Конспект родительского собрания в 9 «Б» классе МБОУ СОШ №42 МО Абинский район Краснодарского края по теме: «Формирование жизнестойкости учащихся. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»
материал (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Пояснительная записка

      «Психологическое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - гласит один из девизов, вписанных в Устав Всемирной организации здравоохранения.

      Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

     Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению психического здоровья детей. Актуальным является необходимость на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам саморегуляции поведения, чтобы у них сформировалась правильная социальная ориентация.

     Жизнестойкость представляет собой совокупность навыков и установок, которые помогают изменять поведение при преодолении стрессовой ситуации.

            Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.

         Формирование жизнестойкости опирается на понимание ценности человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и поведения в сложных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zhiznestoykosti.docx879.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в 9 «Б» классе МБОУ СОШ №42 МО Абинский район

Краснодарского края 

по теме 

«Формирование жизнестойкости учащихся.

Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»

Из опыта работы

 классного руководителя 9 «Б» класса

МБОУ СОШ №42 МО Абинский район

Л.А.Лупырь

2016-2017 учебный год

Конспект родительского собрания в 9 «Б» классе МБОУ СОШ №42

 МО Абинский район Краснодарского края

по теме: «Формирование жизнестойкости учащихся.

Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»

Из опыта работы

 классного руководителя 9 «Б» класса

МБОУ СОШ №42 МО Абинский район

Л.А.Лупырь

Пояснительная записка

      «Психологическое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - гласит один из девизов, вписанных в Устав Всемирной организации здравоохранения.

      Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

     Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению психического здоровья детей. Актуальным является необходимость на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам саморегуляции поведения, чтобы у них сформировалась правильная социальная ориентация.

     Жизнестойкость представляет собой совокупность навыков и установок, которые помогают изменять поведение при преодолении стрессовой ситуации.

            Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.

         Формирование жизнестойкости опирается на понимание ценности человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и поведения в сложных жизненных ситуациях.

Актуальность проблемы для нашего коллектива учеников 9 класса МБОУ СОШ №42

     Поводом для проведения родительского собрания, представленного в конспекте, явились две причины:

  • в ученическом коллективе вверенного мне класса возникла конфликтная ситуация: ученица Татьяна Ж. (имя изменено из этических соображений), требующая к себе повышенного внимания окружающих, часто провоцировала одноклассников своим поведением к выяснению отношений. «Шутки» становились обидными, отношения приобретали напряжённость и вылились в открытый конфликт, когда  Татьяна выложила в социальные сети фотографии одноклассников, фотографируя учеников скрытно. Учащиеся были возмущены, в результате был объявлен Татьяне бойкот.  Стало явным неумение обучающихся конструктивно сотрудничать и взаимодействовать;

  • по результатам диагностики, опроса родителей сотрудниками образовательного  учреждения было выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению жизнестойкости. Остро обозначается сегодня проблема жизнестойкости в семье. Наблюдается низкий уровень активности, самосознания, саморегуляции современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям,  формированию их мировоззрения (из материалов Протокола №8 педагогического совета МБОУ СОШ №42 от 16.11.2015)

Возникла необходимость в  проведении родительского собрания по теме: «Формирование жизнестойкости учащихся. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях».

Цели собрания:

1.Формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (психологов и родителей)

2.Согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

3.Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

4.Формирование навыков конструктивного взаимодействия                    (выражение просьбы, отказа, реагирования на справедливую и несправедливую критику);

5. Оптимизация эмоционального климата в семье и школе.

Подготовительный этап

  • Проведение ученического собрания о толерантности
  • Проведение  беседы  психолога с учащимися:  «Пути выхода из конфликта»
  • Просмотр учащимися вместе с родителями фильма «Чучело» режиссёра Ролана Быкова, обсуждение фильма.

Методы и формы работы:

  • беседа;
  • индивидуальная работа;
  • ролевая игра;
  • групповая дискуссия;
  • практические упражнения;
  • презентация;
  • решение проблемных ситуаций.

Оборудование: мультимедийное оборудование для просмотра тематической презентации, распечатанные буклеты с «Памятками» для учеников и родителей.

Ход собрания

Эпиграф (записан на доске)

Человек – как кирпич, обжигаясь, становится крепче. Поверить в себя, когда другие сомневаются .

