Программа психолого – педагогического сопровождения ребёнка инвалида
рабочая программа (6 класс) на тему

Мазур Сергей Павлович

Содержание индивидуальной образовательной программы---------------8-15

    5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану.

    5.2.Учебный план  (недельный) на 2016 – 2017 учебный год по адаптированной основной программы для обучающихся с умственной отсталостью

   5.3   КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА  на II уровне с учащимся ОВЗ

Шестаковым Вадимом Юрьевичем

 

VI. Организационно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ._programma.docx76.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ореховская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»                                                «Согласовано»

Директор МБОУ «ОСОШ»                         с родителями

__________М.Т.Швец                                 ________   Ю. Б. Шестакова        

Программа психолого – педагогического сопровождения ребёнка инвалида

Шестакова Вадима Юрьевича

УЧАЩЕГОСЯ 6 КЛАССА

МБОУ «ОСОШ»

                                                   Составители: Г.Г.Комышан

                                                                     С.П.Мазур

                                                                         И.Г.Решетило

Орехово

 2016

                                     

                                           Содержание

I. Пояснительная записка:                                                                         -   3-5

 1.1Структура работы МБОУ « ОСОШ » с детьми  ОВЗ

 1.2 Паспорт  МБОУ «ОСОШ»  на 2013-2016годы

                                                               

II. Целевое назначение индивидуальной образовательной программы – 5

III. Адресность индивидуальной образовательной программы-------------5-6

IV. Принципы разработки и реализации индивидуальной образовательной программы                                                                                               ---------7

V. Содержание индивидуальной образовательной программы---------------8-15

    5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану.

    5.2.Учебный план  (недельный) на 2016 – 2017 учебный год по адаптированной основной программы для обучающихся с умственной отсталостью

   5.3   КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА  на II уровне с учащимся ОВЗ

Шестаковым Вадимом Юрьевичем

VI. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы------------------------------------15-17

     6.1. Педагогические технологии, формы и методы, применяемые для реализации индивидуальной образовательной программы

    6.2. Нормативная база ОУ.

    6.3. Инфраструктура  сопровождения образования по ИУП.

VII. Основные образовательные результаты-----------------------------------------19-20

VIII. Проведение промежуточной  аттестации учащегося----------------------- 20-21

VIII. Проведение промежуточной  аттестации учащегося--------------------------23

 

     

I. Пояснительная записка

Основное общееобразование –второй уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Эти функции предопределяют направленность целей образования на формирование социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Получение образования является также неотъемлемым условием эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся школьники, имеющие различные  ограничения в здоровье, и в связи с  этим  нуждающиеся  в специальном (коррекционном) образовании.

Учащийся с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм,  т.е. через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья,  и фиксирующей образовательные цели и результаты. ИОП способствует формированию у учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.

Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:

  • в предоставлении возможности Учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
  • в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
  • в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;
  • в осуществлении профессионального самоопределения  Учащегося и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;
  • в реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития;

Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку Шестакова Вадима, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности его образовательной деятельности, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающегося,  формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного и профессионального выбора.

1.1Структура работы МБОУ « ОСОШ » с детьми  ОВЗ :

1.2 Паспорт  МБОУ «ОСОШ»

на 2013-2016годы

Название Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ореховская средняя общеобразовательная школа»

Тип и вид общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Организационно-правовая форма Муниципальное учреждение

Учредитель Администрация Бурлинского района Алтайского края

Год основания школы 1972г.

 Год основания МБОУ «Ореховская СОШ»2014г.

Лицензия № 0000065 серия  22Л01  от 02 ноября  2012 г. на образовательную деятельность по образовательным программам   начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Свидетельство о государственной аккредитации   серия 22АА №000005   от 15 января 2010года.

II. Целевое назначение индивидуальной образовательной программы:

Содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья, качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

МБОУ«ОСОШ» разрабатывает приемлемые формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих дистанционное обучение таких учащихся.

III. Адресность индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа предназначена для учащегося 5 класса Шестакова Геннадия Викторовича с ограниченными возможностями здоровья: лёгкая умственная отсталость с расстройством поведения сложенного генеза. Ассиметрия таза.

