Родительское собрание "Поощрение и наказание в воспитании детей".
методическая разработка по теме

Слово-тончайший инструмент человеческого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchrenie_i_nakazanie_v_vospitanii_detey.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

Родительское собрание

«Поощрение и наказание в воспитании детей»

Составитель:

Базанова Татьяна Алексеевна,

МКОУ «СОШ №7»

г. Миасс

Родительское  собрание

«Поощрение  и  наказание в воспитании детей»

Задачи:

дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не  прибегая  жестокости  и телесным повреждениям; формировать у родителей культуру поощрения и наказания  ребёнка  в  семье.

Оформление, оборудование

На  классной доске записана тема родительского  собрания и цитаты:

«Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше  поощрений, тем меньше наказаний»

 (Я. Корчак )

«Каждый ребёнок имеет право на внимание, ласку, поощрение»

(Е.А. Аркин)

На партах для каждого родителя приготовлены листы  бумаги и ручки.

Ход  собрания:

1.Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряжённый труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения. Пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?

В распоряжении родителей множество средств воспитания. Среди них такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждение, анализ поступка, создание воспитывающей ситуации, одобрение, осуждение, создание ситуаций успеха в жизни ребёнка, ситуаций эмоционального  переживания, стимулирование и мотивация деятельности ребёнка.

Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Слово – огромная сила. Ласковые слова исцеляют человека. Слова, произнесённые с любовью, залечивают душевные раны. Но слова обиды, отчаяния открывают прямую дорогу к болезни. Все отрицательные эмоции, связанные со словом, приводят  нас в состояние упадка сил, апатии. Воспитание  - это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово, то осуждающее – суровое и холодное, то поощрительное – ласковое, подбадривающее, то ироническое, насмешливое..Слова живут не только в тот момент, когда они звучат, но и  много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме и передаётся из поколения в поколение.

Нужно продуманно и требовательно относиться к каждому разговору с детьми. Подумайте, что вы конкретно скажете. Значение имеет не только каждый  довод, аргумент, но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии, а то и возмущения; будете вы требовать или советовать; когда вы хотите говорить – сразу после проступка или намеренно отложите  беседу; как вы собираетесь беседовать – наедине или в присутствии товарищей, членов семьи, дома, на прогулке. А, возможно, подумав, вы вообще  решите пока  воздержаться  от какого бы то ни было разговора, посмотрите, как будет вести себя ребёнок.

«Ничто не вызывает у ребёнка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, проступок. Кто наказывает невинность, тот утрачивает любовь»

(Песталоцци)

2. Индивидуальная работа родителей

а) Анкетирование.

б) Сейчас я  попрошу вас поделить лист бумаги на 2 части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в  другой – которыми ругаете. Я прошу выполнить эту работу за 3 минуты.

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

3. Поговорим о поощрении и наказании

а) Проявление холодности, некоторое недоверие к ребёнку, временное отдаление от него или замечание, сопровождаемое кратким объяснением сути поступка, выраженное доброжелательно, без раздражения или  других ненужных эмоций, часто бывают необходимы.

Если же говорить о наказании в буквальном смысле, то эта мера связана с переживаниями, с дополнительной нагрузкой на нервную систему. Есть семьи, где наказание не применяется, а уровень воспитанности достаточно велик. Наказание может иметь место  при условии уверенности, что другое воздействие не даст эффекта. В наказании недопустимы элементы грубости, тем более оскорбления.

Распоряжение о наказании должно отдаваться без крика и раздражения, наказание не должно быть частым, становиться повседневностью. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым. Цель наказания – не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его, а осознание вины ребёнком. Но для этого надо, чтобы он  понимал справедливость наказания. Одобрение, поощрение – мажорный, светлый метод: он  рождает стремление стать лучше. Поэтому это всегда – профилактика против  проступков. Одобрение воспитывает чувство собственного достоинства, ответственность, дарит радость и ребёнку, и родителям, содействует созданию хорошей, приятной атмосферы в семье. Необходимо, чтобы одобрение было заслуженным. Иногда ребёнок не понимает, что результаты труда не соответствуют трудовым усилиям, например, недостаточно подготовленному к школе ребёнку порой приходится часами сидеть над уроками, чтобы получить «4». При одинаковых стараниях и разных отметках  в одной семье радость, в другой – огорчения, упрёки, выговоры ребёнку. Его бы похвалить за усердие: «Будешь дальше стараться – обязательно станешь успевать». Нет, очевидно, смысла хвалить за то, что является простым выполнением  каких-то обязательных правил, требований в жизни семьи и детей.

Желательно, чтобы поощрения в семье были разнообразными: одобрительный взгляд, ласковое прикосновение, похвала, одобрение поступка, подарок, совместная поездка...

