Дневник профессионального выбора.
учебно-методический материал на тему

Контроль знаний обучающихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь подростам амостоятельно убедиться в неточности или ошибочности суждений..

Обучающийся выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в Дневнике выбора профессии, что в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств в успешной профессиональной карьере.

Дневник является собственностью учащегося. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, а так же посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели – выбору профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_professionalnogo_vybora.docx77.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Кадета__________________________________

Роты_________Взвода____________

2015-2016 г.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Источник: О.Г.Кондратьева, О.Н. Латышенко. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся, Иркутск, 2004.-64 с.

Сочетание характерных для человека особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов определяет стиль его поведения и называется темпераментом. Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы, их разделяют на четыре типа: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

Холерик
Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях. Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.

Сангвиник
Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.

Меланхолик
Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстротой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоции при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиваться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и разного рода испытаний. Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.

Для того чтобы определить тип своего темперамента, ответьте на вопросы, выбрав один из четырех вариантов. Запишите 1 балл в соответствующий столбик.

Вам знакомы типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. На основании личного опыта, знаний о себе отметьте, к какому Вы типу относитесь.

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

1. Как вы ведете себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

Легко включаетесь

Действуете со страстью

Спокойно, без лишних слов

Неуверенно, робко

2. Как реагируете на замечания учителя?

Говорите, что больше не будете, а сами - снова

возмущаетесь

Выслушиваете спокойно

Молчите, но обижаетесь

3. Как говорите о том, что вас затрагивает?

Быстро, с жаром, но прислушиваетесь к другим

Быстро, не слушая других

Медленно, уверено

С большим волнением и сомнением

4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена:

Легко реагируете

Торопитесь закончить

Решаете спокойно, пока не отберут

Сдаете работу, но неуверенно

5. Трудная задача не получается сразу:

Решаете упорно и настойчиво

Бросите-продолжите - бросите - еще попробуете

Спокойно продолжаете

Проявляете растерянность, неуверенность

6. После уроков вы спешите домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу

Быстро соглашаетесь

Возмущаетесь: «почему я?»

Остаетесь, не говоря ни слова

Проявляете растерянность

7.Родители делают вам не совсем справедливое замечание:

Спокойно выслушиваете, спокойно заявляете о своем мнении

Взрываетесь, вступаете в спор, опровергаете обвинение

Не обращаете внимания: «пусть повыступают»

Очень переживаете, плачете

8. Вы получаете плохую оценку; как изменяется ваше настроение:

Внешне незаметно, но внутри есть горечь

Раскаиваетесь, развиваете деятельность по исправлению

«Ну и что? Исправлю»

Приходите в отчаяние, в уныние

9. Ваш друг (подруга) не пришёл на встречу:

Ничего не предпринимаете до выяснения причин

Проклинаете, мечете в его адрес гром и молнии

«Всё, что ни делается, все к лучшему!»

Переживаете, воображаете измену, крах отношений

10. Вы проигрываете в соревновании, в игре:

Продолжаете борьбу, тренировки, готовитесь к будущей победе

Теряете самообладание, обрушиваете обвинения на окружающих

«не корову же проигрываем»

Приходите к выводу о своём ничтожестве


Оценка результатов: всего по десяти вопросам вы имеете 10 баллов (это 100%).

Подсчитав количество баллов в каждом из колонок: сангвиник – С, холерик – Х, флегматик – Ф, меланхолик – М, вы можете увидеть, какой у вас темперамент (преобладает тот, по которому вы набрали больше всего баллов). А точное выражение вашего темперамента будет отражать формула:
Т=тС+пХ+рФ+кМ, то евть, на сколько % вы сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик (т,п,р,к – сумма баллов по колонкам %).
Мой темперамент:

  • Сангвиник ______ %
  • Холерик ______ %
  • Флегматик ______ %
  • Меланхолик______ %

Исходя из этого мне рекомендованы профессии:

Разделите листок на две колонки и напишите в левой колонке сильные стороны своего темперамента, а в правой – те которые вам не нравятся и порой мешают.

Сильные стороны моего характера

Слабые стороны моего характера

  Анкета «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

Источник: Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М. 1993.

1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Интерпретация результатов:

Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла).
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация.

 Анкета «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

Источник: Весна Е.Б., Киселева О.О. «Профессионально-педагогическая практика» //Учебно-методическое пособие// Москва-Воронеж, 1999.

Подчеркните 1- 3 утверждений, с которыми Вы согласны:
Я учусь, потому что
1. Заставляют родители.
2. На уроках интересно.
3. Хочу больше знать.
4. Чтобы потом получить хорошую работу.
5. Чтобы не огорчать родителей.
6. Чтобы не отставать от товарищей.
7. Чтобы не опозорить класс.
8. Мне нравятся учителя в нашей школе.
9. Чтобы потом много зарабатывать.

Интерпретация: все вопросы анкеты можно разделить на группы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности (внутренние мотивы).
1. Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явления и т.п. (утверждение № 3) 
2. Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявить интеллектуальную активность, ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты (утверждение №2).
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (внешние мотивы).
1. Широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями (утверждение №7);
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе (утверждение №4).
2. Узколичные мотивы - стремление занять достойное место среди товарищей (утверждение № 6), ради материального вознаграждения (утверждение № 9).
3. Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятности со стороны учителей, родителей, одноклассников (утверждение № 1 и 5)
Утверждение № 8 также можно отнести к внешнему мотиву.



ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ 

(В.Г. Щур, С.Г. Якобсон)

1 вариант:

Материалы: лист бумаги, на котором нарисованы лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись: счастье, здоровье, ум (можно ввести такие качества, как: красота, богатство, успех и пр.)

Инструкция:
«Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, умные, здоровые дети, на самой низкой – самые нездоровые, неумные, несчастливые. Отметь на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенку здоровья? Куда на лесенку ума?»

2 вариант (для старших детей)

Материалы: лист белой бумаги, карандаш, ластик
Инструкция: «Нарисуй три лесенки из пяти ступенек. Воспитатель рисует одну лесенку на доске так, чтобы она была лесенкой «счастья», другая «здоровья», а третья «ума». Можешь нарисовать их любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них». Дальше инструкция повторяется. 
Этот вариант подходит для групповой работы со старшими детьми и позволяет оценить величину каждой лесенки: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости и неустойчивости самооценки.

