Главные вкладки

    классный час
    классный час (6 класс) на тему

    Санданова Наталья Владимировна

    Тема «Вежливость –это сила, слабость или необходимость»

    Цели:

    1.Способствовать пониманию учащимися такого понятия как «вежливость».

    2. Развивать стремление поступать во всех жизненных ситуациях честно и справедливо, не ущемляя интересы других людей.

    3. Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    4. Способствовать развитию навыков общения.

                                                                         Ход урока

     1.Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня пообщаемся на очень интересную  тему «Вежливость – это сила, слабость или необходимость»? , которая  является актуальной  практически для каждого человека, живущего в современном мире. (Слайд1)

    Вот как высказывались о вежливости зарубежные писатели и поэты. (Слайд 2)

          Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

                                                                                                 М. Сервантес Сааведра.               

           Вежливость порождает и вызывает вежливость.     

                                                Э.Роттердамский.  

    2.Обозначение проблемы     

    Так что такое вежливость, попробуем разобраться? Работа в  парах. Высказывания детей. Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, светский, тонкий, благовоспитанный, воспитанный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный (синонимы слова). Да, вежливость - это качество человека, который уважительно относится к людям. Я думаю, что она включает в себя внимательность, желание оказать помощь каждому, кто в ней нуждается).   (Слайд3)

    Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Толковый словарь Ушакова. Вежливый человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. А все ли бывают вежливы? Приходилось ли сталкиваться в жизни с невежами? Да, тема вежливости всегда остро стояла во все времена. До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».   Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

     

     

    3.  Обсуждение ситуаций и комментарии

    А в чем преимущества вежливости?

    ·         Вежливость даёт возможность достойно выйти из любой ситуации.

    ·         Вежливость даёт умение  «держать себя в руках».

    ·         Вежливость придаёт силы для проявления только лучших человеческих качеств.

    ·         Вежливость даёт радость  от общения с людьми.

    ·         Вежливость обеспечивает ясность  в словах, мыслях и поведении.

    ·         Вежливость освобождает  от хамства и грубости.

    Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

    В чем же сила вежливости? Поиграем в детскую игру вежливых слов: (слайд 5)

      1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

        * 2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).

        * 3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).

        * 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

        * 5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

        * 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания) 

                                                     Слайд 6

    Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо».

    В  древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!»., затем слово заменили на спасибо.

    Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».

    Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!

    Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».А всегда ли можно выразить благодарность, только словами? Попробуем поблагодарить друга без слов...

    Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов. 

    «Здравствуйте» - слово очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть могучими и крепкими, как дерево дуб.  И теперь, когда мы произносим  это слово,  желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

     «Пожалуйста»

    Буквально это значит «подари, если любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это, если захочет.

     «До свидания»

    Прощание означает: «Я провел с тобой какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что я надеюсь свидеться с тобой снова!»

             Вторя часть темы – слабость? А в чем же слабость?    (отказать из-за вежливости, отстоять свою точку зрения…т.п.)

    А является ли вежливость необходимостью. Дискуссия в парах…

    ·         Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.

    ·         Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.

    ·         Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.

    ·         Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.

    4. Совместный поиск путей решения   проблемы

    Работа над ситуациями (Слайд7)

    У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить

    на вопросы: 1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение? 2. Кого осуждаете?

    Почему? 3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

    Ситуация 1.

    После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа

    отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал

    смотреть любимую передачу «В мире животных».

    ПРАВИЛО 1

    Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

    Ситуация 2.

    Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день

    она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока

    они новые» - говорила она подругам.

    ПРАВИЛО 2

    Будь вежлив со своими товарищами.

    Ситуация 3.

    Коля, вбежав в класс, закричал:

    -        Привет, Серый!

    -       Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в

    лужу!

    ПРАВИЛО 3

    Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его

    оскорбительным прозвищем.

    Ситуация 4.

    Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал

    улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и

    снова отвернулся к окну.

    ПРАВИЛО 4

    Вежливый человек внимателен к людям.

    Ситуация 5.

    У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,    выполняют

    вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

    ПРАВИЛО 5

    Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

    - Посмотрим, ничего мы не упустили (слайд 8,9,10)

    1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
    2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
    3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
    4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
    5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
    6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
    7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
    8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
    9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми. 

    Как воспитать в себе вежливость? Слайд 11

    - Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

    ·         Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.

    ·         Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.

    ·         Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.

    ·         Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.

    Вывод:  Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
    Вежливость способствует общению с людьми . Поэтому не забывайте о своих манерах и будьте приятными в общении!

     - Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Чему мы научились сегодня.

    5. Рефлексия

    Закончите предложение.

    •        Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

    •        Нам был нужен этот разговор …

    •        Я хочу себя похвалить …

    •        Я хочу похвалить одноклассников …

    •        Я хочу похвалить учителя …

    •        Я думаю, что я вежлив, потому что …

    •        Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vezhlivost_0.docx26.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Вежливость –это сила, слабость или необходимость»

    Цели:

    1.Способствовать пониманию учащимися такого понятия как «вежливость».

