

      - О  каких вечных ценностях  заставил вас задуматься сегодняшний урок?  

    (  Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –  ценности, над которыми не властно время.

               - Предлагаем последнее упражнение

    «Пожелание добра друг другу»,

    Для этого все по кругу кладут левую руку на правую ладонь слева стоящего  и стараются максимально поддержать хорошее настроение стоящего слева, передать свое тепло.

    4.  Подведение итогов.

    Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:

    1. Кому может быть нужна наша помощь?
    2. Кому не хватает нашей доброты и участия?
    3. Чем мы можем помочь другим людям?
    4. Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придете домой?

    - Спешите делать добрые дела, ребята. Благотворительность – это особая форма духовно-нравственного поведения человека. Каждый из нас в силах выразить сочувствие тем, кто оказался в беде, нужде, болезни. Каждый способен сотворить благо в меру своих возможностей и сил. А теперь подумайте и ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: вы, каждый из вас, что может сделать на благо другого человека? 

    Слайд

    Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя просто. Накормить ребенка, перевести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д., и т.п. все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя».

     -И мне хочется подарить вам вот эти календарики, чтобы вы, глядя на них каждый день совершали хотя бы по одному доброму поступку! 

    Вы только в начале своего жизненного пути.   Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

    Дорогие ребята!

    Добро требует душевного напряжения, сердечной отзывчивости. Действуйте и вы, помогая тем, кто рядом с вами, нуждается в поддержке.

    Пусть девизом будут следующие слова:

    «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается!»  ( слайд)

    - Каждому из нас под силу совершать благие дела, главное иметь желание. Мы можем и должны помогать тем, кто нуждается, тем, кто рядом с нами. Оглянитесь вокруг, наверняка, у вас по соседству есть одинокие старушки, о которых некому позаботиться, сбегайте ей за хлебом, сходите в аптеку за лекарством, уступите пожилому человеку место в автобусе, скажите добрые слова чужой бабушке, покормите бездомного котенка, и т.д. Всегда найдется дело для доброго сердца.

     «Не объясняй мне, что такое доброта, ты доброе твори - и я пойму тогда!»

    Домашнее задание .

    Написать эссе - «Как меня изменил пример благородных святых Петра и Февронии?»

    Давайте же  научимся любить,

    Заботиться и думать друг  о друге,

    Чтоб  вовремя в беде подставить руки,

    И жаждущих любовью напоить.

    (В. М. Кравченко)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Доброе – это прекрасное в действии »

    Слайд 2

    «благотворительность» «милосердие »

    Слайд 3

    «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

    Слайд 4

    - Доверяй людям - Будь добр с людьми - Будь вежлив - Будь уважительным к чужому мнению - Не будь жестоким - Не причиняй другим боль - Будь общительным, активным - Будь искренен - Выполняй «Золотое правило общения». - Знакомство с жизнью и делами милосердия

    Слайд 5

    Мудрость Февронии Настойчивость Февронии Благочестие Петра Благочестие Февронии Терпение Февронии Терпение Петра Любовь Февронии Любовь Петра Милость Божия

    Слайд 7

    Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому.

    Слайд 8

    «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается!»

    Слайд 9

    Давайте же научимся любить, Заботиться и думать друг о друге, Чтоб вовремя в беде подставить руки, И жаждущих любовью напоить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

    Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

    Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном"

    Аннотация: --------------------------------------------- Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о велича...

    Изложение (аудио). "Д.С. Лихачев. "Письма о добром и прекрасном" (9 класс)

    Рекомендую использовать на уроках русского языка в 9 классе....

    Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"

    Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"...

    Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

    Министерство образования  Российской ФедерацииМуниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....

    Банк аргументов (по "Письмам о добром и прекрасном" Д.С.Лихачёва)

    Матеиал будет полезен учителям и учащимся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание 26)....