Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»
    материал (6 класс) на тему

    Чикунова Людмила Борисовна

    В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx44.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Поощрения и наказание в воспитании детей»

    Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

    Задачи: дать общее представление о том, как можно воспи тывать детей, не прибегая к жестокости и наказаниям; обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

    Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

    Участники: родители учащихся, классный руководитель, психолог.

    Подготовительная работа

    Анкетирование родителей.

    Как я воспитываю своего ребенка

    1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка?

    1. Использую свой жизненный опыт.
    2. Слушаю теле- и радиопередачи.
    3. Читаю популярную педагогическую литературу.
    4. Прислушиваюсь к рекомендациям педагогов.
    5. Посещаю лекции для родителей.

    2. Какие методы, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании ребенка?

    1. Понимание.
    2. Поощрение.
    3. Приучение.
    4. Требование.
    5. Убеждение.
    6. Признание.
    7. Принятие.
    8. Наказание.
    9. Запрет.
    10. Другое.

    3. Какие виды поощрений вы используете?

    1. Выражение приятного удивления.
    2. Положительная словесная оценка.
    3. Проявление уверенности в том, что у ребенка обязательно по лучится.
    4. Ласка, выражение удовольствия.
    5. Чувство радости за успех ребенка.
    6. Другое.

    4. Какие виды наказания вы используете чаще всего?

    1. Лишение развлечения.
    2. Словесная угроза.
    3. Проявление обиды, огорчения взрослых.
    4. Молчание.
    5. Физические наказания.
    6. Ограничение подвижности.
    7. Другое.

    Оформление помещения, оборудование

    1. Стулья расставлены по кругу.

    2. Оформление доски:

    Безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно являете таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания. (А.С. Макаренко)

    Маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду и школе (В.А. Сухомлинский)

    Ход собрания

    I. Вступительное слово классного руководителя

    Классный руководитель. В семье наиболее распространенными методами воздействия на детей являются наказание и поощ рение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

    Поощрение и наказание - весьма сложные средства педагогиче ского воздействия на ребенка, но действенную силу они приобре тают лишь в руках умелого воспитателя. Психологическая природа поощрения и наказания состоит в том, что как первое, так и второе вызывает у ребенка переживания, а, следовательно, и самооценку своего поступка, что является необходимым условием нравственного совершенствования личности.

    Поощрение как форма положительной оценки поведения ребенка вызывает у него чувства удовлетворения: радость, восторг, бодрость, уверенность в своих силах. Эти чувства пробуждают у ребенка желание и готовность повторять правильные поступки, усиливают сознательное стремление к нужному поведению.

    Наказание как форма порицания поступков ребенка также вы зывает чувства, но чувства неудовлетворенности: стыд, раскаяние, неловкость, недовольство собой, угрызения совести и другие. Имен но эта психологическая сторона делает его весьма действенным, способным затормозить одни поступки ребенка и активизировать другие.

    Сложность поощрения и наказания состоит в том, что практиче ское применение их - дело далеко не техническое, оно требует от родителей учета ряда жизненных обстоятельств, индивидуальных свойств личности. Только при этом условии поощрение и наказание могут принести ожидаемые результаты. Поэтому пользоваться ими надо осторожно, без спешки, одним словом, умеючи. Неумело осу ществленное наказание всегда приносит вред делу: в любом случае оно подрывает авторитет родителей.

    II. Выступление классного руководителя.

    Рассказывает об основных функциях поощрения и наказания. Участники составляют список поощрений и список наказаний, кото рыми они пользуются. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выде ляются типы поощрений и наказаний.

    Классный руководитель. В теории эффективного родительского поведения Томаса Гордона стремление родителей воздействовать с помощью поощрений и наград рассматривается как фактор развития у детей либо синдрома выигрывающего, либо синдрома проигрывающего. В первом случае ребенок настроен на выигрыш, на победу, высокие достижения любой ценой; во втором случае он обречен испытывать фрустрацию в течение всей жизни, так как оказался недостаточно способным, чтобы получать поощрения. Для родителей вопрос о по ощрениях и наказаниях в высшей степени актуален и, как показывает опыт, вызывает огромный интерес и дискуссии.

