Классный час в 9 классе на экологическую тему "Природа - экология - безопасность - мы"
классный час (9 класс) на тему

Рузова Нина Павловна

Цели классного часа: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_9_klasse.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Природа – экология – безопасность – мы»

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

План классного часа

 I. Организационный момент.

II Вступительное слово.

- Начать сегодня классный час хочу со слов французского ученого-естествоиспытателя 19 века Жана Батиста Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

- Как вы понимаете слова Ламарка? (варианты ответов: речь идет о потребительском отношении человека к природе; используя природу как источник ресурсов, загрязняя, истощая ее, человек приведет свой род к гибели).

 - Какой же теме, на ваш взгляд, будет посвящен наш классный час? (разные варианты ответов учеников, учитель заостряет внимание на ключевых словах, сообщает тему классного часа «Природа – экология – безопасность – мы»).

 Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение  в экологической культуре.

 Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

  Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманную рыбу и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

III. Интерактивная беседа

  Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

 Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

- Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. Эти 4 закона сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

  Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

V. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

 1.Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

 2.Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

3.В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

4. - Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

 - Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

VI. Работа в группах «Обращение от имени природы»

  Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

 . Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте   строки поэта Евгения Евтушенко. (Читает.)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Е.Евтушенко)

 О чем говорит здесь поэт?

 Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

 Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

 . Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?