Главные вкладки

    Родительское собрание "Система поощрений и наказаний в воспитании детей"
    материал (5 класс) по теме

    Зименец Аделина Сергеевна

    Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

    Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

     

    файл 1 https://docs.google.com/file/d/0B-YIX0ty-UX-WFYxWUxwR3ZrTVE/edit

    файл 2https://drive.google.com/?utm_source=ru&utm_medium...

    файл 3 https://drive.google.com/?utm_source=ru&utm_medium=button&utm_campaign=web&utm_content=gotodrive&utm_term=featurespage&usp=features_start&urp=http%3A%2F%2Fwww.google.com%2Fintl%2Fru%2Fdrive%2Fabout.html#my-drive

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    "Значимость поощрения и наказания

    в воспитании детей"

         Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

         Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

      Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

            Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

    Цель собрания:

    • определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании;
    • формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

    Задачи:

    • структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка;
    • обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
    • формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье;
    • создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;
    • ознакомить родителей с педагогическими требованиями применения поощрения и наказания в семье.

    Материалы:

    • Листы бумаги А4 разного цвета .
    • Карточки тех же цветов (для каждого участника).
    • Ручки
    • Карточки с практическими заданиями.

    Подготовительная работа к собранию:

    Анкетирование детей.

    Организация пространства:

    В зале стоят 2 стола и стулья вокруг них, при входе в класс каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)

    Ход собрания

    Играет музыка, родители входят в зал и рассаживаются

    просмотр отрывка из м\ф «Маугли»

    Вступительная часть

       Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

       Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания.

       Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

       Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

       А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме. На что они обращают внимание, что их беспокоит.

       (мини-сценки с участием детей)

    1. Учитель ставит двойку за поведение в дневник.

     - Ой! Вы что! Меня дома мама убьёт! Ох и попадёт мне!

    1. Ребёнок не выполнил домашнее задание. Учитель делает запись в дневник.
    • Да пишите сколько хотите! Всё равно родители мне ничего не сделают!

    • 3. Ученик получает «5» в дневник.
    • О! Как классно! Мама мне 100 рублей даст за пятёрку!

    Практическое задание

    Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам.

    Первой группе необходимо составить перечень приемлемых и неприемлемых методов поощрения.

    Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых  и неприемлемых методов наказания.

    (Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.)

    Информационная часть

       Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

       А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе.

    • (слайд 3) Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

    Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

    • (слайд 4) Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д.

    Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

    • (слайд 5) Материальные поощрения.

    Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.

    • (слайд 6) Социальные поощрения.

    Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить за то что ребёнок  вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми

    (слайд 7) О чём нужно помнить при поощрениях

    Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

    • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
    • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
    • Заслуженное поощрение необходимо выдать.
    • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
    • Возможно, награды придётся менять.
    • Поощрение должно быть достижимым.

       (слайд 8) Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.

    Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

    • (слайд 9) Потеря привилегии.

    Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.

    Например: дочери полагается в 20.00 быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.

    Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

    1. Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
    2. В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
    3. Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
    4. Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки).
    • (слайд 10) Запрет на приятные для ребёнка занятия.

    Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.

    Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.

    Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.

    Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

    1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

    2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.

    3) Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

    Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”.Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена.

    • (слайд 11) Лишение поощрения.

    Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой.

    • (слайд 12) Вербальные наказания.

    Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей.

    • (слайд 13) Физическое наказание.

    Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.

    (слайд 14) О чём нужно помнить прибегая к наказаниям

    Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

    • Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
    • Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
    • Индивидуализируйте наказания.
    • Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
    • Сохраняйте холоднокровие.
    • Не злоупотребляйте наказаниями.
    • Старайтесь наказывать сразу.

    (слайд 15)  Анализ анкетирования детей

       Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты.

       Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

    (Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

    Тренинг для родителей.

    Упражнение «Виды поощрения».

    Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. ( Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поход в зоопарк, на футбольный матч, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и.т.д.) После обсуждения принимаются некоторые идеи.

    Упражнение « Правильно ли?».

    Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребенка. Если нет, постройте фразу как нужно.

    (слайд 16)

    - Первая ситуация: после концерта для родителей: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!»(Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)

    (слайд 17)

    - Вторая ситуация: «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)

    (слайд 18)

    - Третья ситуация: мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» ( Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты не забыл помыть посуду!» или: « Я рада, что ты полюбил шахматы!»).

    (слайд 19)

    - Четвертая ситуация: «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Чтобы мы без тебя делали! (Ребенка «захваливают». Лучше сказать: « Ты много работал сегодня. Все сделал, как было надо».

    Просмотр видео-ролика

    «Эффективность поощрения в воспитании детей».

    Итог собрания

    Уважаемые родители, поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к  поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

    Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!

    Любите своих детей! Удачи вам и счастья!

    Литература:

    1. Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
    2. И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
    3. Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
    4. К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
    5. Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
    6. Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
    7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
    8. Школьный психолог № 25 2000 год.
    9. Школьный психолог № 21 2008 год.



    Предварительный просмотр:

    1. Как часто ваша семья собирается вместе?                              

    • Ежедневно
    • по выходным
    • редко
    • никогда

    1. Едины ли родители в своих требованиях?
    • Да
    • нет
    • иногда

    1. Говорите ли вы родителям правду?
    • Всегда
    • иногда
    • никогда

    1. как часто родители вас наказывают?
    • Никогда
    • иногда
    • постоянно

    1. Как наказывают вас родители?
    • Ругают
    • не дают деньги
    • заставляют работать
    • бьют

    1. Как поощряют вас родители?
    • Ласкают
    • дают деньги
    • разрешают лишнее время погулять, посмотреть телевизор


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

    В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....

    Родительское собрание в 5 классе «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

    Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родите­лями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один р...

    Сценарий общешкольного родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

    Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных ...

    Презентация "Поощрение и наказание в воспитании детей"

    Есть множество ситуаций, на которые ребенок и родитель, учитель и ученик глядят разными глазами. Как объяснить детям необходимость многократно повторять одни и те же движения, оттачивая навык, который...

    Родительское собрание. 5 класс. Поощрение и наказание в воспитании детей

    Работа содержит материалы доклада "Поощрение и наказание в воспитании детей"...

    Родительское собрание "Поощрение и наказание в воспитании детей".

    Слово-тончайший инструмент человеческого общения....

    Презентация к родительскому собранию "Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка"

    Рекомендовано для использования классными руководителями....