Анализ результатов: 

1. Анализ самооценки следует производить в баллах: 5 лесенка - 5 баллов, 4 - 4 балла, 3 - 3 балла, 2 - 2 балла, 1 - 1 балл.

2. Если все показатели в сумме дают 14-15 баллов - самооценка завышенная, от 9 до 13 баллов - адекватная (нормальная), от 8 до 3 - заниженная. Все полученные показатели следует соотнести с результатами других исследований.

Интерпретация носит свободный характер.

Ребенок с завышенной самооценкой (или же с тенденцией к ней) нечувствителен к ситуации обучения, не умеет видеть во взрослом учителя. 
Ребенок с позитивной, адекватной самооценкой (даже если он себя объективно переоценивает) имеет достаточные внутренние ресурсы для развития и обучения. Он нуждается в более точных представлениях о себе, во внимании взрослого, к которому, может быть, в высокой степени чувствителен.
Ребенок с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональном тепле и поддержке, в создании ситуации искусственного успеха, в закреплении позитивных эмоций и в поддержании психологического комфорта. А также в систематической помощи в принятии себя, в умении оказать себе одобрение и пр.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Метод социометрических измерений (социометрия)

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменений, улучшения и совершенствования.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другая неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициальной структуры группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

1. Измерение степени сплоченности-разобщенности;

2. Выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

3. Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Проведение социометрии

1. Выбор критериев отношения членов группы, класса друг к другу. Например, в отношении учебной деятельности или дружеского общения. Это могут быть вопросы такого рода, как: У кого бы ты из класса попросил помощи, совета при выполнении трудного задания? Если ты выиграл три билета в кино, кого бы ты из учеников класса пригласил в кино?

2. Проведение опроса.

3. Построение социометрии. Результаты выборов разносятся по матрице. Пример дан в таблице:


Кто выбирает

Кого выбирают

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1.

Иванов

+

+

+

2.

Петров

+

+

+

3.

Сидоров

+

+

+

Полученные выборы

2

1

1

3

2

1

4. Построение социограммы. Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические критерии. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (щите) с помощью специальных знаков.

5. Анализ социограммы. Анализ начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

Раздел I

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые __________________________________________________________

Б. Нелюбимые ________________________________________________________ 

Раздел II

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что : 

Не люблю предмет потому что :

1. Данный предмет интересен

2. Нравится, как преподает учитель

3. Предмет нужно знать всем

4. Предмет нужен для будущей работы

5. Предмет легко усваивается

6. Предмет заставляет думать

7. Предмет считается выгодным

8. Требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет требует терпения

10. Предмет занимательный

11. Товарищи интересуются этим предметом

12. Интересны отдельные факты

13. Родители считают этот предмет важным

14: Хорошие отношения с учителем

15. Учитель часто хвалит

16. Учитель интересно объясняет

17. Получаю

удовольствие при его изучении

18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

19. Предмет помогает развивать общую культуру

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто интересно

1. Данный предмет не интересен

2. Не нравится, как преподает учитель

3. Предмет не нужно знать всем

4. Предмет не нужен для будущей работы

5. Предмет трудно усваивается

6. Предмет не заставляет думать

7. Предмет не считается выгодным

8. Не требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет не требует терпения

10. Предмет не занимательный

11. Товарищи не интересуются этим предметом

12. Интересны только отдельные факты

13. Родители не считают этот предмет важным

14. Плохие отношения с учителем

15. Учитель редко хвалит

16. Учитель неинтересно объясняет

17. Не получаю удовольствия при его изучении 
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

19. Предмет не способствует развитию общей культуры

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто неинтересно

Раздел III

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

1. Это мой долг.

2. Хочу стать грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Хочу учиться.

Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

Обработка результатов.

Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

 

Результаты:

Вывод:

Мнение обучающегося-

МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»

Методика, разработанная Е.А. Климовым, предназначена для изучения профессиональных интересов учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 мин.

Инструкция: "У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу.

Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.

Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится - два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается."

Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?

  1.  Уроки по физике.
  2.  Уроки по математике.
  3.  Уроки по химии.
  4.  Читать книги или статьи по астрономии.
  5.  Читать об опытах и животных.
  6.  Читать о жизни и работе врачей.
  7.  Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
  8.  Читать о лесе.
  9.  Читать произведения классиков мировой литературы.
  1.  Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.
  2.  Уроки истории.
  3.  Посещать театры, музеи, художественные выставки.
  4.  Читать литературу о геологических экспедициях.
  5.  Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.
  6.  Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
  7.  Читать о работе милиции.
  8.  Читать о моряках, летчиках.
  9.  Читать о работе воспитателя.
  10.  Знакомиться с устройством и работой станков.
  11.  Готовить обеды.
  12.  Читать о строителях.
  13.  Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете,
    работаете.

23. Читать о достижениях техники (например, журналы «Техника
молодежи», «Юный техник» и т. д.).