Их может быть очень много – и хорошие слова, и приобщение к мечтам детей, - простых знаков нашего внимания, нашего удовлетворения и радости за них. Сколько добрых чувств рождает в сердцах ребят такое отношение. «Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание» (Сухомлинский)

Одни и те же поступки могут быть продиктованы разными мотивами – и высокими побуждениями, и низкими устремлениями. Кроме мотивов нужно учитывать и возраст ребёнка. Младшему школьнику можно просто запретить что-то, даже мягко отобрать какой-то предмет, с которым нельзя играть. В этом случае авторитет взрослых обеспечивается их возрастом, положением. А подростку нужна убедительная мотивировка запрета или распоряжения. Здесь авторитет положения сменяется авторитетом личности: ребята среднего возраста охотно подчиняются не всем, а лишь тем, кого уважают, кто не давит, не приказывает, а советует, убеждает.

Одним из важных моментов, определяющих позицию родителей в воспитании и  выбор приёмов, является неповторимая индивидуальность ребёнка. Здесь всё  имеет значение: особенности нервной системы, характер, отношение к людям, к самому себе, волевые  качества, привязанности, интересы.

Одним из способов переключения отрицательных, неприятных переживаний служит чувство юмора. Чувство юмора проявляется обычно в умении отыскать смешную чёрточку в различных ситуациях. Развитое чувство юмора бывает у стойких, сильных людей, в то же время чувство юмора само становится  источником душевной стойкости, помогает переносить  удары удьбы, смягчает неизбежные на жизненном пути падения и неудачи. У ребёнка просто необходимо воспитывать чувство юмора. Недаром такой знаток  юмора, как чешский писатель Карел Чапек, считал, что «юмор – это  всегда  немножко  защита  от  судьбы».

Воспитание чувства юмора – не простое дело. Здесь важен правильный подбор книжек для чтения, но ещё  важнее  правильная  реакция  на промахи, неприятности и слёзы ребёнка, а важнее всего личный пример. Чувство юмора сочетается с самокритичным умом, с уверенностью в своих силах. В ребёнке надо вызвать не страх наказания, а заставить его улыбнуться, показать, может быть, что в своём нарушении ребёнок не столько грешен, сколько выглядит смешно.

б) Применение физической силы к детям не даёт ничего хорошего. Побои, подзатыльники, пинки, пощёчины и другие физические наказания унизительны и оскорбительны для ребёнка. Рукоприкладство редко приносит положительные результаты. А вместо этого у ребёнка зарождаются недоверие, негодование, враждебность, озлобленность  и желание отомстить родителю, наказавшему его так жестоко.

Принуждение тесно связано с физическим насилием и применяется, когда ребёнок не подчиняется уговорам сделать что-либо, и родители, не утруждая себя поисками разумного выхода из такой ситуации, бранятся  или  наказывают ребёнка. Родители принуждением могут добиться своего, но успех, связанный с насилием, будет шатким и сомнительным. Дети начинают избегать родителей, злятся на них, испытывают перед ними страх и сами очень страдают от этого. Родители, которые применяют силу и принуждение в воспитательных целях, часто жалуются, что их дети совершают подлые поступки, и не хотят понимать, что это поведение – закономерный результат бездумного подчинения  ребёнка  воле  взрослого.

Родители склонны думать, что крик помогает им добиться послушания от своих детей, что повышение голоса добавляет их словам весомости. Все мы в той или иной ситуации доходим до крика, хотя знаем, что от этого не будет никакой пользы делу и что криком не добьёшься ничего, кроме головной боли, усталости и раздражения. Диалог на повышенных тонах вошёл в привычку, может быть, потому, что не требует интеллектуальных и эмоциональных затрат и что на собеседника таким способом можно вылить собственную злость, обиду, неудовлетворённость, беспомощность. Крик может помочь лишь в ситуации, когда дети готовы подчиниться, только бы родители  утихли. Однако подростки, на которых часто повышают голос, становятся  беспокойными, неуверенными в своих  силах или учатся попросту игнорировать родителей.

Требование немедленного подчинения тесно связано с принуждением и часто выражается криком. Такой ребёнок становится жертвой родителей, постоянно от него чего – то требующих; вырастает запуганным и податливым. Став взрослым, он не имеет чувства собственного достоинства, уступает другим, боясь выразить своё мнение и  немедленно подчиняясь требованиям более сильного. Взрослые не любят, когда другие вмешиваются в их дела; не думайте, что из детей, которыми всегда руководят, получаются самостоятельные и независимые люди.

Любое поручение, которое вы хотели бы дать своим детям, будет, вероятно, пустой тратой  времени и сил, если будет начинаться словами:

Что тебе следует сделать, так это...

Если ты хочешь меня попросить, то тебе следует...

Ты обязан...

Я в твои годы...

Твоя беда в том, что ты...

Поучения и нотации являются просто утешением для  родителей, не знающих, что им ещё предпринять.  

Совет нужен тогда, когда  спрашивают. Многих ошибок можно избежать, если вовремя прислушаться к советам старших. Но дети хотят делать свои собственные ошибки, следуя истине, что чужой опыт ещё никого не научил.

