классный час по теме "Общение"
классный час (10, 11 класс) на тему

В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия – общение. Общаясь, мы можем соглашаться или сопереживать (проявлять чувство эмпатии), или наоборот, противоречить собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие «общение»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klasnyy_chas_po_teme_obshchenie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час

по теме: «Общение»

Цели и задачи: расширять знания обучающихся об эмпатии, о проблемах общения; дать возможность ребятам разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения; развивать речь обучающихся и их творческие способности.

Ход классного часа:

Классный руководитель: В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия – общение. Общаясь, мы можем соглашаться или сопереживать (проявлять чувство эмпатии), или наоборот, противоречить собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие «общение»?

Обучающиеся: Передача определенной информации; взаимодействие партнеров в процессе какой-то деятельности; процесс воздействия на партнера (доказать, убедить и т.д.); передача мыслей и переживаний; вид

деятельности, при котором происходит взаимовлияние.

Классный руководитель: Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особенно велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит общение со сверстниками?

Обучающиеся: - Для некоторых это специфический канал информации; некоторые знания по вопросам пола мы получаем именно в процессе общения со сверстниками. Это прежде всего совместная деятельность, в процессе которой мы учимся спорить, отстаивать свои интересы и права, а также учитывать мнение коллектива и подчиняться этому мнению.

- Я думаю, что общение – это потребность в другом человеке, особенно если он тебе симпатичен. Тогда общение может быть не только полезным, но и доставить вам огромное удовольствие, а значит, и повлиять на ваше настроение и здоровье. Приятное общение – это всегда познание чего-то нового.

- Общение – это здорово! Правда, иногда хочется и уединиться, чтобы почувствовать себя умиротворенно-спокойным, потому что избыток общения иногда напрягает. Но в то же время мы не завидуем тем людям, у которых это умиротворение переходит в тоску и даже душеную изоляцию. Человек живет среди людей, а общение – одно из условий этой жизни.

- Общение является еще и одним из средств самовоспитания. Если бы наши предки не общались, а общаясь не взаимодействовали, разве они могли бы выжить и достичь того, чем обладает человек в наше время? Именно в процессе общения люди обменивались опытом и накапливали полезные знания для своей жизнедеятельности. Таким образом, именно в процессе общения люди развиваются, воспитываются, самосовершенствуются.

Классный руководитель:  Да, человек – существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение  бывает разным: деловое (учитель - ученик; директор - учитель; мастер – рабочий; и т.д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели). А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь). Далеко не каждый умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. М.В. Ломоносов говорил, что не язык, а именно речь говорящего, а значит, сам говорящий, виноват в том, что «ежели чего точно изобразить не может». Как вы думаете, к чему нас подводит это высказывание?

Обучающиеся: -Думаю, что к вопросу о грамотности.

- К нашему словарному запасу.

- А я убежден, что еще и к вопросу культуры речи.

Классный руководитель:  А что вы понимаете под культурой речи?

Обучающиеся: - Человек должен соблюдать нормы литературного языка в разговоре и при написании текста.

- Культурная речь – это правильная речь с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.

-  Кроме правильного построения фраз необходим еще и богатый словарный запас. Умение строить сложные фразы, используя богатый словарный запас, всегда считалось атрибутом человека умного, достойного и преуспевающего. Ученые считают, что богатый лексикон и, конечно, умение им пользоваться, повышает вероятность того, что человек преуспеет в жизни.

Классный руководитель:  Ребята, такими примерами богата наша великая литература. Вспомним хотя бы Чичикова. К каждому из героев романа «Мертвые души» он сумел найти подход. Чичиков словно обволакивал всех своими словами и не вышел из себя даже тогда, когда Коробочка, боясь продешевить, отнеслась с недоверием к его выгодному, но не обычному  предложению. Чичиков не злился, а искал все новые и новые доводы. И добился успеха, потому что « все умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя…совершенно так, как следует». Ваше мнение об этом герое?

Обучающиеся: - Он человек общительный, легко налаживает контакт с людьми.

- Это человек эрудированный. Умеет поговорить с каждым на интересующую собеседника тему.

-  Он обаятелен. Это обаяние распространяется даже на тех людей, которые  скупы на похвалу. Он смог понравиться даже Собакевичу.

- Хорошо бы такими качествами обладать не мошеннику, а человеку, способному творить добрые дела. Такой человек много бы сделал полезного для людей.

Классный руководитель:  Чичиков не только общительный, но и приятный в общении. Но далеко не со всеми общительными людьми приятно разговаривать. Чрезмерная общительность некоторых иногда просто утомляет. Разве мало вокруг таких людей? А какой вы собеседник? Разумеется, когда путешествуешь по лабиринтам своего характера, всегда встречаешь что-то неожиданное, а что-то даже может ранить ваше самолюбие. Но бывают и приятные моменты. А самое главное, что вы всегда сможете задуматься над тем, что для вас открылось. И не только задуматься, а сделать для себя определенные выводы. Узнать о себе самих вам поможет тест.

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомыми людьми?
  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
  4.  Любите ли вы давать советы?
  5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
  6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?
  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
  8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?
  9. Вы любите быть центром внимания?
  10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
  11. Вы хороший оратор?

