Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».
    методическая разработка на тему

    Хамидуллина Альфия Абриковна

    Данный материал может быть использован при организации и проведении родительского собрания.  В приложениях даются анкеты для детей и родителей. Анкетирование учащихся необходимо  провести на подготовительном этапе с цель подготовить мтериал для беседы с родителями. В заключение, родителям раздаются "Памятки для родителей" (приложение 3).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа

    Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

       Родительское собрание на тему:

    «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

    Учитель татарского языка и литературы

     первой квалификационной категории

    Хамидуллина Альфия Абриковна

    Родительское собрание

    «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

    Цели:

    1.  Дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;

    2.  обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

    Подготовка.

    I.  Анкетирование родителей.  (Приложение №2)

    На бланках для ответов родителей отсутствуют баллы. Они необходимы классному руководителю при обработке анкет.

    II. Подготовка с группой учащихся инсценировки стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке».

    Оформление, оборудование и инвентарь.

    1.         На классной доске записана тема родительского собра-
    ния и цитаты:

    «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях.  Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я. Корчак);

    «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, поощрение» (Е.А. Аркин).

    2.         На партах для каждого родителя приготовлены листы
    бумаги и ручки.

    Ход собрания.

    I. Вступительное слово классного руководителя.

         Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что Вы любите своих детей и желаете им добра.  Но быть родителями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы постараемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

    II.        Индивидуальная работа родителей.

    Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой — которыми ругаете. Прошу Вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют предложенное задание.)

    Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

    III. Анализ результатов анкетирования.

    Центром социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 году было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста. Были опрошены родители (преимушественно женщины) из почти 2000 семей в 19 областнях страны. Данные исследования позволили социологам сделать выводы, один из которых свидетельствует о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями являются «чтение морали» и окрик.

    Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что ... (приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребенка?»).

    Конечно, воспитывать ребенка — нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети — не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

    Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлимы. Ребенок, которого быот, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться не менее губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естествсннее считать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления — обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки  могут оказагься не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

    Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий — наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы дейетвительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

    IV. Инсценировка стихотворения.

        А сейчас я хочу предложить вам посмотреть инсценировку стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»:

    Как-то осенью по лесу

    Прокатилася молва:

    На полянке ровно в  восемь

    Собирает всех Сова.

    Побросав дела и деток,

    Не закончив сбор грибов,

    Кто пошел, кто полетел

    На тревожный этот зов.

    • Ты не ведаешь, кума,
      Чем встревожена Сова?
      Может, твой Лисенок снова
      В школе мучает Косого?
    • Ой, не говори, Енот,
      Он и дома сущий черт.

    • Волк, Дружище, твой сынок
      Не срывал Сове урок?
    • Я не знаю, может быть,
      Он ведь так умест выть!
    • А скажи-ка мне, Медведь,
      Твой сынок ведь любит петь?

    Может, он Совы терпенье

    Испытал «прекрасным пеньем»?

    —        Не могу сказать, соседка,
    Я Мишутку вижу редко. —
    Нацепив очки на нос,
    Задала Сова вопрос:

    • Поднимите, звери, лапы,
      Кто не бил детишек, папы? —
      Зашумела тут толпа:
    • Что за глупости, Сова!
      Я Лисенка лишь вчера
      Долго за уши драла.

    -        Про медведей говорят:
    «Он на ухо глуховат».

    Я за шалости сыночка

    «Приласкаю лишь пруточком». —

    Папа-заяц на пеньке,

    Хрумкая морковку,

    Важно, с пафосом изрек:

    — Я же против порки!

    Я косых свсих детей

    Лапою не трону.

    По дороге каждый день

    Им внушаю строго:

    «Не ходите «на ушах»,

    Не грызите двери.

    И хвосты своих друзей

    Вы не суйте в щели» —

    Протрещала тут Сорока:

    -        Я в беде не одинока.
    Моим детям каждый день
    Все уроки слушать лень.
    Коль трещат они помногу,
    Я ремень беру в подмогу. —
    Зашумела вновь толпа,

    Кто был «против», кто был «за».

    Долго не могла Сова

    Донести до них слова:

    -        Я прошу вас, звери — мамы,
    А в особенности папы:
    Пррекратить в своей семье
    Воспитанье «на ремне».
    Ваши дети-так привыкли

    К выволочкам за проступки,

    Что от нас, учителей,

    Ждут таких же вот вещей.

    — Как не бить? — сказал Енот.