    О применении поощрения

    Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное за мечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сдела но хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведе ния. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэто му особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

    Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения опреде ленными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «моло дец!» все-таки недостаточно. Родителям нужно следить, чтобы похва лы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захвали вание также очень вредно. Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, конечно, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «ты неисправим», «тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

    Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер дей ствий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

    Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ребенка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в развиваю щейся личности и закрепляет стремление и продвижение ребен ка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощрения, зна чительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Если же похвала, подарок становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений с родными людьми («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

    Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкреп ление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и воз можностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуж дается в похвале.

    Дети очень чувствительны к оценке их поведения и находят боль шое удовлетворение в том, что их успехи, зачастую добытые упорным трудом, отмечаются старшими и получают одобрение. Да разве толь ко дети? К поощрениям восприимчивы и взрослые. Каждый человек испытывает удовлетворение и гордость, если его усилия отмечены по достоинству. A.M. Горький говорил: «Похвалить человека очень полезно. Это поднимает его уважение к себе, это способствует раз витию в нем доверия к своим творческим силам».

    Опыт показывает; что нерадивые в прошлом дети, лентяи, неряхи, недисциплинированные, нечестные изменяются в лучшую сторону под воздействием поощрения. Главное - это правильно подойти к ним сначала, с учетом индивидуальных особенностей, помочь им, а потом похвалить. Успех не заставит себя долго ждать.

    Посредством поощрения мы добиваемся закрепления правильного поведения. Поощрять детей нужно не только за хорошую учебу, дисциплину, работу, но и за любой благородный поступок. Разберем такой пример. Болезнь надолго приковала Николая к постели. Одно классники не оставляли друга одного. Но прошло время, и многие ребята охладели и не стали заходить к больному. Один из его товари щей, Андрей, возвратившись как-то домой позднее обычного, сказал матери: «Извини, мама, раньше не мог. Задержался у Коли, объяс нил ему алгебру, потом сыграли в шахматы». Мать, хорошо знавшая историю Николая, сказала сыну: «А знаешь, я была уверена, что ты не оставишь друга в беде». Нельзя здесь не увидеть, что, поощряя поступок сына, мать стимулировала развитие положительных черт его характера: коллективизма, отзывчивости, чуткости, готовности не на словах, а на деле помочь товарищу. А ведь могло быть иначе, если бы мать с видом занятого человека безразлично отнеслась к по ступку сына. Этого было бы достаточно, чтобы погасить благород ный порыв души и утвердить черствость, равнодушие, безразличие к чужому горю.

    Среди части родителей утвердилось мнение, будто поощрение нельзя применять ко всем детям. «Есть, - говорят они, - дети, которых можно поощрять, они восприимчивы к похвале, их легко направить в нужное русло, а есть дети, на которых поощрение не действует, они реагируют только на строгость». Это ложная мысль. Все дети воспри имчивы к поощрению, все испытывают радость по поводу положи тельной оценки их труда. Поэтому поощрять надо всех. Другое дело, поощрять надо умеючи: одних больше, других меньше, одни дети чувствительны к одному средству воздействия, другие - к другому. Выбор меры поощрения должен быть сделан с учетом психологии ребенка, знания его личности. В поощрении особенно нуждаются дети, не уверенные в себе и педагогически запущенные.

    Рассмотрим основные виды поощрения детей в семье. К ним от носятся одобрение, похвала, награда.

    Одобрением мы подтверждаем правильность того, что сделал ребенок. Оно может быть выражено утвердительным кивком головы, поощрительным взглядом, улыбкой, коротким словесным замечани ем («очень хорошо поступил», «молодец»). Дети, выполняющие непри вычную для них работу или работу эмоционально неприятную, очень нуждаются в одобрении. В этих условиях чувствительность к оценке, одобрению у детей неизмеримо велика. И хорошо поступают те ро дители, которые не скупятся на нее.

