Методическая разработка для учащихся 5-7 классов "Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе"
план-конспект занятия (7 класс)

Новикова Зинаида Викторовна

Викторина и  анкетирование учащихся позволят организовать духовно-нравственное воспитание учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая    разработка

(для проведения  внеклассного мероприятия)

«Добро и зло в отечественной

и мировой литературе»

                                                                                     

                                                                                 

                                                                                                 

                                                                           

Выполнила:

кл. руководитель 8 класса

Новикова З.В.

Дудинка 2018

Методическая разработка викторины

 «Добро и зло в произведениях

отечественной и мировой литературы»

Цели:      расширять знания учащихся о произведениях ,

                   в которых раскрывается тема добра и зла;

                   развивать речь учащихся, читательский интерес, память;

                   воспитывать чувство коллективизма, доброты;

Классы: 7-8 классы

Оборудование:   выставка книг, иллюстрации из произведений, презентация,

                                     фотошоу, грамоты, сладкие призы.

Ход викторины

  1. Вступление.

  Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получиться  может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения – сказки.  Придя в школу, мы продолжаем изучать русские народные сказки. Как вы думаете – зачем? (Читая сказки, мы становимся добрее, учимся побеждать зло.) В дальнейшем мы начинам изучать более серьезные произведения, в которых также поднимается вопрос добра и зла. Так уж устроен мир: Добро вечно противостоит Злу. Злодеи всех мастей пытаются победить добрых молодцев, красных девиц и просто хороших парней  и девушек. Вспомните волшебные истории, сказки и легенды, повести, рассказы. Кто одержит верх на этот раз?

Благодаря изучению художественных произведений ,мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

  Сегодня мы постараемся вспомнить как можно больше произведений, их героев и еще больше приобщимся  к чтению.

Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас.

А для кого они?

Для вас.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши любимые книги.

  Посмотрите, ребята, на нашу выставку. Это изученные нами произведения с 5 по 7 класс. Почему именно эти книги? А потому, что  речь пойдет о героях этих произведений.

  Сегодня мы собрались, чтобы провести викторину по изученным вами произведениям   между двумя командами.

  Каждая команда будет получать своё задание (дать название командам). Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать  жюри  и в конце мы подведём итоги. Итак, начнём! У нас две команды «Умники» и «Знайки».

Конкурс 1. «Хорошо ли ты знаешь изученные в классе  произведения».

(По иллюстрациям участники называют произведения: трагедию А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери", повесть "Капитанская дочка", роман Шарлотты Бронте "Джен Эйр",сказку  Н.Д.Телешова "Белая цапля", роман Анатолия Рыбакова "Кортик", рассказ Джека Лондона "Любовь к жизни" повесть Владимира Железникова ,"Чучело", повесть И.С.Тургенева "Муму",  повести  Джона Толкиена «Хоббит», «Властелин колец», повесть А.Грина «Алые паруса».).

Конкурс 2. «Ушки на макушке». (Назвать произведение)

1. "Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.»(«Капитанская дочка»)

2. "Его рука тяжело легла на мое плечо, и, весьма ощутительно надавив на него, путник доковылял до своей лошади. Как только ему удалось взять в руки уздечку, он сразу же подчинил себе коня и вскочил в седло, делая при этом ужасные гримасы, так как вывихнутая щиколотка причиняла ему при каждом движении резкую боль. (" Джен Эйр).

3. "- И если достать хохолок и на нем укрепить мелкие алмазы, то получится именно то, о чем мечтает принцесса." ("Белая цапля")

4. "Билеты были распроданы задолго до спектакля. Весь сбор отнесли в редакцию газеты “Известия” и сдали в фонд помощи голодающим Поволжья. ("Кортик".)

5. "Да, Машка была очень похожа на Ленку: голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая.Все молча смотрели на картин» («Чучело).

Конкурс 3. «Соотнеси поговорку  и произведение». (К какому произведению можно соотнести следующие мысли?)

1.Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.  («Моцарт и Сальери»)        

2. Истина, свобода и добродетель — вот единственное, ради чего нужно любить жизнь.         («Капитанская дочка»)

3. «Все к лучшему в этом лучшем из миров».( " Джен Эйр")

4. «Доброе дело побеждает».( "Белая цапля")

5. «Один хороший друг стоит больше всех благ этого мира» (Кортик»)

Конкурс 4. Эстафета «Юный художник».

