План-конспект классного часа "70 летие Победы СССР над милитаристской Японией"
классный час на тему

Майданова Анна Сергеевна

Классный час посвящён Победе СССР над милитаристской Японией 2 сентября 1945 года, героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерства обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Севастопольское президентское кадетское училище»

УТВЕРЖДАЮ

старший воспитатель курса 7-х классов

______________       Г. Мишин

«____» сентября 2015 г.

План-конспект классного часа

на тему: «70-летие победы СССР

над милитаристской Японией»

разработала классный руководитель 7-В класса 3 курса

воспитатель I квалификационной категории

Майданова А.С.

г. Севастополь

Цель: формирование у кадет новых знаний о победе СССР в войне над милитаристской Японией.

Задачи:

  • продолжить развивать умение работы с различными источниками, а также находить нужную информацию в разных видах источников;
  • развивать коммуникативные навыки, умения доказывать и обосновывать свою позицию;
  • формировать у кадет негативное отношение к нацизму и его проявлениям;
  • формировать неприятие войны как средства решения международных конфликтов, понимание неизбежности расплаты за преступления против человечества.

Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, презентация, видеоматериал «Роль СССР в победе над Японией» аудиозапись метронома (Минута молчания).

Предварительная работа: разучивание с кадетами стихотворения Э. Асадова «День победы», пригласить на урок ветерана ВОВ (или ВС).

Дата проведения: 01 сентября 2015 года

Время проведения: 11.00

Место проведения: кабинет 272.

Форма проведения: комбинированное занятие, интерактивная беседа.

Развёрнутый план урока

п/п

Этап классного часа

Краткое описание этапа, действия воспитателя

Действия

воспитанников

Педагогические технологии

Формируемые компетенции

1

Начало

занятия

Доведение темы классного часа

Слушают воспитателя

Групповые технологии

Компетенция группового взаимодействия

2

Основная часть

Причины войны. Основные этапы войны

Слушают воспитателя.

Информационно-коммуникационные технологии

Гражданско-патриотическая  компетенция за счет воспитания преданности к своему Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству

3

Выступление кадет с докладами по истории Второй мировой войны, Великой Отечественной войны и войны с Японией

Слушают сообщения

4

Просмотр видеофильма

Смотрят видеофильм

5

Беседа с ветераном

Слушают ветерана. Задают вопросы

Технология сотрудничества

Коммуникативная компетенция, т.е. готовность получать необходимую информацию

6

Выразительное чтение наизусть

Слушают стихотворение Э. Асадова «Победа»

Информационно-коммуникационные технологии

7

Викторина по пройденному материалу

Отвечают на вопросы викторины

Групповая технология

Личностная компетентность за счет развития индивидуальных способностей и талантов, приемов само и взаимообучения

8

Заключение

Краткий опрос по пройденному материалу

Отвечают на вопросы

Технология развивающего обучения

Ход классного часа:

Воспитатель:

Самым жестоким и разрушительным за всю человеческую историю конфликтом, поставившим под угрозу, само существование человеческой цивилизации стала Вторая Мировая война (Слайд 2).

Она началась 1 сентября 1939 года и завершилась 2 сентября 1945 года. Длилась 6 лет. Участвовало 62 государство из 78 стран, существовавших в тот период, что составляет коло 80 % населения Земли. Было мобилизовано ок. 110 млн. человек. Погибло ок. 65 млн. человек. Еще десятки млн. были ранены, искалечены, остались без родных. Частью русско-финская война, Великая Отечественная война, Японско-китайская война. Только в ходе этой войны применялось ядерное оружие (Слайд 3).

ПРИЧИНЫ войны (Слайд 4):

  1. Создание фашизма в Европе, чтобы противостоять коммунизму.
  2. Стремление Германии к мировому господству.
  3. Ослабление СССР репрессиями Сталина (только в армии было арестовано и убито около 4 млн. человек).
  4. Стремление Японии к господству в Азии.
  5. Пассивность Франции и Великобритании с целью натравить Гитлера на СССР.
  6. Стремление каждой страны Европы достичь своих целей, участвуя в войне (например, Польша мечтала напасть на СССР, Италия мечтала захватить соседние земли). 

Основные этапы Второй Мировой, которые сегодня выделяют исследователи (Слайд 5).

Начало этому кровопролитному конфликту было положено 1 сентября 1939 года. Германия и ее союзники напали на Польшу, нарушив договор о мире. К июню 1941г. они захватили всю Европу кроме Швеции, Великобритании и Швейцарии, совершив европейский блицкриг.

Второй этап войны начался 22 июня 1941 года.  Германия нападает на СССР.  С этого дня началась Великая Отечественная война. Но план «Барбаросса» по молниеносному захвату СССР терпит неудачу.

(Слайд 6) Следующим в хронологии Второй Мировой войны стал период со второй половины ноября 1942 года по конец 1943-го. В это время Германия постепенно утрачивает стратегическую инициативу. На Тегеранской конференции, в которой приняли участие Сталин, Рузвельт и Черчилль (конец 1943-го) принято решение об открытии второго фронта.

