Программа развития классного коллектива
рабочая программа на тему

Хохлова Ирина Анатольевна

Цель программы - смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на  успешную социализацию личности через общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, милосердие, а также на развитие и раскрытие индивидуальности, инициативности, самостоятельности и толерантности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_5d_klassa.docx552.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

Программа развития

    классного коллектива

5Д класса

Автор: Хохлова И.А.,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

г. Нижневартовск

2014 год

Семья и школа – это берег и море, на берегу которого ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Л. Кассиль

Пояснительная записка

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту.

Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.

Многогранны виды деятельности, в которые я, как классный руководитель, стараюсь вовлечь школьников. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, и спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой я стараюсь сделать коллектив моих учеников. Без создания и воспитания коллектива я бессильна, т.к. одна не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.

Цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на  успешную социализацию личности через общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, милосердие, а также на развитие и раскрытие индивидуальности, инициативности, самостоятельности и толерантности ребенка.

         Задачи: 

1. Проводить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива: воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу в течение 5 лет -  с 5 по 9 класс.

2. Продолжить работу по воспитанию ответственного отношения к учебе.

3. Проводить работу по привитию деловых качеств, правильной организации времени, его рациональному распределению и разумному использованию.

4. Продолжить работу по формированию «Портфолио» учащихся.

 В своей работе я опираюсь на технологии саморазвития личности школьника, здоровье сберегающие технологии, коллективную творческую деятельность (КТД), метод проектов и ИКТ.

Программа развития ученического коллектива составлена на основе принципов системности, научности, доступности; разработана для обучающихся 5–9 классов и рассчитана на пять лет.

Содержание программы

1 БЛОК

Программа состоит из пяти ступеней:

1 ступень – 5 класс    ДЕВИЗ: «Научился сам – научи товарища!»

2 ступень – 6 класс    ДЕВИЗ: «Вместе мы – сила!»

3 ступень – 7 класс    ДЕВИЗ: «Я + ТЫ = Мы»

4 ступень – 8 класс    ДЕВИЗ: «Жить – значит действовать»  

5 ступень – 9 класс    ДЕВИЗ: «Сам строю свою судьбу!»

Цели воспитательной деятельности:

  • сплочение классного коллектива,
  • развитие нравственной, интеллектуальной, активной, творческой личности обучающихся, способной к самопознанию и саморазвитию на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности,
  •  развитие субъектности личности каждого обучающегося.

Задачи воспитательной деятельности:

  1. сохранение и укрепление здоровья школьников;
  2. создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
  3. развитие творческих способностей детей;
  4. создание условий для  самореализации каждого члена классного коллектива;
  5.  создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
  6. объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  7. формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на воспитании духовно - нравственных, патриотических, эстетических представлений, здорового образа жизни, общественно - значимых мотивов выбора профессии, воспитания лидерских качеств.
  8.  формирование полового самосознания;
  9.  профессиональная ориентация.

Принципы воспитательной работы:

1. Личностно-ориентированные:

  • целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
  • психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
  • адаптивность (Школа – мой второй дом!).

2. Культурно-ориентированные:

  • смысловое отношение к окружающему миру;
  • опора на культуру, как на основу мировоззрения;
  • толерантность;
  • целостная картина мира.

3. Деятельностно-ориентированные:

  • овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное

   развитие);

  • креативность.

Прогнозируемые результаты I ступени:

  • приобщение к истории своей семьи, школы, города;
  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • приобщение к проектно-исследовательской деятельности;
  • повышение уровня социальной комфортности в коллективе;
  • привлечение родителей к сотрудничеству в организации воспитательной работы.

Прогнозируемые результаты II ступени

  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
  • повышение интереса к проектно-исследовательской деятельности;
  • проявление уважительного отношения к старшим;
  • расширение кругозора;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

Прогнозируемые результаты III ступени:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • умение применять методы самовоспитания, самоконтроля;
  • повышения интеллектуального уровня;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя;
  • приобретение полезных социальных и практических умений.

