Урок Знаний в 11 классе
классный час (11 класс) на тему

Ольга Ивановна Горбачева

    "О культурных ценностях нашей страны" - классный час в 11 "А" классе МБОУ Багаевской СОШ №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znaniy_v_11_kl.docx367.96 КБ

Предварительный просмотр:

                    "О культурных ценностях нашей страны" - классный час в 11 "А" классе МБОУ Багаевской СОШ №2

Классный руководитель   Горбачева Ольга Ивановна

 Цель - расширить  знания учащихся о культурных ценностях нашей страны, воспитание гордого отношения к культурному наследию  нашей Родины;

укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира 

Задачи: - формировать идентичность гражданина России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей;

-воспитывать чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

-развивать чувства патриотизма и гражданской ответственности;

-демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;

-повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;

-воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Ход урока

I. Сокровищнице России Эрмитажу 250 лет

(беседа с просмотром презентации)

(Слайд №2)

        Президент РФ В.В.Путин своим указом от 17 августа 2013  объявил 2014 год – Годом Культуры.

Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании личности. Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека.  

Радость сопричастности к великому культурному наследию человечества дарит нам государственный Эрмитаж – шедевр мирового искусства. Гордость за свою историю, свою культуру,  уважение к национальным и универсальным ценностям испытываешь, знакомясь с сокровищницей России Эрмитажем.

Государственный Эрмитаж, который будет праздновать свой 250-летний юбилей в 2014 году,  принадлежит к числу величайших музеев мира, таких как Метрополитен, Лувр и Британский музей.

(Слайд №3)

Слово Эрмитаж имеет французские корни и происходит от слова «ermitage», что переводится как уединенный уголок.

(Слайд №4)

Корни всей коллекции Эрмитажа уходят в 18 век, когда в 1764 году купец Гоцковский из Германии вынужден был отдать России всю свою коллекцию, состоящую из 225 картин, чтобы покрыть свой долг. После  чего Екатерина II отдала приказ, согласно которому нужно было скупать все наиболее ценные произведения мирового искусства,  и тем самым положила начало коллекции.

(Слайд №5)

Государственный Эрмитаж - крупнейший музей нашей страны, один из величайших музеев мира, гигантское собрание произведений искусства и памятников культуры народов мира с древнейших времен до середины XX века. В музее хранится около 3 миллионов подлинных вещей, из них почти 65 тысяч представлено в экспозиции. В Эрмитаже интерес представляют не только экспонаты, но и интерьеры музея, созданные лучшими архитекторами России, связанные с важными событиями жизни страны. Эрмитаж сегодня – это один из наиболее динамично развивающихся музеев мира. Стремительно растет число его посетителей (более 3 млн. в год) и его популярность во всем мире.

(Слайд №6)

Экспонаты размещены в четырех зданиях вдоль Невы, которые образуют огромный музейный комплекс, который включает: Зимний Дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж и занимают 400 залов.

(Слайд №7) 

Главным зданием Эрмитажа является Зимний Дворец, который в прошлом был главной резиденцией русских царей. Во дворце расположено 1057 залов и комнат, в которые ведут 1786 дверей и солнце проникает через  1945 окон. Дворец строили по проекту и под руководством итальянского архитектора Б.Ф. Расстрели.  

В Эрмитаже шесть отделов: первобытной культуры, культуры и искусства античного мира, культуры и искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Во всех экспозициях Эрмитажа выставляются только подлинные вещи. Никаких копий, слепков среди них нет.  

(Слайд №8)

 Статистики подсчитали, что если подходить к каждому экспонату и  тратить на него по одной минуте, то понадобится целых 8 лет, чтобы осмотреть полностью всю коллекцию музея, а чтобы увидеть все экспозиции необходимо пройти по музею 20 километров.  

(Слайды №9, 10,11)

Поражают воображение посетителей своей красотой прекрасные залы, гордость русского искусства. Георгиевский зал или Большой тронный является главным залом. Малахитовый, для убранства которого было использовано 2 тонны уральского малахита, является памятником октябрьской революции, в нем  происходили последние заседания Временного правительства. Петровский зал был создан в честь Петра Великого и напоминает нам о победе над шведами в Северной войне.  Военная галерея 1812 года, где представлены 300 портретов прославленных генералов - героев  этой войны, благодаря которым была одержана победа над французской армией. Также здесь представлены  Гербовый зал, Малиновый кабинет, Золотая гостиная и другие. Каждый зал прославляет Российскую Империю.

В послереволюционные годы в Эрмитаж поступили многие национализированные честные собрания, в т.ч. богатейшие коллекции Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых, Шуваловых и др.

