классный час
классный час (8 класс) на тему

Мамаева Айгуль Кутубаевна

классный час "Мой жизненные ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_klassnyy_chas.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

«Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности»

на  районный  конкурс методических разработок

«Самый  классный  «Классный  час».

Работу выполнила:

учитель математики и информатики,

классный руководитель 8 класса

МБОУ Павловской ООШ

Мамаева Айгуль Кутубаевна

2015г.

Актуальность:

Классный час  посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентации современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности - цели, а ценности - средства.

Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе самом и своей жизни существенно изменяются,  и человек выбирает свою дорогу. Жизненные цели являются магнитом, который помогает находить выход из самых затруднительных жизненных ситуаций, преодолевать эмоциональные кризисы. Умение ставить цели, продумывая шаги по их достижению, — важнейший стержень личности, который необходимо формировать и  развивать у подростков. Для того чтобы оставаться достойным человеком, не смотря на все трудности социализации в современном обществе.

 Когда у ребенка есть дальние цели, то он стремится к их достижению. Такими целями могут быть те, которые необходимы обществу. Для девушек  например, это могут быть: иметь хорошую семью и воспитанных детей и т. п. ,а для мальчиков важно получить профессию, содержать семью, совершенствовать себя как личность и т. п.  Эта же причина, т.е. отсутствие жизненных целей, лежит в возросшем числе самоубийств , среди детей и подростков.

Формирование умений ставить и достигать дальние, средние и близкие цели в своей жизни — одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами.  Научить ребят решать эту  жизненную проблему,  по- моему мнению, спасет от саморазрушения молодую, жизненно неокрепшую личность и, следовательно, уменьшит в наших школах количество учащихся  с аддиктивным поведением, которые и составляют «группу риска».

 «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности».

«Если нет жизненных ценностей,

то остаётся одно лишь отчаяние…»

Мэй Ролло

Цели: дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Задачи:

- познакомить с понятием «Жизненные ценности»;

- организовать работу в группах для приобретения навыков отстаивания своей точки зрения;

- сформировать ответственное отношение к собственной жизни.

-  создание в классном коллективе атмосферы принятия и понимания.

-  выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.

Оборудование: листы для заметок, ручки, карандаши, цветы ромашки, конверт №1, конверт №  2.

Подготовительный этап: Обучающимся необходимо в толковых словарях найти значения  слов: цель, успех, счастье, мечта, жизненные ценности.

Ход классного часа

1. Беседа «Что такое счастье?»

Здравствуйте!  Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье. Ребята, послушайте притчу о счастье:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

-Какой смысл вы видите в этой притче? (Вариант ответа Бог хотел, чтобы человек сам слепил себе счастье, т.е.- это дети, семья и т.д.)

- И правильно ли поступил Бог в этой ситуации?

Ответы обучающихся: (вариант ответа. Бог поступил правильно, если бы не так, то не было бы продолжения жизни, радости в жизни).

Кл. рук. Какой вывод можно сделать: (Ответы обучающихся)

Вывод: Каждый человек «лепит жизнь по - своему».

Кл. рук.  Почему говорят, что каждый человек – кузнец своего счастья?  (Ответы обучающихся)

Кл. рук. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое счастье? Что такое мечта? Взаимосвязаны ли они между собой? (Ответы обучающихся)

Кл. рук. Иногда  мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Ваше право – выбирать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять.  Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовем эту лестницу «лестницей счастья».  Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на классном  часе. Но сначала вспомним правила ведения диалога.

Предлагаю Вам выбрать или дополнить  Что по вашему мнению СЧАСТЬЕ?  (ответы ребят клеим на доску)

Конверт № 1  Что такое счастье?

  1. Когда все получается.
  2. Когда все живы и здоровы.
  3. Когда тебя уважают.
  4. Когда ты занимаешься любимым делом.