(Слайд 7) Четвертый этап, начавшийся в конце 1943-го, завершился взятием Берлина и безоговорочной капитуляцией фашистской Германии 9 мая 1945.

Заключительный этап войны продлился с 10 мая 1945 по 2 сентября того же года. Именно в этот период США применили ядерное оружие. Военные действия велись на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. После разгрома Японии и её капитуляции Вторая мировая война закончилась.

1 кадет (Слайд 8):

1 сентября 1939 года Вермахт начал неожиданную масштабную агрессию, направленную против Польши. Началась Вторая Мировая война. Франция, Англия и некоторые другие государства объявили Германии войну. Но, тем не менее, реальная помощь оказана не была. К 28 сентября Польша полностью находилась под властью Германии. В тот же день был заключен договор о мире между Германией и СССР. Фашистская Германия, таким образом, обеспечила себе достаточно надежный тыл. Это дало возможность начать подготовку к войне с Францией. К 22 июня 1940 года Франция была захвачена. Теперь ничто не мешало Германии начать серьезную подготовку к военным действиям, направленным против СССР. Уже тогда был утвержден план молниеносной войны против СССР «Барбаросса».

2 кадет (Слайд 9):

22 июня 1941 года в 04 часа утра фашистская Германия, без объявления войны, напала на СССР. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашизма. Она длилась 4 года и закончилась 9 мая 1945 года беззаговорочной капитуляцией Германии и Победой СССР. Наша страна в этой войне потеряла убитыми 27 млн. человек. Было разрушено более 1700 городов, более 70 тысяч сел и деревень были сожжены. Уничтожено более 32 тысяч промышленных объектов, более 65 тысяч км железных дорог. Несколько млн. детей родились мертвыми или умерли после рождения. Более 5 млн. человек вернулось с войны инвалидами.

3 кадет (Слайд 10):

В антигитлеровскую коалицию вошли: СССР, Англия, Франция, США, Китай (руководство Чан Кайши) Югославия, Греция, Мексика. На стороне фашистской Германии участие во Второй Мировой войне приняли: Япония, Италия, Болгария, Венгрия, Югославия, Албания, Финляндия, Китай (руководство Ван Цзинвэя) Иран, Финляндия и другие государства. Многие державы, не принимая участия в активных военных действиях, помогали поставками необходимых медикаментов, продовольствия и иных ресурсов.

4 кадет (Слайд 11):

Для мировой и российской истории огромное значение имеют основные сражения Великой Отечественной войны:

30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г. – первая победа Красной Армии – Битва за Москву.

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – коренной перелом в Великой Отечественной, Сталинградская битва.

5 июля – 23 августа 1943 г. – Курская битва. В этот период произошло крупнейшее танковое сражение Второй Мировой - под Прохоровкой.

25 апреля – 2 мая 1945 г. – битва за Берлин и последующая капитуляция фашистской Германии во Второй Мировой войне.

Но война на этом не закончилась.

5 кадет (Слайд 12):

После окончания войны в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония. К тому времени войну Японии объявили около 60 стран. Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, японцы не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. Так, нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года привело к вступлению США в войну.

26 июля1945 года США, Великобритания и Китай предъявили японцам условия капитуляции Японии в документе под названием "Потсдамская Декларация", угрожая в случае отказа полностью уничтожить страну.

28 июня 1945 года Япония официально отказалась от условий ультиматума

Тогда 6 августа на Хиросиму, а через три дня на Нагасаки американцами были сброшены атомные бомбы, и в результате два города оказались почти стёрты с лица земли.

6 кадет:

Особенно во Второй мировой войне пострадал Китай. Японско-китайская война началась 7 июля 1937 года и полилась вплоть до окончания Второй мировой войны. В ходе боевых действий Китай потерял более 35 млн. жителей.

Документально признаны и доказаны следующие военные преступления Японии против Китая:

  • Нанкинская резня 1937 года.
  • Бесчеловечные опыты над военнопленными и мирным населением при создании бактериологического оружия (Отряд 731).
  • Жестокое обращение и казни военнопленных.

7 кадет:

Армией Японской империи против войск Китая применялось химическое оружие, что при массовом его применении и практически полным отсутствием химзащиты и химразведки китайских войск приводило к большим потерям в их рядах.

Также проводились опыты с целью установления количества времени, которое может человек прожить под воздействием разных факторов (кипяток, высушивание, лишение пищи, лишение воды, обмораживание, электроток, вивисекция людей и др.)

Некоторые военные врачи Японии получили уникальный опыт, к примеру, вскрытия живого человека. Живое вскрытие состояло в том, что у подопытных под наркозом или под местной анестезией постепенно извлекали все жизненно важные органы, один за другим, начиная с брюшины и грудной клетки и заканчивая головным мозгом

8 кадет:

Город Нанкин – бывшая столица Китая. В декабре 1937 года солдатами Японской армии были убиты более 150 000 жителей этого города.