Л. Гинзбург

1. Организационный момент:

  • приветствие
  • избрание председателя, секретаря для ведения собрания

2. Слово учителя об актуальности проблемы, вынесенной в повестку дня:

Уважаемые родители! Конечно же, Вам известна трудноразрешимая  ситуация, возникшая в отношениях наших детей в классе, заключающаяся в противодействии подростков, участников конфликта. Конфликт  сопровождался негативными эмоциями несколько дней.

Я признательна родителям, которые не остались в стороне от проблемы, а помогли детям в совместной работе с психологом, со мною, классным руководителем,  разрешить конфликт. Ценно оказалось то, что дети поделились проблемой с Вами, с родителями, а это значит, что между Вами есть доверие. Однако нельзя не отметить, что некоторые родители узнали о конфликте тогда, когда уже работали с детьми взрослые, и эти взрослые оказались не из их семьи. Дети не поделились с Вами проблемой. Прошу выявить внутренние причины недоверия и работать над взаимоотношениями с детьми. Надеюсь,  сегодняшнее собрание поможет Вам в этом, хотя процесс обретения доверия долгий и требующий постоянной  внутренней работы.

 Признательна инициативным,  а главное, неравнодушным родителям, оперативно принявшим меры по устранению проблемы:  это Ваше предложение было посмотреть и обсудить фильм Ролана Быкова «Чучело»,  так как важным моментом в работе с детьми по преодолению трудных жизненных ситуаций является расширение поля сознания, развитие воображения, формирование процессов эмоционального предвосхищения, что способствует мобилизации душевных и физических сил ребенка. Фильм помог нам в этом.

Понимая, что в неформальной обстановке дети быстрее восстановят дружеские отношения, Вы организовали поход учащихся в лес, корректируя, направляя их общение.

                    Внутренний ресурс подростков помогает  успешно справляться с жизненными трудностями, связан с гибкостью мышления, поведения, эмоционального реагирования. Это проявляется в быстром переключении внимания с одной ситуации на другую,  в смене эмоционального настроя . Общение на природе способствовало таким процессам.

Однако нужно отметить, что напряжение в отношениях до конца не снято и надо помочь ребятам извлечь урок из некрасивой ситуации, когда виноватыми оказались все стороны конфликта, даже те, которые изначально были правы. Состояние неловкости, чувство  вины уйдёт, если мы, взрослые, поможем ребятам раскрыть внутренние ресурсы жизнестойкости, чтобы оптимально справляться с жизненными трудностями. Чтобы эти ресурсы, о которых ребёнок, может быть, и не знает, не остались   невостребованными.

Наша задача, родителей и педагогов, помочь детям раскрыть в себе ресурсы жизнестойкости, научить их не «загонять» проблему внутрь себя, а уметь раскрыться, узнать возможные шаги для обретения внутренней гармонии.

За помощью я обратилась к трудам педагогов – психологов Алтайского края О.А. Ховалкиной,  О.В. Борисенко и других, занимающихся вопросом жизнестойкости обучающихся и предлагают некоторые приёмы работы в этом направлении.  

3. Упражнение «Продолжи предложение» (выявление степени  понимания вопроса родителями)

У каждого из вас есть карточки, на которых есть начало предложения, а вы напишите его продолжение.

- Трудная жизненная ситуация….

- Жизненные ситуации, вызывающие положительные эмоции в моей жизни…

- Жизненные ситуации, вызывающие отрицательные эмоции в моей жизни…

- Когда мне трудно я обращаюсь….

- Я успешно справляюсь с трудностями с помощью …

После этого предложения зачитываются,  идёт обсуждение, обмен мнениями.

4.  Просмотр презентации «Способы преодоления трудных жизненных ситуаций» с дискуссией.  Презентация представляет игру «Я в условиях выбора. Дорога в горы»

Каковы основные резервы личности в преодолении сложных жизненных ситуаций, которыми наполнена современная жизнь? 

Ответы на эти вопросы важны для сохранения внутренней гармонии человека.

 После обсуждения ключевых вопросов идёт просмотр презентации, на которой представлены способы преодоления трудных жизненных ситуаций :

Слайд №1

  1. Модель конфликта.