Родители часто бывают раздражительны оттого, что дети огорчают их неожиданными поступками или не оправдывают их доверия. Когда дети оказываются причиной горьких разочарований, когда житейские проблемы, затруднительные ситуации или обстоятельства, связанные с особой напряжённостью, выбивают нас из привычной колеи, мы срываемся на детей, ругаем  их без  всякой  меры по малейшему  поводу.

Некоторые наши слова, которые мы говорим сгоряча, чтобы выплеснуть свою злобу или раздражение, вредят  детям и их чувству собственного достоинства.

Некоторые родители в запале гнева говорят слова, которые наносят глубокие душевные  травмы ребёнку: «Я не могу тебя видеть!» и т.п. Такие сделанные со зла заявления могут прочно засесть в мозгу ребёнка на долгие годы и окончательно испортить отношения в семье.

Если вы хотите, чтобы дети имели устойчивую психику и чувство собственного достоинства, в перечень применяемых вами воспитательных приёмов не должны входить посрамление и унижение: «Ты не можешь вести себя, как все нормальные люди», «Это самая большая глупость, которую ты совершил».

Если искренне хотите, чтобы дети имели чувство самоуважения, не используйте сарказм.

Чувство вины, так же как и ответственность за совершённый поступок, необходимо  для большинства из нас, без него вряд ли можно представить порядочного человека. Однако некоторые родители мастерски заставляют своих детей почувствовать себя  провинившимися, чувство вины перед самыми близкими людьми уродует душу ребёнка, делает его настороженным, лишает независимости и способности вести себя легко, искренне, непосредственно и свободно. Просто безнравственно усугублять чувство вины словами вроде: «Если бы ты меня любил, никогда бы не сделал этого», «Я всю жизнь тебе посвятил, и что  теперь получаю взамен?»

Помните: чтобы добиться успеха в воспитании, недостаточно быть просто «педагогической энциклопедией» – надо применять различные способы управления  поведением к своему неповторимому ребёнку.

4. Анализ результатов анкетирования детей

Какие наказания дети хотели бы исключить из реалий сегодняшней жизни – из 42 человек ответили  6.

Запрещение игры на компьютере, поучения, запрет на посещение секции, вообще быть наказанным.

Меня хвалят, если....оказываю помощь по дому; хорошо учусь и получаю хорошие отметки; делаю что-нибудь хорошее; веду себя хорошо; успехи в спорте; делаю домашнее задание.

Мне дарят подарки, если... день рождения или праздник; учусь хорошо, успешно заканчиваю  четверть или учебный  год; попрошу; просто так не дарят; просто так.        

Мне дарят деньги, если...  праздник, день рождения; хорошо себя  веду; не дарят; просто так; на нужды; гостям нечего дарить(не знают что дарить); я это захочу; не дарят, сама коплю.

Мне разрешают...гулять; играть на компьютере; всё; отдыхать, если...сделаю  все уроки; хорошо себя веду; не ору и не балуюсь, всё сделаю

5. Анализ результатов анкетирования родителей

6. Итоги родительского собрания

Главный метод воспитания – это убеждение. А для  этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. (Каждый родитель получает в подарок памятку «Как поощрять ребёнка в семье»)

7.Советы  педагогам и  родителям:

Если:

*ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

*ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

*ребёнка хвалят, он учится быть благородным

*ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

*ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

*ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

*ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

*ребёнок  растёт в безопасности, он учится верить в людей

*ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

*ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Анкета учащимся

Напиши, пожалуйста, о тех наказаниях, которые бы ты хотел (а) исключить из реалий  сегодняшней жизни:

Меня хвалят, если…

Не дарят подарки, если…

Мне дарят деньги, если…

Мне разрешают…                                        если…

Анкета родителям

    1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

да

    не очень

    плохо

    2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

5-6 ч. в сутки

1-2 ч. в сутки

     3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

         всегда

         иногда

         никогда

     4. Как вы поощряете своего ребёнка?

         радуетесь вместе с ним

         просто хвалите

         покупаете дорогие вещи, игрушки

         даёте деньги на карманные расходы

     5. Как вы наказываете своего ребёнка?

         делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним

         не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер

         делаете внушения

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»

  1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
  4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  5. Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
  6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  7. Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
  9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
  11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
  12. Позволяйте своему  ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
  15. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Индивидуальный подход в воспитании детей"

Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания....

Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....

Родительское собрание "Наши ошибки в воспитании детей"

Материал включает в себя разработанный сценарий родительского собрания "Наши ошибки в воспитании детей" (Разработка тематического родительского собрания Соркомовой Елены Алексеевны, учителя начальных ...

Родительское собрание "Система поощрений и наказаний в воспитании детей"

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.Поощрение и наказание ...

Презентация "Поощрение и наказание в воспитании детей"

Есть множество ситуаций, на которые ребенок и родитель, учитель и ученик глядят разными глазами. Как объяснить детям необходимость многократно повторять одни и те же движения, оттачивая навык, который...

Родительское собрание. 5 класс. Поощрение и наказание в воспитании детей

Работа содержит материалы доклада "Поощрение и наказание в воспитании детей"...

Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...