    Поощрения надо применять в меру. Чрезмерная расточитель ность снижает их воспитательную силу. Часто похвала или награда обесцениваются в глазах ребенка, он привыкает, у него притупля ется вкус к ним. В этом случае поощрение не становится стимулом к внедрению правильных норм поведения, не побуждает ребенка к самовоспитанию. Постоянное подчеркивание успехов ребенка в учебе, восхищение его способностями, расхваливание в присутствии гостей и знакомых за участие в домашнем труде и вообще чуть ли не за каждый нормальный поступок приводит к тому, что дети начинают рассматривать свою учебу и участие в домашнем труде не как долг и прямую обязанность, а как одолжение, которое они делают родителям. В характере таких детей вырабатывается зазнайство, эгоизм, иногда они превращаются в маленьких тиранов семьи.

    Поощрение должно быть заслуженным - это значит не за случай ные успехи. Поощрять нужно за такие успехи, которые требуют от детей усилий воли, старания, терпения, самообладания, трудолюбия. Поощрять нужно за такие поступки, в которых выражается честность, правдивость, аккуратность, отзывчивость.

    Награждать детей подарками можно в исключительных случаях и притом весьма осторожно. Награждение деньгами и подарками за успехи в учебе, за хорошую дисциплину нежелательно, так как хоро шо учиться и вести себя - долг каждого школьника, и оплачивать это непедагогично.

    О применении наказания

    Традиционно наказание рассматривается как такое воздейст вие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой по ступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соот ветственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что про исходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не пере живать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых нака заниях, упрекать ими.

    Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий дет ский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности детей, которые могут быть причиной проступка. В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребен ка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не всегда понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают но вый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом, наказания, вызывающие страх. Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

    Особое значение имеют телесные наказания, от которых страдают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на между народном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития детей, выдержки и терпения в процессе воспитания. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно бы стро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградиро вали, отсюда жестокие побои и истязания детей. Следует помнить, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически восприни мают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После ремня и розог дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

    Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности. В отдельных случаях уместен метод естест венных последствий: забрызгал зеркало - вытри, насорил - убери.

    Педагогические требования к применению наказаний сле дующие 

    1. Уважение к детям. Не ровного голоса мы должны требовать от отца, когда он наказывает сына за серьезный проступок, а ува жения к ребенку и такта.
    2. Последовательность. Сила и эффективность наказаний зна чительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания.
    3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня вос питанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и того, кто сделал это преднамеренно.
    4. Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям.
    5. Соответствие между отрицательным поступком и наказанием.
    6. Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость.
    7. Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

    Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении! Да, многие ученые считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать (3. Матейчик, Е.В. Субботский, Б. Спок и др.). Прощение по сути значит примирение, а оно поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть великодушными, способными прощать.

    Участники знакомятся со следующими положениями, основанными на теориях бихевиоризма.

    1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они дейст веннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положи тельное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
    2. Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного пове дения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
    3. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора по ощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувству доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать з определенным поведением, и это повышает их ответственность.
    4. Лучше использовать поощрения, чем наказания. Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необхо димые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания.
    5. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещан ная награда была получена, поэтому не стоит давать невыпол нимых обещаний.

    Если родители действительно хотят закрепить желательное по ведение ребенка, им лучше выбрать реально выполнимое поощ рение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.

    Часто возникает вопрос о физических наказаниях. По моему глу бокому убеждению, физические наказания совершенно недопустимы, бесполезны, они могут служить прерыванию нежелательного поведе ния (шлепок) только в очень раннем возрасте, до 2-3 лет, пока не вос принимаются ребенком как покушение на его личность. Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей.

    Обсуждение темы физических наказаний в родительских группах наводит на мысли, что чаще всего родители прибегают к побоям из-за неумения найти другой выход из затруднительной ситуации, чувст вуя бессилие и растерянность. Хотя в некоторых случаях и действует установка «Меня в детстве тоже били».