  1.  Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.
  2.  Читать научно-популярную литературу об открытиях и физике.
  3.  Читать научно-популярную литературу о математике.
  4.  Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов,
    радио- и телепередач и т. д.).
  5.  Смотреть телепередачи о космонавтах.
  6.  Изучать биологию.
  7.  Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
  8.  Изучать ботанику.
  9.  Проводить время в лесу.
  1.  Читать литературно-критические статьи.
  2.  Активно участвовать в общественной жизни.
  3.  Читать книги об исторических событиях.
  4.  Слушать симфоническую музыку.
  5.  Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
  6.  Узнавать о географических открытиях.
  7.  Обсуждать текущие дела и события.
  8.  Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
  9.  Путешествовать по стране.
  10.  Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.
  1.  Знакомиться с различными инструментами.
  2.  Уроки домоводства.
  3.  Узнавать о новых достижениях в области строительства.
  4.  Посещать фабрики.
  5.  Знакомиться с устройством механизмов, машин.
  1.  Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в
    области радиотехники.
  2.  Разбираться в теории физических явлений.
  3.  Решать сложные математические задачи.
  1.  Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
  1.  Наблюдать за небесными светилами.
  2.  Вести наблюдения за растениями.
  3.  Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.
  4.  Выращивать животных и ухаживать за ними.
  5.  Собирать гербарий.
  6.  Писать рассказы и стихи.
  7.  Наблюдать за поведением и жизнью людей.
  8.  Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать
    материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
  9.  Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
  1.  Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
  2.  Изучать природу родного края.
  3.  Организовывать общественные мероприятия в школе.
  4.  Обращать особое внимание на поведение людей.
  5.  Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.
  1.  Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
  1.  Изготавливать различные детали и предметы.
  2.  Организовывать питание во время походов.
  3.  Бывать на стройках.
  4.  Шить одежду.
  1.  Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, машин, часов и т. п.
  2.  Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.
  3.  Заниматься в физическом кружке.
  4.  Заниматься в математическом кружке.
  5.  Готовить растворы, взвешивать реактивы.
  6.  Посещать планетарий.
  7.  Посещать кружок биологии.
  8.  Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
  9.  Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
  10.  Сажать деревья и ухаживать за ними.
  11.  Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.
  12.  Быстро переключаться с одной работы на другую.
  13.  Выступать с докладами на исторические темы.
  14.  Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по
    дереву.
  15.  Составлять описания минералов.
  16.  Участвовать в географических экспедициях.
  17.  Выступать с сообщениями о международном положении.
  18.  Помогать работникам милиции.
  19.  Посещать кружок юных моряков.
  20.  Выполнять работу воспитателя.
  21.  Уроки труда.
  22.  Давать советы знакомым при покупке одежды.
  23.  Наблюдать за работой строителя.
  24.  Знакомиться со швейным производством.
  25.  Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
  26.  Собирать радиоприемники и электроприборы.
  27.  Участвовать в олимпиадах по физике.
  28.  Участвовать в математических олимпиадах.
  29.  Решать задачи по химии.
  1.  Участвовать в работе астрономического кружка.
  2.  Проводить опыты на животных.
  3.  Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.
  4.  Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
  5.  Быть членом общества охраны природы.
  6.  Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
  7.  Анализировать явления и события жизни.
  8.  Интересоваться прошлым нашей страны.
  9.  Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых
приходится напряженно работать по заданной программе.

  1.  Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
  2.  Изучать политический строй различных стран.
  3.  Работа юриста.
  4.  Посещать кружок юных космонавтов.
  5.  Работа учителя.
  6.  Бывать на заводах.
  7.  Оказывать людям различные услуги.
  1.  Принимать участие в строительных работах.,
  2.  Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
  3.  Разбираться в технических чертежах и схемах.
  4.  Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.
  5.  Проводить опыты по физике.
  6.  Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
  1.  Ассистировать преподавателю при   проведении опытов по химии.
  1.  Собирать сведения о других планетах.
  2.  Читать о деятельности известных биологов.
  3.  Быть активным членом санитарных дружин.
  4.  Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными маши
    нами и орудиями труда.
  1.  Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
  2.  Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
  1.  Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газе
    ты.
  2.  Изучать историческое прошлое других стран.
  3.  Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
  4.  Читать о жизни и деятельности известных геологов.

  1.  Изучать географию нашей планеты.
  2.  Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
  3.  Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.
  4.  Читать книги о средствах передвижения.
  5.  Обучать и воспитывать детей.
  6.  Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
  1.  Постоянно общаться со многими людьми.
  2.  Проектировать строительные объекты.
  3.  Посещать выставки легкой промышленности.
  4.  Выполнять чертежи, проектировать машины.
  5.  Разбираться в радиосхемах.

Примечание: Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.

Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка для ответов количества знаков « + » и «-», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаками « + » или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2—3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков.

Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак  «+», а виды деятельности, которые не нравятся пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.

КЛЮЧ

  1.  физика
  2.  математика
  3.  химия
  4.  астрономия
  5.  биология
  6.  медицина
  7.  сельское хозяйство
  8.  лесное хозяйство
  9.  филология
  1.  журналистика
  2.  история

12. искусство

  1.  геология
  2.  география
  3.  общественная работа
  4.  право
  5.  транспорт
  6.  педагогика
  7.  рабочие специальности
  8.  сфера обслуживания
  9.  строительство
  10.  легкая промышленность
  11.  техника

24. электротехника

Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.


ЛИСТ ОТВЕТОВ

Фамилия И.О. _____________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

+

-

Активизирующий опросник "За и против" Пряжникова

  1. Общая характеристика методики.

  Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно самостоятельных опросника: «За и против – 1» (предназначен для выявления предпочтительных групп профессий); «За и против – 2» (для выявления наиболее развитых групп качеств) и «За и против – 3» (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей).

Методика является активизирующей в том смысле, что при внешнем сходстве с «настоящим» тестом, она больше предназначена для стимулирования размышления самоопределяющихся клиентов над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, а также – для провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций клиентов ценностно-смыслового плана.

Тем не менее методика имеет и собственно диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее вместе с другими распространенными профориентационными опросниками, например, с «Дифференциально-диагностическким опросником» (ДДО) Е.А.Климова, с «Картой интересов», с опросником Дж.Голланда и т.п.

Данная методика является усовершенствованной модификацией ранее опубликованного варианта опросника «За и против» [1] . Мы выражаем особую благодарность за помощь в сборе и обработке данных для составления новых «норм» Е.Ю.Пряжниковой, психологу московской школы № 848 Е.В.Лямкиной и педагогу школы № 1 г. Долгопрудного Московской области О.Н.Мелехиной.

    2. Общие условия использования методики «За и против»:

  1. Методика предназначена для работы со старшеклассниками (основные нормы набраны на учащихся 10-х классов), так для взрослых клиентов.

2. По времени методика обычно занимает: «За и против – 1» около 40-50 минут; «За и против – 2» - около 25-30 минут; «За и против – 3» - около 20-25 минут. Время для обобщения результатов всех трех частей – около 15-20 минут..

3. Методика рассчитана как для работы с группой (основной вариант использования), так и для индивидуальной профконсультации.

4. Обычно результаты подсчитывают сами клиенты (все-таки методика – активизирующая и клиенты должны понимать, что они делают).

5. Также клиенты самостоятельно рисуют бланки ответов (опыт показывает, что если внятно им объяснить порядок рисования бланков, то времени это занимает не намного больше, чем при шумной и «веселой» раздаче готовых бланков…).

   

1. АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «ЗА И ПРОТИВ – 1».

  Цели методики:

1.    Выявить наиболее предпочтительные для клиента группы профессий (это скорее внешняя цель).