Конфликтная ситуация

Инцидент

Конфликт

Развитие конфликта

Разрешение конфликта

Слайд №2

2. Алгоритм действия в конфликтной ситуации.

1.Выделить суть проблемы.

2.Увидеть ее со стороны.

3.Поставить себя на место другого человека.

4.Найти конструктивное (правильное) решение проблемы.

5.Модель конфликта рассматривается на примере фильма «Чучело»

(Результат исследования эмоционального воздействия фильма на детей в Приложении №1)

С родителями обсуждаются наиболее эмоциональные, с точки зрения учащихся, эпизодов фильма:

  • Лена Бессольцева берет чужую вину на себя
  • Дети сжигают чучело
  • Лена приходит на день рождения к Диме
  • Лена отказывается объявлять бойкот Диме
  • Дети узнают от учителя имя настоящего предателя
  • Дети выводят на доске: «Чучело, прости нас!»

Задание родителям:

Выберете из предложенных ниже качеств те, которые помогут человеку договориться с другими людьми, и выпишите их. Продолжите этот список качеств. Объясните свой выбор:

скромность                            злость

справедливость                     честолюбие

честность                               милосердие

стыдливость                           грубость

искренность                           порядочность

  6.Выводы:

Донести до сознания детей, что любой человек в своей жизни стоит постоянно перед выбором своего решения в каждой ситуации, главное, нужно знать  способы предотвращения конфликта, а если он возник, то способы разрешения конфликта. Ознакомление с содержанием «Памяток»

Памятка родителям и детям

Приложение №3

Способы разрешения конфликта

  • Ищите понимание, а не победу.
  • Следите за тем, что говорите:
  • Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его.
  • Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
  • Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
  • Будьте правдивы и делайте это с добром.
  • Иногда бывает лучше и промолчать.
  • Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. 
  • Осознавайте свои ощущения и выражайте их
  • Управляйте своими эмоциями
  • Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта
  • Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника.

7. Учитель знакомит родителей с Притчей «О кофе».

Мудрая притча об отношении к сложностям, которые преподносит жизнь, рассказанная детям родителями,  поможет осознать прошедшую конфликтную ситуацию как урок жизни: всякая трудность, возникшая на нашем пути, помогает нам стать крепче духом, мудрее, помогает обрести опыт в самоопределении.

8.Слушание и обсуждение притчи «О кофе…»

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил…Что мне делать?  Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

- Что изменилось? – спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворились в воде,– ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри : твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.  Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди : сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

- А кофе? – спросила дочь

- О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее – превратило кипяток в ароматный напиток. Есть особые люди, которые изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…

8.Заключение.

     В кризисном состоянии человек склонен чрезмерно концентрироваться на собственных трудностях и переживаниях. Он рассматривает их как безнадёжный тупик. Кризис в жизни – это всегда неприятно. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого раньше не было. Как сказал Л. Гинзбург :

«Человек   как кирпич, обжигаясь, становится крепче. Поверить в себя, когда другие сомневаются .»

Памятка для подростка, которую должны родители донести до сознания ребёнка с целью помочь ему выйти из душевного кризиса, от мыслей о суициде.

Памятка для учащегося (оформлено буклетом)

Приложение №4

 Подросток!

  • Свои проблемы ты можешь преувеличивать, причем настолько, что они начинают казаться неразрешимыми.
  • Но известно, что неразрешимых проблем не существует. По крайней мере, уход от них не является решением.
  • Радуйся всему!

• Из каждой ситуации есть выход, просто нужно постараться его увидеть.

• Мы всегда думаем, что если вдруг умрем, то что-то кому-то докажем. Но даже если это так, ты сам уже об этом не узнаешь. Тогда теряется весь смысл действия. Подумай, ведь это твой и только твой выбор

 • Надо искать в себе силы, которые помогут жить. Жизнь проверяет нас на прочность, не надо сдаваться, надо идти к своей цели, своей мечте.

 • Только подумай, какие цели ты можешь поставить перед собой, а какие хорошие слова ты можешь говорить своим родителям и друзьям. И сколько еще интересных чувств ты можешь испытать в своей жизни!