    Иной раз родители, пытаясь найти оправдание своим действиям, вспоминают случаи, когда физическое наказание возымело большое влияние в плане воспитывающего воздействия на них самих в детстве или на их собственных детей. Я всегда с вниманием выслушиваю эти истории и каждый раз обнаруживаю сходство между ними. Взрос лые люди вспоминают даже не сам факт избиения, а то, какое серь езное действие оказало их неправильное поведение на родителей, насколько они были потрясены проступком своего чада, что даже взяли в руки ремень. По сути воспитательное влияние оказывает не само физическое воздействие, а бурные переживания родителей по поводу, как правило, безнравственного поступка ребенка (напри мер, воровства). Есть еще одно сходство между этими семейными историями: в каждой из них физическое наказание воспринималось как весьма редкий, а иногда и единственный случай.

    Все время демонстрируя ребенку свою несдержанность, родите ли не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из очень нежела тельных результатов частого битья - тот, что ребенок начинает ви деть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

    Реакция на побои у детей бывает разной:

    1. маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает пла кать еще громче;
    2. ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;
    3. ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;
    4. ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к са мому себе и окружающим.

    Приведем для примера те желательные поощрения и, соответ ственно, самые неприятные наказания, которые выбраны самими детьми.

    Возраст ребенка

    Наиболее желаемое поощрение

    Самое страшное наказание

    до 10 лет

    Погладят.

    Заплатят деньги.

    Купят фрукты

    Не разрешают с кем-то гулять.

    Ругательные слова.

    Лечь в больницу.

    Ограничивают в гулянии

    10 лет

    Подарок.

    Улыбка мамы

    Мамин упрек

    11 лет

    Подарок.

    Заплатят деньги

    Ремень.

    Когда закрывают в темной комнате.

    Мама прячет вещи

    15 лет

    Сюрприз.

    Хорошие слова.

    Когда мама хвалит

    Когда кричат и орут

    Уже в этом небольшом примере обращает на себя внимание упоминание ремня, однако не стоит делать выводы, что если ре бенок боится этого наказания, то оно действительно используется в семье. Часто битье воспринимается как возможное, вполне реальное наказание. Из 15 опрошенных 6-летних детей группы детского сада 80% назвали самым страшным наказанием ремень, однако только в 40% случаев удалось установить его реальное использование. Более того, дети, в отношении которых часто используются

    физические наказания, вообще не оценивают это наказание как наиболее нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, оно для них вообще теряет свою функцию прерывания нежелательного пове дения.

    В приведенном примере из трех случаев упоминания ремня толь ко в одном он использовался действительно. Поэтому вполне понятно недоумение и замешательство родителей, которые получили такие ответы от своих детей. Это лишний раз подчеркивает, в каком стра хе могут находиться дети, воспринимающие ремень как реальную угрозу физического наказания. Вместе с тем, не стоит отчаиваться тем родителям, которые испытывают серьезное чувство вины в связи с нанесенными побоями. Во-первых, если ребенок помнит, то можно поговорить с ним об этом, прояснив свои чувства бессилия и отчая ния в ту минуту. Во-вторых, поговорить с ним о той ответственности, которую несет родитель за воспитание своего ребенка. В-третьих, выразить свою любовь и заботу о ребенке, а также поговорить с ним о том, что в отношениях между людьми бывают очень разные чувства, и даже близкие, любящие друг друга люди могут испытывать нена висть, разочарование, обиду.

    Удивительно, насколько детско-родительские представления о желательных поощрениях и наказаниях могут расходиться между собой. И здесь не стоит забывать, что ребенок, впрочем, так же, как и родитель, имеет право на свои собственные ощущения, важно толь ко признавать эти права друг за другом. Вот, например, что рассказала мама о своей беседе с ребенком-первоклассником во время выпол нения предыдущего домашнего задания.

    «Я думала, что он захочет какую-нибудь книжку получить, мы ему в последнее время большие красивые познавательные книги покупаем. А он говорит: "Ну хоть пистолетик какой-нибудь, ну ма ленький". Нам с мужем казалось, что его игрушки уже не интересуют. Я была очень удивлена, да и про наказание не меньше. Он говорит: "А помнишь, как ты меня тапочкой побила в три-четыре года за то, что я деньги с балкона спустил?"-"Да чуть-чуть стукнула!"-"Нет, из била"».