2.    Активизировать самоопределяющегося клиента для ценностно-нравственных размышлений, связанным с выбором профессий (внутренняя, подспудная цель методики).

  Процедура использования и подсчет результатов:

1.    Общая инструкция: «Методика позволит нам ориентировочно определить, какие группы профессий являются для вас наиболее привлекательными».

2.    Все рисуют на обычном тетрадном листочке в клетку, положенном горизонтально бланк ответов для первой части методики (см. Приложение 1).

3.    Психолог зачитывает вопросы (см. Приложение 3 - Вопросы для «За и против – 1»), а каждый клиент проставляет в соответствующих клетках бланка баллы, означающие его желание выполнять на работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие).

4.    Подсчет результатов:

-        Сначала перед всеми баллами во второй и четвертой колонках проставляется знак «минус»;

-        Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается алгебраическая сумма всех баллов и результат выписывается справа от бланка (см. Приложение 1, графа «Сумма баллов») – в итоге получается двадцать результатов, соответствующих двадцати группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули).

5.    Далее психолог зачитывает нормы отдельно для мужчин-мальчиков и для девушек (см. Приложение 6, «Нормы» для «За и против – 1»).

6.    После зачитывания нормы по каждой из двадцати групп профессий сам клиент подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

-        Клиент выписывает каждую норму справа от колонки «Сумма баллов», в другой колонке - «Нормы» (чтобы нормы находились перед глазами – для простоты расчетов);

-        Если результат попадает в «норму», то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, результат – (-2), а «норма» - (-6, +3); результат находится в пределах от (-2) до (+4), следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). Справа от «нормы», в графе «Результаты» (см. Приложение 1) выписывается «0» («ноль»).

-        После этого определяется разница между своим результатом и крайним (ближним) значением нормы, например, результат – (+5), а «норма» - (-4, +3); вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) – (+3) = (+2). В данном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий – соответственно, в графе «Результаты» выписывается «+2». Или другой пример: результат – (-7), а «норма» – (-2, +2); вычитаем из своего результата крайнее, т.е. ближнее значение нормы: (-7) – (-2) = (-5). Здесь скорее можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий – в графе «Результаты» выписывается «-5» и т.п.

7. После определения соответствия своего результата с нормой психолог зачитывает название группы профессий, а клиент выписывает это название в графе «Профессии». Далее определяется соответствие по следующей профессии и т.д.

8.    В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то группам профессий результаты плюсовые (интерес к соответствующим профессиям имеется), по каким-то – нули (интерес не выраженный), а где-то – минусы (интерес отсутствует

КАРТА   МИРА   ПРОФЕССИЙ

Условное название типа профессий

Характеристика предмета труда

Профессионально-техническое образование

Средне-специональное образование

Высшее образование

«Человек-природа»

Живые организмы, биологические, микробиологические процессы

Плодоовощевод, животновод

Техник-лесовод, зоотехник

Зооинженер, агроном, ветеринар,

«Человек-техника»

технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы

Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик

Техник-технолог, техник -строитель

Инженер- технолог, инженер-электрик

«Человек- человек»

Люди, коллективы, группы, социальные процессы

Продавец, парикмахер, учитель, воспитатель

Медсестра, воспитатель д\у,

Учитель, инженер-организатор

«Человек-знак»

Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы)

Наборщик, чертежник, оператор ЭВМ

Инспектор-финансист, экономист-плановик

Инженер-экономист, редактор, ученый теоретик

«Человек- художественный образ»

Художественные образы, их свойства, элементы

Гравер, лепщик архитектурных деталей

Декоратор- оформитель, скульптор- исполнитель

Художник- конструктор, художник по проектированию интерьера

Я-

«Человек-

Вы уже знакомы с типами профессий. Допустим, что приведенная таблица отражает склонность человека к разным типам профессий. Отметьте в графе я-«человек-? склонность  к какому – либо типу профессии (либо уже выбранному типу)

СХЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИЙ

Типы профессий (ПТЧЗХ)

Классы профессий (ГПИ)

Отделы профессий (РМАФ)

Группы профессий (БОНМ)

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

  • « Человек- природа» (П). Здесь главный , ведущий предмет труда- живая природа. К этому типу относятся , например, профессии: семеновод, плодоовощевод, лаборант государственной семенной инспекции, мастер – животновод, лаборант химико-бактериологической инспекции, химико-бактериологического анализа, зоотехник, агроном.
  • Среди профессий типа «человек-природа» можно выделить: профессии, предмет труда в которых – растительные  организмы
  • Профессии, предмет труда в которых – микроорганизмы.

Указанное разделение не означает, конечно, что труд человека по профессиям типа «человек- природа» направлен  только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например - работают в коллективе, используют технику и т.д., но главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и среда их существования.

При выборе профессии данного типа важно разобраться как относитесь к природе: как к месту для отдыха, развлечений или как к мастерской, в которой вы, собираетесь отдавать все силы производству той или иной продукции? Следует учесть и особенность объектов труда - они сложны, изменчивы, нестандартны. Растения, животные живут, развиваются, гибнут. Работнику надо не только много знать, но и предвидеть возможные изменения. От специалиста требуется инициатива, самостоятельность в решении трудных задач, заботливость, дальновидность.

  • «Человек – техника» (Т). В этом типе профессий главный, ведущий предмет труда  - технические объекты, (машины, механизмы..).материалы, виды энергии. На них во многом похожи и объекты неживой природы (недра Земли, почва, вода, продукты лесного и сельского хозяйства). Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику. Водитель автобуса- общается с пассажирами.
  • «Ч-Т» - выделим профессии:

- По обработке и использованию металла, механической сборке, монтажу машин, приборов - токарь, оператор станков с программным управлением, слесарь- инструментальщик, техник – металлург, электросварщик,

- Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств – слесарь –ремонтник, наладчик технологического оборудования, инженер-механик…

- Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций: арматурщик-бетонщик, электросварщик, слесарь-судоремонтник…

- Профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов: судовой, монтажник радиоаппаратуры, электрослесарь, наладчик станков с программным управлением, техник электросвязи…

- Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомеханик по обслуживанию и ремонту радио- и телевизионной аппаратуры, электрослесарь, наладчик станков с программным управлением, техник электросвязи, радиофизик…

- Профессии с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими: водитель автомобиля, докер-механизатор, пилот гражданской авиации…

- Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства:

Повар, пекарь, инженер- технолог по переработке пищевых продуктов и др.