Прогнозируемые результаты IV ступени:

  • формирование мотивации к познавательной деятельности.
  • совершенствование нравственных качеств личности, таких как: вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявлению сознательной дисциплины.
  • совершенствование психических процессов самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморегуляции чувств, эмоций.
  •  умение абстрактно мыслить, совершенствовать стиль общения.
  • увеличение знаний, умений и навыков по пропаганде здорового образа жизни.
  • воспитание художественно - эстетический вкуса, развитие самотворчества в коллективе.
  • приобретение полезных социальных и практических навыков.

Прогнозируемые результаты V ступени:

  •  формирование и развитие Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях;
  • проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;
  • приобретение обучающимися позитивного социального опыта;
  • участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;
  • способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны;
  • расширение кругозора по профессиональной ориентации обучающихся.

Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, органов местного самоуправления, общественных организация;
  • cовместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса:

Компоненты

Составные части компонентов

Индивидно-

групповой

- Классный руководитель

- Учащиеся

- Родители

- Педагоги и другие взрослые

Ценностно-ориентационный

- Цели и задачи воспитания

- Перспективы жизнедеятельности классного сообщества

- Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса

Функционально-деятельностный

- Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения

- Основные функции воспитательной системы

- Педагогическое обеспечение и самоуправление

Пространственно-временной

- Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда

- Связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми

- Место и роль класса в воспитательном пространстве школы

- Этапы становления и развития воспитательной системы

Диагностико-аналитический

- Критерии эффективности воспитательной системы

- Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы

- Формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов

Структурная модель воспитательной системы:

  1. Аналитико-диагностическая деятельность
  • тестирование
  • анкетирование
  • микроисследования
  • педагогически направленное наблюдение
  1. Профессиональная ориентация
  • профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
  • профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
  • профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)
  1. Работа с семьёй
  • изучение воспитательного потенциала семьи
  • психолого-педагогический всеобуч родителей
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • индивидуальная работа с родителями
  1. Ценностно-ориентированная деятельность
  • классное самоуправление
  • анкетирование
  • тематические классные часы
  • изучение о правах ребёнка
  • посещение музеев, выставок, театров, библиотек
  • участие в социально значимых проектах и акциях
  1. Дополнительное образование
  • вовлечение в факультативы, кружки
  • организация кружков
  • творческие отчёты
  1. Интеллектуально-познавательная деятельность
  • познавательные классные часы
  • экскурсии
  • участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах
  1. Спортивно-оздоровительная деятельность
  • тематические классные часы
  • участие в спортивных мероприятиях
  • экскурсионно-туристическая работа
  • пропаганда физической культуры

  1. Свободные общения
  • дискотеки
  • вечера отдыха
  • игры

2 БЛОК

Содержание направлений работы

          Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:  День знаний, осенний и весенний кросс, Новогодний праздник, праздник мам и бабушек, слёт отличников, Масленица, встреча с участниками ВОВ, туристические походы, День здоровья, участие в акциях, проектах и другие.

        Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям  во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка. Работа каждой ступени строится по 12 направлениям:

  1. Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру,  развитое национальное самосознание,  культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на  гуманизме,  любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа,  сохранении и развитии его лучших традиций,  изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. 
  2. Духовно-нравственное воспитание предполагает создание  условий  для  развития  самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества. формирование и развитие системы  духовно-нравственных знаний и ценностей; реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности.
  3. Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей.
  4. Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности предполагает формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа; самопознание призвано помочь молодому человеку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей.
  5. Формирование социально значимых и индивидуальных качеств, свойств личности  предполагает развитие в системе социальных отношений  собственного стиля поведения, творчество и самостоятельность, умение быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, наличие активной жизненной позиции.
  6. Формирование коммуникативной культуры определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности.
  7. Экологическое  воспитание предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику  отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними.
  8. Эстетическое  воспитание предполагает формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми является важной задачей на современном этапе развития.
  9. Физическое воспитание и формирование здоровье сберегающей среды здорового образа жизни ставит своей целью формирование здорового образа жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость и необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В его составляющие входит профилактическое образование.
  10. Трудовое  и экономическое воспитание предполагает формирование у детей, подростков и молодежи умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, ответственного  и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умение работать в коллективе, команде.
  11. Профессионально-творческое воспитание предполагает формирование профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей (специальной, профильной, коммуникативной, социальной, интеллектуальной,   информационной, персональной), приобщение обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества, приверженности нормам профессиональной этики  и корпоративной культуры;
  12. Развитие интеллектуальной культуры предполагает формирование современного научного мировоззрения и усвоения базовых ценностей; развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей,  любознательности.