    Часто родителям легче понять своих детей, когда они вспомина ют собственные детские обиды, а иногда и делают какие-то выводы. Увязать какие-то поступки детей не с их злым умыслом, да еще и найти в этом позитивный смысл может быть очень важно. Будучи уже мате рью двоих детей, одна участница группы вспоминала, как однажды в детстве мыла полы во всей квартире, пытаясь найти обещанный и запрятанный где-то на полу мамин подарок (пример действия и тут же следующего за ним подкрепления). Однако, тщательно перемыв все, подарок она так и не нашла, была очень разочарована и обижена, Лишь с приходом мамы выяснилось, что небольшой сверток лежал за дверью, которая была открыта. Яркие воспоминания об этом событии (о котором, кстати, ее мать совершенно забыла) способствовали тому, что женщина до сих пор тщательно моет пол во всех углах, да еще и своим девочкам рассказывает этот случай.

    Некоторые события воспринимаются детьми как наказания, хотя, по сути, не должны такими являться. Например, фраза девочки «Лечь в больницу - это наказание» вызвала недоумение и обсуждение в группе, однако ребенок воспринимает это действительно как наказание за поведение, которое не соответствовало установкам мам «одеваться потеплее».

    Следующий пример касается того списка, который составили родители младших школьников.

    Используемые поощрения

    Используемые наказания

    1. Похвала
    2. Невербальный язык (обнять, при ласкать, улыбнуться)
    3. Подарок, награда
    4. Пойти куда-то вместе
    5. Поиграть в его любимую игру
    6. Разрешить что-то сделать, занять ся любимым делом
    7. Исполнение желаний, дать сладкое
    8. Одобрение поступка
    9. Предоставление информации

    1. Лишение чего-либо (морального или материального)
    2. Поставить в угол
    3. Обругать, пристыдить
    4. Невербальные проявления (мол чание)
    5. Заставить
    6. Физические наказания (шлепок, намеренная боль)
    7. Порицание
    8. Сравнение с другими детьми
    9. Жалоба папе

    III. Подведение итогов собрания

    Классный руководитель. Уважаемые родители! Я благо дарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

    Решением собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

    Поощряя и побуждая детей...

    1. Поощряйте их усилия так же, как и их успехи.
    2. Одобряйте проявление инициативы и самостоятельности и избегайте общих, безликих похвал.
    3. Пользуйтесь поощрением, побуждая детей к ответственному поведению.
    4. Применяйте реалистическое поощрение, чтобы помочь детям определить границы своих сил и способностей.

    Дополнительный материал

    Ситуация для обсуждения

    Любой ребенок ведет себя временами безупречно. Вы замечаете и поощ ряете положительные усилия ваших детей? Например, ваша дочь заучивает наизусть свой номер телефона и часть номера она произносит правильно. Какие из отцовских слов ближе вам по духу?

    Вариант № 1: Отлично!

    Вариант № 2: Ты запомнила правильно только половину.

    Вариант № 3: Ты хорошо запомнила первую часть номера. Не помочь ли тебе со второй?

    Подсказка: Неопределенная, общая похвала типа «здорово», «прекрасно» или «фантастично» мало что означает для ребенка. Зачастую такая похвала дается почти бездумно и ребенок совершенно не воспринимает ее смысла. Полуискреннее замечание первого отца вряд ли способно передать его удо вольствие или гордость от хорошей работы дочери. Реакция второго отца сосредоточена на негативной стороне и, пожалуй, заставит ребенка усом ниться в успехе дальнейших стараний. В третьем примере отец помогает ребенку реально оценить свои способности, нацеливает его на завершение важной работы. Вдобавок всегда полезно выразить свое удовольствие от усилий ребенка.

