Программа развития классного коллектива "Путь к успеху" 7-9 класс
материал (7 класс) на тему

Заремская Наталья Витальевна

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva.docx67.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа №8

с углубленным изучением отдельных предметов»

ПРОГРАММА

развития классного коллектива

с учащимися 7-9 класс класса

 

                                                             

Возраст участников:14-15 лет

Срок реализации программы: 3 года

Автор программы: Заремская Н.В.

Классный руководитель 7 «М» класса

г.Когалым

2011 год

Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

   Восточная мудрость 

Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Важнейшим фактором воспитания является школа, потому что большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования достойного  гражданина  своей страны.  На среднем этапе обучения происходит не только физическое созревание, но интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную.  

Цель программы:

воспитание гражданина-патриота; человека, способного к постоянному самообразованию и  самосовершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

В области обучения: 

  • прививать дух партнерства и сотрудничества
  • развивать навыки самоопределения и самореализации

В области воспитания:

  • формировать основы человеческого достоинства
  • воспитывать уважение прав других

В области психического развития:

  • формировать способность поставить себя на место другого
  • формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным

В области социализации:

  • способствовать  умению принять другого таким, какой он есть
  • формировать умение адаптироваться в различных жизненных ситуациях

Сроки и этапы реализации:

1 этап -2011-2012 уч.г. ( 7 класс)

2 этап -2012-2013 уч.г.  ( 8 класс)

3 этап -2013-2014 уч.г.  ( 9 класс)

 

 

Этапы реализации

                                        1этап – организационно-целевой.

7-й класс

  • Развитие самоуправления учащихся.
  • Коллективное планирование, коллективный анализ.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Организация социально значимой деятельности.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.

                                               

2этап – творческо-реализационный.

8-й класс  

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Самоуправление учащихся.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  • Работа творческих групп.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.

                                               

                                               3этап – рефлексивно – обобщающий.

 9-й класс

  • Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
  • Самоуправление учащихся.
  • Работа творческих групп.
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Социальное проектирование.                                                
  • обобщение и распространение (социализация) результатов .

                                                                         

Условия реализации программы

  • чёткое определение целей, к которым необходимо стремиться всегда и в данный момент;
  • конкретное планирование деятельности школьного коллектива;
  • владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об уровне их знаний, о физическом, нравственном, умственном развитии детей, культурно-образовательном и нравственном уровне родителей;
  • систематический контроль направлен за результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, с целью коррекции достижения наилучшего результата.

Методы реализации программы

  • метод убеждения
  • метод  педагогического наблюдения
  • метод анкетирования
  • метод коллективного творчества
  • метод товарищеского и педагогического воздействия
  • метод личного примера

Формы  работы с учащимися

  • экскурсии, походы
  • спортивные, интеллектуальные игры, интерактивные, ролевые игры
  • семейные посиделки
  • индивидуальные беседы
  • социометрические  исследования
  • посещение семей своих учеников
  • сочинения и творческие работы
  • проектная деятельность
  • разговоры «по душам» и часы общения
  • встречи с психологом
  • творческие мастерские
  • КВНы
  • классные часы
  • семейные выставки достижений
  • дискуссии и диспуты
  • встречи с интересными людьми

Модель личности выпускника второй ступени – 5 – 9 классы:

  • подросток, осознающий цели жизни;
  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
  • подросток, любящий свою семью;
  • подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся.

Ожидаемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

        Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным,  на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:

Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

  1. Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
  2. Помочь человеку быть творцом.
  3. Формировать  активную гражданскую позицию личности.
  4. Воспитывать любовь к людям.
  5. Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
  6. Воспитывать трудолюбивую личность.
  7. Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
  8. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
  9. Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
  10. Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.                                                                                                                                    

   

                 

Основные направления воспитательной работы:

                                 

                                                       

 

Направление «Интеллект»                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Цель: Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно , мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;  

-создать условие для продвижения учащихся интеллектуальном развитии;

-формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Виды мероприятий:

  • конкурсы и олимпиады
  • классные часы
  • Беседы
  • анкетирование
  • тестирование

Направление «Общение»

Цель: Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей ( как позитивного, так и негативного ), опыта поколений.

Задачи:

-формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик », «ученик – ученик », «взрослый – ребенок »;

-знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.  

Виды мероприятий:

  • классные часы
  • беседы
  • диспуты
  • вечера
  • консультации

Направление «Досуг»

Цель: Создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности

Задачи:

 - создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности

- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся

- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности

- просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ

Виды мероприятий:

  • праздники
  • конкурсы и балы
  • экскурсии
  • шоу-программы
  • викторины

Направление «Семья»

Цель: Максимальное сближение интересов родителей и интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности

Задачи:

-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, детей и родителей

-организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности

Виды мероприятий:

  • родительские собрания
  • лекции
  • беседы
  • тестирование
  • консультации
  • посещение семей

Направление «Здоровье»

Цель: Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения

Задачи:

-знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации

-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Виды мероприятий:

  • Спортивные соревнования
  • беседы
  • турниры
  • походы
  • военно-спортивные игры      

                                                                                                                                                                                                           

                       

                      Направления и формы работы с учителями - предметниками

          Задачи:

              - использовать совокупность педагогических технологий, обеспечивающих свободу самоопределения и саморазвития ученика в интересной для него деятельности, приобретение важного социального и творческого опыта;

              - организовать системную работу по отслеживанию индивидуальных достижений учеников в учебном труде.

