Классный час "Так ли уж безопасны "безопасные" привычки?"
классный час (6 класс) на тему

Бирюкова Ольга Васильевна

Классный час посвещен проблемам игромании и интнрнет-зависимости. тем самым "безобидным" привычкам, которые могут медленно затянуть человека абсолютно любого возраста. Мероприятие проводилось в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_6_kl_28.11.docx501.42 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\саня\Desktop\фото октябрь-ноябрь\DSCF3257.JPG

Классный час:

«Так ли уж безопасны «безопасные» привычки:

Игромания

 и

интернет-

зависимость»

Построение классного часа

Цели и задачи:

          Наш сегодняшний классный час  посвящен такой проблеме как игромания и интернет зависимость. Мы с вами будем рассматривать причины и последствия этого социального явления, делать выводы по данному вопросу.

Основная часть:

          И хотелось бы  в первую очередь рассмотреть такие понятия как игромания, игрок и интернетзависимость.      

         Игромания — что это? Вредная привычка, склонность отдельных индивидуумов или же общая, присущая нашей неангельской натуре особенность души? Ученые спорят и будут спорить еще долго.

           Игрок — тот же сапер, идущий по краю. В его арсенале чутье, трезвый расчет, самообладание и чуточку везения.

           В настоящее время в обществе достаточно большое внимание уделяется проблеме распространения наркотиков и увеличению числа людей, особенно молодежи, попадающих в наркотическую зависимость. Общество наконец-то встрепенулось. Об этом начали говорить и писать. Но в то же время, очень мало кто из людей начинают осознавать и изучать другую форму зависимости, не менее затягивающую и не менее страшную, чем наркотики, - зависимость человека от компьютерных технологий. В связи с развитием компьютерной техники и программного обеспечения появилась возможность создавать все более реалистичные компьютерные игры, воздействующие не только на зрительные органы, но и на слуховые, а также, не за горами, и на обонятельные и осязательные. “С каждым скачком в области компьютерных технологий растет число поклонников компьютерных игр, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами». В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей.

             Такие люди, практически выпадают из социума. Они живут своей виртуальной жизнью, в которой нет места нормальным человеческим потребностям, за исключением физиологических, практически отсутствуют социальные контакты, а о какой-то внутренней духовной жизни говорить вообще не приходится. Постепенно человек превращается в машину-животное, бездушного кибера, который реагирует только на компьютерные раздражители и на потребности своего тела.

        Посмотрите социальный видеоролик по данной теме. (После просмотра видеоролика идет обсуждение увиденного).

  Можно выделить два основных фактора, формирующих компьютерную зависимость и делающих виртуальный мир более привлекательным, нежели реальный. Назовем их условно уход от реальности и принятие роли.

             Уход от реальности — это уход человека от реальных жизненных проблем и ситуаций. Это уход в несуществующий мир, где не надо ходить на работу, зарабатывать деньги, где нет проблем во взаимоотношениях с другими людьми, где все дозволено и где самые глубинные скрытые желания человека, даже если они порицаемы обществом и моралью, например ненависть и убийство, могут быть выпущены наружу и реализованы. В этом мире существуют только «Я» человека и его желания.

            Проживая жизнь в виртуальном пространстве, человек настолько погружается в этот вымышленный мир, что неосознанно пытается перенести законы игрового мира на реальный. Вполне закономерно, что он встречает непонимание и отпор, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Так, “со временем, реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей. Подводя итог, можно сказать, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Это полная аналогия с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без виртуального мира.

            Второй фактор — принятие роли. Способ познания мира путем принятия на себя какой-то роли особенно ярко выражен в детском возрасте. Ребенок представляет себя в роли кого-то существующего или вымышленного персонажа. Он имитирует в своем поведении образ жизни своего героя, через это, тем самым, пытаясь понять мир, в котором он живет, людей которые его окружают, вырабатывая правила социального общения и нормы поведения в жизни. То же самое можно наблюдать и у взрослого человека, который в упоении зачитывается приключенческими или любовными романами, в которых он представляет себя в роли героя или героини. И тот же самый механизм работает при возникновении компьютерной зависимости, когда человек, отождествляя себя с каким то игровым персонажем, проживает вымышленную жизнь: путешествует, руководит, переживает острые ощущения, добивается победы и т.п. “После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, он - супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу "им реальным" и "им виртуальным", что еще больше притягивает человека к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни, к тому же, если последняя сера и обыденна. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки”