Мы убедились, что произведения , изученные ранее, вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых вами произведений? Кого вы будете рисовать, узнаете из следующего отрывка:

"Герасим подхватил её одной рукой, сунул её к себе в пазуху и пустился большими шагами домой... Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как Герасим ухаживал за своей питомицей."

 (Рисуют на доске)

Конкурс 6. «Угадай-ка».

  1.   Как называется крепость, в которой служил Швабрин?
  2.   Назовите фамилию Марии Ивановны.
  3. Как звали главных героев сказки «Белая цапля»?
  4. Какое наставление дал отец Изольде?
  5. Как называется помещение, в котором жил Герасим?
  6. Как зовут мальчиков из компании с Арбата?
  7. О ком идет речь: "Три недели спустя человек лежал на постели китобойного судна «Бедфорд» и со слезами, струящимися по исхудалому лицу, рассказывал, кто он и что пережил»?
  8. Чей это портрет:  «… голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая».
  9. Голлум, Бильбо, Смауг- герои из какого произведении?
  10. О ком идет речь: - Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, …….., и не забудь!"?
  11. Как называется песня, в которой говорится о главных героях рассказа «Алые паруса»
  12. Конкурс 6.  «Узнай  противоположность».
  13. Швабрин –
  14. Моцарт-
  15. Герасим-
  16. Ассоль –
  17. Джен Эйер –
  18. Никитский –
  19. Лена –
  20. Бильбо –
  21. Билл –
  22. Бомбадил-

Презентация «Добро и зло в произведения отечественной и мировой литературы».

Фотошоу «Герои доброты».

                                                                                                           

Сегодня мы вспомнили некоторые произведения, изученные вами ранее.Во всех этих книгах поднимается тема добра и зла. Эта очень важная тема, так как все хотят, чтобы с ними поступали  по-доброму. Герои  наших произведений  учат  нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Они утверждают народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Спешите делать добрые дела- гласит народная мудрость. Наверное, нам необходимо к этому прислушаться.

  Подвести итог игре.  

         (Жюри подводит итоги.  Награждения.)

Приложение

Приложения

Приложение  №1

            Социологический  опросный лист «Добро и зло».

  1. Как вы считаете, что появилось раньше: добро или зло?
  2. Чего в мире больше: добра  или  зла?
  3.  Что победит: добро или зло?

                                  Приложение   №2

Анкета: «У таланта, способностей есть предел. У добра предела нет».

        «Согласен – не согласен».

  1.В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.

  1. Добро обязательно победит зло.
  2. Доброе дело навек.
  3. Лихо помнится, а добро никогда не забудется.
  4. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  5. « Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно

больше добра».

Приложение № 3

Анкета   «Добрый ли вы человек?»

1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3.Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4.Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5.Любите ли вы злые шутки?

6.Вы злопамятны?

7.Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8.Умеете ли на практике применять свои способности?

9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11.Вы охотно выполняете просьбы?

12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема: Добро и зло.

Данный конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривает предварительное чтение рассказа Ю.Нагибина " Старая черепаха". Урок проводится в форме защиты проектоа....

УРОК БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 15 – 18 ЛЕТ ТЕМА: «Добра связующая нить…» (Благотворительность в нашем городе: история и современность)

Цельпопуляризация среди молодежи идей благотворительности,  милосердия, меценатства;Задачи:развивать умения самостоятельного аналитического поиска информации и публичного выступления;формир...

ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида» Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов «Такие добрые дети живут на доброй планете!» Подготовила воспитатель- МАРЫШЕВА С.В.

ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида» Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов«Такие добрые дети живут на доброй планете!»     ...

Проект учащихся 8 А класса "Делать добро спеши"

На протяжении ряда лет мы реализуем проект "Делать добро спеши" - это участие в различных благотворительных акциях. Если бы не наши отзывчивые родители и оптимизм классного руководителя, у нас бы ниче...

Тезисы для участия в Городских педагогических чтениях "Нравственное воспитание на основе ценностей отечественной и мировой литературы"

Одно из актуальнейших направлений в воспитании подрастающего  поколения - нравственное воспитание. Данная статья носит тезисный характер....

Проект "Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе"

Данный проект позволить обобщить содержание  произведений, раскрывающих тему добра и зла....