Реализуется индивидуальная образовательная программа в течение двух лет получения среднего (полного)  образования.

                       III. Адресность индивидуальной образовательной программы



Вадим поступил в школу в возрасте 7 лет, в 2011 году. Живёт в многодетной, малообеспеченной семье. Подросток воспитывается в полной семье.

Семья очень дружная.  

Физическое развитие подростка среднее, Имеет заболевание:  лёгкая умственная отсталость с расстройством поведения сложенного генеза.

У Вадима средний уровень развития моторики, движения недостаточно скоординированы.

Ребёнок не  ориентирован на познавательную активность. Уровень обученности слабый. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения внимания. На уроках отвлекается на внешние раздражители. При выполнении учебных заданий быстро утомляется, не всегда следит за последовательностью выполнения заданий. Не умеет   планировать свою деятельность, ставить цель, не умеет её достигать. Читает Гена по слогам, монотонно и замедленно, допускает ошибки в чтении. Прочитанный текст не всегда понимает до конца. Логическое мышление не развито,  не умеет  делать элементарные выводы, решать примеры логической направленности.

Записи в тетрадях делает не всегда аккуратно, иногда  пишет с множеством ошибок.  По математике вычислительные операции выполняет медленно,  не всегда понимает смысла задачи. В учебной деятельности наблюдается быстрая утомляемость. Трудности преодолевает только с помощью учителя.

Гена  не устойчив эмоционально. Наблюдается резкая смена настроения. В сложных ситуациях возможны импульсивность, агрессивность, которые носят защитный характер. К конфликтам не склонен, добродушен, готов помочь товарищу. Самооценка адекватная, старается соблюдать принятые правила и нормы.

IV. Принципы разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности Учащегося с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;

Принцип индивидуального подхода  предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с ОВЗ с учетом его образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития Учащегося, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития Учащегося. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо проанализировать соответствующие программы коррекционной работы и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения.

Принцип непрерывности гарантирует Учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности Учащегося предполагает максимальную активность и самостоятельность Учащегося в ходе обучения;

—  Принцип организации тьюторской помощи Учащемуся с ОВЗ означает создание системы комплексного тьюторского сопровождения Учащегося с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных запросов.

V. Содержание индивидуальной образовательной программы.

Шестаков Вадим обучается в 6 классе. Однако его учебный план скорректирован и дополнен  в соответствии с рекомендациями врачей.

5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану.

образования на уровне учебных предметов, предусмотренных индивидуальным учебным планом (программы по учебным предметам,).

Программы определяют цели изучения учебного предмета, основные дидактические единицы, виды познавательных задач, возможные уровни Учебные программы Геннадия являются средством фиксации содержания освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов.

Цели изучения учебного предмета находятся в прямом соответствии с требованиями к освоению учебных программ.

Учебные программы.

Традиционно в МБОУ «ОСОШ»  используются государственные учебные программы, обеспечивающие  базисный уровень знаний (общеобразовательная программа начального образования).

5.2.Учебный план  (недельный) на 2016 – 2017 учебный год по адаптированной основной программы для обучающихся с умственной отсталостью  

                                                 Учебный план адаптированной программы

основного общего образования

(недельный) 2016-17 г.

Учебные предметы

Количество часов по классам

Всего

5

6

7

8

9

Письмо и развитие речи

2

2

2

2

2

10

Чтение и развитие речи

2

2

1

1

1,5

7,5

Математика

3

3

3

2

2

13

История

1

0,5

1

2,5

Биология

0,5

0,5

0,5

0,5

1

3

География

0,5

0,5

0,5

0,5

1

3

Технология

2

2

2

3

2

11

Обществознание

0,5

0,5

1

10

10

10

10

11

51

Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. Индивидуальный учебный план обеспечивает возможность достижения требований стандарта при сохранении вариативности образования.

ИУП Шестакова Вадима позволяет ему освоить общеобразовательные программы основногообщего образования.