                                                                                             

3 БЛОК

Органы ученического самоуправления в классном коллективе

        Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление обучающихся. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб, координирует и направляет работу которых, совет класса. Практическая деятельность в составе одной из 7 служб способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

АКТИВ КЛАССА:

  • Лидер класса – выбирается обучающимися в начале учебного года и координирует деятельность всех обучающихся класса; является «заместителем» классного руководителя.

  • Министерство образования и науки   информирует о проведении олимпиад и конкурсов, организует посещения ребят, которые находятся на лечении в больнице, помогает в ликвидации пробелов в знаниях, готовят сообщения для обучащихся класса в период эпидемий, болезней и т.д., подводят итоги успеваемости класса за месяц:
  • ответственный за проверку готовности  к урокам,    
  • ответственный за проверку дневников
  • ответственный за пропуски уроков
  • ответственный за учёбу.

  • Министерство средств массовой информации  оказывают помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, оформляют классный уголок, выпускают классные и школьные газеты к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе, оформляют классный альбом «Наша школьная жизнь»:
  • летописец          
  • журналист
  • редактор
  • оформитель

  • Министерство труда и порядка  ведет контроль за сохранностью мебели и её ремонтом в кабинете, генеральными уборками кабинета, подводят итоги по результатам дежурства, организует получение и сдачу школьных учебников, заботится о растениях класса:
  • ответственный за проведение генеральных уборок
  • ответственный за сохранность и ремонт мебели в кабинете
  • ответственный за получение и сдачу школьных учебников
  • ответственные по уходу за растениями в классе

  • Министерство спорта и здравоохранения отвечает за популяризацию физкультуры среди обучающихся класса, готовит команды класса для участия в спортивных состязаниях, акциях, ведет учёт обучающихся, питающихся в школьной столовой; проводит физминутки на уроках:
  • ответственный за питание
  • ответственный за проведение акций в неделю добра и другие
  • ответственный за формирование команд для спортивных мероприятий
  • ответственный за проведение физкультминуток на уроках

  • Министерство культуры занимается подбором необходимого материала для проведения викторин, вечеров, праздников в классе, часов общения, информационных часов:
  • организатор досуга
  • сценарист
  • режиссёр

Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – службы временных поручений, где каждый может получить новое поручение.

                                 

4 БЛОК

Дополнения к программе

Девиз: 

«Думай коллективно,

Работай оперативно,

Спорь доказательно,

Фантазируй обязательно!

Не доволен - возражай,

Возражаешь - предлагай,

Предлагаешь - делай,

Борись за дело смело!»

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Три закона, по которым живет класс

1. Закон кота Леопольда: «Давайте жить дружно!» (искать точки соприкосновения – лучшее друг в друге – и все получится).

2. Закон Маугли:  « Мы одной крови!» (ученики и учителя - мы делаем общее дело, от него зависит наш общий успех).                                                                                                                    

3. «Noblesse oblige!» («Положение обязывает») (мы сами  разработали законы  и правила жизни в классе, мы их приняли и, значит, должны их выполнять, так как сами определили их).                                         

Правила поведения для учащихся класса:

  • Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
  • Не передвигать учебные столы и стулья.
  • Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться.
  • Подготовить перед уроком рабочее место и учебные принадлежности.
  • Не менять рабочее место без разрешения учителя.
  • Дежурным учащимся протереть перед уроком доску.
  • Не опаздывать на уроки.
  • Внимательно слушать объяснения учителя на уроке, соблюдая порядок и дисциплину.
  • Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
  • Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

 Основные формы деятельности:

  • классные часы
  • праздники
  • беседы
  • диспуты
  • викторины
  • конкурсы
  • экскурсии
  • поездки
  • соревнования
  • КТД
  • Игры
  •  занятия – практикумы

Основные виды деятельности:

  • познавательная
  • игровая
  • творческая
  • спортивная
  • коммуникативная (общение)
  • досуг
  • поисковая деятельность
  • проектная деятельность
  • благотворительная деятельность

Традиции: 

  • каждому – поручение;
  • проверка дневников;
  • классные часы;
  • дежурство по классу и по школе;
  • генеральная уборка раз в четверть;
  • уголок класса;
  • поздравления;
  • поездки, экскурсии;
  • семейные праздники.