Ученик: Сча́стье  — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. (Википедия)

Но, что необходимо сделать, чтобы стать счастливым и снова предлагаю Вам варианты ответов, если в предложенных вариантах нет вашего представьте свой вариант.

Конверт № 2  А как стать счастливым?

Выиграть в лотерею.

Найти клад.

Достать волшебную палочку.

Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

Кл. рук. Чтение стихотворения

А счастье бывает разного роста:

 от кочки и до Казбека

В зависимости от человека.

Кл. рук. Ребята, что вы понимаете под словами «Жизненные ценности» (Ответы обучающихся)

Кл. рук: Жизненные ценности человека – основа жизненных выборов разной степени важности.

Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск, раскрытие и реализация своего жизненного предназначения, творческое саморазвитие, осуществление своей земной миссии. 

Упражнение «Ромашка»      

  Сейчас каждому из вас предстоит сделать ромашку. Но это будет не простая ромашка.

В центре этой ромашки, прямо на сердцевине напишите «Я». На лепестках напишите,   что в вашей жизни самое важное и ценное. Постарайтесь вспомнить хотя бы 6 ценностей. Ответив  на такие вот вопросы:

 «Без чего я не был бы я?»,

 «Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»

 «Без чего я себя не представляю?».

Предлагаю вам аккуратно оторвать от своей ромашки лепесток со словами: «Я самодостаточная личность, поэтому смогу потерять и/или обойтись без…, и вы произносите то, что написано на одном из лепестков. Затем отрываете его. Например,

«Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без Интернета».

Отрывая лепесток, вы должны представлять себе, как вы на самом деле теряете то, что написано на лепестке.

- Каково вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с тем, что для вас ценно?

-  Что вы сейчас чувствуете?

-  Как вам без всего того, что вам дорого?

-  Как вы думаете, что за лепесточки были на ваших ромашках?

- Что же вам так не хотелось от себя отрывать?

  Мы с вами при помощи этого упражнения не только узнали, что для нас ценно, но и как бы расположили в порядке значимости: от менее ценного – к более ценному. То, в какой последовательности мы отрывали лепестки, говорит о том, что для нас менее значимо, а что – более. Те лепестки, которые дольше всего продержались, для нас важнее всего (точнее, важнее всего то, что на них написано). Посмотрите на центр нашего круга, здесь - наши ценности.

Кл. рук. Словом можно ранить человека, обидеть его, обрадовать. И я хочу, чтобы вы научились пропускать слова через призму жизненных ценностей.

Знакомлю с ещё одной притчей: Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: « Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех»  Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось так, что он наказан, а ты награжден?»

    Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и том, как сказать»

Кл. рук. Какую роль играет слово в выборе жизненных ценностей? (ответы обучающихся)

Ребята вы прожили уже полтора десятка лет. Многое успели увидеть, узнать, о чем-то составить собственное мнение. Но знают ли вас ваши знакомые, друзья, родственники? Что они о вас думают?

Упражнение «Горячий стул»

Каждый из вас обладает какими-либо качествами: хорошими или плохими. И каждый из вас думает о себе немного по-другому, чем люди, с которыми он общается. Сейчас у вас есть возможность узнать мнение ваших одноклассников. Но в начале договоримся: говорим только хорошее, что есть в каждом из вас. Это труднее, чем находить отрицательные стороны. И с другой стороны, когда человека хвалят, он становится лучше.  Каждому по очереди все ребята называют его положительные качества.

Кл. рук. Ребята какие впечатления у вас от упражнения? Хорошо, когда хвалят, подбадривают, и ещё лучше, когда хвалят за дело.


Кл. рук. Ребята, вот вы учитесь вместе уже несколько лет, видите друг друга каждый день, дружите, ссоритесь, списываете, помогаете, гуляете. А что вы могли бы сделать друг для друга (ответы детей). Чем вы можете быть полезны для одноклассников, друзей, других людей.  Если однажды вдруг вы окажетесь в ситуации выбора: умереть, но спасти остальных или остаться жить, но из-за этого умрет другой – то, как вы поступите?