Учебный план  

  1. муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения
  2. «Ореховская средняя общеобразовательная школа»
  3. Бурлинского района Алтайского края

на 2016 – 2017 учебный год основное общее образование  

по адаптированной основной программы для обучающихся с умственной отсталостью  

Учебные предметы        

Всего

7

Русский язык                    

2

2

Литературное чтение            

2

2

Математика                    

3

3

География

0,5

0,5

Биология

0,5

0,5

Технология (Труд)              

2

2

Итого:              

10

10

Предельно допустимая недельная  учебная нагрузка  

10

10

Итого:              

10

10

Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования лиц с особыми образовательными потребностями и областным базисным учебным планом для коррекционного обучения VIII вида.
В образовательном учреждении разработаны индивидуальные учебные планы для учащихся,   которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения.

         Учебный план  адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью в МБОУ «Ореховская средняя общеобразовательная школа» призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены Законом РФ «Об образовании»,   а также направлен на осуществление региональной образовательной политики, позволяющей формировать и сохранять единое образовательное пространство и реализовывать государственный образовательный стандарт общего образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают базовыми компонентами программы в условиях максимальной индивидуальности обучения.  

Максимальный объем учебной нагрузки не превышает допустимых санитарными правилами норм

6 класс   – 10 часов;

Учащимся прописан щадящий, индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведённых для изучения предметов школьного курса в обычном классе. Индивидуальный учебный план для каждого ребенка позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребёнка с учётом его актуального и ближайшего развития и соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным возможностям ребёнка.

Учебный план индивидуального обучения на дому по общеобразовательной программе учащийся  6 класса состоит из базового компонента, который представлен следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Искусство», «Технология».
     Структура учебного плана включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся.

         Задачи обучения русскому языку:

-научить школьников  правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

-выработать элементарные навыки грамотного письма;

-повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-формировать нравственные качества.

Основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и  выразительного чтения.

       Обучение математики должно носить  практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально –трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Курс «Биология»  в 6 классе ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.     Не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—5 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

 Основными задачами курса «Природоведение» являются:

      • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

      • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

      • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

      • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

      • воспитание социально значимых качеств личности.

      В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

        Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличение количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.

 Обучение труду в младших классов направлено на решение следующих задач:

-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и.т.д.;

-уважение к людям труда.

Ожидаемые результаты выполнения учебного  (образовательного) плана:

1.Сформировать основы  учебной деятельности ребёнка – системы учебных и познавательных мотивов.  

2.Развивать познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность  и способность к  сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем.

3.Развивать   навыкисамостоятельной  работы  с учебником, справочной  и  художественнойлитературой,  профессионально ориентировать подростков  и  готовитьих  к  дальнейшей  деятельности, участию в трудовых  коллективах  сучетом состояния здоровья.

4.Сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.


5.3   КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА  на II уровне с учащимся ОВЗ

Шестаковым Вадимом Юрьевичем

Коррекционная работа построена в соответствии с Федеральным

образовательным стандартом направлена на оказание комплексной

помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной

образовательной программы на основного общего образования, коррекцию недостатков в

физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Цель: Создание системы психолого-педагогического сопровождения  в обучении ребенка с ОВЗ .

Задачи:

1.Совершенствование нормативно-правовой базы, сопровождающей реализацию

коррекционной работы в  школе.

2.Обучение участников образовательного процесса технологиям восстановления,  сохранения и укрепления здоровья

 3.Своевременно выявление у учащегося  трудностей  адаптации, обусловленными

ограниченными возможностями здоровья;

4.Разработать систему организации образовательного процесса .

5. Осуществлять индивидуальную и дифференцированную  психолого-медико-педагогическую коррекцию в соответствии с рекомендациями врачей;                                  .

Принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,

который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах

ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,

т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с

ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход

специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в

решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного

процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения

подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для

получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)

психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение

гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с

ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми

образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,

включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса

о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные

(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направленности:

диагностическая работа- обеспечивать своевременное выявление проблем Вадима, проведение его комплексного обследования и

подготовку рекомендаций по оказанию ему  психолого-медико-педагогической помощи в

условиях образовательного учреждения.

коррекционно-развивающая работа- обеспечивать своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования ; способствовать

формированию универсальных учебных действий у обучающейся (личностных,

регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивать непрерывность специального

Сопровождения Вадима и его семьи по вопросам реализации психолого-медико-педагогической коррекции;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную

деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для

данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса. Совершенствование нормативно-правовой базы, сопровождающей реализацию

коррекционной работы .

Механизм реализации коррекционной работы:

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной

сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство.

К развивающей и коррекционной работе привлекается социальный партнер:

— Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям » Бурлинскогорайона.

Этапы реализации

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их

адресность создают необходимые предпосылки для устранения  дезорганизующих

факторов.

I этап (апрель – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-

аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента

обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их

особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью

соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-

технической и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации

(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым

образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных)

условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории

детей.

III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной

среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация

соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и

образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки

(регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Учителя- предметники- осуществляют индивидуальный подход  к Шестакову Вадимув соответствии с рекомендациями логопеда и психолога.

VI. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы

6.1. Педагогические технологии, формы и методы, применяемые для реализации индивидуальной образовательной программы

Технологии образовательного процесса МБОУ «ОСОШ»,

применяемые  в обучении Шестакова Вадима

Технологии современного традиционного обучения

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию  обучения, позволяющее  обеспечить систематический характер обучения,  логически правильное изучение учебного материала, оптимизировать затраты  ресурсов при обучении. Включение богатого наглядного материала в форме  видеоматериалов позволяет  обеспечить качественное усвоение  содержание образования.

Технологии на основе личностной ориентации  образовательного процесса

Эта группа  педагогических технологий характеризуется ориентацией на  свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными  способностями человека, максимальной  реализацией возможностей детей. Она  представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и  развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию  окружающей среды.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе.  осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и  умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их  родителей и социального окружения.

.

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и  активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в  результате чего происходит  творческое овладение знаниями, умениями и  навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.

Дифференциация обучения осуществляется по  индивидуально-психологическим особенностям детей, по области их интересов.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных  результатов реализуется путем сосуществования общеобразовательныхучебных программ в рамках школы.

Технологии индивидуализации обучения Индивидуализация  обучения четко выражена при подготовке учебных проектов и конкурсных работ.

Информационные (компьютерные) технологии  обеспечивают развитие  умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности  учащихся, формируют, умения принимать  оптимальные решения. Тем самым происходит подготовка  учащегося к жизни в информационном обществе.

Выпускник научится:

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств  сохранять полученную информацию;

-владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст;

-рисовать изображения на графическом планшете;

-сканировать рисунки и тексты.

6.2. Нормативная база ОУ.

В Устав общеобразовательного учреждения внесены необходимые изменения и дополнения, а именно: в разделе Устава «Основные характеристики образовательного процесса» в соответствии со статьей 50 п. 4 Закона РФ «Об образовании» указано, что в образовательном учреждении ЛЦО предусматривается разработка и реализация индивидуальных учебных планов, которые являются концентрированным выражением ИОП для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  

Документы, регламентирующие организацию обучения

по индивидуальной образовательной программе:

  • Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 2012 годаст.79
  • Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
  • Постановление Администрации края от 30.01.2013 года №37 «Об утверждение  Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края реализующих образовательные программы начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования» ;
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2000 г.)
  • Приказ Министерства образования РФ от 5.03.04. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования  РФ «Об утверждении Концепции профильного обучения» N 27-83 от 18.07.2002;
  • Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.02 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».  
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении Санпин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. №189. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  • Устав общеобразовательного учреждения, реализующего ИУП.
  • Приказ об утверждении Положения об организации образовательного процесса на основе ИОП;
  • Приказ об утверждении договора о сотрудничестве образовательного учреждения с учащимся с ОВЗ и его родителями;
  • Приказ об утверждении положения о тьюторском сопровождении учащегося с ОВЗ, обучающегося по ИОП;
  • Приказ об утверждении Должностной инструкции тьютора.

6.3. Инфрастуктура  сопровождения образования по ИУП.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение Шестакова Вадима осуществляется на протяжении всего периода его обучения в МБОУ «ОСОШ»на второй и третьей ступени.  Центральным звеном организации психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учащегося является деятельность тьютора.

Службы сопровождения    МБОУ « ОСОШ»

Психологическое сопровождение

Основную работу по оказанию психологической поддержки ребенку в  школе ведет педагог - психолог.

К основным направлениям психологического сопровождения следует отнести

Преодоление затруднений в учебе:

  • Консультационная помощь всем участникам образовательного процесса в преодолении     проблем в  обучении
  • Профилактическая работа и актуальная помощь.

Решение проблем личностного  развития:

  • Помощь ребенку в решении сложных социально-эмоциональных проблем индивидуального развития

VII. Основные образовательные результаты

Ожидаемые результаты формулируются в данной программе  как модель выпускника с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы учащегося с ОВЗ.

  • достижение учащегося уровня образованности, достаточного для дальнейшего профессионального самоопределения и самореализации в образовательной, творческой, трудовой, досуговой деятельности (готовность к решению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность);
  • достижение учащимся личностной и социальной зрелости, характеризующийся  умением уважать права и свободы другого человека, высоким гражданским самосознанием, терпимостью и внимательностью к чужому мнению;
  • положительная динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития учащегося;
  • активная позиция учащегося в образовательном процессе (участие в школьных мероприятиях, общественных акциях и т.д.);
  • сохранение и улучшение  здоровья, коррекция недостатков психофизического развития учащегося;

Критерии оценки Шестакова Вадима в  МБОУ «ОСОШ»

  • положительная динамика  успеваемости учащегося, обучающегося по ИОП,
  • высокий уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса ходом и результатами обучения учащегося с ОВЗ по индивидуальной образовательной программе;
  • выявленная в ходе психолого-педагогической диагностики положительная динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития учащегося, нормализация отношений с одноклассниками, педагогами;
  • отсутствие отрицательной  динамики психофизического развития Учащегося с ОВЗ;
  • эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении их друг к другу;

Примерная модель выпускника с ограниченными возможностями здоровья основного общего образования.

Имеет сформированные общеучебные умения и навыки.

Обладает широкими культурными потребностями.

Стремится к саморазвитию.

Имеет высокое гражданское самосознание.

Обладает  устойчивой системой гуманистических ценностей

Выпускник имеет уровень образованности не ниже обязательного минимума содержания

VIII. Проведение промежуточной  аттестации учащегося

Система оценки, контроля и учета знаний учащегося позволяет отследить как рост познавательных интересов, стремление к знаниям, так и уровень знаний, умений и навыков по всем предметам. Она включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности, письменные промежуточные и годовые контрольные работы. Сравнительный анализ, производимый по итоговым оценкам по различным предметам, позволяет отследить эффективность процесса обучения, определить шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащейся.

Использование сложившейся системы аттестации ученика с ОВЗ, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.

1. Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает ежемесячная оценка тьютором успешности освоения ИОП.

2. Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.

3. Итоговая аттестация

По окончании обучения по ИОП используются все принятые школой формы итоговой аттестации.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ ученика МБОУ «ОСОШ»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

        Особенностями системы оценки дляШестакова Геннадия являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающегося;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представление их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

Формы контроля и учета достижений обучающегося

Обязательные формы и методы контроля

Иныеформыучетадостижений

текущая аттестация

итоговая (полугодие, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная

- самостоятельная работа

   -проектные задания

-  контрольные работы

-  тестовые задания

-подготовка презентаций

-диагностическая  контрольная работа

   - тесты

- тематический контроль по предметам

- промежуточные диагностики

- итоговые диагностики

- анализ динамики текущей успеваемости

-тестированный контроль

- участие  впроектах, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемостиШестакова Вадимапо предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ.
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;  
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающейся.

IX. Сочетание основного и дополнительного образования учащегося.

Основной задачей дополнительного образования является предоставление учащемуся возможности развития, профессиональной ориентации, оздоровления и социализации. Внеурочная деятельность должна способствовать развитию интереса к различным отраслям знаний, к культуре, искусству.

Одним из главных аспектов реализации системы дополнительного образования в МБОУ «ОСОШ» является преемственность и взаимосвязь с учебным процессом, т.к она эффективно функционирует и способствует коррекции нарушений развития, обеспечивает возможность дальнейшего профессионального самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида...

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандар...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей

Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жи...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...