(Слайд №12)

 Отдел истории русской культуры создан в Эрмитаже сравнительно недавно, в 1941 году. Однако  многие  памятники,  входящие  в  состав  его  собрания, находились здесь с давних пор. Свыше двухсот  пятнадцати  тысяч  экспонатов, составляющих ныне фонды отдела,  с  большой  полнотой характеризуют  важные этапы истории, культуры и быта России, а также  отдельные  стороны  развития ее искусства (главным образом прикладного). Здесь хранятся картины, скульптуры, художественные предметы. Особой популярностью у посетителей музея пользуются экспонаты, переданные в Эрмитаж из «кабинета Петра Великого», куда после его смерти поступили его личные вещи: станки, инструменты, предметы, сделанные им самим. Эрмитаж дает возможность узнать Петра Великого не только как царя- реформатора, но и как личность, стремящуюся к самосовершенствованию.  

(Слайд №13)

В  богатейшем  собрании  памятников  русской  культуры,  хранящихся  в Эрмитаже,   значительное   место   занимают   разнообразные   по   характеру произведения  прикладного искусства, работы   выдающихся   изобретателей, народных мастеров. Изобретатель, крепостной Е.Г. Кузнецов,  в 1801 году создал замечательные по своей конструктивной оригинальности дрожки, которые имели верстомер (прототип спидометра) и музыкальный механизм. За постройку этих дрожек Кузнецов в 1804 был освобожден от крепостной зависимости.

(Слайд №14)

Большой известностью пользуются уникальные часы в виде яйца, сделанные знаменитым механиком И. Кулибиным из Нижнего Новгорода в подарок Екатерине II. Механизм состоит из 427 частей. Каждый час открываются дверцы и в сопровождении церковного песнопения выступают маленькие фигурки.

(Слайд №15)

Художественные произведения, представленные в отделе русской культуры, рассказывают историю развития России через образы простых людей и их быт. Так, например, картиной "На войну" художник К.А. Савицкий стремился передать настроение безысходности, показать чувства солдат и провожающих их, близких, в минуту разлуки перед отправкой воинского эшелона. Он представил огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний, но всех их объединяет одна беда – война. (Слайд №16)

И.К. Айвазовский - яркий представитель романтического направления в русской пейзажной живописи. Он стремился запечатлеть морскую стихию в ее различных состояниях: восход и закат солнца, морские бури и природные бедствия. На его картинах мы видим разбушевавшуюся морскую стихию, штормовые волны, терпящие крушение корабли, моряков, взывающих о помощи. И.К. Айвазовский обладал богатым воображением и буйной фантазией, работал с необыкновенной быстротой.

(Слайд №17)

Искусство Ткачевых – это искусство говорящих картин, в которых есть глубокая мысль и досконально разработан сюжет. И в разработке его авторы всегда идут от натуры. В центре внимания художников, выросших в селе и хлебнувших лиха вместе со своей большой семьей, – русская деревня. Через призму деревенской жизни они воспринимают все происходящее в стране.

Большой популярностью пользуется отдел западноевропейского искусства, который представлен мировыми шедеврами. 

 (Слайд №18)

 Первоклассное эрмитажное собрание П.П. Рубенса, включающее более сорока картин, позволяет познакомиться с разными сторонами многогранного таланта мастера. Два десятка картин Рембрандта и всемирно известные  шедевры его кисти «Возвращение блудного сына» и «Даная» также представлены здесь;  (Слайд №19) восемь полотен великого Тициана, такие как «Св. Себастьян», «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина».

(Слайд №20)

Единственная работа Микеланджело Буонаротти, представленная в Эрмитаже, -  «Скорчившийся мальчик».

(Слайд №21)

А также представлены произведения других великих мастеров разных эпох, таких как А. Ренуар, К. Моне, П. Пикассо, Ван Гог, П. Гоген.

(Слайд №22)

 Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям  мы находим в произведениях Рафаэля «Мадонна Конестабиле», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», посвященных Богоматери.  Эти полотна дают нам возможность ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств.

(Слайд №23)

Кроме картин в музее можно полюбоваться и на скульптуры и разные драгоценности, в числе которых корона Российских императоров, усеянная россыпью 11 000 бриллиантов идеальной огранки и высочайших качественных характеристик и других драгоценных камней. Корона выполнена из белого золота. Создание реплики Большой императорской короны смоленские мастера приурочили к 250-летию коронации императрицы Екатерины II – основательницы Эрмитажа.

У каждого экспоната длинная и долгая история. По сути, Эрмитаж является дверью в мир культурного наследия мира.

 (Слайд №24)

В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат имеет огромную ценность, художественную и историческую. Нельзя создать объективную  градацию  экспонатов  по  значимости. Она всегда будет субъективной. Но без сомнения  внимание посетителей Эрмитажа также привлекают такие произведения, как часы "Павлин". Часы созданы в Англии  мастерами Джеймсом Коксом и Фридрихом Юри в  XVIII  веке,  в период, когда особенно увлекались диковинными и  необычными  механизмами.  В застекленной клетке расположены дуб и несколько  фигурок  птиц  и  белок.  В центре  этой  группы  находится  павлин,  который   во   время   боя   часов поворачивается, распуская пышный хвост и двигает головой. „Оживают"  и  его соседи — сова вертит головой  и  хлопает  глазами,  петух,  широко  открывая клюв,  кукарекает.  Для  того  чтобы  определить  время,  смотрят  на  гриб, расположенный около дерева. Внутри его шляпки вращаются два диска, а в прорези виднеются начертанные на них цифры — обозначение  часов и минут. Часы были куплены в 1780 году Г. А. Потемкиным в подарок  Екатерине II.