КЛАССЫ  ПРОФЕССИЙ

Классы профессий

Цель труда

Примеры профессий

гностические

Распознать, различить, оценить, проверить

Контролер, сборщик часов, осмотрщик вагонов, товаровед, эксперт, следователь

преобразующие

Обработать, переместить, организовать, преобразовать

Паркетчик, слесарь, портной, водитель, преподаватель, живописец по росписи фарфора

изыскательные

Изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать

Закройщик, разметчик,селекционер, конструктор, художник - оформитель

Вы, уже отметили тип профессии. Теперь внимательно  изучив классы профессии, отметьте к какому классу относится ваша профессия.

Несмотря на разнообразие целей труда профессии можно разделить на три большие класса:  

   Гностические -  от латинского «гнозис» - знание, познание.  То есть профессии познавательные, связанные с умственным трудом.

 Цели труда в этом классе профессий могут быть разнообразными и не связанными работой за столом, в кабинете (например -, контролеры, сортировщик): сортировать, проверять, оценивать.

Преобразующие – в данном классе необходимо отметить особенность, здесь практическое преобразование предмета труда предполагает умственную деятельность работника. Она часто скрыта от внешнего наблюдателя.

Изыскательные - поиск чего – то неизвестного.

ОТДЕЛЫ ПРОФЕССИЙ

Отделы профессий

Примеры профессий

Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением -М

Токарь, водитель, машинист тепловоза, оператор связи

Профессии, связанные с использованием ручного труда -Р

Столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир. Музыкант, хирург

Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов - А

Сталевар, печатник. Оператор прокатных станов

Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда -Ф

Преподаватель, актер, дирижер, режиссер

Ваша профессия относится к профессиям, связанным с ________________

__________________________________________________________________

ГРУППЫ    ПРОФЕССИЙ

Группы профессий

Примеры профессий

Труд в условиях обычного (бытового)микроклимата -Б

Бухгалтер, экономист, чертежник, учитель

Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности -О

Строитель, пожарник , овощевод,

Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями -Н

Летчик, шахтер, водолаз, фармацевт

Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье людей, за большие общественные, материальные ценности -М

Учитель, врач, следователь, инженер по т\безопасности

Ваша профессия относится к труду с ____________________________________________________________

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ (Дж. Холланд – 1966 г.)

Реалистический                                             Интеллектуальный

Социальный                                                   Конвенциональный

Предпринимательский                               Художественный

Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

  1. Реалистический - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств
  2. Интеллектуальный - на умственный труд
  3. Социальный - на взаимодействие с социальной средой
  4. Конвециональный - на четко структуированную деятельность
  5. Предпринимательский – на руководство людьми и бизнес
  6. Художественный – на творчество

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные  достижения и карьера

СВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И ТИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Тип личности

Тип профессиональной среды

Р

И

С

К

П

Х

Реалистический(Р)

++

+

- -

+

-

-

Интеллектуальный (И)

+

++

-

-

- -

+

Социальный (С)

- -

-

++

-

+

+

Конвециональный(К)

+

-

-

++

+

- -

Предпринимательский (П)

-

- -

+

+

++

-

Художественный (Х)

-

+

+

- -

-

++

Примечание: в таблице приняты следующие условные обозначения:

++ тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде

+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде

- тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде

- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал диагностические методики, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Тема: «Жизненные планы»

Цель: Целеполагание в профориентационных играх перенести в жизненные ситуации и научить составлять карту жизненного пути при определении профильного выбора.

Задачи:

  • Активизировать подростков на коллективную работу в группах и самостоятельно.
  •   Составлять «Карту моего будущего»
  • Учиться исправлять, признавать ошибки
  • развить у подростков чувство ответственности и уверенности в себе

1.ПРИВЕТСТВИЕ – на выбор обучающихся.

2. ТЕСТ.

Инструкция: оцените по 10 бальной шкале справедливость высказываний относительно Вашей работы на занятиях.

  • Мне было легко и просто воспринимать информацию на занятии. Иногда мне казалось, что это для меня знакомо, просто я об этом никогда не задумывался (лась)
  • Сегодня я был (а) крайне внимателен к просиходящему без особого напряжения со своей стороны.
  • Я могу почти дословно воспроизвести все происходящее на уроке, думаю, что запомню это надолго, потому что для меня это важная информация.
  • Я отчетливо представляю себя в роли представителя профессий того профильного направления, который я выбрал
  • Думаю, что я обладаю способностями к данной профессиональной деятельности.
  • Мне интересно решать задачи, которые были поставлены на занятии. Мне было легко мобилизовать себя на работу
  • Я испытываю эмоциональное удовлетворение своей деятельностью на занятии.
  • Я могу объяснить, почему я сегодня так старался и хорошо понимаю смысл данной профессиональной деятельности на занятии.

Моя позиция на занятии сегодня:

- агрессивное неприятие (0баллов)

- избегание по-тихому (2 балла)

- работа по инструкции (4балла)

- внимательность и старание (6 баллов)- стремление что-то сделать по – своему (8 баллов)

- стремление усовершенствовать деятельность и максимально реализовать свои возможности (10 баллов)

3.Упражнение «Найди себя»

Цель: закрепить знания работы по карте мира профессий.

Инструкция: откройте карту мира профессий, отметьте на ней свой выбор, и выберите предпочтительные варианты предполагаемой трудовой деятельности ( по 1 варианту в каждом вопросе). Стр. 36 Н.Р.Огнева «Как выбрать профиль»

4.Упражнение «Это то, и  не то…»

Цель: напоминание о  признаках уверенного и порядочного человека.

 Инструкция: выберите для себя признаки уверенного человека.

  • спокоен, доброжелателен
  • дрожат руки
  • смотрит в глаза
  • не смотрит в глаза

вежлив, но настойчив

  • невежлив, но настойчив
  • быстрая и непонятная речь
  • не спешит, когда принимает решение
  • в споре говорит о поступках других, а не оценивает их
  • осуждает в разговоре других, себя высоко оценивает, хвалит
  • легко говорит о себе, не боится раскрывать свои чувства и мотивы поступков
  • не проявляет враждебности или агрессии
  • легко воспринимает критику
  • не воспринимает критику, кричит, доказывает, оправдывает себя
  • способность сказать «нет»
  • не может сказать «нет»
  • способность открыто говорить о своих чувствах и требованиях
  • способность устанавливать контакты, начинать и заканчивать беседу
  • способность открыто выражать позитивные и негативные чувства
  • просто получение того, чего вы хотите
  • неуважение к правам и чувствам других
  • воинственное и враждебное поведение, высмеивание других
  • выпяченная грудь и поднятый кверху нос
  • оскорбление и унижение других.