  • Наша жизнь – самое дорогое, что есть на свете у любого. Но она очень хрупка! Берегите ее! Делайте для нее самое лучшее, ведь вы делаете это для себя. Абсолютно каждый в силах сделать себя счастливым, главное – не лениться.
  • Улыбнитесь каждому прохожему. Проявляйте доброту, благожелательность, помогайте людям - и вам все это вернется.
  • Преодоление кризиса Для многих житейских проблем существуют довольно простые и доступные решения. И если они нам не известны, то мы, по крайней мере, знаем, что мы можем обратиться к своим родителям за помощью и советом, если нет, то обратиться за советом к специалисту. Анонимно можешь позвонить по  телефону доверия:
  • И если ДРУГ этого не понимает, надо помочь ему найти выход.

9. Решение родительского собрания как итог работы прилагается

Приложение №2 (Выписка из протокола родительского собрания «Формирование жизнестойкости учащихся. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях».)

Приложение №1

Результаты опроса о выявлении наиболее эмоционального эпизода

фильма Р.Быкова «Чучело»

Цель: ознакомить родителей с результатами опроса учащихся о наиболее эмоциональном эпизоде фильма Р. Быкова «Чучело», для последующего анализа эмоционального состояния  класса.

  1. Лена первый раз приходит в новый класс - 1,4%
  2. Дети убегают с урока в кино - 0,9%
  3. Дима рассказывает учительнице об уходе класса в кино - 0,9%
  4. Лена берет вину на себя - 10,4%
  5. Дима приходит к Лене домой и называет себя трусом-  0,9%
  6.  Дима и Лена в развалинах старого здания - 5,8%
  7. Дети поджигают чучело - 16,0%
  8.  Васильев предлагает Лене не уезжать из города-  0,9%
  9. Лена остригает волосы наголо- 4,7
  10. Лена приходит на день рождения Димы -  14,6
  11. Лена отказывается объявлять бойкот Диме -  9,9
  12. Дедушка Бессольцев дарит классу картину -  3,8
  13. Дети узнают имя настоящего предателя -  10,8
  14. Дети пишут на доске «Чучело, прости нас!» - 9,9
  15. Лена и дедушка уезжают из города - 2,4

Приложение №2

Выписка

из Протокола№3   родительского собрания

учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ №42

от 23.09.2016 г.

В классе 25 учеников

Присутствовали родители 19 учеников

Первым на Повестке дня был вопрос :

  1. «Формирование жизнестойкости учащихся. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях».

Слушали  

  • классного руководителя Л.А.Лупырь (конспект выступления и проведения ролевых игр представлен )
  • О.Н. Лузанову, представившую пути окончательного примирения учеников
  • Л.А.  Лисину, В.В. Лисина, предложивших организовать поездку коллективом в г. Тамань по лермонтовским  местам
  • А.М. Орехову, выступившую с проектом решения собрания

Решили:

  1. Формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка. Педагогам, психологу, родителям быть в постоянном взаимодействии.
  2. Работать над оптимизацией эмоционального климата в семье и школе.
  3. Выявить внутренние причины недоверия у ребёнка по отношению к родителям (в случае возникшей проблемы) и работать над взаимоотношениями с детьми.
  4. Проработать совместно с детьми советы, представленные в буклетах-памятках.
  5. Прислушаться к совету специалистов – психологов  и учесть их советы, изложенные в «Памятках»
  6. Предложить ученикам поездку в г. Тамань по лермонтовским  местам.

За решение проголосовали единогласно

Председатель собрания ________________________ А.М.Орехова

Секретарь собрания ___________________________ М.Н.Ильницкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

Родительское собрание на тему:«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» Цель: •    обратить внимание родителей к своим детям, ...

Родительское собрание: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях"

Подростки могут быть очень восприимчивы и нестабильны, тяжелее переживать неудачи в личных отношениях, чем другие. У родителей возникает больше вопросов - что делать, как помочь ребенку, страх за его ...

Родительское собрание "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".

Родительское собрание посвящено проблеме подросткового суицида. Целью является оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.  Архив содержит разработку, презентац...

Родительское собрание "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях"

Цель родительского собрания: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида. Задачи: 1) Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подростков...

Материал для проведения родительского собрания на тему: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".

Материал предназначен для родителей (законных представителей) с целью информирования о причинах, признаках и характере подросткового суицида. Даются советы по оказанию помощи подростку в кризисных сит...