Методическая разработка классного часа «Мама – ближе человека нет»
классный час (11 класс) на тему

Красникова Наталья Борисовна

Методическая разработка содержит сценарий для проведения классного часа к Дню Матери  в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_mama.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка

классного часа

«Мама – ближе человека нет»

        Выполнила:

Красникова Наталья Борисовна,  классный руководитель

        

2016 год

Цель: воспитание чувства любви, уважения и бережного отношения к матери.

Задачи:

- формировать умение работать в группе по осмыслению проблемы через сотворчество и коммуникацию;
- развивать умение самоанализа отношения к маме;
- способствовать выработке умения находить компромиссы в конфликтных ситуациях

Форма проведения: мастерская ценностных ориентаций

Оборудование и материалы:

мультимедийная презентация, дерево «мудрости», сочинения студентов «Мама-ближе человека нет»

Содержание мероприятия

Ход мастерской

  1. Сонастройка. 13.30

 Мастер: Здравствуйте! Сегодня у нас много гостей, но вы не волнуйтесь, я думаю, все доброжелательно настроены. Наш классный час будет проходить в форме мастерской в группах по 5 человек.

  1. Индуктор. ( Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников) На данном этапе происходит ознакомление с темой и мотивация.

        

Мастер: Сейчас каждая группа получит листочки со словами. Из этих слов нужно собрать пословицу.

   - На свете все найдешь, кроме отца и матери.
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- Материнская молитва со дна моря вынимает.
- Мать праведна – ограда камена.
(Родная сторона – мать, чужая – мачеха)


Каждая группа (из 5 человек) озвучивает свою пословицу.
Мастер:
- Что  объединяет эти пословицы?
- Какой теме посвящена работа в мастерской?

- Как вы считаете, почему мы сегодня будем говорить о матери, ведь уже столько сказано и написано?

 Мастер: Каждое последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. Мама играет главную роль в воспитании детей. Быть матерью – это большая ответственность и тяжёлая работа.

 Самое дорогое, что нам дано в жизни это мама. Она всегда поддержит, когда трудно, утешит, когда мы плачем, порадуется за наши успехи. Тема нашего классного часа: «Мама - ближе человека нет»

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.

                                                                                              Виссарион Григорьевич Белинский

 Просмотр видеоролика «Мамы» 3 мин

         13.38

3. Создание творческого продукта, основанное на деконструкции и реконструкции

А. Расскажите, пожалуйста, о своей маме.  Напишите «Синквейн» - схема на доске.

Зачитываются работы.


Мастер: Слово  «мама» у каждого вызывает свои ассоциации. Хорошо, что вы отметили хорошие качества ваших мам, надеюсь, когда вы будете мамами, такие же добрые слова скажут и о вас ваши дети. 13.42


Б. Сейчас вы заслушаете легенду о матери.  (Приложение 1). Подумайте, как бы вы озаглавили этот текст. Каждый записывает свой вариант ответа, в группе выбирают лучший, озвучивают.


В. Мастер: Любовь матери безгранична и бескорыстна. Мать готова пожертвовать собой ради ребенка, отдать сердце, силы, здоровье. Много стихов и песен посвящено мамам.  Сейчас Вероника и Катя исполнят нам песню из репертуара Жасмин «Мамино сердце».

     Человек, испытывая чувство любви, уважения к маме, не всегда готов раскрыть это чувство перед самым близким человеком. И только находясь в разлуке осознает, как дорога ему мама. Некоторые берутся за перо. Перед вами письма разных людей.

( Приложение 2) 13.49
Г.  Мастер: Предположите, какой человек мог написать такое письмо? (на доске открыть схему:
1.
Прочитайте.
2. Автор (возраст, занятие, характер)
3. Каково его отношение к маме?) 13.54

Д. Мастер: А сейчас представьте, что телефон не работает, возьмитесь за перо сами и напишите письмо своей маме. (5-минутное эссе) Студенты пишут, для гостей ролик без слов под музыку

- Кто желает раскрыть свои чувства?

  4. Социализация (предъявление созданного продукта)- (зачитываются по 1 письму от каждой группы) 

   Мастер: Дома наши студентки написали сочинения на тему «Мама - ближе человека нет» 14.03


Мастер: Ваши сочинения трогательны, наполнены любовью к маме (учитель говорит, кто написал сочинения, цитирует особенно трогательные строчки, если останется время можно заслушать по 1 сочинению от каждой группы)

    5. Формирование иформационного запроса (выстраивание новой проблемы)

    Мастер: Испытывая самые нежные чувства к маме, мы нередко ссоримся с ней.        

    Почему так происходит?
Продолжите предложение:  « Я иногда ссорюсь с мамой, потому что….»
(Начало предложения – на доску)
Начинает выступление первая группа, остальные дополняют, не повторяясь.

 Мастер: Что можно посоветовать в этой ситуации? Составьте добрый совет  и поделитесь им с другими. (Советы прикрепляются на дерево Мудрости)  14.07


А сейчас давайте просмотрим видеоролик  «Мама» 4 мин.

6. Рефлексия.

Мастер: Любите и цените своих матерей.

 Всегда легко обидеть мать. Она обиду не заметит. 
И только может вам сказать — «Не простудись, сегодня ветер». 
Любите люди матерей, им в этой жизни мало надо. 
Любовь и преданность детей для них превышая награда! 