5. СОСТАВЛЕНИЕ «Карты моего будущего»

Инструкция:

Начертите карту своего будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых Вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути  к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов – целей», к которым Вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым Вы будете идти. Как Вы будете добираться к своим целям? Самым коротким путем или обходным? Какие препятствия Вам предстоит преодолеть? На какую помощь, Вы, можете рассчитывать? Какие местности Вам, придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места? Будете ли Вы, прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?

Личность и возможности ее развития

Цель: направить подростков на накопление знаний и умений менять себя, работать над собой, используя психологические тесты, упражнения при выборе профиля профессии.

 Приветствие.

1.Основсная часть.

« Умственное развитие, эмоции и чувства, самосознание и образ «я»

2.Упражнение. «Познай самого себя»

Инструкция: дополните следующие предложения и помните, что спонтанность является ключевым моментом. Здесь нет понятий «плохо» и «хорошо», все, что бы Вы ни делали, является для Вас правильным, и не испытывайте по этому поводу никаких сомнений.

Если бы я был(а) погодой, то_________________________________________________

Если бы я был(а) небом, то__________________________________________________цвета

 Если бы я был(а) цветком_______________________________________________________

 Если бы я был(а) домом, то_____________________________________________________ Если бы я был(а) животным, то__________________________________________________

 Если бы мои взаимоотношения с матерью и\или отцом были бы садом, то он бы был_________________________________________________________________________

Если бы моя жизнь была дорогой, то_____________________________________________

Если бы моя работа была возвышенностью, то______________________________________

Если бы я был в пруду со своими друзьями, то вода была бы__________________________

_____________________________________________________________________________

Если бы я мог вдохнуть запах чего-либо, я бы выбрал________________________________

_____________________________________________________________________________

Если бы я был(а) прикосновением, то люди бы чувствовали__________________________

_____________________________________________________________________________

3.Упражнение. «Разумное поведение»

«Помните об одном: очень немногое нужно, чтобы сделать жизнь счастливой»

     Марк Аврелий, римский император.

Окружающая природная среда нуждается не только, в нашем сочувствии, но и в конкретной помощи. Один из способов оказания такой помощи – ограничение своих потребностей, прежде всего таких, удовлетворение которых требует развития особенно вредных для экологии видов производства. Это не только благие призывы, но и и конкретные действия, которые облегчают экологическую нагрузку. Поэтому сейчас составьте список потребностей, от которых Вы могли бы отказаться.

Я готов отказаться от________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Практическая работа «Как выявить основные черты своего  характера?»

Инструкция:

У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили и еще многие другие, которые соединяются  по-разному, образуя характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». Насчитывается 1,5 тысяч наименований черт личности. Они могут быть и чертами характера, если отчетливо проявляются в деятельности человека. Для ознакомления приведем краткий перечень черт характера(по алфавиту).

Задание!

Проанализируйте свои возможности в овладении той или иной профессией. Для этого из приведенного выше перечня выберите 5-10 черт характера, которые, по Вашему мнению, определяют Ваш характер. Если в перечне нет той черты, которая свойственна Вам допишите ее.

Затем возле каждой из черт поставьте порядковый номер, начиная с наиболее свойственной черты Вашего характера в порядке убывания их значимости.

Назовите черты характера, необходимые, по Вашему мнению, для успешной деятельности по избранной Вами профессии. Выпишите их во второй столбик.

А теперь сравните 1 и 2 столбик. Какие черты характера отсутствуют?

№1                                                                                    №2

Рефлекия:

  • Мне понравилось на уроке___________________________________________
  • Я взял себе на вооружение___________________________________________
  • Это надо запомнить_________________________________________________
  • Над этим можно поработать_________________________________________
  • С этим можно поспорить____________________________________________

Прощание: выберите способ прощания (мимика, жесты, речь)

Как хорошо, что МЫ были вместе!

Формирование профессионального самовоспитания.

Цель: оценить свой характер, интересы и способности их значимость в профессиональном выборе, используя психологические тесты, упражнения при выборе профиля профессии.

Приветствие.(выбрать вид общения в приветствии: вербальное или невербальное)

1.Основсная часть.

Выбор профессии. Профессиональный план. Советы по профессиональному самовоспитанию:

Что такое?: самопознание, самообразование, самоубеждение, самоконтроль.

2.Практическая работа. «Проверь самого себя»

Инструкция: попробуйте составить  свою программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии. Для этого:

1. Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.

2.Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть, подавить для успеха в будущей профессиональной  в профессиональной деятельности.

3.наметьте серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидацию (устранение) каждого качества.

4. Определите примерный срок, в течение которого вы будете ждать успеха.

Проверьте себя:

-любой ли профессией может овладеть человек?

-К каким качествам человека предъявляет требования профессия?

-как вы понимаете выражение «интерес», «профессиональный интерес»

-каковы характерные признаки наличия у человека определенного интереса?

- что надо делать, чтобы закрепить интерес?

-какие из видов интереса вы выбираете: по содержанию, по широте: разносторонние или узкие, направленные на один предмет, глубокие или поверхностные, по длительности: устойчивые и неустойчивые.

- связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

-что такое склонность? (стремление заниматься определенной деятельностью или сочетание интереса и стремление действовать в этом направлении?)

- в чем сходство интересов и склонностей?

-всегда ли познавательные интересы перерастают профессиональные?

- можно ли управлять своими интересами?

-можно ли выразить формулой: интересы: «хочу знать», а склонность «хочу сделать»

-что такое способности? (индивидуальность человека, дар природы, результат труда)

-что такое темперамент? (врожденная и формируемая особенность человека)

-Какие типы темпераментов вы знаете?

-что такое профессиональная пригодность?

-как вы понимаете «индивидуальный стиль работы?»

-Что такое внимание? -важно ли развивать свою память?