    -        Да, да, да, — тут вторил Крот.

    -        Ну, а мне, — всплакнула Белка, —
    Делать что с своей пострелкой?

    Как накрасится румяной,

    Подведет себе глаза

    И порхает по поляне,

    Где танцует до утра. —

    Тут родительские страсти

    Накалились докрасна.

    Не в Совиной было власти

    Перекрыть их голоса.

    ... Нерешенная проблема

    О битье и небитье

    Стать должна несовременной,

    Если мир царит в семье.

    Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка  не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

         - зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;

         - у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать ...;

         - это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

    V.         Анализ результатов анкетирования.

         Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достиже-

    нию цели, и радость от достигнутого успеха.

    Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их.  

                   (Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.)

         Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться

    над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью,пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел,ты победил!» Вот формула истинно развивающего поошрения. Необходимо подмечать любые, даже самые не-

    значительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

    VI. Заключительный этап родительского собрания.

          Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы по 4 человека для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно

    поощрять своих детей. (Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами всех родителей.)

    Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика — родителям».  Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

    VII. Решением родительского собрания

    является памятка родителям (Приложение №3) о том, как можно поощрять  детей, разработанная в ходе собрания.

    Литература:

    1. Калейдоскоп  родительских собраний (методические разработки).  Под  редакцией Н.А.Алексеевой, «ТЦ Сфера»  М., 2004

    2. Л.Ю. Лупоядова,    Родительские собрания,  «Учитель» Волгоград, 2005

    3. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя .   Составитель Н.А.Панченко.  Волгоград,  2007.

    4. М.М.Безруких.   Книга для родителей,   М.,   2002.

    5. А.С.Спиваковская.    Как быть родителями.  М.,  2006 .

    Приложение №1

    Анкета для учащихся

    Цель анкетирования: выявить, каковы взаимоотношения в семье, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка.

    1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

    2. В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношениюк тебе?

    3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?

    4. Будешь ли ты строгим родителем?

    5.Будешь ли баловать своих детей? Как?

    6.Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь
        разрешать ей (ему) гулять по вечерам?

     7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

     8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж(жена).
    9. Кто из родителей для тебя - образец для подражания?

    10.Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер,братьев?

    11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?

    12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к      своим престарелым родственникам?          

    13. Сколько бы хотел иметь собственных детей и почему?

    14. Смог бы ты усыновить чужого ребенка?

    15.  В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?

    Приложение №2.

    Анкета для  родителей

                                                     Баллы

    1.  Хорошо ли вы знаете своего ребенка?

    Да        3        

    Не очень                            2

    Плохо                                  1

    2.        Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
    Круглые сутки                    3

        5 – 6 часов в сутки             2

    1 —2 часа в сутки              1

    3.        Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?
    Всегда                                       3

    Иногда                                    2

    Никогда                                  1                                                                                        

    4.  Как вы поощряете своего ребенка?

         Радуетесь вместе с ним его успехам                     3

         Просто хвалите                                                     2

           Покупаете дорогие вещи, игрушки                      1

     5.  Как вы наказываете своего ребенка?

          Делаете вид, что вы огорчены, 

          и не разговариваете с ним                                         3

          Не  разрешаете смотреть телевизор,
          играть в компьютер                                                        2

           Применяете физическую силу, не разрешаете гулять    1

    Приложение №3

    Памятка для родителей

    ☺ Создание благоприятной семейной атмосферы.

    ☺ Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    ☺ Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуальне. Показатель один - ребенок должен выспаться и легко проснуться.

    ☺ Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.

    ☺ Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?». Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

    ☺ Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

    ☺ Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

    В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....

    Родительское собрание в 5 классе «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

    Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родите­лями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один р...

    Презентация к родительскому собранию на тему: "Поощрение и наказание в современных семьях".

    Презентация содержит вопросы анкеты для детей по вопросам поощрения и наказания в семьях. а также психологические аспекты поощрения и наказания....

    Родительское собрание. 5 класс. Поощрение и наказание в воспитании детей

    Работа содержит материалы доклада "Поощрение и наказание в воспитании детей"...

    Родительское собрание по теме: "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье"

        «Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –  будете плакать на старости лет - вот, по-моему, однаиз самых мудрых истин материнства и отцовства».     ...

    конспект родительского собрания на тему "Поощрения и наказания в семье: как быть?"

    теоретические и практические материалы по работе с родителями...

    Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

    Цель собрания:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.Участники: классный руководитель, родители уч...