 Знакомство с мистером ИКС:

Я хочу  познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

  Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

  Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька –это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет своего заветного Пика счастья.

  Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего 3: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

Кл. рук. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на Пик счастья? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Выслушать мнение обучающихся и далее я подвожу итог. По каждой ценности.

1. Деньги непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и все потерять. Это – мнимая ценность.

2. Власть тоже можно потерять. Президентов переизбирают, царей свергают и даже убивают. Это – тоже мнимая ценность.

3. Слава – тоже мнимая ценность. Ее легко потерять. Даже известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

Беседа. Кл.рук. А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья? Ответы обучающихся.

Кл. рук. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

  Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные истинные ценности – вам необходимо  распределить слова по группам: (прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку, благодарность, уважение, сострадание,  толерантность, чуткость, доброта,  милосердие, способность  сопереживать,  вера, смирение, любовь к ближнему)

1 группа - ценности повседневной жизни

2 группа – ценности  человеческих отношений

3 группа – ценности высшей сферы духовной жизни

4 группа – христианские ценности

Комментируют свой выбор, если они ошибаются, учитель помогает им сделать правильный выбор.

Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?  (ответы обучающихся)

Ученик: У самого кромешного предела

И даже за него теснимый веком

Я делал историческое дело

Упорно оставался человеком.

Кл. рук. Ребята, вам было дано домашнее задание.  Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними.

Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И.Ожегова и В.И.Даля – нашли такие значения указанных слов.

Ученик 2.Цель – предмет стремления; то, что надо, желательно осуществить.

Ученик 1. Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Ученик 2. Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

 Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель –успех – счастье.

Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости

Вовремя спать, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённою солнце достать

И подарить его людям.  

Кл. рук. Большое спасибо за подготовку.

Кл. рук. Ребята предлагаю вашему вниманию ещё одну историю.

   В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

        Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

       Вопросы обучащимся:

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?

- Каковы были её жизненные ценности?

Кл рук. вывод: Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери.

 Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом.

 Работа в парах Кл. рук. 

Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы.

Для этого предлагаю вам поработать по парам и  дописать незаконченные предложения на карточка.

1.Преуспевающий человек –это человек, который…

2.Неудачник – это человек, который…

3.Человек в жизни состоялся, если он имеет…

4.Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…

Время окончено слушаем 1-ую пару (и так по очереди)        

Вывод: подводя итоги работы в паре можно обратиться к эпиграфу  нашего классного часа думаю, что вы все согласитесь с высказываем Мэй Ролло.

Творческое задание. Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели. (экзамен, ГИА, ЕГЭ, институт, университет, карьера, машина, квартира, круиз, турне, заграница,)

Дети зачитывают свои цели по желанию, затем все помещается в сосуд, который остается на хранении в школе.

Кл. рук. Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет. Взять данный сосуд из архива, прочитать, то, что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать. Ну, а сейчас, подумайте что вы можете сделать полезного будучи школьниками? (Ответы детей.)- укрепить здоровье, хорошо учиться и т.д.

Вывод: Прекрасные слова сказал Николай Островский в романе «Как закалялась сталь»)

«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг. А сегодняшний урок, может, стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь - основа жизни.

Рецепт счастья: возьмите чащу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Кл. рук.  Большое спасибо за внимание, активное участие. Мне было очень приятно с вами общаться.

Используемая литература

  1. Составитель Хаткевич О.А. Переходный возраст. – Минск: Изд. ООО “Красико - принт”, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2013
  3. Методика и технологии работы социального педагога. Под редакцией М.А. Галагузовой М.: Издательский центр Академия, 2010г
  4. Internet – ресурсы: http://www.vernikova.com/; https://ru.wikipedia.org;  http://fb.ru/article/40364/jiznennyie-tsennostihttp://www.zavuch.ru/; http://nsportal.ru/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...