-нужно ли учитывать свою память при выборе профессии?

-характер человека - это особенность человека или результат его труда над собой?

- можно ли формировать профессиональную пригодность? Приведите примеры.

 

Рефлекия:

  • Мне понравилось на уроке___________________________________________
  • Я взял себе на вооружение___________________________________________
  • Это надо запомнить_________________________________________________
  • Над этим можно поработать_________________________________________
  • С этим можно поспорить____________________________________________

Прощание: выберите способ прощания (мимика, жесты, речь)

Прощание: выберите способ прощания (мимика, жесты, речь)

Практическая работа:

 сначала прочитайте весь текст, затем подумайте каждой частью практической работы  и смело приступайте к выполнению!

«Проверь самого себя»

Инструкция: попробуйте составить  свою программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии. Для этого:

1.Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть, подавить для успеха в будущей профессиональной  в профессиональной деятельности.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.наметьте серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидацию (устранение) каждого качества.

Ваши действия:________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Определите примерный срок, в течение которого вы будете ждать успеха:

3месяца,  6 месяцев, год,жизнь__________________________________________________

«Проверьте себя»:

Любой ли профессией может овладеть человек?__________________________________

____________________________________________________________________________

К каким качествам человека предъявляет требования профессия?_____________________

____________________________________________________________________________

Как вы понимаете выражение «интерес», «профессиональный интерес»_______________

____________________________________________________________________________

Каковы характерные признаки наличия у человека определенного интереса?____________________________________________________________________

Что надо делать, чтобы закрепить интерес?_______________________________________

_____________________________________________________________________________

Какие из видов интереса вы выбираете: по содержанию, по широте: разносторонние или узкие, направленные на один предмет, глубокие или поверхностные, по длительности: устойчивые и неустойчивые.(подчеркните)

Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?___________________________________________________________________

Что такое склонность? (стремление заниматься определенной деятельностью или сочетание интереса и стремление действовать в этом направлении?)- подчеркните)

В чем сходство интересов и склонностей?__________________________________________

_____________________________________________________________________________

Всегда ли познавательные интересы перерастают профессиональные?_________________

_____________________________________________________________________________

Можно ли управлять своими интересами?(как)____________________________________

_____________________________________________________________________________

Можно ли выразить формулой: интересы: «хочу знать», а склонность «хочу сделать»_____________________________________________________________________

Что такое способности? (индивидуальность человека, дар природы, результат труда) (подчеркните)

Что такое темперамент? (врожденная и формируемая особенность человека) (подчеркните)

Какие типы темпераментов вы знаете? ___________________________________________

Что такое профессиональная пригодность?________________________________________

____________________________________________________________________________

Как вы понимаете «индивидуальный стиль работы?»______________________________

Что такое внимание?__________________________________________________________

Важно ли развивать свою память?_______________________________________________

Нужно ли учитывать свою память при выборе профессии?__________________________

____________________________________________________________________________

Характер человека - это особенность человека или результат его труда над собой? (подчеркните)

Можно ли формировать профессиональную пригодность? Приведите примеры._____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Д \ задание: придумайте свою схему «Проверь самого себя».

      ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ  «ПОВЕРЬ В СЕБЯ»

                                                                                                                                                                                   Вы тот, кто вы есть. По моему мнению

 все неприятности в мире происходят                                                                                                    от людей, которые  сами не знают , кто они

 или притворяются, что они — не они.

                                     (Лилиан Хеллман, драматур

                    Многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных  мыслей. Если вы узнаете себя, вы сможете быть честным с собой. Тогда вы будете способны сделать выбор и принять решение, которые подходят именно вам. Вы сможете  строить планы-на сегодня, завтра, на всю жизнь- своеобразно собственным представлением о себе. Нередко люди позволяют другим решать за себя, что сделать и как сделать и как думать. Зачастую им приходится идти наперекор собственной природе. И это порождает проблемы. Если вы всю жизнь проведете вопреки вашему складу  личности, то скорее всего, будете несчастливы.

                  Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. В данном в периоде присутствует и психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению. Общение детей со взрослыми имеет судьбоносное значение.. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность обучающихся  в доверительном общении в учреждении не всегда получает удовлетворение. Одно из возможных решений -  проведение разнообразных по форме занятий, способных помочь подросткам осознать свои силы и индивидуальность.

                    Основная идея этого занятия заключается в том, чтобы  не навязывать подростку чужое мнение, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть асоциальные стереотипы поведения.

     

                ЦЕЛИ:

  •   повышение ответственности подростков за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.
  • Развитие личностных качеств6 самооценки, уверенности  и в своих возможностях, умения управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим.

  ЗАДАЧИ:

  • обогатить формы общения подростков со сверстниками
  • сформировать у подростков потребность в самореализации
  • научить подростков отстаивать  и защищать свою точку зрения
  • развить у подростков чувство ответственности и уверенности в себе

  1. ПРИВЕТСТВИЕ

Сегодня мы будем говорить об особенностях личностного развития всех людей, значит и детей. Поскольку все мы разные, то и мнения  у нас по одному и тому же поводу могут быть разные. Не может быть правильных и неправильных мнений, все они имеют право быть высказанными. Они все в равной мере  ценны и принимаются независимо от того, согласны мы с ними или нет. Каждый имеет право быть услышаннм, никто не имеет право осуждать человека за высказанную позицию. Я надеюсь, основой нашего занятия станет доверие и искренность. Цель нашей работы — это познание и принятие самих себя, а через это — понимание и принятие других людей.

      Для начала давайте проведем с вами небольшой тест. В приведенном ниже списке выделены некоторые характерные поступки и черты неуверенных в себе людей. Прочитайте каждое утверждение и укажите, насколько оно применимо к Вам. Используйте ответы  «никогда», «иногда» и «всегда».

ТЕСТ

  • Мне неудобно выражать свои желания и чувства.
  • Я не люблю спорить и ссориться.
  • Мне трудно попросить о помощи или услуге.
  • Мне неудобно просить возвратить одолженную у меня вещь.
  • Когда другие просят меня об услуге, мне трудно отказать.
  • Я чувствую себя неловко, когда меня хвалят.
  • В компании я обычно молчу.
  • Мне трудно выразить свою заботу или любовь.
  • Я не могу попросить замолчать человека, который мне мешает.
  • Мне трудно смотреть в глаза тому, с кем я разговариваю.
  • У меня проблемы с выступлениями на публике.
  • Я чувству. Неуверенность в себе.
  • Мои знакомые говорят, что я недостаточно уверен в себе.