        Перед вами лежат листочки с перечнем симптомов, просмотрите их и подчеркните те симптомы, которые вы смогли обнаружить у себя:

          Cимптомы патологического игрока:

  1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, думает о том, как найти деньги на следующую игру);
  2. Играя, испытывает возбуждение;
  3. Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру;
  4. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру;
  5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);
  6. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;
  7. Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  8. Совершает такие незаконные действия как обман, кража для финансирования игры;
  9. Вызывает игрой риск потерять близких, друзей или получения образования;

Если у вас наличествуют 4 или более симптома, то это уже болезнь. Но что же способствует развитию этой болезни?

         Давайте попробуем проанализировать и составить список основных психологических причин, приводящих к игровой зависимости (учащиеся высказывают свою точку зрения, затем сравниваем результаты с мнением специалистов)

  • безрадостная жизнь;
  • неудовлетворённость собой;
  • психологическая фиксация в детском или подростковом состоянии;
  • низкая культура человека;
  • бедность;
  • умственная отсталость.

Если есть причины, то должны быть и последствия игровой и интернет зависимостей. У вас на столах лежат высказывания, вам необходимо работая вместе определить какие из данных высказываний отображают реальные и ошибочные представления о последствиях игромании и интернетзависимости. Разделите их на две группы.

  • снижение уровня личности;
  • проблемы в семье;
  • потеря друзей;
  • улучшение жизни;
  • потеря смысла реальной жизни;
  • бедность фантазии;
  • увеличение общения с другими людьми;
  • бегство от реальности;
  • удовлетворенность собой;
  • решение проблем в реальной жизни.

C:\Users\саня\Desktop\фото октябрь-ноябрь\DSCF3259.JPG

           Выйдите к доске по одному учащемуся из каждой группы, и прикрепите свой список реальных последствий к доске.

            Мы получаем три списка, давайте рассмотрим данные результаты.

(Рассматриваем выбранные высказывания, анализируем полученные результаты).

            Сейчас вторая группа учащихся прикрепит свои списки ошибочных представлений о последствиях игромании и интернет зависимости.

(Рассматриваем выбранные высказывания, анализируем полученные результаты).

             Иногда слово зависимость заменяют словом страсть, или пристрастие. С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, – как собственные страсти.

Светофор. 

- Почему так поставлен вопрос - «Друг или враг»? 

Работа в группах по таблице. 

- Дать определение слову – друг, враг (учитель записывает определения на доске) 

Друг – человек, который поможет в трудной ситуации, к которому можно обратиться с проблемой, с которым интересно общаться. 

Враг – человек, который приносит вред здоровью физическому и психическому, из за которого возникают конфликты с близкими людьми. 

Работа в группах 

Докажите что компьютер друг (мальчики) 
Докажите что компьютер враг (девочки) 

Дети из разрезанных вариантов ответа выбирают правильные и приклеивают. 

- Теперь каждая группа прочитает 1 вариант ответа и доказывает, а другие если согласны поднимают – зеленый круг, нет – красный, думаю, не знаю –желтый. 

Предполагаемые ответы 

друг 
враг 

работа на компьютере - игра, это интересно 
Развивает мышление (рисунки, схемы, знаки) 
Развивает память и внимание (яркие, запоминающиеся предметы, действия) 
Возможность общения со сверстниками 
Возможность продемонстрировать свою индивидуальность, хобби, талант) 
Развитие мелкой моторики рук 
Быстрый доступ к информации 
Возможность дистанционного обучения 



1. Нагрузка на зрение 
2. Стесненная поза 

3. Излучение 

4. Воздействие на психику 

5. Вызывают агрессию 

6. сужение круга интересов 

7. уход от реальности 

8. Трата денег 

(слайд 2)Учитель поддерживает сторону «за», дополняет список 

(слайд 3) Учитель поддерживает сторону «против», дополняет список и подводит к понятию зависимости. Обсуждение слайда 

- Человечество с каждым днем становится все более зависимым от Интернета. И если лет двадцать назад компьютер был признаком высокого интеллекта его обладателей, то теперь благодаря ему мы практически разучились писать ручкой. Мы стали зависимыми от машин, к сожалению, не только материально, но и, что более важно, психологически. 

Сеть INTERNET - она мертва, 
Но мне как жизнь она нужна 
Тут легче все, тут можно жить 
И без проблем тебя любить 
Но снова я стою одна 
В реальном мире - пустота 
Опять заботы и дела, 
В реально мире нет тебя... 
Вчерашний день как будто сон 
Вчера был ты, вчера был комп. 
Опять забросив все дела, 
Бегу к тебе, но нет тебя 
В канале вновь кричит народ, 
А ты мне словно кислород, 
Тебя мне не хватает - жду 
Приди скорей - или умру... 

- Какие чувства переживает автор стихотворения, какие проблемы испытывает? (психологическая зависимость, влюблённость) 

Зависимость – это подчинённость другим людям, предметам, веществам, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы. Зависимые люди, которые уходят от проблем, усугубляют их и наносят вред своему здоровью, а так же благополучию окружающих людей. Нарушение физического здоровья. 

- А что делать, если такая беда приключилась с человеком, он стал зависимым. Но он очень хочет вернуться к нормальной жизни. Где же получить помощь?(родители, близкие люди, школьный психолог, телефон доверия) 

(слайд 1) Мы так и не пришли с вами к выводу кто же компьютер для человека - ?- Так как же решить вопрос; «Компьютер – друг или враг» 

Учитель: Подводя итоги, хочется предложить вам, небольшой экскурс в историю. Еще не забыты те времена, когда в научных сообществах, на страницах газет и журналов велись дебаты о «книголюбах». Может быть, вы сами, а может быть, ваши бабушки и дедушки, дяди и тети читали книги, что называется, «запоем». Еще не закончив одну, тут же кидались на поиски следующей. Это явление волновало общественность не меньше, чем сейчас «компьютеромания», его тоже изучали и делали всевозможные прогнозы о полной оторванности от реальности и неприспособленности к жизни «книгоманов». И говорили о том, как портится зрение и искривляется позвоночник... Затем пришла эпоха телевизоров. И все было очень похоже. Разговоры о том, что телевидение заменит театр и кино, книги и музыку. Телезрители сутки напролет сидели перед экранами. «Телевидение, – писали американские научные издания, – это не просто электронная игрушка или одно из многих развлечений. Оно оказывает огромное воздействие на семейные взаимоотношения и традиции, в том числе и на жизнь детей. Фактически у телевизора дети стали проводить больше времени, чем за любым другим занятием (исключая, пожалуй, только сон). Как вы понимаете проблема совсем не в компьютере, а в отношении к нему. 

- Как вы понимаете правильное отношение к компьютеру? 

- Какие правила пользования компьютером вы знаете? 

Для того, чтобы компьютер был другом и помощником нужно соблюдать правила пользования компьютером.(слайд 4) 

• Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола. 

• Следите за исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное искажение. 

• Индивидуально подобранные стол и стул позволят соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60 см). 

• Не ставьте компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз. 

• Наиболее вредной считается работа в Интернете. 

• Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает расслаблять зрение. 

• Необходимо, чтобы ребенок каждые 15-20 минут делал перерывы – давал глазам отдохнуть, делать зарядку для глаз, в которую входят, например, такие упражнения: поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, не поворачивая головы. 

• Можно подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере. 

Спасибо за работу, я желаю, что бы для каждого из вас компьютер стал другом. 

А теперь, вернемся к нашей березе – дети у которых оправдались ожидания и у кого не оправдались опасения приклеивают на свои контуры зеленые листочки, а остальные желтые. (на березе больше зеленых листьев) 

- Ребята, посмотрите, наша береза стала зеленой. Это значит наш классный час прошел с хорошим результатом и он вам понравился. Правильно? 

Спасибо за работу, я желаю, что бы для каждого из вас компьютер стал другом. 

        Подведение итогов:

          В заключении нашего классного часа хотелось бы чтобы вы подвели итоги сегодняшней беседы, высказали свое мнение и отношение к игромании и интернет зависимости. Хотелось бы услышать какие выводы вы сделали для себя. (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу, озвучивают вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...