(Слайд №25)

Одним из самых  замечательных  творений  русских  камнерезов  прошлого является знаменитая Колыванская ваза. Созданная из яшмы,— она поражает своими  размерами,  красотой  формы  и совершенством обработки  материала.  Высота  вазы  более  двух  с  половиной метров, большой диаметр чаши — пять метров, малый - свыше трех  метров.  При весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая  в  мире  ваза,  выполненная  из твердого камня),  она  не  выглядит  громоздкой.   Колыванская ваза, одно  из  наиболее  грандиозных  и  удивительных  по мастерству  исполнения  произведений  русского  камнерезного  искусства,  по праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.

(Слайд №26)

Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе.  Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций – все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа.

Непреходящие ценности отечественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает добро», как никогда нужны в современном мире. Соприкосновение с шедеврами культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначение каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания, укрепляет его интерес к жизни, прививает любовь к своей стране. Потребность творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

II. Присоединение Крыма к России

a)Крымский кризис

23 февраля 2014 года над городским советом Керчи был спущен украинский флаг и поднят российский[. Массовое снятие украинских флагов происходило 25 февраля в Севастополе. С резкой критикой новых властей в Киеве выступили казаки в Феодосии. К пророссийским акциям подключились и жители Евпатории. После того как новые власти в Киеве распустили Беркут, глава Севастополя Алексей Чалый отказался выполнять этот указ.

Рано утром 27 февраля 2014 года группы вооружённых людей заняли здания парламента и правительства Крыма в Симферополе, а также блокпосты на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове. В тот же день Верховный совет Крыма назначил главой совета министров Сергея Аксёнова.

6 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял постановление о вхождении республики в состав Российской Федерации в качестве её субъекта и назначил референдум по этому вопросу.

11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

б)Вновь в составе России

16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, в котором приняло участие около 82% избирателей, из них 96% проголосовали за вступление в Российскую Федерацию. 17 марта 2014 года согласно результатам референдума Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус обратились с просьбой о присоединении к России.

Распоряжение Президента России о подписании Договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию

18 марта 2014 года подписан межгосударственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. В соответствии с договором в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 21 марта в Крыму образован одноимённый федеральный округ с центром в Симферополе. После присоединения Крыма к России встал вопрос о судьбе украинских военных частей, расположенных на территории полуострова. Вначале эти части были блокированы местными отрядами самообороны, а затем взяты штурмом, например Бельбек и батальон морской пехоты в Феодосии. Во время штурмов частей украинские военные вели себя пассивно и оружие не применяли. 22 марта украинские СМИ сообщали об ажиотаже среди крымчан, которые стремились получить российские паспорта. 24 марта в Крыму рубль стал официальной валютой (хождение гривны временно сохранилось).

26 апреля 2014 года Украина перекрыла поступление пресной воды из Днепра в Крым

III. Пе́рвая мирова́я война́

(28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.

Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война», в Российской империи её также называли «Великой войной», «Большой войной», «Второй Отечественной», «Великой Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) — «германской»; затем в СССР — «империалистической войной».

Поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским террористом, студентом из Боснии Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство.

В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская (хотя возникшая вместо кайзеровской Германии Веймарская республика формально продолжала именоваться Германской империей). Страны-участницы потеряли более 10 млн человек убитыми солдат, около 12 млн убитыми мирных жителей, около 55 млн были ранены.

IV. Трагедия Беслана

1 сентября 2004 года отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек захватили здания средней школы 1 села Хурикау (60 км от Беслана). Во время праздничной линейки во дворе школы вооруженные люди, открыв стрельбу поверх голов собравшихся, стали сгонять всех присутствующих в здание. Избежать участи заложников удалось лишь немногим. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы более тысячи человек – детей, их родителей и сотрудников школы. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов. Попытки решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. 2 сентября террористы согласились впустить в здание школы экс-президента Республики Ингушетия Руслана Аушева. Ему удалось убедить захватчиков отпустить лишь 25 женщин и маленьких детей. 3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Итогом террористической акции стали более 350 погибших – дети, местные жители, сотрудники ФСБ РФ. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Убит 31 террорист, один был приговорён к пожизненному заключению – Нурпаша Кулаев. 17 сентября 2004 года Шамиль Басаев публично взял на себя ответственность за теракт в Беслане. Год спустя на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».

(просмотр презентации "Трагедия Беслана")

V. Разное (учебные занятия, экзамены, дежурство по школе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знание научное и знание художественное" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)

«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова,    Е.Д.Критская. Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное». Роль искусст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Контрольный срез знаний по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс

Контрольная работа по праву для спецкурса "Основы правовых знаний" 7 класс...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Урок Знаний "Путешествие по морю Знаний"

Классный час составлен в игровой форме для 5 класса...

Урок Знаний 6 класс

Урок Знаний 6 класс...