Много ли у Вас ответов «всегда»? Если больше одного-двух, значит вам стоит узнать побольше о том, как неуверенность в себе отравляет вашу жизнь.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Ураган»

Цель: дать возможность детям проявить фантазию, возможность увидеть общее.

Инструкция: ведущий стоит в центре круга. Он предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком. Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место на стуле в кругу. Оставшийся без места участник становится  ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «УРАГАН», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

 Упражнение «Подарок»

Цель: создание теплой атмосферы, тренировка умения пользоваться невербальными средствами общения.

Инструкция: Все стоят лицом в круг. Ведущий говорит6 «Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы каждый из вас должен будет изобразить какой -либо предмет и передать его соседу справа (мороженное, цветок, конфету и т. д.) Пусть каждый придумает подарок для своего соседа, у вас есть несколько минут. Потом тот, кто захочет быть первым, без слов вручает свой подарок соседу, тот следующему, и так, пока все не получат подарки. При этом показать подарок нужно так, чтобы все могли догадаться, что это такое». Когда последний  подарок вручен, каждый участник должен сказать, что он получил, а тот, кто вручал подарок, - что он подарил.

Упражнение «Я люблю.., Я не люблю»

Цель: получение опыта общения, оказания внимания другому человеку.

Инструкция: Мы будем бросать друг другу мяч, кто его поймает, будет говорить «Я люблю ...» и называть что-нибудь любимое. Можно называть действия, предметы, еду, напитки и т. п.

Комментарий: необходимо проследить, чтобы мяч побывал у всех участников. Затем те же самые действия проводятся со словами «Я не люблю....

Упражнение «Сила слова» - умей говорить приятные слова.

Рефлексия: обмен впечатлениями, чувствами, пожеланиями.

ЗАНАТИЕ

«Уверенность в себе — это способность»

Уверенность в себе — это способность

полагаться на себя, это отвага мыслей,

чувств и поступков.

                                                           (Поль Ванцвайг, психолог)

Цель: развитие уверенности в себе

  Инструкция: написать на листке бумаги:

  • три фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен...»
  • Три фразы, начинающиеся со слов «Я не могу..»
  • три фразы, начинающиеся со слов «Я боюсь...»

Объединиться в пары и прочитать друг другу то, что вы написали. Затем написать эти предложения, заменив слова:

  • Я должен» на «Я хочу»
  • «Я не могу» на «Я не хочу»
  • «Я боюсь» на «Я не хотел бы»

Прочитайте их друг другу снова. Как изменились ощущения.

Комментарий: после выполнения упражнения проводится обсуждение в общем кругу. Ведущий подчеркивает важность того, какие слова использовались в общении с окружающими и для обращения к самим себе. Указывает на слова, которые препятствовали установлению внутреннего равновесия, и те, которые этому способствовали. Называет некоторые из слов неудачника: невозможно, попытаться, ограничения, трудно, обязан, должен и т.п.

3. Упражнение «Я люблю.., Я не люблю»

Цель: получение опыта общения, оказания внимания другому человеку.

Инструкция: Мы будем бросать друг другу мяч, кто его поймает, будет говорить «Я люблю ...» и называть что-нибудь любимое. Можно называть действия, предметы, еду, напитки и т. п.

Комментарий: необходимо проследить, чтобы мяч побывал у всех участников. Затем те же самые действия проводятся со словами «Я не люблю....

Упражнение «Сила слова»

привести примеры положительных сильных фраз – «Я верю в тебя»

привести примеры отрицательных сильных фраз – «Ты неудачник!»

Ведущий организует обмен мнениями.

Ведущий: уверенные действия предполагают, что вы знаете, как выразить свои мысли, желания и чувства, чтобы не задеть чувства других и не унизить их. Твердо выражая свои интересы, вы не дадите никому использовать вас и при этом не будете чувствовать вину. Очень часто уверенность предполагает и способность выражать такие чувства, как заботу и любовь. Уверенность в себе предусматривает, что вы можете как делиться, так и получать позитив, будь то комплименты, благодарности или любые другие способы выражения признательности. Вы не робки и не агрессивны, вы никого не обижаете. Вы знаете, что ваши действия правильны, и уберегаете себя от стрессов.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1:

признаки уверенного человека

  • спокоен, доброжелателен
  • смотрит в глаза
  • вежлив, но настойчив
  • не спешит, когда принимает решение
  • в споре говорит о поступках других, а не оценивает их
  • легко говорит о себе, не боится раскрывать свои чувства и мотивы поступков
  • не проявляет враждебности или агрессии
  • легко воспринимает критику

Уверенное поведение включает в себя:

  • способность сказать «нет»
  • способность открыто говорить о своих чувствах и требованиях
  • способность устанавливать контакты, начинать и заканчивать беседу
  • способность открыто выражать позитивные и негативные чувства

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Твердость и уверенность в себе — это не.......

  • просто получение того, чего вы хотите
  • неуважение к правам и чувствам других
  • воинственное и враждебное поведение, высмеивание других
  • выпяченная грудь и поднятый кверху нос
  • оскорбление и унижение других.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №3

несколько советов о том, как стать увереннее в себе

Смотрите на других. Следите за уверенными действиями окружающих и особенно тех, кого вы уважаете за твердость характера.

Следите за собой. Записывайте, как вы ведете себя в разных ситуациях. Ничего особенного- обычные личные записи.

Начинайте с малого. Начните с ситуаций, в которых вы чувствуете себя почти уверенно. Затем перейдите к тому, что вызывает в вас большое волнение, не ждите быстрых перемен. Чтобы стать тверже, вам нужно стереть многие годы покорности. А на это нужно время.

Не будьте слишком строги к себе. Не наказывайте себя за неуверенный поступок. Просто отметьте, что вы сделали не так, и постарайтесь в будущем не повторять этой ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"

Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...

Родительское собрание 9-м классе "Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей

Родительское собрание 9-м классе"Важность   выбора профессии. Сопровождение  и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей" "Профессия — эт...

Профориентация. Дневник по выбору профессии.

Профориентация. Дневник по выбору профессии....