Убийства против мирных жителей совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие, бывшее на вооружении японских солдат, не применялось. Тысячи жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также женщин преклонного возраста.

Кадет 9:

По итогам Ялтинской конференции СССР обязался к 8 августа 1945 года начать масштабное наступление на Дальнем Востоке, взамен получая Курилы и Южный Сахалин.

8 августа СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал наступление и в течение 2 недель нанёс сокрушительное поражение японской Квантунской армии в Маньчжоу-го. Эта операция получила название «Августовская буря».

 

Кадет 10:

2 сентября в 9:02 по токийскому времени (в 4:02 по московскому времени) на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Со стороны СССР от имени Советского Верховного главнокомандования документ подписал генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко.

Воспитатель:

Сейчас вашему вниманию предлагается видеофильм «Роль СССР в победе над Японией».

Просмотр видеоматериала видеоматериала.

Воспитатель:

Крупнейшая война в истории человечества завершилась. 2 сентября 1945 года стало датой окончания Второй Мировой войны.

Ценой нечеловеческих усилий советские солдаты не только отстояли Родину, но и избавили мир от фашизма, подарили возможность жить и творить на всей земле.

Я с удовольствием передаю слово нашему гостю ветерану военной службы генерал-майору Михайленко Юрию Васильевичу.

Беседа с ветераном. (слайд№5)

Воспитатель:

В память о миллионах жертв второй Мировой войны объявляется минута молчания.

Чтение кадетами стихотворения Эдуарда Асадова «День Победы».

Кадет 1:

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Кадет 2:
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.

Кадет 3:
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

Кадет 4:
Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.

Кадет 5:
И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...
Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?

Кадет 6:
Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.
И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.

Кадет 7:
И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!
И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая- прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

Кадет 8:
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя нас!

Викторина: (слайд№4)

1. Назовите хронологические рамки Второй мировой войны (01.09.1939 - 02.09.1945 гг.)

2. Сколько государств принимало участие во второй мировой войне? (62 государства)

3. Какое количество континентов и океанов были задействованы в военных действиях? (3 континента, 4 океана).

4. Какие государства входили в антигитлеровскую коалицию? (СССР, Великобритания, Франция, США).

5. Какие государства составляли нацистский блок? (Германия, Италия, Японская империя, Болгария).

  1. С какого года ведутся военные действия на дальнем Востоке? Когда ни стали частью Второй мировой войны? (1937г, с 1941г.).
  2. Какое государство стало главным противником антигитлеровской коалиции на Дальнем Востоке?  (Японская империя).
  3. Когда и на какие города Японии были сброшены атомные бомбы? (6 и 9 августа 1945, Хиросима, Нагасаки).
  4. Что на Западе называли«августовской бурей»? (Стремительное наступление советских войск на Дальнем востоке, разгромившее миллионную Квантунскую армию в Маньчжурии).

Заключительное слово воспитателя. Рефлексия.

Воспитатель:

  • Подошел к концу наш классный час.  
  • Что нового сегодня вы узнали?
  • Какие выводы для себя сделали?
  • Что понравилось, а что нет в работе по подготовке к мероприятию, в ходе его проведения?
  • Какие пожелания у Вас есть к творческим группам, ведущим?
  • Как вы думаете, необходимо ли нам в дальнейшем использовать такую форму мероприятия?
  • Можно ли выступать перед другими классными коллективами с этим материалом?

Спасибо большое всем, кто участвовал в подготовке мероприятия.  Спасибо ведущим и, конечно же, вам ребята, за активную работу, хорошую дисциплину, умение слушать и не оставаться равнодушными.

Список используемых источников

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_мировая_война 
  2. Цикл фильмов «Великая война. 18 серия. Война с Японией»
  3. Система взаимодействий классного руководителя с учащимися старших классов. / Авт.-сост. А.А. Литвинова. Волгоград: Учитель, 2004.
  4. Военно-патриотическое воспитание в школе/авт.-сост. М.В. Видякин, Н.А. Касаткина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Внеклассные мероприятия в средних и старших классах/сост. М.А. Петрухина. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект внеурочного занятия "Песни великой Победы" (6 класс)

В конспекте содержится информация о истории создания и возникновенмя песен военного периода....

План - конспект внеурочного занятия "Песни великой Победы" (6 класс)

В конспекте содержится информация о истории создания и возникновенмя песен военного периода....

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

План-конспект урока к 70-летию Победы

О людях горячего сердца, о людях мужества, отвоевавших счастье жить на этой земле пойдет речь на сегодняшней нашей встрече, на которой присутствуют родственник ветерана ВОВ...

План-конспект тематического вечера посвященного Дню Победы

План-конспект тематического вечера,       посвященного Дню Победы Цель: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ,одержавший Победу в жестокой войне.Оформление:...

План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...