    2. Развивать стремление поступать во всех жизненных ситуациях честно и справедливо, не ущемляя интересы других людей.

    3. Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    4. Способствовать развитию навыков общения.

                                                                         Ход урока

     1.Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня пообщаемся на очень интересную  тему «Вежливость – это сила, слабость или необходимость»? , которая  является актуальной  практически для каждого человека, живущего в современном мире. (Слайд1)

    Вот как высказывались о вежливости зарубежные писатели и поэты. (Слайд 2)

          Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

                                                                                                 М. Сервантес Сааведра.              

           Вежливость порождает и вызывает вежливость.    

                                                Э.Роттердамский.  

    2.Обозначение проблемы    

    Так что такое вежливость, попробуем разобраться? Работа в  парах. Высказывания детей. Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, светский, тонкий, благовоспитанный, воспитанный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный (синонимы слова). Да, вежливость - это качество человека, который уважительно относится к людям. Я думаю, что она включает в себя внимательность, желание оказать помощь каждому, кто в ней нуждается).   (Слайд3)

    Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Толковый словарь Ушакова. Вежливый человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. А все ли бывают вежливы? Приходилось ли сталкиваться в жизни с невежами? Да, тема вежливости всегда остро стояла во все времена. До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».   Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

    3.  Обсуждение ситуаций и комментарии

    А в чем преимущества вежливости?

    • Вежливость даёт возможность достойно выйти из любой ситуации.
    • Вежливость даёт умение  «держать себя в руках».
    • Вежливость придаёт силы для проявления только лучших человеческих качеств.
    • Вежливость даёт радость  от общения с людьми.
    • Вежливость обеспечивает ясность  в словах, мыслях и поведении.
    • Вежливость освобождает  от хамства и грубости.

    Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

    В чем же сила вежливости? Поиграем в детскую игру вежливых слов: (слайд 5)

      1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

        * 2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).

        * 3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).

        * 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

        * 5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

        * 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания) 

                                                     Слайд 6

    Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо».

    В  древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!»., затем слово заменили на спасибо.

    Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».

    Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!

    Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».А всегда ли можно выразить благодарность, только словами? Попробуем поблагодарить друга без слов...

    Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов. 

    «Здравствуйте» - слово очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть могучими и крепкими, как дерево дуб.  И теперь, когда мы произносим  это слово,  желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

     «Пожалуйста»

    Буквально это значит «подари, если любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это, если захочет.

     «До свидания»

    Прощание означает: «Я провел с тобой какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что я надеюсь свидеться с тобой снова!»

             Вторя часть темы – слабость? А в чем же слабость?         (отказать из-за вежливости, отстоять свою точку зрения…т.п.)

    А является ли вежливость необходимостью. Дискуссия в парах…

    • Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
    • Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
    • Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.
    • Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.

    4. Совместный поиск путей решения   проблемы

    Работа над ситуациями (Слайд7)

    У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить

    на вопросы: 1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение? 2. Кого осуждаете?

    Почему? 3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

    Ситуация 1.

    После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа

    отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал

    смотреть любимую передачу «В мире животных».

    ПРАВИЛО 1

    Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

    Ситуация 2.

    Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день

    она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока

    они новые» - говорила она подругам.

    ПРАВИЛО 2

    Будь вежлив со своими товарищами.

    Ситуация 3.

    Коля, вбежав в класс, закричал:

    -        Привет, Серый!

    -       Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в

    лужу!

    ПРАВИЛО 3

    Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его

    оскорбительным прозвищем.

    Ситуация 4.

    Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал

    улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и

    снова отвернулся к окну.

    ПРАВИЛО 4

    Вежливый человек внимателен к людям.

    Ситуация 5.

    У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,    выполняют

    вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

    ПРАВИЛО 5

    Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

    - Посмотрим, ничего мы не упустили (слайд 8,9,10)

    1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
    2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
    3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
    4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
    5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
    6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
    7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
    8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
    9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.  

    Как воспитать в себе вежливость? Слайд 11

    - Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

    • Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
    • Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.
    • Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.
    • Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.

    Вывод:  Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
    Вежливость способствует общению с людьми . Поэтому не забывайте о своих манерах и будьте приятными в общении!

     - Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Чему мы научились сегодня.

    5. Рефлексия

    Закончите предложение.

    •        Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

    •        Нам был нужен этот разговор …

    •        Я хочу себя похвалить …

    •        Я хочу похвалить одноклассников …

    •        Я хочу похвалить учителя …

    •        Я думаю, что я вежлив, потому что …

    •        Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсная программа для классных руководителей "Самый классный классный"

    Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями....

    Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

    В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

    Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

    Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

    Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

    Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

    Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

    Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

    Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

    Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

    Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

    Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....