Особенности характеристики класса, которые  лежат в основе построения отношений в коллективе:

        Чтобы отношения в классе между обучающимися и мной складывались более удачно, я использую понравившийся мне принцип деления детей  на группы по их способностям  и желанию работать в коллективе. Всех учащихся класса  по характеру можно условно поделить на три группы:  «Губка», «камень» и «батут».

«Губка» - учащиеся, которые впитывают  в себя всю информацию, действия. «Губки» - хорошие исполнители, с ними удобно, но они не проявляют инициативы, и на первых порах необходимо обеспечить отдачу – «выжать» из них то, что они «впитали».

  «Камень» - глух ко всем обращениям. До него трудно достучаться , он ко всему безразличен. Камень иногда имеет  негативный опыт общения, участия в чем-либо и не хочет вновь оказаться в подобной ситуации, а порой «зациклен» на чем-то одном (уроки, секция, домашние проблемы…) и отвергает все остальное. «Камень» - группа порой использует эту позицию как протест, вызов остальным. Найти подход к «камню» не просто, это занимает  много времени и сил, но вывести из этого состояния учащихся, заставить поверить в себя, в значимость  их успеха для окружающих – дело чести.

«Батут» - не просто принимает информацию, идею, дело, а «подбрасывает» дальше, дополняя, улучшая, ставя вопросы. Часто в ходе обсуждения  рождается что-то новое и интересное, происходит взаимное  обогащение. С «батутами, готовить любое дело, они социальные и творческие лидеры. Только  надо иногда  помочь им во время остановиться, оглянуться, сделать то,, что уже намечено, а лишь потом «прыгать» дальше.

Если учитывать эти особенности обучающихся  класса, отношения в коллективе друг к другу и отношение к порученному делу, можно прогнозировать и регулировать.

Диагностика результатов воспитательной системы класса

№ п/п

Критерии

Показатели

Диагностические средства

1

Самоактуализированность личности обучающихся

Участие в общественной жизни школы и класса

Методика Ю.И.Киселева « Самооценка личности»,

Тест П.Торренса для исследования творческого мышления.

Портфолио обучающегося.

2

Сформированность  познавательного, нравственного, коммукативного, эстетического и физического потенциала личности

-Учебная деятельность обучающихся;

-сформированность нравственной направленности личности;

-социальная активность (наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности),

-креативность личности,

-развитость коммуникативной культуры;

-уровень воспитанности обучающихся;

- межличностные отношения;

состояние здоровья учащихся;

- развитость физических качеств.

ШТУР; статистический анализ итоговой и текущей успеваемости.

Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей обучающихся.

Тесты для оценки  физической подготовки  школьников, методики изучения развития познавательных процессов личности,

самооценка учащихся.

Педагогические наблюдения, методики М.И. Шиловой для изучения воспитанности.

3

Сформированность благоприятного климата  в коллективе

Сформированность деловых и эмоционально-психологических отношений в коллективе класса.

Удовлетворенность  обучающихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе.

Методика Л.Г. Жедуновой «Психологическая атмосфера  в коллективе», тесты

ЕН.Степановой для исследования  удовлетворенности детей и взрослый жизнедеятельностью в школе и классе.

5

Репутация школы и класса в окружающем социуме и системе образования.

Усвоение обучающимися образовательной программы.

Участие  в смотрах, конкурсах, соревнованиях.

Имидж класса.

Методы статистического анализа.

Наблюдения, социологический опрос.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Начальная школа. Конкурс для классных коллективов 2-4 классов "Самая классная классная жизнь"

Конкурс "Самая классная жизнь" проводится с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе....