Коллектив и его проблемы
классный час на тему

КРАСНЯНСКАЯ ЛИЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Коллектив и его проблемы56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  " Коллектив и его проблемы"

 Цели: формирование понятий «коллектив», «здоровый коллектив»; выявление

проблем класса; проведение диагностики сплочённости класса;

совместная формулировка цели дальнейшей

работы и методов её достижения;

воспитание навыков коллективизма.

Ход беседы

 1. Вступительное слово учителя.

У ч и т е л ь.

– Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?

– Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?

– Что дают человеку окружающие люди?

– Для чего нужен коллектив?

– Что такое коллектив?

– Всякая ли группа людей может быть названа коллективом?

– Что отличает коллектив от простой группы людей? 

2. Проведение анкеты.

У ч и т е л ь. Представьте, что в каждом предложении речь идет о вашем классе.

 Если вы согласны с утверждением поставьте рядом с его номером плюс (+),

если нет – минус (–), если вы не знаете, как ответить – ставьте вопросительный знак.

С п и с о к  у т в е р ж д е н и й:

1. Мы стараемся хорошо выполнять дела, полезные всему классу.

2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.

3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.

6. Мы участвуем в предлагаемых делах, если рассчитываем на награду или успех.

7.Классному руководителю с нами интересно.

8. Если классный руководитель нам предлагает, как поступить, он учитывает наши мнения.

9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем

 мы делаем то или иное дело.

10. Мы всегда хорошо себя ведём в школе.

11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.

12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.

13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.

14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.

15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.

16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.

17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.

18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.

19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.

20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

И н т е р п р е т а ц и я  р е з у л ь т а т о в:

          20 утверждений – это 10 сторон жизни классного коллектива, такие, как:

1–2. Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на классный коллектив,

 активность в классных делах, широкий круг общения в коллективе.

3. Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность,

 индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

4. Уровень творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

5. Качество общения. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

6. Наличие самооценки. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

7. Творчество классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

8. Коммуникабельность классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

9. Определение статуса классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера.

10. Открытость измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

У ч и т е л ь:

За каждый «+» ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый «–» ответ). За каждый «?» ответ засчитывается 0,5 балла.

Баллы по каждому пункту суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал.

Учащиеся сдают листки учителю.

У ч и т е л ь. Говорят, что счастливым может считать себя человек, который утром с удовольствием идет в школу, а вечером с радостью возвращается домой. Согласны ли вы с таким мнением?

Пожалуй, на самом деле мало кто может похвастаться искренним желанием включиться поутру в учёбу. И если вы часто в начале дня ловите себя на мысли: «Как же я не хочу туда идти!» – пора задуматься о причинах такого настроения.

– Как вы считаете, почему?

Если вас при этом устраивает сама школа, занятия и учебные предметы, получаете хорошие оценки – значит, дело во взаимоотношениях с одноклассниками.

– Какие отношения в классе вполне нас устраивают?

Каждый выполняет свою часть поручений, к одноклассникам можно обратиться за помощью, учителя хорошо оценивают успехи, поддерживают, направляют и наставляют своих учеников.

– Однако почему ученики часто называют свой классный коллектив неприятными словами?

Это происходит в том случае, если личные взаимоотношения в коллективе не складываются.

– Какие отношения царят в таком классе?

Во многих случаях такие классы отличают наличие нескольких враждующих групп внутри класса, взаимная неприязнь, постоянные ссоры по принципу: «Вот не нравишься ты мне, и все!», и самый распространенный способ их решения – выбор «белой вороны», которая принимает на себя все плохие эмоции окружающих. 

3. Проведение работы по выявлению существующих проблем классного коллектива.

  1. Единство.

Встаньте, не разговаривая друг с другом, в одну линию по собственному ощущению единства с классом. Кто чувствует себя полностью единым – встаньте к доске, кто слабо включённым или совсем не включённым – к противоположной стене. Все остальные должны распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников – в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью единства.

– Оказался ли результат неожиданным?

– Что вам мешает чувствовать себя едиными с остальными учащимися класса?

– Что вы для этого делали?

– Что ещё можно сделать?

– Как вам могут помочь одноклассники?

2. Доверие.

Закройте глаза и представьте, на сколько баллов от 1 до 10 вы можете доверять друг другу. 1 – совсем не доверяете, 10 – можете доверить всё. Не открывая глаз, поднимите соответствующее число пальцев. Держите пальцы до моей команды. Я скажу открыть глаза, когда покажут все. Откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев показывает каждый.

– Почему вы поставили именно этот балл?

– Что объединяет тех, кто поставил одинаковое количество?

– Чья оценка оказалась неожиданной?

– Что может изменить класс, чтобы каждый его ученик чувствовал себя более комфортно?

– Что же такое хороший коллектив?

– Какой он? 

                                       4. Работа в группе.

Класс делится на 3 группы.

1. Заполните таблицу «Мой классный коллектив».

1. Дружба

 

2. Активность в учёбе

 

3. Взаимопонимание

 

4. Надёжность

 

5.Дружелюбная атмосфера

 

6. Организованность

 

7. Единство взглядов и интересов

 

Оцените каждый пункт по 5 бальной шкале.

Совместное обсуждение результатов, обозначение выявленных проблем классного коллектива.

  1. Составление оценочной характеристики класса.

Перечислите достоинства и недостатки нашего класса и заполните белый и черный списки.

+ (Белый список)

Наши достоинства

– (Черный список)

Наши недостатки

1

 

1

 

2

 

2

 

3

 

3

 

4

 

4

 

5

 

5

 

6

 

6

 

Обсуждение результатов.

        3. Проект «идеальный коллектив».

а) создайте образ идеального класса, опишите его черты в 10 предложениях

Презентация и обсуждение проектов.

б) определение цели работы по укреплению класса. Заполните таблицу.

– (Цель-проблема)

Избавиться, уменьшить, искоренить

+ (Цель-идеал)

Обрести, увеличить,
развить

1

 

1

 

2

 

2

 

3

 

3

 

4

 

4

 

5

 

5

 

6

 

6

 

Обсуждение результатов, проработка каждого пункта.

– Достижимы ли поставленные нами цели?

– Как конкретно можно их достичь?

Все предложения записываются на доске в виде плана-календаря работы класса на учебную четверть или учебный год.

 5. Итог занятия.

Оформление плана-календаря работы класса в виде плаката.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»

"Если  классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием бу...

БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

данная беседа направлена на выявление проблем класса; проведение диагностики сплочённости класса....

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 1)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 2)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 3)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Личность и коллектив: проблемы взаимодействия

Исследовательская работа "Личность и коллектив: проблемы взаимодействия"...