Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида
рабочая программа по психологии на тему

Акатьева Тамара Александровна

Программа Абилитации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prograbilitatsii.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шелаболихинская ООШ»

Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида

Шелаболиха 2016 год

Пояснительная записка

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

    Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

  • активностью,
  • самостоятельностью,
  • креативностью,
  • уверенностью в себе,
  • коммуникабельностью,
  • способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

          Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в МБОУ «Шелаболихинской ООШ», является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

          Психолого-педагогическое сопровождение ученика включает:

диагностику познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности,

успешности обучения;

конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

          Прием в школу ученика с ограниченными возможностями здоровья осуществлён на основе заключения медицинской комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе.

          Приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с учеником с ОВЗ по предупреждению проблем:

  • социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации);
  • личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.);

Задачи программы:

  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической  помощи родителям и ребенку в реальных условиях их проживания;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  ученика с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучающегося в школе, для самореализации и социализации;

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности

ученика.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа. Создание единого информационного поля школы,

ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьного психолого-педагогического консилиума, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.

4. Консультативная работа со всеми участниками образовательного процесса.

5. Профилактическая работа. Реализация программ, направленных на решение проблем

межличностного взаимодействия.

6. Коррекционно-развивающая работа.

          Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям (законным представителям) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

          Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его интеграцию в образовательном учреждении и освоение им основной образовательной программы школы.

          Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для него выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей

помощи взрослого;

переключение ученика на практическую деятельность  или на другие облегченные задания, подкрепляющие его веру в собственные силы и т.д.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

Организационные

1

Проведение информационно- просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для ребёнка-инвалида

В течение года

Педагог-психолог

Совершенствование уровня социальной реабилитации

2

Контроль мероприятий по абилитации

-психолого-педагогическая абилитация (коррекционные занятия с педагогом- психологом, учителями-предметниками)

-социально-бытовая абилитация

- творческая абилитация (занятия в студиях, клубах, кружках)

- мероприятия по плану работы психолого - педагогического консилиума школы

Декабрь - июнь

Классный руководитель

Педагог-психолог

3

Проведение обучающих семинаров для педагогов, участников программы

В течение года

Зам. директора по УВР

Педагог-психолог

Обеспечение разноуровневого, вариативного обучения и воспитания ребёнка-инвалида, реализация принципа интегрированного обучения

4

Выполнение рекомендаций врача

на уроках

В течение года

Учителя-предметники

5

Участие ребёнка – инвалида в досугово - массовых мероприятиях

В течение года

Классный руководитель

Содействие в преодолении информационного барьера

6

Организация сетевого взаимодействия посредством школьной электронной почты, Сетевого города «Образование»

В течение года

Классный руководитель

Психолого-педагогическая работа

7

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

В течение года

Классный руководитель

Профилактическая работа по сохранению здоровья

8

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

 Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового, безопасного образа жизни.

В течение года

Учителя-предметники

Классный руководитель

          Присутствие в детском коллективе ребёнка-инвалида становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении. С ребёнком с ОВЗ проводится индивидуальная коррекционная работа как со стороны психолога,  классного руководителя, учителей-предметников.

Внеурочная деятельность.

          Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них ученика с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из класса.

          Ребёнок включается в проведении воспитательных, культурно-развлекательных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Мониторинг динамики развития ребёнка.

        Мониторинг динамики развития ребёнка, его успешности в освоении основной образовательной программы, показателей социализированности, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-педагогический консилиум. Он проводится по плану 2 раза в год.

Мониторинговая деятельность предполагает:

отслеживание динамики развития ученика с ОВЗ и эффективности коррекционно-развивающей программы;

перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

          Психолого-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального

плана коррекционно-развивающей работы с  ребёнком, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор

дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей

коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности ученика, повышение уровня его умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

          В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

1. Динамика индивидуальных достижений ученика с ОВЗ по освоению предметных

программ.

2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного

образования:

  • форма обучения, оптимизирующая коррекционную работу
  • наличие соответствующих материально-технических условий:

- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

(Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки);

- библиотека с выходом в Интернет;

- школьная электронная почта;

- школьный сайт;

- Сетевой город «Образование» (возможность дистанционного обучения).

3.   Характеристика показателей социализированности ученика с ОВЗ на разных

этапах обучения (самооценка, положение в коллективе).

4. Результаты диагностики удовлетворенности родителей (законных представителей) системой работы с ребёнком с ОВЗ.  

Заключение

          Систематизация работы с ребёнком-инвалидом в школе стала необходимой и нашла

положительный отклик педагогов и родителей (законных представителей).

          Целью начального этапа программы было создание базы данных на детей с

ОВЗ, привлечение всех имеющихся ресурсов для сопровождения учебно-воспитательного

процесса ребёнка-инвалида, планирование дальнейших мероприятий по расширению

материальной базы и привлечению специалистов.

          Задачи, которые мы поставили перед собой, а именно:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую

помощь ребёнку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

— обеспечить возможность освоения им основной образовательной программы на

доступном ученику уровне и его интеграцию в образовательном пространстве школы;

— обеспечить возможность  для успешной социализации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.

Конкурсный материал. Я работала над  реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...

Программа психолого – педагогического сопровождения ребёнка инвалида

Содержание индивидуальной образовательной программы---------------8-15    5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану.    5.2.Учебный...