 В заключение прослушайте стихотворение  Виктора Гина «Не обижайте матерей» (Завражнова Л.)

  Наш классный час подходит к концу, какой вывод вы для себя сделали?

  Предполагаемые ответы студентов: Маму нужно любить, беречь, помогать, относиться к ней с пониманием, заботой. Не обижайтесь и не раздражайтесь, когда вам кажется, что мама вас чрезмерно опекает.

Учитель: Помните:  «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери».  В будущем желаю вам быть хорошими мамами!

Приложение 1.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты. Но сердце у девушки было недоброе, черное.
Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу:
- Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях!
Поселил сын мать в сенях, запретил ходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но и этого показалось  снохе мало. Говорит она мужу:
- Пересели мать в сарай! 
Поселил сын мать  в сарай.
Отдыхала однажды молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу:
- Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне.
Не дрогнуло сыновье сердце, околдовала его красота жены. Убил он мать, вынул из груди
сердце, положил на кленовый лист – несет.
Трепещет материнское сердце. Споткнулся  сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало:
- сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь. Отдохни, потри ладонью ушибленное место. Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. 
И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким  и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным  и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не  мог возвратиться сын к красавице-жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми лучами озаряет вершины курганов…

Приложение 2

Милая моя мамочка! (Романова Д.)
Недавно нас просили написать сочинение на тему «Мой первый учитель». Села я писать и думаю, что первый  и самый важный учитель – это ты. Благодаря тебе я стала тем, кем стала.
Мне очень повезло в жизни, потому что ты понимаешь и поддерживаешь меня во всех моих начинаниях, никогда не отказываешь в помощи.
Когда от тебя долго нет вестей, я очень по тебе скучаю и, чтобы развеять тоску, вспоминаю твою добрую улыбку, нежные руки, наши  домашние праздники.
И в такие минуты я понимаю, как много тепла, ласки ты подарила мне. Спасибо тебе за это. Я люблю тебя.
(Письмо студентки)

 

                                      (Есенжанова А.)

   Поздравляю Вас, бесценная и несравненная маминька, с радостным днем вашего ангела; желаю провесть его в полном удовольствии. Очень жалею, что не смогу прислать Вам хорошего подарка. Но Вы и в безделице видите мою сыновнюю любовь к Вам, и потому прошу принять Вас эту небольшую книжицу. Она есть плод отдохновения и досужих часов от трудов моих. Она понравилась здесь всем, начиная от Государыни; надеюсь, что и Вам также принесет она сколько-нибудь удовольствия, и тогда я буду счастлив. Будьте здоровы и веселы и считайте все дни не иначе, как именинами, в которые всегда должны находиться в веселом расположении духа   (Н. В. Гоголь)

   Здравствуй мамочка! (Яшина М.)
У меня все хорошо, хотя у нас в отряде идет война с мальчишками, они никак не хотят нас понимать и не признают ошибок в своем поведении.
Недавно мы ходили в кино, мне очень понравилось
В столовой кормят  очень вкусно.
Наш отряд участвует во всех делах лагеря. Совсем недавно мы заняли в спортивных соревнованиях первое место. Все были рады этому, и я тоже, хотя мне было грустно оттого, что тебя не было со мной. Мне так хочется, чтобы ты была рядом. Я люблю тебя , мамочка. ( Письмо школьницы)


   Мама, мама! (Модина А.)
Я помню руки твои с того мгновения, как стал осознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, но он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы  в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так люблю целовать их в темные жилочки.
Но больше всего на свете   запомнил я, как нежно они, твои руки, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как   они гладили  мои волосы, когда я в полусознании лежал  в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня.
Мама, мама! Прости меня. Потому что ты одна, только одна можешь меня прощать…(Олег Кошевой, герой романа Александра Фадеева «Молодая гвардия»)


Приложение 3 (Завражнова Л.)

Виктор Гин 
Не обижайте матерей, 
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь, 
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук, 
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малыши без колыбельной.

Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

Используемая литература и источники:

А.М. Байбаков и др.

 Классные часы. 10-11 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

Группы:1. Завражнова, Сайфутдинова, Тулякова, Сергиенко, Радова

     2. Яшина, Привезенова, Модина, Гришина, Поташова

                3. Уланова, Морозова, Колчина, Соколова, Шехмаметьева

       4. Самойленко Е., Романова Д., Поскрёбышева, Есенжанова, Балахонова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)

Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...

Методическая разработка классного часа "Положительные и отрицательные качества человека"

Классный час «Положительные и отрицательные качества человека». Цели:- Познакомить учащихся с понятиями отрицательных и положительных качеств личности. - Расширить понятия личнос...

классный час "Мама-ближе человека нет"

Открытый классный час (духовно-нравственное воспитание)...

Классный час "Мама - ближе человека нет"

Данный классный час органично вписывается как в систему воспитательной работы, так и в систему уроков литературы и русского языка, поскольку главная цель моей учебно-воспитательной работы – восп...

Методическая разработка классного часа " Дружба в жизни человека"

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час прохо...

Методическая разработка классного часа «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Цель: поддержать бережное отношение к женщине – матери, укрепление устоев значимости семьи и роли матери – хозяйки, заступницы, хранительнице семейного очага....