    Отец: Я счастлив, что ты заучиваешь свой телефонный номер. Запомина ние своего номера - важная работа, и ты прекрасно с ней справляешься.

    С такого рода особыми похвалами ребенок осознает, что он - ответст венная личность и что его работа необходима. Когда мы показываем свое одобрение усилий наших детей и поощряем их работу, они стремятся повто рить «образец поведения».

    Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций

    (по Т. Гордону)

    1. Приказ, директива, команда. Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать («Мне не важно, что ты со бираешься делать: немедленно иди домой»). Они сообщают о неприятии ребенка таким, какой он есть в этот момент («Перестань крутиться вокруг меня»), и вызывают страх перед родительской властью. Они могут создавать чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка («Не трогай это блюдо, отойди от малыша»).

    2. Предостережение, предупреждение, угроза. Эти реакции родителей создают у детей чувство боязни и покорности («Если ты это не сделаешь, то пожалеешь»). Они также могут вызвать сопротивление и враждебность, как и приказания, директивы, команды. Эти сообщения говорят о том, что роди тель не уважает желания и чувства ребенка («Если не прекратишь игру, я все это выброшу»). Эти сообщения также вызывают у ребенка желание «испытать» родительскую угрозу, для того чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия

    З.Увещевание, морализирование, пристыжение. Эти сообщения возла гают на ребенка груз внешнего авторитета, долга обязанности. Дети могут отвечать на все эти «должен», «нужно», «следует» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции («Ты должен всегда уважать своих учителей»). Они могут заставить ребенка чувствовать недоверие со стороны родителей или вызвать у ребенка чувство вины - «я плохой» («Тебе не следует думать так»).

    4. Советы, готовые решения. Такие сообщения часто ощущаются деть ми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять решение. Они могут повлиять на формирование у ребен ка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности («Что мне нужно сделать, папа?»). Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком («Мы с мамой лучше знаем, как надо»). У ребенка также мажет выработаться чувство, что родители его совершенно не пони мают. Советы могут привести к тому, что ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.

    5. Нотации, поучения. Дети обычно ненавидят нотации («Разошелся, а я сиди и слушай»). Поучения делают из ребенка ученика, создают чувство подчиненности, неполноценности. Дети часто отметают родительские аргу менты («Твои идеи устарели») и, как и взрослые, не любят, когда им доказы вают, что они не правы. Иногда дети предпочитают игнорировать факты («Ну и что»; «Наплевать»; «Со мной этого не случится»).

    6. Критика, несогласие. Эти сообщения, пожалуй, более других вы зывают у детей чувство неадекватности, тупости, никчемности, «я плох». Оценки и суждения родителей очень влияют на образ «Я» у ребенка. Как родитель судит о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе. Кри тика также часто вызывает контркритику («На себя бы посмотрел»; «Сами так делаете»). Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от ро дителей («Если я им скажу, меня будут ругать»). Частая оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи и что родители не любят их. Часто они сердятся на все это, и может возникнуть ненависть к родителям.

    7. Похвала, согласие. Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, она часто дает негативные эффекты. По зитивная оценка, которая не соответствует образу «Я» ребенка, может вы звать враждебность («Я ненавижу свои волосы»; «Я плохо играл, неуклюже»). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято ребенком как критика («Ты ничего не сказала о моей прическе, значит, она тебе не нравится»).

    Похвала часто воспринимается ребенком как манипуляция - как способ мягко заставить ребенка делать то, что хочется родителям («Ты говоришь это только для того, чтобы я хорошо учился»). Дети часто чувствуют неудобство, смущаются, когда их хвалят публично, перед друзьями. Иногда дети обнару живают, что родители их не понимают, когда хвалят («Ты не сказала бы этого, если бы знала, как я действительно себя чувствовал»). Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть к похвале, стать зависимыми от нее и даже требо вать ее («Правда, я хорошо это сделал?»; «Как я выгляжу?»).

    8. Обзывание, насмешка. Могут иметь разрушающее влияние на образ «Я». Наиболее частый ответ на эти сообщения - послать их обратно («Ты сам лентяй»). Если такое сообщение исходит от родителя с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок изменится с помощью реалистического взгляда на себя. Вместо этого он обесценит родительское сообщение («Мне не идет моя косметика. Это же смешно и неправда»),

    9. Интерпретация, анализ, диагноз. Эти сообщения создают у ребенка ощущение, что его «вычислили», что родители знают мотивы его поведения. Этот родительский психоанализ может фрустрировать ребенка, действовать на него угрожающе. Если этот анализ или интерпретации верны, то ребенок очень смущается, так как он - «на виду», если неверны - раздражается из-за того, что его обвинили несправедливо. Слишком частый анализ сообщает ребенку, что родители умнее, мудрее, ребенок чувствует отношение превос ходства со стороны родителей. Сообщения типа «Я знаю почему» и «Я тебя вижу насквозь» часто прерывают общение и учат ребенка не обращаться к родителям со своими проблемами.

               10. Утешение, поддержка. Эти сообщения не так помогают, как кажется. Утешение может дать ребенку почувствовать, что его не понимают («Ты бы так не говорила, если бы знала, как я напуган»). Родители утешают, так как они расстроены оттого, что ребенку плохо. Такие сообщения говорят ребенку, что вы хотите, чтобы он перестал чувствовать то, что он чувствует (огорчение, обиду и т. п.). Дети могут рассматривать попытки утешения как попытки изменить их и часто перестают доверять родителям («Ты говоришь
    это просто потому, что хочешь ободрить меня»). Эти реакции часто могут остановить дальнейшую коммуникацию, так как ребенок чувствует, что родитель не принимает его переживаний такими, какие они есть, и хочет, чтобы они поскорее прекратились.

    11. Вопросы, допытывание. Вопросы могут означать для ребенка, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то, сомневаетесь («Ты вымыл руки, как я сказала?»). Дети чувствуют за вопросами угрозу, особенно если не понимают, зачем их спрашивают («К чему ты клонишь?»). Если вы за даете вопросы ребенку, который хочет разделить с вами свою проблему, он может заподозрить, что вы хотите собрать информацию, чтобы решить за него эту проблему, а не предоставить ему возможность самому найти нужное решение. В этой ситуации вопросы ограничивают свободу чело века говорить о том, о чем он хочет, - в том смысле, что вопрос диктует последующее сообщение. Ограничение свободы высказывания затрудняет коммуникацию.

    12. Отвлечение, обращение в шутку. Ребенок считает, что он не интере сует родителя, который не уважает его чувства и отвергает его. Дети очень серьезны, когда хотят поговорить о чем-то. Поддразнивание, шутка могут заставить их почувствовать себя отверженными, обиженными. Отвлечение детей от тяжелых чувств может дать временный эффект, но чувства не про ходят. Отложенные проблемы редко оказываются решенными. Дети, как и взрослые, хотят быть выслушаны с уважением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к родительскому собранию на тему: "Поощрение и наказание в современных семьях".

    Презентация содержит вопросы анкеты для детей по вопросам поощрения и наказания в семьях. а также психологические аспекты поощрения и наказания....

    Родительское собрание "Система поощрений и наказаний в воспитании детей"

    Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.Поощрение и наказание ...

    Родительское собрание. 5 класс. Поощрение и наказание в воспитании детей

    Работа содержит материалы доклада "Поощрение и наказание в воспитании детей"...

    конспект родительского собрания на тему "Поощрения и наказания в семье: как быть?"

    теоретические и практические материалы по работе с родителями...

    Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

    Цель собрания:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.Участники: классный руководитель, родители уч...

    Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

    Данный материал может быть использован при организации и проведении родительского собрания.  В приложениях даются анкеты для детей и родителей. Анкетирование учащихся необходимо  провести на...

    Доклад на родительском собрании на тему "Об ответственности родителей за воспитание детей!"

    Воспитание – это не только материальное обеспечение, и не только забота о здоровье и питании, - всё гораздо глубже.  Родители  должны также думать и о том, чтобы у ребёнка было достойн...