Классный руководитель:  Если вы ответили положительно на 1,2,3,7,8,9,10,11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.

1-3 балла. Трудно сказать, что вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами не всегда приятно, а порой – даже тяжело. Вам следовало над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не  требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть как на сцене?

Итак, предположим, что вас считают общительным человеком. У вас богатый лексикон. Но довольно часто богатство вашего лексикона увеличивается за счет сленга. Как вы сами относитесь к употреблению сленга?

Обучающиеся: - Должен отметить, что мы часто слышим от своих родителей такие фразы: «Я тебя прошу, не употребляй эти слова хотя бы в разговоре с нами, «Да расскажи обо всем, наконец, нормальным языком. Я не могу понять ни слова из того, что ты сказал». Возможно, набираясь жизненного опыта, сталкиваясь с различными явлениями жизни, мы воспринимаем все более ярко и непосредственно. Например, если мы говорим о чем-то «круто»,  значит, это что-то имеет право быть в нашей жизни, стоит наших усилий и белой зависти других. К этому стоит стремиться, этого стоит добиваться. А еще надо заметить, что в наши дни слово «круто» приобретает положительный оттенок. «Крутой» - это уже не прожигатель жизни, а чаще хороший специалист в какой-то области жизни. Круто жить – это уже не показуха, а достижение чего-то реального, настоящего.

- Часто взрослые не хотят принимать ни само слово «тусовка», ни то, что оно для нас, молодежи, значит. Большинство думает, что это пустая трата времени. Но именно на тусовках нас принимают такими, какие мы есть. Это для нас очень важно. Принимают именно меня, а не мои качества и заслуги. Общение во время тусовок часто дает нам поддержку, полезную информацию, а иногда и утешение, которые мы, к сожалению, не всегда получаем у взрослых. Да и просто приятно побыть рядом  с друзьями, единомышленниками, почувствовать себя искренним и бескорыстным.

- Когда мы говорим слово «кайф», то хотим подчеркнуть, что мы получили от жизни ощущение максимально возможного. Мы, в отличие от взрослых, еще умеем многому радоваться, для нас в этой жизни еще многое в кайф. И далеко не обязательно,  что мы  ощущаем вкус жизни только благодаря алкоголю или наркотикам. Это может быть полет на горных лыжах или хорошая тусовка, хорошо организованная дискотека или поход с друзьями, хороший клев на зорьке или просто яркий солнечный день с улыбками друзей и интересными темами для общения.

- Да, мы называем словом «лох» тех, кого считаем хуже себя, кто не обладает теми качествами, которые принято ценить в нашей среде общения. Хотя, конечно, здесь есть над чем задуматься. Потому что человек в силу каких-то обстоятельств может не обладать теми качествами, которые мы ценим (ум, сила, чувство юмора, умение поддержать собеседника, владение приемами борьбы), просто по состоянию своего здоровья. Значит, это жестокость с нашей стороны. Да и некоторые качества, высоко ценимые в определенной среде, являются очень даже спорными с точки зрения морали и культуры речи и поведении.

-Да, я согласна, здесь можно говорить и о нормах морали, и о культуре нашей речи. Но, поверьте, что большая часть нашего сленга, это слова, посредством которых мы стараемся скрыть истинный смысл того, о чем говорим в своей среде. Поэтому для нас иногда важно, чтобы взрослые не поняли, о чем идет речь. И потом, иногда это просто интересно. Сленг дает молодым что-то вроде секретного кода.

Классный руководитель:  Я согласна, что это, скорее всего, особенности вашего возраста. И большей частью такая лексика безобидна, хотя и не совсем вписывается в нормы грамотности и культуры речи. А вот что вы скажете о детском мате, который мы все чаще слышим и который просто шокирует многих взрослых?

Обучающийся: -Должен сказать, что в общении со взрослыми, подростки редко употребляют мат. Если только и тот и другой, из-за бедности словарного запаса, иначе не могут выразить свои чувства и эмоции. Для взрослых мат – это просто связка для  расположения слов в предложении. Для многих же подростков – это запретный плод, приобщение к мнимой взрослости.

- Что бы это ни было, я считаю мат проявлением бескультурья, необразованности и слабости натуры. Особенно, если человек что-то доказывает в споре, прибегая к нецензурным выражениям. Считаю, что он слаб в своих доводах, а, значит, и неумен. Насколько мне известно, нормы поведения и правила хорошего тона еще не отменены в нашем обществе. И услышав нецензурную брань из уст знакомого человека и с экранов телевизоров, чувствуешь себя, по меньшей мере, оскорбленной. И не потому, как утверждают некоторые мои подруги, что я слишком чувствительная натура из тургеневских романов, а потому, что мне не по душе любая грязь жизни. Думаю, что необходимое чистящее средство для этой грязи – воспитание человека плюс соответствующие законы.

Классный руководитель:  Уверена, что многие согласятся с тобой. Стоит задуматься  еще и том, что грубость речи может отпугнуть от вас многих собеседников, среди которых возможно близкие по духу вам люди – люди, которые могли бы стать вашими верными друзьями. И кто знает, оскорбив однажды в разговоре чувства, или даже чей-то слух, вы могли потерять человека, который мог бы стать для вас любимым и единственным на всю оставшуюся жизнь. С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, «как слово молвлено».

Подведение итогов классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...