  1. Посещение уроков с целью наблюдения за учебным трудом школьников, беседа по результатам наблюдений.
  2. Организация малых олимпиад по новым учебным дисциплинам.
  3. Индивидуальные консультации для родителей « Успехи ребёнка в изучении предмета».
  4. Приглашение на  родительское собрание « Разговор на данную тему».

5.  Мини – педсоветы.

                                     

                            Результирующий компонент

 

1.Уровень воспитанности учащихся.

2.Сформированность интегративных качеств личности.

3.Самореализация и самоопределение в социуме.

4.Результаты образовательного процесса.

5.Результаты сотрудничества с родителями.

6.Развитие навыков рефлексии.

7.Формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

                                      Рефлексивный компонент

1.Анализ уровня тревожности учащихся.

2.Удовлетворённость детей жизнью класса.

3.Отсутствие правонарушений.

4.Удовлетворённость детей и родителей образовательным процессом.

5.Удовлетворённость учителей – предметников работой в данном классе.

6.Удовлетворённость классного руководителя реализацией программы.

Используемая литература

 1.Методические  рекомендации по составлению авторских программ по деятельности детских общественных объединений (программ по воспитательной работе)// - Барнаул, 2003 год

2.«Воспитание школьника» - журнал № 1-6 ,2004 год

3.Журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьников»  

4.Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов // Родионов ВА. –Ярославль: академия развития; 2003

5.Дереклеева Н. И.  Справочник классного руководителя.5-11 классы М.: «ВАКО», 2003

6.В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» М., Просвещение, 1992г.

7.Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя»

8.М.И.Рожков, Л.В.Байбородова «Организация воспитательного процесса в школе» М.: Владос, 2001

     

Приложения  к программе

Приложение №1

         Формирование позиции «Я - гражданин».

Направления воспитательной деятельности:

- Совершенствую себя

- Живу в мире и согласии

- Соблюдаю законы

- Веду ЗОЖ

- Владу с природой

- Творю, выдумываю, пробую

- Активный участник жизни.

В конце каждого учебного года проводить  исследование результатов  эффективности воспитательной деятельности.  

Уровень культуры

7 класс

8 класс

9 класс

чел

%

чел

%

чел

%

высокий уровень

хороший уровень

средний уровень

низкий уровень

         

Вовлечение учащихся во все дела класса, участие в общешкольных, районных мероприятиях.

Уровень самоуправления

7 класс

8 класс

9 класс

Высокий

Средний

Низкий

Уровень развития классного коллектива

Критерии оценки

7 класс

8  класс

9 класс

Ответственность

Коллективизм

Сплочённость

Организованность

Контактность

Открытость

Информированность

                         

Приложение №2           

Уровень культуры учащихся

Показатели

воспитанности

Признаки проявления разных уровней воспитанности.

 4-высокий

3-средний

2-низкий

1-очень

низкий

Гуманность

Пресекает грубость, не добрые отношения к людям, заботится об окружающих

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других

Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива

Недоброжелателен, груб

Любознательность

Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам  

Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе

Не осознает знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем

Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет

Трудолюбие

Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезные труд в школке и за ее пределами.

Осознает личную и общественную значимость труда, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за ее проявляет.

Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей

Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования

Целеустремленность

Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии.

Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет.

Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи.

Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.

                           

 Лист данных изучения уровня культуры

учащихся

Фамилия, имя

Любознательность

Трудолюбие

Гуманность

Целеустремленность

Требовательность к себе

Культурный уровень

Уровень воспитанности

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей:

5-ярко проявляется

4-проявляется

3- слабо проявляется

2-не проявляется

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое  

5-4,5 балла – высокий уровень

4,5-3,9 балла – хороший уровень

3,8-2,9 балла – средний уровень

2,8-2 балла – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива.

Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....

Программа развития классного коллектива.

Методическая помощь классному руководителю....

Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"

Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...

Программа развития классного коллектива 5 -11 классы "Восхождение"

Воспитательная программа рассчитана на 2008-2015 годы, которая проходит  три возрастных ступени:первая ступень планирование работы по воспитанию в 5-7  классах, вторая – в 8 - 9 классах,трет...

Программа развития классного коллектива "Мы вместе" 10-11 класс

Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание дея...

Программа развития классного коллектива классного руководителя

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...